Консультация для воспитателей на тему: "Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной консультации собраны игры и творческие задания, которые способствуют формированию нестандартного мышления и творческой деятельности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_triz_vrabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми
дошкольного возраста
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века.
Автор- изобретатель Г.С. Альтшуллер
Цель ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречия окружающего мира.
Использование технологии ТРИЗ с дошкольного возраста актуально, так как мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п.
Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Поэтому в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Главная задача — не только приобретение детьми знаний, а постепенное личностное раскрытие ребенка. Работая по этой системе, мы не «формируем» ребёнка по заданной кем-то модели, а выращиваем в каждом ребенке творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем в нём всё то, что связано с личностным развитием.
Мы стремимся помочь ребенку вырасти человеком думающим и действующим, умеющим самостоятельно добывать нужные ему знания, способным свободно использовать их для решения жизненно важных задач, т.е. готовым справляться с проблемами в любых ситуациях.
Положительные стороны ТРИЗ:
- При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы.
Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
- Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, сопереживать (эмпатия), желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
- Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Внедрение ТРИЗ-технологии в работу с детьми желательно проводить в 3 этапа «от простого к сложному» и в соответствии с возрастными возможностями.
- С детьми младшего возраста используется «Метод противоречий» игра «Хорошо-плохо». Детям предлагается найти положительные и отрицательные стороны у предмета нейтрального, не вызывающего у ребёнка определённых устойчивых эмоций. Например, карандаш (хорошо – можно рисовать, плохо – может сломаться). Далее детям предлагается предмет, вызывающий конкретные эмоции (шприц. У детей он вызывает плохие эмоции, но нужно найти и положительное: плохо – делает больно, хорошо – быстро выздоравливаешь. Шоколад)
Игра «Наоборот» предлагается назвать предметы противоположные по значению. Так в игровой форме дети знакомятся с антонимами.
- Со среднего возраста, мы используем метод прямой аналогии (подобрать предметы по заданной форме или цвету).
В этом возрасте мы усложняем игру «Хорошо – плохо». Предлагается игра «Адвокаты – прокуроры». В которой один ребенок называет только положительные стороны объекта, а второй – только отрицательные.
В игре «Наоборот» называются предметы противоположные по функциям (карандаш – рисует, ластик – стирает).
- В старшем возрасте продолжаются усложнения: необходимо назвать предмет имеющий противоположности. Например, нож – и острый, и тупой одновременно.
Начинаются творческие задания. («Что, если…)
Например, колобок стал размером с девятиэтажный дом, как изменится сказка? А, если он попадет в каменный век… А, если колобок не из теста, а бриллиантовый…
Так же в старшем возрасте, дети учатся выстраивать цепочки по аналогии: структурной и функциональной (машина двигается, перевозит людей, дети называют объекты, которые тоже двигаются и перевозят людей.
Дети любят фантастическую аналогию. Однажды я предложила детям пофантазировать на тему: что будет, если вместо воспитателя к ним придет Снежная Королева…, а если Маша из мультфильма «Маша и медведь», а если Карабас–Барабас…
К старшему дошкольному возрасту у детей развивается абстрактное мышление, и мы часто используем схематические таблицы для описания игрушек, животных. А так же описания времени года и заучивания стихотворений.
Работа с ассоциациями в старшем возрасте усложняется, так детям предлагаются готовые картинки, которые нужно связать по ассоциациям и составить целый рассказ.
Например, Это капля воды – от капель дождя прячутся под зонтом – дождь часто идет осенью, когда на улице холодно, и мы одеваем шапки – шапки вяжут из шерсти овец и т.д.
Один из наших самых любимых методов, используемых в старшем возрасте – это метод «моделирования маленькими человечками», которые показывают, что все объекты, окружающие нас бывают твердые, жидкие или газообразные.
На пером этапе, дети учатся определять с помощью человечков отдельно твердые объекты, отдельно жидкие, отдельно газообразные.
А на втором этапе задания усложняются: показать человечками стакан с водой – это два вида человечков, а закипающий чайник – это уже три вида человечков.
Метод « системный оператор» позволяет объяснить детям, что все объекты уже чем –то были, и еще чем-то будут. Например, цыпленок был яйцом, а станет либо петухом, либо курицей.
В подготовительной группе идут усложнения. Мы объясняем, что любой объект, например, дом.
- Состоит из частей.
- Но сам дом является частью улицы, города.
- А раньше дома были совсем другие.
- И даем детям задание придумать дом будущего.
По такой же схеме, дети придумали многофункциональный стульчик будущего, который передвигается в воздухе.
Таким образом, в результате внедрения методов ТРИЗ в работу с дошкольниками, мы получим творческое, нестандартно мыслящее поколение.
И как сказал Я. А. Каменский: «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме" Использование су-джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей по использованию су-джок технологий...
Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
Исследования ученых, работа педагогов новаторов показывают, что каждыйребенок по своей сути творец. Как правило, его творческие способностинаходятся в скрытом состоянии, они как бы дремлют до поры до ...
Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Упражнения на раскрытие функций предметаУпражнения на нахождение путей развития ситуацииУпражнения на выявления связей между объектами и их ресурсовИгры и тренинги на формирование у детей системного м...
Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять...
«Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять...
«Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст уникальный, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен традиционными представлениями о том, как все дол...
Семинар-практикум «Использование технологий ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
Отчет о реализации годовой задачи "Развитие активного творческого мышления у дошкольников с применением элементов ТРИЗ"...