Развитие профессиональной компетентности педагогов как условие успешной реализации инновационного проекта
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие профессиональной компетентности педагогов как условие успешной реализации инновационного проекта
В.В. Халикова, канд. пед. наук.,
отличник народного просвещения,
старший воспитатель,
ГБОУ «Школа № 842», Москва, Зеленоград. Россия.
В.В. Богачева, воспитатель
bogacheva_vassa@mail.ru
ГБОУ «Школа № 842», Москва, Зеленоград. Россия.
Аннотация: Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций в целом составляют профессиональную компетентность субъекта деятельности, в нашем случае – воспитательной. В реализации инновационного проекта востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог.
Ключевые слова: инновационная деятельность, профессиональная компетентность, профессиональная среда, эффективная социализация.
Для организации эффективной работы образовательного учреждения в инновационном режиме важно определить направления, задачи и систему мероприятий со всеми участниками образовательного процесса. Поэтому существует технология составления плана работы коллектива в инновационном режиме и основные этапы подготовки и реализации инновационного проекта.
Первое, с чего мы начали инновационную деятельность - выбор проектного совета, который осуществляет общее руководство инновационной деятельностью. Советом разработан План (проект) инновационной деятельности по теме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия» на 2016-2020гг., ключевой фигурой которого является педагог. Проект предполагает разработку особой сбалансированной системы повышения профессиональной компетентности педагогов – участников инновационного проекта.
В рамках инновационной деятельности профессиональную педагогическую деятельность принято рассматривать как процесс решения многообразных и разноплановых профессиональных задач. Каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в ребенке его уникального потенциала, развития индивидуальности в определенных инновационных условиях. Это требует соответствующего подхода к ее решению, который во многом зависит от самого педагога, его личностного и профессионального потенциала, раскрывающегося в процессе взаимодействия с детьми и определяющего успешность их саморазвития и эффективность социализации. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги.
В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций в целом составляют профессиональную компетентность субъекта деятельности, в нашем случае – воспитательной. В реализации инновационного проекта востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Это может быть обеспечено посредством совершенствования и развития:
- профессионализма педагогов, который не сводится лишь к совокупности их профессиональных знаний и умений, а определяется ещё и качественной совокупностью профессионально важных личностных качеств;
- направленности их личности;
- мотивации деятельности;
- потребности и готовности педагогов в саморазвитии и постоянном профессиональном росте в условиях инновационной деятельности.
Безусловно, развитие и проявление перечисленных характеристик, необходимость формирования профессиональной компетентности имеет важное значение в развитии социальных качеств ребенка, в эффективной социализации детей дошкольного возраста.
Для того чтобы этот процесс был успешным, необходимо постоянно повышать требования к развитию профессионализма воспитателей дошкольных учреждений. И это не случайно, т. к. профессионализм выступает одним из факторов создания творческой, развивающей среды в ДОУ и одним из условий эффективности организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на успешную и эффективную социализацию детей.
Таким образом, в инновационных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и акценты в содержании профессионально-педагогических задач: от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ребенка и педагога в процессе их взаимодействия.
Компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Профессионализм в решении задач инновационной деятельности определяется, прежде всего, субъектной позицией педагога и умением использовать свой образовательный, профессиональный и жизненный опыт.
Субъектная позиция педагога проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность, что позволяет рассматривать их как необходимые, т.е. обязательные качества современного педагога-профессионала.
Технология развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ прописана в ежегодном плане инновационной деятельности и призвана обеспечить достижение обозначенной цели за счет реконструкции содержательно-процессуальных и организационных характеристик профессиональной среды ДОУ.
Профессиональная среда ДОУ представляет собой функциональное и пространственное объединение субъектов профессиональной педагогической деятельности, между которыми устанавливаются разноплановые групповые взаимосвязи, направленные на реализацию основных целей деятельности дошкольного учреждения. Профессиональная среда ДОУ обладает образовательным потенциалом в плане повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и рассматривается нами как развивающая.
Обеспечение образовательного потенциала профессиональной среды ДОУ заключалось в следующем:
- выявление опыта педагогов, обладающих высоким уровнем психолого-педагогической компетентности;
- осознание проблем и трудностей реального взаимодействия в системе «воспитатель-ребенок»;
- познание основных характеристик и особенностей своей педагогической деятельности;
- обмен личностно-значимой информацией, смыслами профессиональной педагогической деятельности в ДОУ.
Важной характеристикой профессиональной среды как пространства образования педагогов является наличие в ней системы (Программы) повышения компетентности воспитателей ДОУ, которая представлена как совокупность методических мероприятий, программ, структурированных в определенной логике воссоздания целостного психолого-педагогического знания. (Комплекс методических мероприятий).
План инновационной деятельности имеет четкую структуру, которая содержит:
- Цель, задачи на конкретный учебный год (согласно этапу инновационной деятельности);
- содержание деятельности;
- ожидаемый результат;
- продукты деятельности.
План расписан по направлениям:
- организационное направление (работа Проектного Совета);
- методическое направление (система повышения профессионального уровня педагогов в рамках инновационной деятельности).
- деятельностное направление (работа с детьми).
Цель системы повышения компетентности – развитие профессионально-личностной готовности педагогов к реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности, развития субъект-субъектных отношений, что очень важно в реализации технологий Н.П. Гришаевой.
Анализируя инновационную деятельность педагогов, мы обнаружили, что большинство из них остаются на технократических позициях, отличительным признаком которых является манипулятивный подход к детям. Система повышения компетентности педагогов является основным способом организации личностно-развивающей профессиональной среды, в которой раскрывается функционально-ролевой репертуар педагога в управлении образовательной деятельностью, обеспечивающей траекторию развития ребенка. Позиция педагога-фасилитатора заключается в том, что здесь воспитатель не транслирует культуру, не просто поддерживает ребенка при взаимодействии с ней. Он организует сам акт встречи с культурой, делая какие-то избранные элементы культуры соответствующими ребенку, личностно значимыми для него, имеющими смысл и ценность. Это позиция развивающего образования, реализуемая средствами смысловой педагогики. Назначение педагога в такой ситуации - это вписывание культуры в контекст жизненных смыслов ребенка, в то время как традиционное образование связано с преобразованием смыслов ребенка в соответствии со значениями культуры.
Актуальной ситуацией для педагога становится функция «перестать быть нужным ребенку», то есть идеальный педагог – тот, которого перерос ребенок, который перестал быть актуальным для ребенка.
Основная цель на этот год – рассмотреть аспекты фасилитации персонализировано по ребенку и педагогу, сделать акцент на взаимодействии как кумулятивном эффекте взаимной фасилитации и определить перспективы автофасилитации. Следовательно, фасилитация является зоной потенциального развития каждого, при условии взаимного развития. Таким образом, постановка проблемы фасилитации развития субъекта в образовании не ограничивается ситуацией «педагог как фасилитатор», она логично продолжается в ситуации «ребенок как фасилитатор» и «эффекты взаимной фасилитации». Только тогда технологии эффективной социализации будут работать в полном объеме с пользой для ребенка, для его успешной социализации в обществе.
Профессиональная компетентность педагогов ДОУ повышается и будет повышаться, если будут созданы условия, а именно:
- создание личностно-развивающей среды;
- организация профессиональных объединений из педагогов-специалистов;
- профессиональный рост педагогов в специально созданных условиях – разнообразных форм методической работы;
- индивидуальное проектирование профессионального роста педагога, учет естественных различий личностей педагогов и вариативности их образовательных запросов;
- участие педагогов в методических мероприятиях различного уровня по внедрению инновационных технологий с целью формирования профессионального образа педагога нового типа.
Проведенный анализ развития профессиональной компетентности педагогов как условия реализации инновационного проекта, позволяет сделать вывод о возможности ее развития при организации специальных условий в ДОУ. Отсутствие специальной работы по развитию профессиональной компетентности педагогов приводит к значительному снижению показателей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Необходимо привлекать педагогов к активному участию в методических мероприятиях различного уровня и направлений, что будет являться мотивацией для развития и саморазвития каждого педагога. Реализация специально организованной личностно-развивающей профессиональной среды для развития и саморазвития профессиональной компетентности в ходе участия в различных методических мероприятиях в максимальной степени будет стимулировать процесс и приведет к определенным изменениям позитивного характера.
В рамках реализации инновационного проекта возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблемы самообразования и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий для успешного самообразования каждого педагога.
Таким образом, в соответствии с новыми целевыми ориентациями в профессиональной деятельности педагогов ДОУ становится актуальным вопрос от необходимости развития их профессиональной компетентности как условия успешной реализации инновационного проекта.
Библиографический список
1. Агапов, И.Г., Агапова, С.А. Проектирование инициативной педагогической среды в условиях компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.Г. Агапов, С.А. Агапова // Педагогика образования и наука. – 2011. № 10. С. 9-13.
2. Антипина, Л.Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса [Текст] / Л.Б.Антипина // Методист. – 2010. - № 5. – С.39-44.
3. Биссенек, Н.П. Изучение особенностей мотивации профессионального развития педагогов [Текст] / Н.П. Биссенек // Управление образованием. – 2007. № 7. С. 92-95.
4. Кузнецова, Е.Б., Волкова, С.М. Влияние новых форм методической работы на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] / Е.Б. Кузнецова, С.М. Волкова // Управление образованием. – 2009. № 7. С.27-31.
5. Кузнецова, Е.Б. Внедрение инноваций – обязательное условие реформирования ДОУ [Текст] / Е.Б. Кузнецова // Управление образованием. – 2007. № 6. С.16-18.
6. Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [Текст] / А.А. Майер // Управление образованием – 2007. № 1. С.8-14.
7. Майер, А.А., Богославец, Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера. 2012. – 78 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
актуализация развития профессиональной компетентности педагога (Форма проведения - Круглый стол)...
Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.
Региональный семинар “Особенности организации профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации в условиях перехода к реализации ФГОС”, проводимый НФ ИЭУП г. Казань в Нижне...
«Траектория развития профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации Программы»
В статье актуализируется компетентностный подход в эпоху нового качества образования, где основной задачей в преобразовании структуры управления определен алгоритм движения от понятия "Квалификаия" к ...
« Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях сетевого взаимодействия».
Развитие компетенций педагогов в системе сетевого взаимодействия...
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...
Развитие профессиональной компетентности педагога как условие обеспечения качества образования через способы становления функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах че...
Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ
Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед о...