«Траектория развития профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации Программы»
статья ( группа) на тему
В статье актуализируется компетентностный подход в эпоху нового качества образования, где основной задачей в преобразовании структуры управления определен алгоритм движения от понятия "Квалификаия" к понятию "Компетентность". Применяя технологии творческого решения актуальных вопросов жизни общества и профессиональной деятельности, педагоги демонстрируют качества компетентности, самостоятельно составляя формулы "успеха", модели возрастной компетентности ребенка-дошкольника и компетентного педагога на пути поэтапного вхождения в инновационную деятельность в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kompetentnost.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Филина Марина Ивановна, старший воспитатель государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 67 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга.
Тема: «Траектория развития профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации Программы»
В начале 1990-х годов Международная организация труда ввела в обиход понятие «ключевые компетенции» в квалификационные требования к специалистам в системе последипломного образования. Через несколько лет это понятие вошло в обиход системы профессионального образования. Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Стандартной схемы «знания – умения – навыки» для определения соответствия выпускника школы запросам общества уже недостаточно, традиционные ЗУНы уступают позиции компетенциям.
В Концепции дошкольного воспитания указывается, что педагог-воспитатель - главное действующее лицо педагогического процесса. Педагог самой жизнью поставлен в позицию того, кто вдохновляет: он ведет детей, обучает и воспитывает. В детском саду воспитание осуществляется, прежде всего, его примером, его обликом, его внутренним состоянием. Исследования подчеркивают, что успешное развитие ребенка дошкольного возраста, его личностная активность и социальная самостоятельность напрямую зависит от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого.
Пункт 3.4. ФГОС дошкольного образования гласит о том, что педагоги должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6.8). На этапе завершения дошкольного образования «ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности» - целевой ориентир достижений ребенка п.4.6.ФГОС.
В ФГОС дошкольного образования учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Содержание основной образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать пять образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод, что профессиональная компетентность и возрастная компетентность ребенка-дошкольника тесно взаимосвязаны между собой.
Актуализация компетентностного подхода в профессиональном совершенствовании педагогов возникает у образовательных учреждений неслучайно. Результаты педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования (п. 3.2.2. ФГОС)) указывают на недостаточное применение детьми в повседневной жизни и на уроках в школе полученных знаний и опыта в конкретной ситуации и при данных обстоятельствах. У детей наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере, они испытывают барьеры в общении, а это означает, что существует риск дезадаптации на фоне стрессовой ситуации. Задача педагога грамотно организовать ценностно-ориентированную детскую деятельность, уметь оперативно отреагировать на возникающие проблемные ситуации.
Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального маршрута, образовательной траектории ориентированной на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ребенка на различных этапах его жизненного пути. Эффективно формировать и развивать профессиональную компетентность в условиях образовательного процесса в ДОУ помогает применение педагогами современных психолого-педагогических технологий, методов обучения и развития, которые позволяют акцентировать внимание на таких важных составляющих личностного потенциала как самоуправление, саморегуляция, самоконтроль и самообучение. Эти составляющие обеспечивают развитие ключевых компетенций в соответствии с потребностями личности, её способностями, физиологическими возможностями и т.д.
Поэтапное вхождение в инновационную деятельность способствует развитию профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС, где посредством выхода на коллективное целеполагание с обозначением продуктов общего дела обеспечивается качественное преобразование всей системы управления ДОУ. Стержень эффективности формирования и развития профессиональной компетентности заключается в мотивационной установке к организации ценностно-ориентированной деятельности (Я МОГУ):
• создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, способствовать развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
• использовать современные педагогические технологии для обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования
• отслеживать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней
• способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
Одним из обязательных условий управленческой деятельности в режиме развития станет погружение каждого отдельного педагога и педагогического коллектива в целом в проблемно ориентированный анализ работы учреждения, где оценивается вклад каждого участника образовательного процесса, анализируются их сильные и слабые стороны с указанием причин тормозящих достижение конкретной цели с выходом на обозначение проблемы.
Для обеспечения каждому педагогу условий для самовыражения старшему воспитателю важно знать уровень их профессионализма, потенциальные возможности личностного роста и предпочтения.
Чтобы спланировать методическую работу с педагогическими кадрами необходимо выявить потребности воспитателей и других специалистов образовательного учреждения в личностном и профессиональном росте, через анкетирование или сбор-заказ на организацию методической поддержки и определить уровень профессионального мастерства. Используя материалы исследования готовности педагогов-воспитателей применять знания и опыт в конкретной ситуации для формирования и развития возрастной компетенции воспитанников, в результате, можно выделить три группы состояния профессиональной компетентности:
- Педагоги, имеющие достижения в профессиональной компетенции со способностью к целеполаганию и творческому самовыражению, идейные, умеющие применять в практике подходы ценностно-ориентированной детской деятельности.
- Педагоги, проявляющие активность и стремление к творчеству у которых сформирована мотивационная установка на развитие профессиональной компетенции. В организации воспитательного процесса используют личностно-ориентированную технологию.
- Педагоги, испытывающие потребность в безопасности жизнедеятельности, ориентированные в основном на внешние стимулы, не отрицающие профессиональный рост. Взаимодействие с детьми на уровне субъект-субъектных отношений.
Непрерывное отслеживание процесса развития профессиональной компетенции педагогов - условие качества образовательной деятельности в ДОУ. Инструментами мониторинга служат оценочные карты (по Е.А. Панько и др.), экспресс методики, диагностические карты И.Ю. Соколовой, анкеты затруднений, самодиагностика, рефлексия.
Технология рефлексии, то есть размышление о происходящем в собственном сознании с позиции результативности деятельности включает в себя три части:
- Исследовательская часть: Что я сделал (результат)? Как я это сделал (средства, способы, «технологии)? Зачем я это сделал, ради чего?
- Критическая часть: То ли я сделал, что хотел? Так ли я сделал, как хотел? Как я отношусь к тому, ради чего я это сделал?
- Нормативная часть: Что я буду делать впредь в подобных ситуациях? Как я буду делать впредь? Ради чего я буду делать то, что буду делать?
Рефлексия позволяет через анализ собственной деятельности выйти на целеполагание, превращая «сырой» опыт в осознанные знания. Однако, сумма знаний и умений специалиста не оценивает его как профессионально компетентностного, поскольку она может проявиться только в определенных ситуациях. Быть профессионально компетентным означает уметь показать в конкретной ситуации и при данных обстоятельствах полученные знания и опыт.
Для позитивной социализации ребенка в условиях развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, используя проективную технологию, как дидактическую систему развития компетентности всех участников образовательного процесса, намечен план мероприятий:
- семинарские занятия «Формула успешности саморазвития ребенка в компетентностном подходе»;
- педагогический совет «Базовые компетентности в процессе взаимодействия педагогов и воспитанников на пути к успеху в развитии у детей познавательных интересов и креативного мышления»;
- организационно-педагогическая работа с педагогами, включающая серии открытых занятий по взаимопосещению «Компетентен – значит успешен»;
- организационно-педагогическая работа с детьми, мероприятия с выходом на проявление возрастной компетенции воспитанников;
- родительский клуб по интересам «Уникум», для демонстрации талантов компетентных взрослых детям при организации встреч с интересными людьми;
- работа творческой группы педагогов для наработки практического материала по содействию и сотрудничеству детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений с целью полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения детского развития в условиях детского сада.
Таким образом, роль старшего воспитателя в развитии профессиональной компетентности педагогов главенствующая и сопряжена с уникальной способностью чувствовать тех, кто рядом. Умение понимать намерения педагогов, активизировать профессиональный потенциал, который способствует достижению целей, как каждого отдельного педагога, так и образовательного учреждения в целом. Качество работы будет зависеть от целевых установок на:
- Создание благоприятного психологического микроклимата в образовательном учреждении;
- Поддержание активности, стремления к творчеству, идейности;
- Формирование мотивационной установки к развитию профессиональной компетентности;
- Умение понимать намерения каждого педагога, создавать условия для развития творческой инициативы и самовыражения;
- Активное делегирование полномочий к процессу выработки решений на достижение поставленной цели;
- Стимулирование качества педагогической деятельности, включая неденежное стимулирование (одобрение, похвала, «авансирование» успешности);
- Организация методической помощи и поддержки в обобщении и распространении ППО;
- Использование различных методических методов и приемов, способствующих развитию личностного потенциала педагогов, таких как: самоуправление, саморегуляция, самоконтроль, самообучение.
Надо прикладывать усилия, работать над собой, анализировать каждый свой шаг на пути достижения цели, выявлять слабые стороны и самосовершенствоваться. От нас, взрослых зависит будущее наших детей.
Характеристика этапов развития профессионализма педагогов в сфере компетентностного подхода (КП) для создания условий развития детей дошкольного возраста
Компоненты компетентности педагогов | Психологическая компетентность | Информационно-познавательная компетентность | Организационно-педагогическая компетентность | Социальная компетентность |
Мотивационно-ценностный компонент (отношение педагога к использованию КП в реализации основной образовательной программы дошкольного образования) | Личная заинтересованность педагогов в построении образовательной деятельности на основе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка | Устойчивый интерес к применению КП в создании развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения максимальной реализации образовательного потенциала образовательного пространства (группы, территории), дидактического материала, оборудования и инвентаря | Желание передать свои знания и опыт в сфере КП участникам образовательного пространства (детям, коллегам и родителям) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей | Стремление быть инноватором и исследователем образовательной деятельности на основе КП. Развитие инициативы к созданию социальной ситуации для полноценного развития личности детей во всех основных образовательных областях |
Когнитивно-технологический компонент (степень владения КП и научно-методическими основами его использования в построении вариативного развивающего образования) | Представление о КП и его дидактических возможностях, в обеспечении вариативности и разнообразии содержания с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей | Поиск педагогических технологий и использование образовательных и интернет ресурсов в педагогической деятельности, обобщение и распространение положительного опыта КП | Владение разнообразными методическими приёмами использования КП посредствам создания образовательных проектов, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей | Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений на принципах КП на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения ребенка к миру, к себе и к другим людям |
Рефлексивно-проектировочный компонент (способность оценивать свой уровень владения КП и умением проектировать условия его повышения) | Самооценка собственной деятельности по освоению и использованию КП, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, проявляет инициативу в различных видах деятельности | Объективная оценка продуктов образовательной деятельности, разработанных на принципах КП на соответствие требованиям ФГОС | Взаимооценка результатов педагогической деятельности в сфере КП, умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории личного роста всех субъектов образовательной деятельности | Умение проводить оценку индивидуального развития детей с целью оценивания эффективности педагогических действий, лежащих в основе дальнейшего планирования и поиска путей совместного разрешения проблем в развитии детской компетентности, владение навыками командной рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Требования к кадровым условиям реализации ОП ДО. Профессиональный стандарт педагога"
Консультация подробно знакомит воспитателей с новым документом в сфере образования "Профессиональный стандарт педагога", вступающего в действие 1 января 2015 года. В частности с трудовыми функциями, у...
"Модернизация системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями государственного профессионального стандарта в образовании"
Методическая разработка представлена структурой, которая позволяет системно и целостно рассмотреть возможность преобразования управления с переходом на новый уровень, посредством использования мотивац...
Методическая работа как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Повышение эффективности методической работы с цель повышения профессионализма педагогов...
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)
Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...
Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста.
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система ...
Положение об индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Современному педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием. При этом необходимо грамотное методическое сопровождение его профессионального развития. Одной из востребованных технологий...
методические разработки, содержание которых необходимо для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и направленные на реализацию содержания образовательной программы
в материалах представлены актуальные методы, приемы и формы взаимодействия: интерактивные лекции, семинары- практикумы, деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций и моделирование, презентации ...