Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

Габелко Ольга Александровна

Консультация для родителей о влиянии классической музыки на нравственное воспитание старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klas._muzyka-_kons.rod_.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста. 

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, —услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой

                                                                                                       В. Сухомлинский.

 

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира.

Как часто звучат в наше время слова «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто — «падение нравственности», «деградация общества». Замечательный человек, актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет за пасы доброты, виноваты и детский сад, и школа, и конечно семья, из которой ^ушли шутка, юмор, игра».

У дошкольников на обычных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» — эти слова Н. А. Ветлугиной я беру за основу в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду. А главное — это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка. ,.

Как это прекрасно — знакомить ребят с музыкой! Я начинаю работать с детьми в возрасте от двух лет и провожаю их в школу. На этом пути, продолжительностью в шесть лет, ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством. Музыка, художественное слово или картина должны стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей, а через классическую музыку можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать добро желательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

                               Задачи:

•     развивать интерес, любовь к музыке;

•     повышать музыкальную восприимчивость, зачатки музыкального слуха;

•     побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительной и творческой деятельности.

В своей работе использую вокальную и инструментальную музыку и стараюсь исполнять ее так, как написал композитор: эмоционально, искренне, выразительно. Необходимо увлечь детей игрой, заразить теми чувствами, кото рые выразил композитор, преподнести произведение так, чтобы было понятно ребенку, дошло до его сердца, было бы осмыслено. Важное значение необходимо уделять классической музыке. Это особый мир — в нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. На занятиях использую магнитофонные записи, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффектно их сочетание с «живым» исполнением. Помимо детской музыки очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен — музыку Вивальди, Баха, Моцарта, Шопена, Глинки и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков. Конечно, рассказывать о произведениях классической музыки не так легко. В первую очередь самому необходимо познакомиться с литературой о ком позиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное — дать почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. Провожу слушания, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:

•     «Какие чувства передает музыка?»,

•     «О чем рассказывает музыка?»

•     «Как рассказывает музыка?» (разработка О. Радыновой «Музыкальные шедевры»).

Эту схему использую на протяжении нескольких занятий: от настроения, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов и средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ. При этом каждый раз беседу начинаю с определения характера произведения в целом и расширения определений, применяемых детьми.

Одним из любимых произведений детей подготовительной группы стал романс Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Дети затаив дыхание, слушают симфонический оркестр. Как звучит скрипка! И не надо много говорить об этой музыке — идет работа чувств, работа души! Дети старшей группы, прослушав пьесу «Печальная история» Д. Кабалевского, почти единодушно решили, что

грустная музыка нужна людям: она заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо.

Прием оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкального занятия, так как объединяет его отдельные разделы — слушание музыки и игру на музыкальных инструментах. Тембровые особенности различных :музыкальных инструментов придают звучанию образность. С их помощью у детей повышается интерес к музыкальным произведениям, заинтересованность — ведь они участвуют в ее воспроизведении, слышат красочное звучание в собственной оркестровке. И еще: так углубляются их представления о вокальных возможностях музыкальных инструментов, развивается творческое применение их в самостоятельной деятельности.

Полезно варьировать приемы развития музыкального восприятия. Так, ор кестровку можно сочетать с передачей характера музыки в движении, инсцени ровкой песен (одни оркеструют, другие инсценируют). В этом случае объеди няются разделы занятия — слушание музыки, игра на музыкальных инстру ментах и музыкально-ритмические движения. Отход от стереотипной структуры придает занятию живость, непосредственность, способствует самостоятельности детей, развивает их творческую инициативу. Отмечу: прием оркестровки целесообразен не ранее третьего занятия, после того как дети, неоднократно прослушав произведение, ознакомились с характером музыки, выделили изобразительные моменты, средства выразительности. Следующий этап работы — знакомство детей с фрагментами из опер, балетов великих композиторов — П. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса.

А какие произведения помогут детям подвигаться, потанцевать? Прекрасную симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева для ознакомления с инструментами можно разыграть по ролям. Роли-Птички, Пети, Волка, Утки, Кошки, Дедушки и Охотников нужно исполнять в виде пантомимы (можно сразу всей группой): заговорила Птичка — помашем «крылышками», появляется  Дедушка — руки по швам, повороты тела из стороны в сторону, имитирующие походку. Вот храбрец и озорник Петя — марш с помощью «барабанных палочек, ударяющих в барабан» — по два пальца каждой руки. Закрякала Утка — руки к плечам — получились короткие крылья; мальчики прицелились пальцами, изобразив ружья, — это палят в сказке храбрые Охотники. Такая пантомима чрезвычайно занимательна для детей и опять возвращает их к пониманию музыки, сопереживанию с ней через движения. Таким образом, выстраивается целая система работы по знакомству детей с классической музыкой.

Сколько здесь звучит прекрасной, выразительной музыки! Дети знакомятся с пьесами из «Детского альбома» Чайковского.542 В нем много близких и понятных им картинок и образов.

Встреча с музыкой поражает воображение детей, сердца их становятся доверчивыми, открытыми. От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством — музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей о воспитании детей дошкольного возраста в детском саду и дома в гармонии с классической музыкой....

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующее музыкальному и общекультурному развитию дошкольников....

Консультация для родителей «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста»

Данный материал поможет родителям  понять как важно  в наше сложное и трудное время  видеть и слышать прекрасное развивая в детях творческие способности совместно  с педагогами МБД...

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста

Полезная информация для родителей и воспитателей, из личного опыта работы....

«Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста»

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весенне­го ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественн...

Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста"

Эмоционально-ценностное отношение к классической музыке формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов...