Конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе
план-конспект занятия

Предеина Надежда Николаевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0001b1e5-9a814bcf.docx94.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Конспект итоговой  

непосредственно-образовательной деятельности

по обучению грамоте в подготовительной группе

на тему: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение»

СОСТАВИТЕЛЬ:

ПРЕДЕИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                     

Тема: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

   Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы, физкультура.

  Программное содержание: закрепить полученные детьми знания.

 Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;
  • Формировать умение выполнять звуковой анализ  звуковых слов, различать гласные и согласные ;
  • Упражнять в делении слов на слоги;
  • Учить детей отгадывать загадки по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы;
  • Упражнять в  определении места звука в словах, в определении          
  •   количества слогов в слове; 
  • Закрепить умение читать слова;
  • Закрепить умение составлять предложения с заданным словом;
  • Закрепить знания о многозначных словах.
  • Закрепить умение подбирать родственные слова.
  • Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.

Развивающие:

  • Развивать связную речь;
  • Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;
  • Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к образовательной деятельности;
  • Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приемы:

   Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках;

   Наглядные: игра «Лишняя буква», игра «Найди слог, получится слово», слайды с заданиями;

   Игровые: дидактическая игра «Что из чего сделано?»,

Материал (оборудование):

   Демонстрационный: экран, проектор, слайды с заданиями, сундучок с монетками, письмо от пирата, игрушка – попугай, мяч.

   Раздаточный: карточки со слогами, карточки с буквами, карандаши.

Предварительная работа: чтение сказок, беседа о звуках, слогах, слове.

  Организация детей на НОД:

  1. Дети стоят на ковре полукругом;
  2. Дети сидят на стульях;
  3. Дети сидят за столами;
  4. Дети стоят в кругу на ковре возле экрана;
  5. Дети возле воспитателя на ковре, в кругу.

Словарная работа: гласные и согласные звуки, буква, слог, звуковой анализ слова, алгоритм действий.

Индивидуальная работа: способствовать активному участию на НОД следующих детей: Софья М., Мария М., Вера Г., Влада Х.

                                       Ход НОД:

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

- Ребята, сегодня у нас необычный день и необычное занятие.

(Дети заходят в группу и садятся на стулья, поставленные полукругом.)

- На адрес нашего детского сада пришла посылка - вот такой таинственный сундук и письмо от Старого Пирата. (на экране картинка пирата).

Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята!

Я рад познакомиться с вами, и хочу поделиться своими сокровищами. Но открыть секретный замок на сундуке не так-то просто. Чтобы заполучить ключ от замка, который я спрятал в секретном месте, вы должны пройти мои хитрые и коварные испытания.

Желаю удачи. Старый Пират Весельчак».

- Ну что, ребята, хотите узнать какие же сокровища прислал вам пират Весельчак? Я думаю всем интересно, будем проходить его испытания?

- Здесь в письме указаны все задания, которые вы должны пройти, итак приступим. Давайте сядем на стульчики. Задания здесь о буквах и звуках, словах, слоге, и предложении. Сначала пират хочет проверить знаете ли вы звуки и буквы.

                                                   

-Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.

-  Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

- Почему они называются «гласные»? (их можно петь)

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным) (картинка на экране)

- Давайте назовем гласные звуки.

- Почему не поются согласные звуки? Что мешает? (губы, зубы, язычок). Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим) (картинка на экране)

- Давайте назовем согласные звуки.

- А какие две буквы не произносятся и не являются гласными и согласными? («ъ», «ь»). А для чего они нужны? (они придают слову мягкость или твердость).

- Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

1 задание.

 Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».

Дети называют слово, а затем первый звук в этом слове (картинки на экране).

(Слова: жук, сок, лев, ваза, облако, маска, зебра, хлеб, апельсин и т.д.)

2 задание.

Игра «Лишняя буква» (дети садятся за столы и выполняют задание в карточках)

Каждому ребенку предлагается карточка с буквами. Его задача найти и зачеркнуть лишнюю букву (гласную или согласную).

Например: АОИКУ, БТЛАК, МВАГШ, УЫИЖЮ и т.д.

3 задание.

«Какой звук повторяется во всех словах?»(на экране картинки в виде группы)

  1. Рак, рыба, тигр, радуга.     (Звук «р»)
  2. Заяц, зуб, зонт, арбуз.        (звук «з»)
  3. Жираф, баклажан, ёж, пожар.    (звук  «ж»)
  4. Фонарь, флаг, светофор, шарф.    (звук «ф»)

4 задание.     (Физминутка)

Дидактическая игра «Что из чего сделано?» (игра в кругу, с мячом)

(воспитатель кидает мяч ребенку и называет предмет и из чего он сделан, а ребенок в ответ говорит прилагательное)

     Стул из дерева – деревянный,

     Шапка из меха – меховая.

     Компот из вишни – вишневый,

     Суп из капусты – капустный,

     Мяч из резины – резиновый,

     Стакан из стекла – стеклянный,

     Конструктор из пластмассы – пластмассовый,

     Самолетик из бумаги – бумажный,

     Дровосек из железа – железный,

     Салат из огурца – огуречный,

     Мороженое из молока – молочное,

     Варенье из яблока – яблочное,

     Сок из тыквы – тыквенный.

     Дом из кирпича – кирпичный,

     Носки из шерсти – шерстяные,

     Флаг России – российский,

     Конфета из шоколада – шоколадная.

5 задание.   (дети садятся на стулья)

«Чтение слов с пропущенными буквами».

 (на экране картинки и слова, в которых пропущена гласная буква)

Например: д..м, рядом картинка «дом»

    Лук, сыр, рак, кот, гриб, лес, и т.д.

6 задание.

«Звуковой анализ слова» (на экране картинка и слово ЛИМОН)

ЛИМОН -   5 букв, 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, ударение на второй слог,                                                        

                     составьте предложение со словом «лимон».

7 задание.

Настольная игра «Найди слог, получится слово»

(на столе лежат карточки, на которых написана первая половина слова, нужно найти вторую половину слова, найти второй слог.)

Ар-буз                         зеб-ра                    мас-ка

Ба-нан                         руч-ка                    ёл-ка

Ли-са                           са-хар                    зи-ма

Ва-за                            ры-ба                    зу-бы

(дети делятся на две команды, первая команда ищут карточки с первыми слогами, а вторая команда – карточки со вторыми слогами, затем проверяют слова).

8 задание.

«Назови одним словом»

(на экране картинки, дети должны назвать эти картинки одним словом)

   Например: мебель, профессии, времена года, транспорт, музыкальные инструменты, ягоды, цветы, посуда, насекомые, инструменты и т.д.

9 задание.

«В мире сказок».

( воспитатель читает загадки про сказки, а дети угадывают, на экране появляются картинки из сказок).                      

  1. Не послушал он сестрицу,

         Грязную попил водицу.

         Из нормального ребёнка

         Превратился он в козлёнка.         (сестрица Аленушка и братец Иванушка)

  1. Помог он сыну мельника

         Маркизом стать богатым.

         Есть у него усы и хвост,

         Есть сапоги и шляпа.           (Кот в сапогах)

  1. Мальчишка деревянный,

         Непоседа и проказник,

         Карабаса наказал

         И устроил куклам праздник.    (Буратино)

  1. Бабушка девочку очень любила,

         Шапочку красную ей подарила.

         Девочка имя забыла своё.

         А ну, подскажите имя её.       (Красная шапочка)

  1. Так быстро от принца девица бежала,

         Что туфельку даже свою потеряла.      (Золушка)

  1. Удивляется народ:

         Едет печь и дым идёт.

         Едет парень на печи,

         Ест большие калачи.       (По щучьему велению)

  1. Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети?     (Волк и семеро козлят)

  1. Покупала самовар,

          А спасал ее комар..        (Муха - цокотуха)

  1.  И зайчонок, и волчица -
    Все бегут к нему лечиться…      (Айболит)

  1.  Убежали от грязнули

           Чашки, ложки и кастрюли

           Ищет их она, зовет

           И в дороге слёзы льет…    (Федорино горе)

  1.  Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нем.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк.           (Три поросенка)

Гимнастика для глаз. (На экране)

10 задание.

  - А теперь осталось последнее задание. Пират пишет в письме, что у нас в группе спрятался его верный друг, у которого ключ от сундука, а чтобы его найти нужно выполнить в такое задание: нужно следовать алгоритму. 3 шага вперед, 2 шага вправо, поворот направо, выстроится в линию, кругом, 4 шага вперед…. И тут сидит попугай Боцман, лучший друг нашего пирата.

- Ребята, посмотрите что же у него в лапках, какая то коробочка….(дети открывают), что же там? Это ключик от нашего сундучка.

- Давайте откроем сундучок. А в нем – монетки – шоколадки для вас, вот оказывается какое сокровище прятал от нас пират Весельчак.

- Давайте скажем ему спасибо!(на экране пират).

     Итог НОД:

- Скажите, пожалуйста, где вы побывали?

- Чем вы там занимались?

- Трудно ли было вам получить ключик?

- Какие трудности были у вас на пути?

- Как вы оцениваете свои старания?

- Справились ли вы с заданиями?

 На этом наше путешествие закончилось. Что было интересного сегодня?

Что вам больше всех понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ФФНР "В поисках клада"

Показ непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте проводился для родителей в рамках "Недели открытых дверей"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".

Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект итогового занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе.

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.Задачи:Закрепить  умения детей составлять предложения с заданными словами;Закре...