Определяющая роль полисенсорной технологии при развитии познавательных способностей детей раннего возраста
статья (младшая группа) по теме
Статья. Определяющая роль полисенсорной технологии при развитии познавательных способностей детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
О.А. Гурикова, воспитатель 1-ой квалификационной категории.
ГБДОУ детский сад №18 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга
ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РОЛЬ ПОЛИСЕНСОРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира.
Раннее детство – это важный возраст в психическом развитии детей, для формирования мышления, активного развития двигательной сферы, развития предметной, игровой деятельности и речи. Я задала себе вопрос: как организовать данный процесс максимально эффективно? Зная, что это период интенсивного сенсорного развития ребенка, я решила построить свою работу с учетом данных особенностей и использовать полисенсорную технологию.
Полисенсорная технология – предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира через использование 2 и более анализаторов.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Полисенсорная технология реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности, что соответствует принципу интеграции образовательных областей. Так же в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, т.е. охватывает весь воспитательно-образовательный процесс, который решает следующие полисенсорные задачи:
1. Формирование представлений о предметах:
-формирование способности к обобщению и различию, ориентируясь на внешние качества;
2. Знакомство с сенсорными эталонами:
-знакомство с разнообразными свойствами предмета: величина
(большой, маленький), форма (круг, квадрат, треугольник), цвет;
-формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме;
3. Развитие мелкой моторики руки:
- формирование умения выполнять действия с предметами;
4. Формирование навыка совместного выполнения задания:
- формирования навыков культурного общения;
- развитие умения понимать и правильно выполнять задания;
5. Формирование и активизация словаря ребенка:
- развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;
- развитие умения отчетливо произносить звуки;
6. Развитие восприятия: зрительного, осязательного;
7. Развитие наглядно – образного мышления, внимания, памяти, воображения;
8. Создание эмоционально положительного настроения;
9. Развитие интереса и побуждение к действиям.
Оптимизация использования принципов полисенсорной технологии включает в себя работу по формированию и развитию предметно-развивающей среды группы, которая включают в себя игры и пособия для развития зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных анализаторов, центры «песок-вода», дидактические столы с наполнителями.
Использование потенциала сенсорной комнаты. Сенсорная комната — специально оборудованное помещение, где ребенок в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, имеет возможность исследовать окружающее самостоятельно или под руководством взрослого. Мы совместно с педагогом – психологом индивидуально и малыми подгруппами работаем с детьми в сенсорной комнате, планируя, отражая цели и задачи в специальных журналах.
Кроме специально созданных условий широко используются другие помещения и оборудование детского сада, так, как учитывая принцип полисенсорности, любой объект способствует развитию нескольких видов восприятия опосредованным путем: музыкальный зал, музей «русская старина», обеденные зоны в группах, участок дошкольного учреждения.
Полисенсорная технология играет определяющую роль при осуществлении непосредственно – образовательной деятельности. Дети всегда имеют возможность не только потрогать предмет, увидеть его, но и стимулируются их слуховые анализаторы. Так мы рисуем под музыку, или пробуем и сравниваем на вкус фрукты и овощи.
Таким образом, благодаря созданию в группе и детском саду единого образовательного пространства на полисенсорной основе осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.
В заключении хочется отметить,
только та технология
даст необходимый результат,
когда она одухотворена
её главным автором – Педагогом.
Ищите, творите!
Список литературы
1.Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение. 1976. – 239 с.
2. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). – Мозаика-Синтез, 2010 г. – 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-1205630-1705383483.jpg)
Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в различных видах деятельности
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. Ранний возраст является ценным воз...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/24/picture-591282-1577177981.jpg)
"Развитие познавательных способностей детей раннего возраста посредством проектной деятельности»
Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начал. Сегодня ценность не там, где воспринимается п...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-1270707-1600757711.jpg)
Геометрика. Роль ТИКО –технологий в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста .
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.Позна...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-546835-1418043195.jpg)
Консультация "Роль дидактической игры для развития познавательных способностей детей раннего возраста"
Информация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/25/picture-1404233-1700930248.jpg)
Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-1016686-1519739197.jpg)
Статья: Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста
Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/15/picture-1377977-1642250183.jpg)
Сообщение самообразования по теме: «Роль дидактической игры в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Берёзка» с. Степное Степновский муниципальный округ СК Сообщение самообразования по теме: «Роль ди...