Консультация для воспитателей на тему: "Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Малышева Наталья Алексеевна

 В данной консультации собраны игры и творческие  задания, которые способствуют формированию нестандартного мышления и творческой деятельности у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми

дошкольного возраста

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века.

Автор- изобретатель Г.С. Альтшуллер

Цель ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречия окружающего мира.

Использование технологии ТРИЗ с дошкольного возраста актуально, так как мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п.

Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Поэтому в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Главная задача — не только приобретение детьми знаний, а постепенное личностное раскрытие ребенка. Работая по этой системе, мы не «формируем» ребёнка по заданной кем-то модели, а выращиваем в каждом ребенке творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем в нём всё то, что связано с личностным развитием.

Мы стремимся помочь ребенку вырасти человеком думающим и действующим, умеющим самостоятельно добывать нужные ему знания, способным свободно использовать их для решения жизненно важных задач, т.е. готовым справляться с проблемами в любых ситуациях.

Положительные стороны ТРИЗ:

  1. При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы.

Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

  1. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

  1. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

  1. Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, сопереживать (эмпатия), желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

  1. Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Внедрение ТРИЗ-технологии в работу с детьми желательно проводить в 3 этапа «от простого к сложному» и в соответствии с возрастными возможностями.

  1. С детьми младшего возраста используется «Метод противоречий» игра «Хорошо-плохо». Детям предлагается найти положительные и отрицательные стороны у предмета нейтрального, не вызывающего у ребёнка определённых устойчивых эмоций. Например, карандаш (хорошо – можно рисовать, плохо – может сломаться). Далее детям предлагается предмет, вызывающий конкретные эмоции (шприц. У детей он вызывает плохие эмоции, но нужно найти и положительное: плохо – делает больно, хорошо – быстро выздоравливаешь. Шоколад)

Игра «Наоборот» предлагается назвать предметы противоположные по значению. Так в игровой форме дети знакомятся с антонимами.

  1. Со среднего возраста, мы используем метод прямой аналогии (подобрать предметы по заданной форме или цвету).

В этом возрасте мы усложняем игру «Хорошо – плохо». Предлагается игра «Адвокаты – прокуроры». В которой один ребенок называет только положительные стороны объекта, а второй – только отрицательные.

В игре «Наоборот» называются предметы противоположные по функциям (карандаш – рисует, ластик – стирает).

  1. В старшем возрасте продолжаются усложнения: необходимо назвать предмет имеющий противоположности. Например, нож – и острый, и тупой одновременно.

Начинаются творческие задания. («Что, если…)

Например, колобок стал размером с девятиэтажный дом, как изменится сказка? А, если он попадет в каменный век… А, если колобок не из теста, а бриллиантовый…

Так же в старшем возрасте, дети учатся выстраивать цепочки по аналогии: структурной и функциональной (машина двигается, перевозит людей, дети называют объекты, которые тоже двигаются и перевозят людей.

Дети любят фантастическую аналогию. Однажды я предложила детям пофантазировать на тему: что будет, если вместо воспитателя к ним придет Снежная Королева…, а если Маша из мультфильма «Маша и медведь», а если Карабас–Барабас…

К старшему дошкольному возрасту у детей развивается абстрактное мышление, и мы часто используем схематические таблицы для описания игрушек, животных. А так же описания времени года и заучивания стихотворений.

Работа с ассоциациями в старшем возрасте усложняется, так детям предлагаются готовые картинки, которые нужно связать по ассоциациям и составить целый рассказ.

Например, Это капля воды – от капель дождя прячутся под зонтом – дождь часто идет осенью, когда на улице холодно, и мы одеваем шапки – шапки вяжут из шерсти овец и т.д.

Один из наших самых любимых методов, используемых в старшем возрасте – это метод «моделирования маленькими человечками», которые показывают, что все объекты, окружающие нас бывают твердые, жидкие или газообразные.

На пером этапе, дети учатся определять с помощью человечков отдельно твердые объекты, отдельно жидкие, отдельно газообразные.

А на втором этапе задания усложняются: показать человечками стакан с водой – это два вида человечков, а закипающий чайник – это уже три вида человечков.

Метод « системный оператор» позволяет объяснить детям, что все объекты уже чем –то были, и еще чем-то будут. Например, цыпленок был яйцом, а станет либо петухом, либо курицей.

В подготовительной группе идут усложнения. Мы объясняем, что любой объект, например, дом.

- Состоит из частей.

- Но сам дом является частью улицы, города.

- А раньше дома были совсем другие.

- И даем детям задание придумать дом будущего.

По такой же схеме, дети придумали многофункциональный стульчик будущего, который передвигается в воздухе.

Таким образом, в результате внедрения методов ТРИЗ в работу с дошкольниками, мы получим творческое, нестандартно мыслящее поколение.

И как сказал Я. А. Каменский: «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Исследования ученых, работа педагогов новаторов показывают, что каждыйребенок по своей сути творец. Как правило, его творческие способностинаходятся в скрытом состоянии, они как бы дремлют до поры до ...

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Упражнения на раскрытие функций предметаУпражнения на нахождение путей развития ситуацииУпражнения на выявления связей между объектами и их ресурсовИгры и тренинги на формирование у детей системного м...

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять...

«Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять...

«Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст уникальный, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен традиционными представлениями о том, как все дол...

Семинар-практикум «Использование технологий ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Отчет о реализации годовой задачи "Развитие активного творческого мышления у дошкольников с применением элементов ТРИЗ"...