Отчёт по самообразованию 2018 год. Тема " Использование ИКТ в профессиональной деятельности"
материал

Иванова Татьяна Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_2018_god.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию старшего воспитателя МБДОУ

Детский сад общеразвивающего вида пгт Вершино-Дарасунский Ивановой Т.В. за 2018 год

Использование ИКТ в профессиональной деятельности

   Информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

   Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

   Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей, представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

   Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный детский сад. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в детском саду и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.  Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не стоят на месте. А воспитатель может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.

   В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий. Так как, использование ИКТ позволяет в наиболее доступной и привлекательной форме достигнуть нового качества информированности родителей, профессионального мастерства педагогов. Новизна инновационного опыта заключается в том, что направление по использованию ИКТ ещё только начинает внедряться в дошкольное образование. Это связано с тем, что для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога.

   Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.
  2. Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагогов, детей.
  3. Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

   Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Подключение к Интернет-сети позволило мне поделится собственным опытом работы, перенимать передовой опыт коллег.

   Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.    Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, анкеты для педагогов, анкеты для родителей, протоколы обследования развивающей среды. Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла на уровень моей ИКТ-компетентности,  что вылилось в создание собственного сайта в «Социальной сети работников образования». На страницах сети Интернет я разместила информацию о себе: профессиональные интересы, увлечения, свои достижения, портфолио. Очень быстро я нашла единомышленников в профессиональной сфере общения по моим интересам. На сайте я общаюсь с коллегами, узнаю их точку зрения, высказываю своё мнение, получаю консультацию специалистов.

   Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.

   Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты, диски.

   Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании. Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.

   Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.

Я являюсь также администратором сайта ДОУ.

   Наши родители, да и все гости, могут познакомиться с нашей работой.

Используя ИКТ в работе, я поняла, что оно даёт большие преимущества:

  • Электронную почту для обмена мнениями без затраты времени;
  • Информация изучается родителями в удобное для них время;
  • Возрастают потоки информации;
  • Индивидуальный подход в подаче информации;

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе:

  1. Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.
  2. Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
  3. Подняло уровень педагогической компетентности педагогов. родителей, информированности их о жизни всего детского сада, группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.

Как и у всех в моей работе тоже есть свои камни преткновения.

  • Недостаточна материально-техническая база ДОУ. Хотелось бы, чтобы у каждого педагога был персональный компьютер, в каждой группе был проектор, интерактивные доски и т.д.
  • Недостаточный уровень ИКТ-компетентности родителей.

Но всё-таки в нашей работе мы всегда с надеждой смотрим в будущее. Поэтому я хочу озвучить дальнейшие перспективы в моей работе:

  • Активное участие в вебсеминарах и интернет - конференциях.
  • Дальнейшее повышение собственной ИКТ-компетентности.
  • Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса
  • Пополнение и расширение методических материалов электронной библиотеки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт воспитателя об использовании ИКТ в профессиональной деятельности.

Отчёт воспитателя подготовительной к школе группы об  использовании ИКТ в профессиональной  деятельности....

Отчёт по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности» за 2019-2020 уч.гг.

Подводя итоги работы, могу с уверенностью сказать, что работа по гендерному воспитанию принесла положительные результаты....

Отчёт по самообразованию 2018-2019 год

Отчёт о работе за год....

Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Цель: повышение профессиональной компетентности в области сенсорного воспитания детей...

Отчёт по самообразованию "Развитие речи детей среднего возраста через театрализованную деятельность"

Отчёт по самообразованию "Развитие речи детей среднего возраста через театрализованную деятельность"...