Определяющая роль полисенсорной технологии при развитии познавательных способностей детей раннего возраста
статья (младшая группа) по теме
Статья. Определяющая роль полисенсорной технологии при развитии познавательных способностей детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
О.А. Гурикова, воспитатель 1-ой квалификационной категории.
ГБДОУ детский сад №18 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга
ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РОЛЬ ПОЛИСЕНСОРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира.
Раннее детство – это важный возраст в психическом развитии детей, для формирования мышления, активного развития двигательной сферы, развития предметной, игровой деятельности и речи. Я задала себе вопрос: как организовать данный процесс максимально эффективно? Зная, что это период интенсивного сенсорного развития ребенка, я решила построить свою работу с учетом данных особенностей и использовать полисенсорную технологию.
Полисенсорная технология – предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира через использование 2 и более анализаторов.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Полисенсорная технология реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности, что соответствует принципу интеграции образовательных областей. Так же в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, т.е. охватывает весь воспитательно-образовательный процесс, который решает следующие полисенсорные задачи:
1. Формирование представлений о предметах:
-формирование способности к обобщению и различию, ориентируясь на внешние качества;
2. Знакомство с сенсорными эталонами:
-знакомство с разнообразными свойствами предмета: величина
(большой, маленький), форма (круг, квадрат, треугольник), цвет;
-формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме;
3. Развитие мелкой моторики руки:
- формирование умения выполнять действия с предметами;
4. Формирование навыка совместного выполнения задания:
- формирования навыков культурного общения;
- развитие умения понимать и правильно выполнять задания;
5. Формирование и активизация словаря ребенка:
- развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;
- развитие умения отчетливо произносить звуки;
6. Развитие восприятия: зрительного, осязательного;
7. Развитие наглядно – образного мышления, внимания, памяти, воображения;
8. Создание эмоционально положительного настроения;
9. Развитие интереса и побуждение к действиям.
Оптимизация использования принципов полисенсорной технологии включает в себя работу по формированию и развитию предметно-развивающей среды группы, которая включают в себя игры и пособия для развития зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных анализаторов, центры «песок-вода», дидактические столы с наполнителями.
Использование потенциала сенсорной комнаты. Сенсорная комната — специально оборудованное помещение, где ребенок в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, имеет возможность исследовать окружающее самостоятельно или под руководством взрослого. Мы совместно с педагогом – психологом индивидуально и малыми подгруппами работаем с детьми в сенсорной комнате, планируя, отражая цели и задачи в специальных журналах.
Кроме специально созданных условий широко используются другие помещения и оборудование детского сада, так, как учитывая принцип полисенсорности, любой объект способствует развитию нескольких видов восприятия опосредованным путем: музыкальный зал, музей «русская старина», обеденные зоны в группах, участок дошкольного учреждения.
Полисенсорная технология играет определяющую роль при осуществлении непосредственно – образовательной деятельности. Дети всегда имеют возможность не только потрогать предмет, увидеть его, но и стимулируются их слуховые анализаторы. Так мы рисуем под музыку, или пробуем и сравниваем на вкус фрукты и овощи.
Таким образом, благодаря созданию в группе и детском саду единого образовательного пространства на полисенсорной основе осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.
В заключении хочется отметить,
только та технология
даст необходимый результат,
когда она одухотворена
её главным автором – Педагогом.
Ищите, творите!
Список литературы
1.Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение. 1976. – 239 с.
2. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). – Мозаика-Синтез, 2010 г. – 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в различных видах деятельности
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. Ранний возраст является ценным воз...

"Развитие познавательных способностей детей раннего возраста посредством проектной деятельности»
Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начал. Сегодня ценность не там, где воспринимается п...

Геометрика. Роль ТИКО –технологий в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста .
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.Позна...

Консультация "Роль дидактической игры для развития познавательных способностей детей раннего возраста"
Информация для родителей...

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именн...

Статья: Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста
Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста...

Сообщение самообразования по теме: «Роль дидактической игры в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Берёзка» с. Степное Степновский муниципальный округ СК Сообщение самообразования по теме: «Роль ди...