«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте»
статья

Маликова Лениза Ильгизаровна

Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте»

Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.

Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Нравственное развитие обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере сюжетно-ролевая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры позволяет выявить ее роль в усвоении нравственных отношений.

Проблемы дошкольной игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Педагоги и психологи отмечали огромное значение игры в дошкольном возрасте. Д.В. Менджерицкая, А.В. Запорожец, Р.И.Жуковская утверждали, что нравственное развитие дошкольника зависит от сформированности ее содержательной стороны, степени активности в ней ребенка.

Следовательно, мы говорим об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления.

По мнению Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, игра является средством активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения.

          Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Игра является важным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Выдающиеся отечественные педагоги и психологи утверждали, что в основе игровой деятельности лежат общевоспитательные задачи, среди которых основной задачей является развитие нравственных качеств.

В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.

Развитие моральных суждений и оценок со стороны взрослых необходимо, но недостаточно для нравственного воспитания. Родители без желания отвечают на детские вопросы о нравственном смысле внутрисемейных отношений, и это отрицательно сказывается на этическом содержании сюжетно-ролевых игр и не способствует их нравственному воспитанию. Важно создать игровые условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника.  Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму. В сфере нравственного воспитания для ребёнка пример взрослого играет важнейшую роль.

Ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях. Вовлекая ребенка в процесс организации и проведения ролевой игры, воспитатель способствует обогащению содержания картины мира у дошкольников, что делает возможным вывод большинства детей старшей группы детского сада на высокий уровень ее сформированности.

          Таким образом, мы рассмотрели теоретические основы развития нравственных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры и провели экспериментальное исследование влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

            Результаты диагностики констатирующего этапа показали ниже среднего уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. С помощью методики решения детьми проблемных ситуаций, мы выясняли, что 20% детей относятся к высокому уровню, 23% детей к среднему уровню, 57% детей к низкому уровню сформированности гуманных качеств. эксперимента показывают, что в данной группе детей преобладает ниже среднего уровень сформированности нравственных качеств. Чтобы повысить уровень сформированности нравственных качеств в формирующем этапе была разработана и проведена серия сюжетно-ролевых игр, направленная на формирование нравственных качеств и гуманных отношений. Основными направлениями нашей работы были определены в подборе сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием, чтение художественной литературы, дидактические задания, а также была проведена беседа с родителями по проблеме нравственного воспитания ребенка в условиях семьи  

        В итоге игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

Нами были определены педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; взаимодействие педагога с семьей воспитанника; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: сюжетно-ролевая игра - очень мощное средство воспитания и развития личности дошкольника. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дошкольники,  зависит от педагогов дошкольного учреждения и участия родителей. Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить  способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.

Список использованной литературы

1. Артемова Л.В Формирование нравственных отношений в игре: Игра дошкольника [Текст] / Под ред. С.Л.Новоселовой. - М.: Просвещение, 2008.-286с.

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду [Текст] - Пособие для воспитателей.- М.: Гном, 2010.- 96с.

3. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 5-6 лет [Текст] -  Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2010.- 64с

4. Шафикова Г.Р. Я – личность: программа и методические рекомендации по социальному развитию детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / Ф.Г. Азнабаева, Г.Р. Шафикова, Г.М. Зиангирова - Уфа, Китап, 2011, 132с. (8, 25 п.л.)

5. Шафикова, Г.Р. Развиваемся, играя. Учебное издание [Текст] / Ф.Г. Азнабаева, З.А. Агзамова, Г.Р. Шафикова – Уфа: Китап, 2011, 256с (16 п.л.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей о влиянии классической музыки на нравственное воспитание старших дошкольников....

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей о воспитании детей дошкольного возраста в детском саду и дома в гармонии с классической музыкой....

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Статья рассказывает об актуальности сказок в совеременном обществе,  о педагогических целях и задачах, которые помогают решать  сказки....

Консультация для родителей «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста»

Данный материал поможет родителям  понять как важно  в наше сложное и трудное время  видеть и слышать прекрасное развивая в детях творческие способности совместно  с педагогами МБД...

Доклад на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для...

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста"

В докладе представлены результаты исследования, посвященного гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры....