РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
статья
Аннотация.
В статье раскрывается актуальность развития ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования. Акцентировано внимание на интерактивных методах обучения и использовании ИКТ-технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Приведены примеры интерактивных методов обучения при реализации образовательных областей дошкольного образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, ИКТ-компетентность педагога, интерактивное обучение, интерактивные методы, ИКТ-технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctattya_ikt.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ошроева Любовь Валерьевна
МДОУ детский сад «Светлячок»
д. Гавриловка
Воспитатель
2020
Аннотация.
В статье раскрывается актуальность развития ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образования. Акцентировано внимание на интерактивных методах обучения и использовании ИКТ-технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Приведены примеры интерактивных методов обучения при реализации образовательных областей дошкольного образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, ИКТ-компетентность педагога, интерактивное обучение, интерактивные методы, ИКТ-технологии
Современное общество предъявляет особые требования к личности педагога дошкольного образования, их способности развиваться, быть мобильными, динамичными, конструктивными, уметь взаимодействовать, проявлять ответственность за результаты своей профессиональной деятельности и самостоятельность в принимаемых решениях, др.
В соответствии с ФГОС ДО воспитательно-образовательный процесс должен строиться с применением активных и интерактивных форм обучения с целью развития личности ребенка, формирования его умений и навыков. Использование интерактивных методов обучения экономит время, повышает эффективность подачи изучаемого материала, позволяет задействовать сенсорные системы воспитанников, снизить нервную нагрузку у детей, др.
Дадим характеристику некоторых интерактивных методов и технологий, которые применяются при реализации различных образовательных областей в дошкольном образовании.
«Хоровод» – позволяет сформировать у дошкольников первоначальные навыки произвольного поведения. Поскольку ребенок не способен самостоятельно выполнить задание, необходимо, чтобы сначала взрослый стал ведущим. Воспитатель при применении необходимых предметов демонстрирует детям правила выполнения задания по очереди, что, в свою очередь, дает возможность воспитать у детей умение слушать других.
«Интервью» – используется с целью закрепления или обобщения ранее полученных знаний и подведения итогов работы. «Интервью» позволяет в достаточно активной форме развивать у ребенка диалогическую речь, побуждая к реализации взаимодействия «взрослыйребёнок», «ребёнок-ребёнок».
Кейс-технологии. Анализ проблемы – это сущность кейс-технологий. Анализ, представляя собой логическую операцию мышления, способствует речевому развитию детей, «так как речь – это форма существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
Игровая деятельность – ведущая для дошкольников. В процессе игры происходит формирование и развитие его личности. Компьютерная игра является компьютерным заданием, которое выполняется детьми в игровой форме. Использование компьютерных игр на интерактивном оборудовании способствует развитию познавательного интереса к изобразительной деятельности, освоению новых знаний, представлений и использования их в различной деятельности. В качестве приема можно применять компьютерные игрыраскраски. Благодаря их яркости и красочности развивается воображение, художественный вкус. Они позволяют тренировать зрительную память, способствуют развитию моторики, сенсорики, бинокулярного зрения. Не менее результативным является использование в процессе ознакомления старших дошкольников с народным творчеством конструкторских ЭОР. Это интерактивная мастерская, которая позволяет создавать и расписывать предметы декоративно-прикладного искусства. Данный ресурс создан для того, чтобы дети могли самостоятельно вести познавательно-исследовательскую и продуктивно-творческую деятельность на основе средств ИКТ.
Программный пакет Mimio Studio создан для подготовки презентаций и представляет собой инструмент, при помощи которого можно рисовать на интерактивной доске. К его плюсам относятся:
- простота использования оборудования и ПО mimio для детей;
- проекционный экран легко можно превратить в интерактивную мультимедийную доску; - возможность реализации функций графического планшета большого размера.
Расположенная на экране панель инструментов позволяет использовать их для рисования, черчения, управления презентацией. Кроме того, можно осуществлять запуск специальных приложений mimio studio, импорт изображений, мультимедиа файлов, снимков экранов.
Самой популярной формой использования ПО mimio Studio является создание mimioпрезентаций. Mimio-презентации отличаются от презентаций PowerPoint тем, что представляют собой интерактивную среду, которая позволяет не только видеть изображение, но и изменять его при помощи панели инструментов. Такие презентации дают возможность самостоятельно исследовать образовательный материал, успешно выполнять задания и мотивировать детей к познанию. С помощью ПО Mimio Studio можно создавать mimio-игры, практические виртуальные задания, которые используются в качестве демонстрационного материала в процессе объяснения новой темы, при организации праздников, викторин, конкурсов. Преимущество mimio-игр перед традиционными дидактическими или компьютерными играми заключается в том, что они интерактивны и вариативны. Это позволяет осуществлять разнообразный выбор решений.
Таким образом, использование методов интерактивного обучения – это область профессиональной деятельности, отличающаяся креативностью и перспективной направленностью. Посредством интерактивного обучения можно реализовать возможности развития ребенка дошкольного возраста с учетом его индивидуальных психологических характеристик. Использование интерактивных технологий помогает обогатить знания детей, сформировать у детей «картинку» окружающего мира, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а также побуждает ребенка к активному взаимодействию в системе общественных социальных отношений.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости развития и повышения ИКТкомпетентности педагога, как в процессе профессиональной подготовки, так и в условиях дошкольной образовательной организации. Под ИКТ-компетентностью понимается умение педагога решать различного рода учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. К профессиональной ИКТ-компетентности относятся следующие составляющие (компетенции):
- базовые ИКТ-компетенции: умение «нажимать на кнопки», обладание знаниями о ПК, возможностях и функциях различных программных продуктах, а также об ограничениях, которые связаны с их использованием;
- продвинутые ИКТ-компетенции: следующая ступень навыков и знаний, на которой среда информационного общества исследуется детальнее, приобретаются новые знания и навыки, позволяющие осуществить поиск, фиксацию и модификацию, а также сформировать какую-либо новую информацию;
- высокие ИКТ-компетенции: уровень пользователей, которые уже знакомы с «плюсами» и «минусами» ИКТ, понимают, что в информационной среде также существуют моральные и этические нормы, обычаи и права, как и в повседневной жизни.
Подчеркнем, что ИКТ-компетентность педагога отражается в его готовности и умении самостоятельно использовать ИКТ-технологии при реализации профессиональной деятельности, что соответствует потребностям современного общества и требованиям образовательной политики. Формирование у педагога ИКТ-компетенций должно происходить в аспекте развивающего характера. Непосредственно процесс развития ИКТкомпетентностей осуществляется как переход на новый, более совершенный уровень.
Список литературы
1. Белинова, Н. В. Учебно-воспитательный дискурс как средство формирования коммуникативных умений будущих педагогов дошкольного образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.В. Белинова / Вятский государственный гуманитарный университет. Киров, 2005.
2 Белинова, Н. В. ИКТ в профессиональной подготовке педагога к развитию речи детей / Н.В. Белинова, Н.Ф. Никитина // Государственный советник 2018. № 3 (23). С. 32-35.
3. Белинова, Н. В. Готовность педагогов к внедрению инновационных технологий речевого развития в образовательный процесс детского сада / Н.В. Белинова, А.В. Хижная, Т.А. Конакова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2019. № 8. С. 1-12. 4. Бичева, И. Б. Развитие инновационности будущего педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2019. № 2 (30). С. 237-247.
- Бичева, И. Б. Развитие информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов в образовательном процессе вуза / И.Б. Бичева, А.Ю. Старикова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научнопрактической конференции (заочной) с международным участием, отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 300-303.
- Бичева, И. Б. Кейс-задача как инновационный способ подготовки будущих педагогов / И.Б. Бичева, А.В. Хижная, А.В. Емелина, Н.В. Баскакова // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56 (8). С. 35-41.
- Каштанова, С. Н., Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания / С.Н. Каштанова, Н.В. Белинова // Вестник Мининского университета.
2016. № 4 (17). С. 11.
8. Красильникова, Л. В. Внедрение инновационных технологий речевого развития воспитанников дошкольной образовательной организации / Л.В. Красильникова, Н.В. Вялова, С.А. Зайцева // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 3. С. 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО»
Стать будет интересна старшим воспитателям ДОУ...
«Траектория развития профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации Программы»
В статье актуализируется компетентностный подход в эпоху нового качества образования, где основной задачей в преобразовании структуры управления определен алгоритм движения от понятия "Квалификаия" к ...
Круглый стол. Выступление «Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития творческой инициативы педагога и реализации педагогических технологий при подготовке детей к школьному обучению»
Выступление на РМО воспитателей групп старшего и младшего дошкольного возраста...
Развитие профессиональной компетентности педагогов как условие успешной реализации инновационного проекта
Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций в целом составляют профессиональную компетентность субъекта деятельности, в нашем...
Педагогический совет: "Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов при реализации ФГОС дошкольного образования"
Цель: оценка роли инновационной деятельности педагогами, как важнейшего фактора повышения качества образования при реализации ФГОС дошкольного образования....
Система методической работы по развитию технологической компетентности педагогов ДОО в условиях реализации современных образовательных стандартов.
Актуальность заключается в том, что необходима организация такой системы методической работы, которая бы способствовала раскрытию творческого потенциала каждого педагога, нацеливала коллектив на...
Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»
В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...