Информация на тему: "Использование ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста".
консультация
Подготовила:
Воспитатель МДОУ «Д/с №28»
г.Благодарного
Т.А.Олейникова
ТРИЗ в ДОУ
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Современное обучение в школе и подготовка к нему в детском саду развивают в детях преимущественно одну категорию способностей – исполнительские: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести навык до автоматизма. Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону.
Другая же, более сложная и важная категория – творческие способности – в лучшем случае развивается спонтанно или совсем упускается из виду. Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрой ориентировки, нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение переносить характеристики одних явлений, предметов, ситуаций в другие условия и тем самым создавать новые возможности решения задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya_triz.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Представлена на методическую неделю
25.11.2020 г.
Информация на тему:
«Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель МДОУ «Д/с №28»
Т.А.Оленйикова
(Слайд 2)
ТРИЗ в ДОУ
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Современное обучение в школе и подготовка к нему в детском саду развивают в детях преимущественно одну категорию способностей – исполнительские: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести навык до автоматизма. Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону.
Другая же, более сложная и важная категория – творческие способности – в лучшем случае развивается спонтанно или совсем упускается из виду. Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрой ориентировки, нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение переносить характеристики одних явлений, предметов, ситуаций в другие условия и тем самым создавать новые возможности решения задач.
Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Овладеть механизмом развития творческих способностей у детей воспитателю может помочь теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Методика ТРИЗ
СЛАЙД 3
Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером, который осознав, что каждый маленький человек потенциально талантлив, сделал ставку на тот возраст, когда у ребёнка ещё не выработаны стереотипы мышления, мозг не перегружен, а фантазия раскрепощенна, то есть на дошкольников.
СЛАЙД 4
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Талантливое мышление, по теории решения изобретательских задач, предполагает системность мысли, умение видеть мир в противоречиях, способность генерировать неожиданные идеи.
СЛАЙД 5
Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
СЛАЙД 6
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Алгоритм решения изобретательских задач
Основным средством работы с детьми по теории ТРИЗ является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
В детском саду детей можно познакомить со следующими типовыми приемами решение противоречий:
- «Дробилка» (принцип дробления, принцип объединения);
- «Матрёшка» (принцип «матрёшки»);
- «Торопышка» (принцип предварительного действия, принцип предварительного антидействия, принцип «заранее подложенной подушки»);
- «Попугай» (принцип копирования);
- «Добрый волшебник» (принцип «обратить вред в пользу»);
- «Непоседа» (принцип динамичности);
- «Нехочуха» (принцип «наоборот»).
Воспитатель наделяет перечисленными свойствами гномиков и знакомит с ними детей: гномик Дробилка, гномик Торопышка, гномик Добрый Волшебник. Эти гномики незримо присутствуют уже в знакомых детям сказках. Разбирая эти сказки, дети усваивают приемы решения противоречий.
Какой гномик помог зверям в сказках:
- «Маша и медведь», «Кощей бессмертный»;
– «Теремок», «Волк и семеро козлят»;
– «Заяц и ёж»?
В сказке «Маша и медведь» очень помог гномик Торопышка. Он посоветовал Маше заранее забраться в корзину и так перехитрить медведя. А в сказке «Волк и семеро козлят» гномик Дробилка объединил козлят, и они все вместе спаслись от волка.
На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.
Пример: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . . Особенно его хорошо видно на снегу . . .
Теперь ему только под землей надо жить . . . Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . . Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, "тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать их.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.
Методы ТРИЗ
СЛАЙД 7
- Метод проб и ошибок
Основным методом решения изобретательских задач был и остается метод «проб и ошибок». Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных вариантов решения: если выдвинутая идея оказывается неудачной её отбрасывают, а затем выдвигают новую. Правил выдвижения идей нет, в принципе, может быть выдвинута любая идея, даже самая нелепая. Нет и определённых правил оценки идей: пригодна или непригодна идея – об этом судят субъективно. Во многих случаях нет и субъективных критериев: приходится ставить эксперименты, на опыте определяя достоинства и недостатки того или иного варианта.
СЛАЙД 8
- Метод фокальных объектов
МФО очень прост, полностью осваивается после одного – двух упражнений. В практике обучения теории решения изобретательских задач метод фокальных объектов используют для начальных упражнений по развитию воображения.
(МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.
Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .
- Метод "Системный анализ”
СЛАЙД 9
Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу.
Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.
Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ)
СЛАЙД 10
(моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)
Очень удобная модель для размышления! Этот метод хорошо использовать для того, чтобы познакомить детей с физическим состоянием объекта, его внутренним строением, дать понятие о физической сущности многих явлений и процессов. Игры «маленькие человечки» можно широко использовать на занятиях по ознакомлению с предметами и их свойствами, явлениями окружающего нас мира, на занятия по развитию речи, в игровой деятельности.
СЛАЙД 11
C целью получения необходимых навыков использования приёмов и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажёры ума»
Комплекс упражнений "Тренажер ума”:
Тренажер 1.
1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов)
Окно, корабль, ручка, пальто, часы;
2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы).
3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?
Тренажер 2. (Упражнения с числами)
1. Как получить числа: 0, 2, 5 ..., пользуясь числами и математическими знаками.
2.Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6, ...
3. Какое число должно находиться вместо вопросительного знака?
4. Игра "Скелет”
Предлагаются определенные сочетания согласных букв.
Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные.
Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь)
5. Трудное задание (после прогулки) 1. Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей? 2. Какие машины стояли, какие проехали мимо? 3. Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее. 4. Были ли на улице велосипедисты? 5. Были ли люди с детскими колясками?
Рассмотри рисунок и составь рассказ.
Например: путешественник собирает рюкзак в поход: приготовил топорик, нож, веревку, не может найти второй ботинок, а часы показывают, что через 15 минут ему выходить ит.д.
Придумай сказку, используя изображенные предметы (колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук).
Тренажер 3.
1. Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы лова начинались на одну букву.
Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
Текст телеграммы: Срочное сообщение: "Сбежала собака Сушка, светло-коричневая, среднерослая. Срочно сообщите. Скучаю”
2. Составь цепочку слов (ассоциация) Исходное слово.
Книга - лист - дерево - липа - чай
Тренажер 4.
Задания на проверку инерции мышления
Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго.
1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х?
2. На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски).
3. К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег. Если имеется ода одноместная лодка. На улице довольно холодно, но еще не совсем зима — речка не замерзла.
4. Как глухонемой в хозяйственном магазине объяснит продавцу, что ему нужен молоток? А как слепому попросить ножницы?
Тренажер 5.
Системность и системный разбор.
1. Найди лишнее слово в каждой строчке
Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги). Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).
2. Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему:
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.
3. Составь цепочку подсистем для системы "настольная лампа”
Это может быть такая цепь: настольная лампа - свет - лампа - стекло и т.д.
Тренажер 6.
Приемы фантазирования.
Прием "Перспективы”
"Посмотри, что получится”. С далекой планеты прилетели инопланетяне и приземлились в нашем городе. У них какие-то коварные планы и для исполнения своих тайных замыслов они отключили свет во всем городе. Город погрузился во мрак: не светят включенные лампы, фонари. Чтобы не дать инопланетянам завладеть городом (страной), надо как-то пробраться туда, где они отключили энергосистему, включить ее и помешать их замыслам. Как это сделать? При этом не попасть в руки инопланетян, а в темноте они ориентируются очень хорошо. Прием "увеличения” или
"выдумляжа”. Проснувшись однажды утром, жители нашего города увидели, что трава в городе "выросла до пятого этажа”. Что будет происходить дальше? Кому это понравится, а кому нет? Какие проблемы возникнут у жителей города? Какие будут последствия?
Прием "уменьшения”. Предложить детям уменьшить все автомобили в городе до размеров детских, игрушечных автомобилей. Как тогда люди будут решать проблемы с транспортом? Как использовать уменьшенные автомобили? После практического применения "тренажеров ума” проводится игровой тренинг для проверки способностей усвоения навыков творческого мышления.
СЛАЙД 12
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
Изучение ТРИЗ позволяет детям понять, что любой человек может научиться мыслить творчески, находить оптимальные решения самых сложных проблем и даже стать активным изобретателем. Для этого требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности и т.п. — всё то, что в совокупности составляет творческие способности.
СЛАЙД 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.
Можно выдвинуть гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольн...
Опыт работы на тему: «Использование интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста по вопросам преемственности ДОУ и школы»
Публикация посвящяется актуальной теме преемственности ДОУ и школы по вопросам использования ИКТ в работе с дошкольниками. Данный опыт разработан совместно с педагогом-психологом....
План работы по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
План работы с детьми, родителями и педагогами....
Опыт работы на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста".
Современнная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального ...
Презентация опыта работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.»
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»...
Консультация для воспитателей на тему: "Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"
В данной консультации собраны игры и творческие задания, которые способствуют формированию нестандартного мышления и творческой деятельности у детей дошкольного возраста....