Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Статья рассказывает об актуальности сказок в совеременном обществе,  о педагогических целях и задачах, которые помогают решать  сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

     Проблемы нравственного воспитания детей всегда занимали существенное место в дошкольной педагогике. В настоящее время они приобрели особую остроту. Среди педагогов растет озабоченность в связи с тенденции нарастания антинравственности в поведении старших дошкольников.

     Эта проблема стала актуальной, т. к. уровень сформированности нравственного начала дошкольников играет важную роль в становлении личности и её направленности.

     Для решений проблемы необходимы новые средства нравственного воспитания, т. к. именно они являются инструментом педагогического воздействия, которые с помощью методов реализуют цель воспитания подрастающего поколения.

     В 50-80-х годах 20 века нашими учеными-педагогами была создана теория и методика нравственного воспитания (Усова А. П., Жуковская Ф. И., Нечаева В. Г., Маркова Т. А. и мн. другие). Исследователи разработали её теоретические основы, где выделены были и средства: природа, художественные средства (литература, искусство и т. д., собственная деятельность детей (игра, труд, общение и т. д.). Однако такой специфический жанр литературы как сказка, в качестве отдельного средства нравственного воспитания, выделено не было. Сказка использовалась в работе с дошкольниками в основном в занимательных и развлекательных целях.

     Вместе с тем, возможности сказки гораздо больше ее художественно-образной значимости. Сказка и особенности её восприятия маленькими детьми, влияния на формирование личности – предмет целого ряда интересных исследований отечественных сказковедов (Аникин В. П., Большунова Н. Я., Пропп В. Я., Померанцева В. П., Соколов Д. К., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. и мн. др.) .

     Основная задача учёных сводилась к определению места сказки в педагогических и психологических возможностях. Исследования их показали, что сказка не только развлекает, но и обучает, развивает, воспитывает, предупреждает, лечит.

     Проблема проявлений антинравственного поведения детей на пороге школы была рассмотрена с позиции аксиологического (ценностного) подхода, что позволило выявить научные данные ученых о присутствии в основе мотива поступка ребенка тех или иных ценностей, на которые он ориентируется в своем поведении.  

     Для того, чтобы эти ценности оказались нравственными, необходимо целенаправленно их формировать в старшем дошкольном возрасте, когда в силу созревания необходимых функций мозга и становлении самосознания личности, ребенок уже способен усвоить элементарные понятия (такие, например, как трудолюбие, отзывчивость, дружелюбие, честность) и перенести их в свою жизнь, деятельность. Выяснилось, что специально подобранная по содержанию сказка является эффективным средством формирования нравственно-ценных ориентиров старших дошкольников, т.к.:

-сказка содержит в себе инструментарий детского мышления;

-сказка отличается от произведений других жанров эмоциональной близостью ребенку-дошкольнику по мироощущению;

-в сказке представлены общечеловеческие ценности и социокультурные образцы в понятной ребенку-дошкольнику форме;

-в основе сказки лежит разграничение, противопоставление добра и зла что является основой для активного влияния ее на формирование нравственно-ценных ориентиров старших дошкольников;

     Особенностью, специфичностью сказки как литературного жанра является то, что это есть фантастика, наделение животных свойствами человека, песенно-ритмическое начало и концовка, троекратные повторы, вставные песенки, преувеличения и т. д. Сказка всегда является продуктом творчества определенного народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые характерны для определенного этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия.

     Эти элементы могут переходить из сказки в сказку («жил да был», «в некотором царстве, в некотором государстве», «добрый молодец», «красна девица» и т. п., от сказителя-к сказителю, от этноса-к этносу.

     Содержание сказки является условием формирования нравственности детей старшего дошкольного возраста. У них сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов как своих.

     Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои промахи, ошибки или наоборот правильность своих поступков.

     Благодаря сказке дети начинают постигать главнейшие истины человеческой жизни, вырабатывают способность проявлять нравственные чувства (сострадание, сочувствие, сопереживание и т. д.). Сказки дают возможность ребенку сформировать нравственные привычки. Сопоставлять свои действия, побуждения со сказочными персонажами, что ведет к повышению уверенности в себе и своем будущем.

     Слушая сказки, ребенок начинает наполнять, осмысливать ритуал духовной жизни, который явлен ему как представителю определенного типа культуры, осуществлять восхождения к самому себе, к социокультурному образцу, ценностям, заложенных в сказке. По словам Проппа В. Я. :«Сказка хранит в себе вечные ценности, такие как трудолюбие, преданность, отзывчивость, и в этом её непреходящий смысл… »

     Усваивая нравственные ценности, дети в дальнейшей жизни ориентируются на них в своих действиях, поступках. Мудрость сказки заключается в том, что ее герои не учат как надо жить, а если и учат, то делают это попутно, без нажима. Пушкин А. С. писал о сказке: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно «намек», а не нравственная сентенция, не резонерское морализирование, не идеологическая директива содержится в сказке. Само понятие «намек» подразумевает актуализацию личной трактовки, индивидуального домысливания содержания сказки каждым слушателем.

Результатом воспитания детей сказкой является:

     - усвоение ребенком норм нравственно - духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

     -знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;

     -деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Сказка – источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей.

Не бойся сказок, бойся лжи.

Сказка? Сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи –

На свете правды больше станет.

     Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Влияние сказки на становление детского сознания, детской личности и воображения трудно переоценить. Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Каждый из нас слушал и читал сказки, и каждый сохранил в себе те переживания, которые были вызваны сказочным действием и сказочными персонажами. Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с нами на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование сказки как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"

ДОКЛАД НА ТЕМУ:«Использование сказки как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».Формирование личности начинается уже в дошкольном возрасте, поэтому воспитание нравствен...

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

         Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для освоения дошкольником общепринятых норм морали, формирования нравственных привычек, отношений и эмоций. Данный период является в...

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики является нравственное воспитание детей. Особенно в современное время, когда жестокость и насилие становятся неразрешимой пр...

Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей иска...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКАЗКА ЛОЖЬ ДА В НЕЙ НАМЕК…». Тема: Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в общест...