Рабочая программа юный турист
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад «Буратино» (протокол от _________2018 года № __) | УТВЕРЖДЕНО Приказом МБДОУ «Детский сад «Буратино» _______________Н.Н.Гарбузова Приказ от _________2018 года № ____ |
РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный турист»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Буратино»
Направленность | Физкультурно-спортивная |
Возраст обучающихся | 6-7 лет |
Объем аудиторных занятий | 33 часа |
Срок реализации | 1 год |
Автор | Озелов Илья Владимирович МБДОУ «Детский сад «Буратино» с. Мужи, 2018 г |
Содержание
I.Целевой раздел: | ||
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Цели и задачи | 5 |
1.2 | Предполагаемые результаты | 5 |
1.3 | Принципы реализации программы «Юный турист» | 6 |
1.4 | Условия реализации программы «Юный турист» | 7 |
1.5 | Формы организации двигательной деятельности | 8 |
1.6 | Характеристика возрастных особенностей развития детей | 9 |
II.Содержательный раздел: | ||
2.1 | Содержание и структура рабочей программы «Юный турист» | 10 |
2.2 | Содержание Блока I «Через движение познаю природу» | 10 |
2.3 | Учебный план. Тематический план туристической деятельности | 14 |
2.4 | Содержание Блока II «Здоровая семья - здоровый дошкольник» | 17 |
2.5 | Виды интеграции образовательной области «Физическое развитие» | 19 |
2.6 | ||
III.Организационный раздел | 20 | |
3.1 | Содержание Блока III «Мониторинг эффективности реализации программы» | 20 |
3.2 | Показатели подготовленности детей 6-7 лет к туристической прогулке | 21 |
Список литературы | 25 | |
Приложения | 26 |
- Пояснительная записка
Проблема здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу государства и общественности, медицинских работников и педагогов, родителей и самих детей.
Считается, что в современном обществе большое внимание должно уделяться формированию в сознании людей приоритета здоровья, начиная с дошкольного возраста.
Медицинская статистика многих поколений отмечает, что большинство болезней взрослых уходит корнями в детство, указывая особую роль детского сада в формировании здоровья ребёнка, его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.
Изучение специальной литературы, практического опыта коллег из других регионов, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помогли найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма. Так как организация детского туризма с дошкольниками является одним из условий для формирования двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни.
Дошкольный туризм имеет много преимуществ:
Во-первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости, корригирующей с показателями здоровья ребенка, и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.
Во-вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Туристические походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные и физические навыки детей, формируются основы первых навыков здорового образа жизни.
В-третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.
Дошкольный туризм характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.
Интересно продуманная туристская двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ. Предлагаемая нами система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.
Анализ данного материала и практических исследований привели к необходимости разработки рабочей программы «Юный турист», направленной на оптимизацию двигательной и познавательной активности детей 6-7 лет в естественных природных условиях с использованием средств туризма, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.
Содержание туристической деятельности по программе строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей и охватывает все основные сферы жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Решение программных задач отражаются в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности детей (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также через взаимодействие с семьями воспитанников по реализации программы дополнительного образования.
Работа по программе «Юный турист» осуществляется под руководством инструктора по физической культуре, при тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: родителей, групповых воспитателей, психолога, музыкального руководителя, медицинских работников, методической службы детского сада, социальных партнеров.
- Цели и задачи
Основные цели и задачи рабочей программы «Юный турист» разработаны с учетом ФГОС, регионального компонента и традиций родного края.
Цель программы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей 6 -7 лет и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни через организацию и внедрение элементарных форм детского туризма.
Главная задача заключается в том, чтобы довести до сознания детей, родителей то, что детский туризм является одним из источников крепкого здоровья.
Но, исходя из цели и концептуальных положений, были определены, как приоритетные, следующие задачи:
- формировать у детей привычки думать и заботиться о своём здоровье;
- совершенствовать движения в естественных природных условиях, обогащать двигательный опыт детей;
- обучать детей первоначальным туристическим навыкам;
- воспитывать в детях нравственные качества: взаимопомощь, коллективизм, доброту, бережное отношение к природе;
- обогатить представление детей о природе родного края.
- Предполагаемые результаты
- Снижение уровня детской заболеваемости.
- Повышение показателей развития физических качеств и уровня физической подготовленности.
- Полученные детьми знания о туризме и природе родного края позволяют найти способы укрепления и сохранения здоровья; развивать искреннее чувство любви к родным местам.
- Повышение заинтересованности воспитанников, родителей в формировании здорового образа жизни; приобщение к физической культуре и туризму.
- Принципы реализации рабочей программы «Юный турист»
Принцип научности и доступности – все предложенные мероприятия, направлены на укрепление психофизического здоровья, являются научно обоснованными и практически апробированными; основывается на игровом методе.
Принцип системности и последовательности - основным условием для соблюдения рациональной последовательности являются задания постепенно нарастающей трудности: от простого к сложному.
Принцип наглядности - при согласованной работе нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.) дети и родители точнее воспринимают материал.
Принцип интеграции – адаптированность программы в разные виды детской деятельности.
Принцип дифференциации - учёт возрастных особенностей развития детей; адаптированность материала к сезонным условиям.
Принцип создания благоприятной среды для усвоения первых туристических навыков, норм и правил здорового образа жизни каждого ребёнка, для развития двигательной активности.
Принцип единства с семьей предусматривает соблюдение единых требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, развития двигательных и культурно-гигиенических навыков.
- Условия реализации рабочей программы «Юный турист»
Реализация программы возможна при соблюдении следующих условий:
Организационные:
- создание системы взаимодействия всех субъектов физкультурно-оздоровительной и профилактической деятельности (дети, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители и медицинские работники);
- организация познавательно-двигательной деятельности с использованием средств туризма в работе с дошкольниками.
Физкультурно-оздоровительные:
- наличие комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей и их физического развития;
- организация мониторинга состояния здоровья и физического развития дошкольников;
Психолого-педагогические:
- организация туристических мероприятий;
- обогащение знаний по краеведению;
- экологическое воспитание дошкольников;
- пропаганда здорового образа жизни среди детей;
- природное и социальное окружение (прилегающие парки, лесные массивы, прибрежная зона, социальные объекты).
Материально-технические:
- насыщенная пространственная предметно-развивающая оздоровительная и образовательная среда для обеспечения физических потребностей и эмоционального благополучия каждого ребенка (Приложение 1).
- личное и групповое туристское снаряжение (рюкзак, коврик, компас, карта местности, веревка, термос, кружка).
- Формы организации двигательной деятельности
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями / Социальными партнёрами | |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
НОД различного типа:
|
|
| Традиционные формы:
Нетрадиционные формы:
|
- Характеристика возрастных особенностей развития детей
6-7 лет
К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и
своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).
Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание и структура программы «Юный турист»
Содержание рабочей программы «Юный турист» направлено на достижение основной цели, предполагая тематическое погружение на одну неделю 1 раз в квартал, и включает в себя четыре сезонных проекта:
- «Вперед, в поход!» - осень (организация и проведение туристических походов, целевых прогулок и экскурсий).
- «В здоровом теле, здоровый дух!» - зима (развитие физических и интеллектуальных способностей детей, обучение спортивному ориентированию на местности).
- «Экология и здоровье» - весна (формирование основ экологического сознания дошкольников, укрепление психического здоровья через общение с природой).
- «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - лето (формирование основ закаливания организма, осознанного отношения к своему здоровью).
Программа «Юный турист» состоит из трех блоков:
- Блок I. «Через движение познаю природу».
- Блок II. «Здоровая семья – здоровый дошкольник».
- Блок III. Мониторинг эффективности реализации программы.
Содержание I и II блока отражается в каждой тематике сезонных проектов.
2.2.Содержание Блока I. «Через движение познаю природу»
Основу блока I «Через движения познаю природу» составляет рациональное сочетание двигательной (прежде всего), игровой, познавательной деятельности.
В зависимости от возраста и уровня развития детей сообщаются элементарные сведения о природе родного края, о туризме, формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни, уточнение, дополнение, систематизирование, дифференцирование, обобщение знаний, умений, навыков.
Особенности блока.
Содержание блока «Через движения познаю природу» направленно на формирование у детей навыков здорового образа жизни средствами организации детского туризма, включает теоретическую, практическую подготовку дошкольников.
Задачи:
- Совершенствование у дошкольников движения в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта:
- выполнение основных видов движений (циклические упражнения ходьба, бег, прыжки, метание, подлезание, преодоление травяных земляных склонов, снежных склонов небольшой крутизны);
- проявление основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, гибкость) и общие координационные способности;
- подвижные игры.
- Обучение детей первоначальным туристическим навыкам (приложение 2):
- правильно и быстро одеваться и обуваться на физкультурное занятие в зале, на туристическую прогулку;
- правила безопасного поведения в туристических прогулках;
- требования к снаряжению, уход за ним;
- правила укладки рюкзака и уход за ним;
- набор для пешей прогулки похода;
- походный строй;
- движение группы на маршруте – соблюдение дистанции, темпа, режима движения;
- принадлежности для костра;
- типы костров их назначение;
- укладка макетов различных типов костров;
- безопасность в обращении с костром (им занимаются только взрослые);
- работа с простейшими схемами, планами, отражающими реальное пространство (назначение карты, виды карт: общегеографическая, топографическая, простейшие топографические знаки, нахождение на карте, условные запрещающие и разрешающие знаки).
- Формирование у детей привычки думать и заботиться о своем здоровье:
- оказание первой помощи при порезе, укусе насекомых;
- правила личной гигиены и предотвращение возможностей опасностей в лесу.
- Обогащение представлений детей о природе родного края:
- природа – источник первых конкретных знаний о родном крае (объекты живой и неживой природы, растительность леса, дикие животные, птицы);
- названия лекарственных растений родного края;
- зависимость жизнедеятельности обитателей леса от изменений в природе.
- Воспитание в детях нравственные качества:
- взаимопомощь;
- коллективизм;
- доброта;
- бережное отношение к природе (через элементарные знания и действия: я знаю, что Земля – наш общий дом в котором живут звери птицы, рыбы, насекомые, человек часть природы, что на жизнь человека и животных влияют чистота, водоёмов, почвы и воздушной среды).
В данном блоке определена система взаимосвязанных сюжетно-физкультурных занятий с туристическими прогулками, объединённых одной сюжетной линией, проводимых на протяжении всего учебного года.
Содержание туристических прогулок и сюжетно-физкультурных занятий направлено на физическую подготовку средствами туризма и адаптировано к возрасту дошкольника.
К средствам туризма относятся специальные двигательные задания по ориентировке на местности, туристические упражнения по развитию выносливости. Особую группу средств, для физической и технической подготовки детей составляют упражнения по овладению техникой движений в пешеходных прогулках, упражнения по рациональному преодолению естественных препятствий, а так же предметы личного и группового снаряжения.
Сюжетно-физкультурная деятельность проводится 1 раз в месяц, и является частью комплексно-тематического планирования образовательной области «Физическая культура». Продолжительность: 6-7 лет - 30 минут.
Туристические прогулки-походы являются итоговыми мероприятиями сезонного проекта; проводятся 1 раз в квартал во время дневной прогулки, продолжительностью 1-1,5 часа в зависимости от сезона.
2.3.Учебный план
по реализации рабочей программы «Юный турист»
на 2018-2019 учебный год
Объединения дополнительного образования | Форма проведения | Общий объем аудиторных и внеаудиторных занятий | ||||
Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | Кол-во недель в год | Возраст | Продолжительность занятий | ||
«Юный турист» | Аудиторные занятия | 1 | 33 | 33 | 6-7 лет | Не более 30 мин |
Внеаудиторные (самостоятельные занятия | 19 |
Тематический план туристической деятельности
Возраст | Тема прогулки-похода | Задачи | Взаимодействие с родителями Практический результат | |
Осень Тема сезонного проекта «Вперед, в поход!» | ||||
Памятки «Осторожно, дорога!», «Минутки безопасности» Помочь родителям увидеть актуальность, необходимость и возможность проведения профилактической работы с детьми по профилактике дорожно- транспортного травматизма. | ||||
6-7 лет | «Ребята – туристята» | Формировать у детей чувство осторожности и основы безопасности. Совершенствовать у дошкольников ловкость, выносливость. Закрепить у детей навык укладывания костра в колодец, азы экологических знаний в ходе соревнований осенних признаков. Прививать любовь к родному краю. Воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятию туризмом. | ||
Зима «В здоровом теле, здоровый дух!» | ||||
6-7 лет | Исследователи | Формировать у детей чувство осторожности и основы безопасности. Совершенствовать у дошкольников ловкость и выносливость. Закрепить у детей навык выкладывания «таежного» костра. Продолжать знакомить детей с топографическими знаками, определять по компасу стороны горизонта. Воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятиям туризмом. | ||
Весна «Экология и здоровье» | ||||
6-7 лет | В гостях у Робинзона | Формировать у детей чувство осторожности и основы безопасности. Познакомить детей с правилами личной гигиены и предотвращением возможностей опасности в лесу. Закрепить у детей навык работать с простейшими схемами, планами, отражающими реальное пространство (назначение карты, виды карт: общегеографическая, топографическая, простейшие топографические знаки, нахождение на карте, условные запрещающие и разрешающие знаки). Совершенствовать у дошкольников ловкость, выносливость. Воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятиям туризмом. | ||
Лето «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | ||||
6-7 лет | «Ребята – туристята шагают с рюкзаком» | Формировать у детей чувство осторожности и основы безопасности. Совершенствовать двигательные умения и навыки, осознанное самостоятельное пользование определенным объемом экологических знаний и умений (в лесу) при выполнении трудных двигательных заданий во время туристических прогулок. Закрепить знания детей пользования простейшими топографическими знаками и картами. Совершенствовать у дошкольников ловкость, выносливость, воспитывать смелость, выдержку. | ||
2.4.Содержание Блока II. «Здоровая семья – здоровый дошкольник»
Основой блока II «Здоровая семья – здоровый дошкольник» является построение единой системы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию у дошкольников первоначальных навыков здорового образа жизни, через вовлечение родителей в мероприятия с туристической направленностью.
Задачи:
- Повышение педагогической компетенции родителей по формированию у дошкольников представления о себе и о здоровом образе жизни посредством организации туристических прогулок.
- Пропаганда здорового образа жизни на личном примере.
Совместная деятельность педагогов с семьей строится по следующим основным направлениям, определяющие содержание, организацию и методику сотрудничества:
- единство в достижении цели воспитания здорового ребенка;
- повышение родительской компетентности в организации с дошкольниками туристических прогулок;
- обучение родителей конкретными методами и приемами, направленными на формирование у дошкольников первых туристических навыков;
- ознакомление родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, обучение методам оздоровления в природных условиях.
Алгоритм
совместной физкультурно-оздоровительной деятельности
дошкольного образовательного учреждения с семьей
- Анкетирование родителей, в рамках мониторинга Физического развития и оздоровления детей с целью выявления знаний и умений родителей в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье.
- Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его физического развития.
- Проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима и т. д.
- Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
- Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления ( дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания и т.д.);
- Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении и обучение их отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.);
- Создание газет, информационных стендов для родителей и т. п.
2.5.Виды интеграция образовательной области «Физическое развитие»
Основания интеграции | |
По задачам и содержанию образовательной деятельности | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Социально-коммуникативное развитие» (приобщении «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и «Познавательное развитие» (в части двигательной активности как | «Речевое развитие» (речевое сопровождение всех видов «Художественно-эстетическое развитие» (использование |
III. Организационный раздел
3.1.Содержание Блока III. Мониторинг эффективности реализации программы
Основой III блока является система педагогического обследования.
Педагогическое обследование проводится с целью отслеживания эффективности реализации рабочей программы «Юный турист».
Проводимый мониторинг – это выявление знаний, простейших туристических умений и навыков, двигательных способностей детей и потребности к здоровому образу жизни.
Выделяются следующие области педагогического обследования:
- Физическая подготовленность старших дошкольников.
- Основы туристической подготовки дошкольников.
- Основы безопасности жизнедеятельности.
- Участие родителей и детей в мероприятиях по воспитанию здорового ребёнка.
Основными методами педагогического обследования является наблюдение, беседа, выполнение тестовых заданий, анкетирование.
Результаты педагогического обследования представляются в виде трёхуровневой шкалы: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень – представляет собой тот факт, когда ребёнок не всегда справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью взрослого.
Средний уровень – выполняет задание с небольшой помощью взрослого.
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно выполняет предложенное задание.
Мониторинг эффективности реализации рабочей программы «Юный турист» проводится 2 раза в год: на начало учебного года с целью выявления уровня знаний детей, простейших туристических умений и навыков, на конец учебного года, с целью сравнения полученного и желаемого результатов.
Система мониторинга педагогического обследования результатов освоения программных требований по физической культуре (приложение 3).
3.2.Показатели подготовленности детей 6 -7 лет к туристической прогулке
Показатели развития | Уровни | ||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Физическая подготовленность старших дошкольников (приложение 4) | |||
Овладение дошкольником разнообразными видами ходьбы и применение их в зависимости от условий | С помощью взрослого ребёнок движется по тропинке, применяя рациональную технику ходьбы по травяным, земляным склонам, ходьба, преодолевая подъёмы и спуски | По словесному указанию взрослого ребёнок движется по тропинке, применяя рациональную технику ходьбы по травяным, земляным склонам, ходьбы, преодолевая подъёмы и спуски | Ребёнок технически грамотно преодолевает разнообразные сложные препятствия (ручей, бревно, кусты, склон), применяет приёмы страховки, соблюдая элементарные приёмы безопасности |
Овладение дошкольником техникой выполнения прыжков, метания и подлезания под предметы | Не владеет техникой выполнения разных видов прыжков (с места, в длину, высоту), метания (вдаль, в цель) и подлезание под предметы | По рекомендациям взрослого ребёнок выполняет правильно все виды прыжков (с места, в длину, высоту), метания (вдаль, в цель) и подлезание под предметы | Самостоятельно, точно и уверенно выполняет все виды прыжков (с места, в длину, в высоту), метания (вдаль, цель) и подлезание под предметы |
Основы туристической подготовки дошкольников (приложение 5) | |||
Формирование умения организовывать и проводить подвижные игры на туристические темы | Ребёнок не проявляет инициативы в организации и проведении игр на туристическую тематику | С помощью взрослого ребёнок организует и проводит игры на туристическую тематику | Ребёнок охотно и активно включается в игру. Самостоятельно организует игру на туристическую тематику |
Формирование у дошкольников умения ориентироваться в лесу с помощью туристических атрибутов (маршрутные схемы, карты, планы) по расположению природных объектов | Ребёнок испытывает затруднения в ориентировке в лесу, с помощью маршрутной схемы, карты, планы по расположению природных объектов (солнце, муравейник, деревья) | Ребёнок с небольшой помощью взрослого ориентируется в лесу по маршрутной карте, плану, схеме и по расположению природных объектов (солнце, муравейник, деревья) | Ребёнок самостоятельно ориентируется по маршрутной карте, компасу и солнцу |
Овладение умением правильно укладывать рюкзак | Укладывает с помощью взрослого рюкзак | Ребёнок укладывает рюкзак по словесному указанию взрослого | Ребёнок самостоятельно укладывает рюкзак |
Овладение словами – предметами на туристическую тематику | Ребёнок с помощью взрослого называет слова на туристическую тематику | Ребёнок самостоятельно называет слова на туристическую тематику, но затрудняется раскрыть их смысловое значение | Ребёнок самостоятельно называет слова – предметы на туристическую тематику и объясняет их значение |
Овладение дошкольником навыков укладке сушняка для костра | Ребёнок с помощью взрослого укладывает сушняк для костра. Затрудняется в названии видов костров (колодец, шалаш, таёжный и т.д.) | Ребёнок затрудняется уложить сушняк для костра. Называет виды костров (колодец, шалаш, таёжный и т.д.) | Ребёнок правильно укладывает сушняк для костра. Называет виды костров (колодец, шалаш, таёжный и т. д.) |
Формирование у ребёнка стремления к познанию окружающей природы | Ребёнок не проявляет интереса к исследованию, к установлению причинно – следственных связей, нелюбознателен | Ребёнок задаёт вопросы только в диалоге с взрослым. Устанавливает причинно – следственные связи, экспериментирует в условиях деятельности, возникающей по инициативе взрослого и детей | Ребёнок активно задаёт вопросы, предлагает свои ответы, дискутирует с взрослыми. С удовольствием с взрослыми, с удовольствием экспериментирует с природными материалами. Умеет самостоятельно выстраивать гипотезу. Устанавливать причинно – следственные связи между различными природными явлениями |
Формирование основ безопасной жизнедеятельности (приложение 6) | |||
Овладение простейшими способами оказания первой помощи себе и сверстникам | Ребёнок не знаком с способами оказания первой помощи себе и другим при ушибе, порезе и ожоге | Ребёнок имеет представление о простых способах оказания первой помощи себе и сверстнику при ушибах, порезах и укусах насекомых | Ребёнок оказывает первую помощь себе и сверстнику при ушибах, порезах и укусах насекомых |
Овладение ребёнком основных навыков личной гигиены | При напоминании взрослого ребёнок неохотно выполняет основные гигиенические процедуры (умывание, мытьё рук, соблюдение опрятности внешнего вида, пользование носовым платком) | При напоминании взрослого ребёнок выполняет основные гигиенические процедуры (умывание, мытьё рук, соблюдение опрятности внешнего вида, пользование носовым платком, уход за глазами) | Ребёнок самостоятельно, без напоминания выполняет основные гигиенические процедуры (умывание, мытьё рук, соблюдение опрятности внешнего вида, пользование носовым платком) |
Формирование у дошкольника умения проявлять заботу о чистоте окружающей среды | Ребёнок проявляет интерес к бережному отношению к природе только после рекомендаций взрослого. Проявляет эмоционально – отрицательное отношение к объектам природы | Ребёнок при напоминании взрослого бережно относится к окружающей природе и поддерживает чистоту во время движения по маршруту | Ребёнок понимает необходимость осторожного обращения с растениям, животными, водой, огнём и т. д. Поддерживает чистоту во время движения по маршруту |
Участие родителей и детей в мероприятиях по воспитанию здорового ребёнка | |||
Активность родителей и детей в туристических прогулках | Не посещают мероприятия с туристической направленностью | Не всегда в системе посещают мероприятия с туристической направленностью | Активное участие родителей и детей в мероприятиях туристической направленностью |
Положительное отношение к организации туристических прогулок с дошкольниками | Определяется по результатам анкетирования | Определяется по результатам анкетирования | Определяется по результатам анкетирования |
Список литературы
- Алиева Т. И., Арнаутова Е. П., Протасова Е. Ю. Безопасность на улице: Программно-методическое пособие.- М: Карапуз, 2009.
- Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М.: Карапуз 2001.
- Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду, - Москва, 2004.
- Департамент образования пермской области: Здоровейка в гостях у малышей -Пермь 2005.
- Зайцев Г. Уроки Айболита. - Санкт - Петербург, 2009.
- Зайцев Г. Уроки Мойдодыра.- Санкт - Петербург, 2004.
- Крапивник В., Усвицкий Будь сильным здоровым. - Москва, 2001.
- Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика - Синтез, 2000.
- Поломис К. Дети на отдыхе. - Москва, 2005.
- Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Карапуз, 2001.
- Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. - Москва, 2006.
Приложение 1
Материально – техническое обеспечение
Предметно-развивающая среда спортзала | Предметно-развивающая среда спортивной площадки |
|
|
Приложение 2
Освоение начальных туристических навыков
у детей старшего дошкольного возраста
Блок первый. Туризм и туристы
Беседы на тему:
- Кто такие туристы?
- Туризм и его разновидности (пеший, горный, водный, вело-, и т.д.).
- Правила поведения на привале.
- Правила поведения туристов в природных условиях.
- Правила поведения на прогулке.
- Основные правила дорожного движения, движение туристской группы.
Блок второй. Туристское снаряжение
Беседы на тему:
- Знакомство с туристским снаряжением.
- Личное снаряжение туриста.
- Групповое снаряжение туриста.
- Специальное снаряжение туриста.
- Рассматривание предметов туристского снаряжения
Блок третий. Знакомство с топографическими знаками
Беседы на тему:
- Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение.
- Знакомство с туристскими знаками.
- Различие топознаков на рисунке и плане.
Блок пятый. Учимся ориентироваться
Беседа на тему:
«Моя семья»
- С кем я живу (устный рассказ, рисунок).
- Я, мое имя, его значение (рисунок).
- В этом доме я живу.
- Место работы родителей.
«Наш детский сад» (мини-исследование)
- Адрес детского сада. Дорога в детский сад (рисунок).
- Мой детский сад (экскурсия).
- Участок детского сада.
- Забота детского сада о нас.
«Наш микрорайон» (мини-исследование)
- Наш микрорайон (обзорные прогулки).
- В этих домах живут наши друзья (рисунки).
- Улицы, магазины, библиотеки, учреждения (экскурсии).
Блок шестой. Ориентирование на листе бумаги
- Дидактическая игра «Найди место игрушке»
Цель: учить правильно определять углы, стороны и центр листа бумаги.
- Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на рисунок-образец)
Цель: уметь составлять план.
- Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на реальные предметы, расставленные на столе)
Цель: знакомство с планом.
- Дидактическая игра «Где план, а где рисунок?»
Цель: научиться отличать план от рисунка.
Блок седьмой. Ориентирование в групповой комнате
- Дидактическая игра «Нарисуй предметы в комнате»
Цель: уметь составлять план групповых помещений на листе бумаги.
- Практическое занятие — экскурсия по групповой комнате с опорой на план
- Дидактическая игра «Что есть в нашей комнате»
- Зарисовка мебели групповой комнаты с помощью специальных знаков.
Блок восьмой. Ориентирование на территории детского сада
Цель: научить детей обследовать участок своей группы и наносить расположение оборудования на план.
- Прогулка-поход по территории детского сада
- Обследование участков всех групп
Блок девятый. Что такое горизонт?
Цели:
- познакомить детей с понятием горизонта;
- учить определять стороны горизонта по солнцу;
- учить определять стороны горизонта по местным признакам.
Беседа на тему: «По каким признакам можно определить стороны горизонта?»
Беседы по ознакомлению детей с горизонтом, рассматривание линии горизонта.
Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта
Блок десятый. Знакомство с компасом
Цели:
- познакомить детей с компасом;
- учить определять стороны горизонта по компасу;
Темы бесед:
- «Что такое компас?».
- «Для чего предназначен компас?».
- «Как работают с компасом?».
- Чтение художественной литературы об использовании компаса.
Блок одиннадцатый. Туристские прогулки
Цель: закрепление знаний, умений и навыков по туристско-краеведческой деятельности у детей дошкольного возраста.
Приложение 3
Система оценки результатов освоения программы
Образовательные области | Критерии | Метод/методика | Периодичность/ сроки | Исполнители |
Физическая культура | 1.Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации). 2.Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). 3.Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. | Тестовые упражнения, наблюдения. Методические пособия: 1. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста // Сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н.Н. Бойнович – СПб./1995 2. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2000 3. Система экспертной оценки физического развития и физической подготовленности детей, учащихся, молодежи «Физкультурный паспорт», версия 2.39 для Windows, авторские права: Центр ОМО ФВ ДОМ, 2007. | Сентябрь 01.09 –14.09 Май 16.05 – 30.05 | Инструктор по физической культуре |
Приложение 4
Мониторинг физической подготовленности детей
Основы физической подготовки «туристят».
1. Развитие силы:
- с сопротивлением партнера (упражнения в парах);
- с преодолением веса предметов ( набивные мячи, мешочки с песком);
- с сопротивлением внешней среды (бег по траве, песку, воде, в горку, по пересеченной местности, по снегу);
- с преодолением веса собственного тела (подтягивание, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, поднимание туловища или ног, выпрыгивание вверх, приседание, упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах).
Задачи силовой подготовки
- наибольшее внимание уделять развитию мышц живота и спины;
- чередовать упражнения, способствующие развитию силы различных групп мышц;
- начинать с упражнений, развивающих более мелкие группы мышц;
- регулировать нагрузку, сопротивления, амплитуду повторений. Упражнения тренировочного занятия.
2. Развитие ловкости.
Задача: совершенствовать координацию движений.
Средства: игры - мини - футбол, , ловишки.
3. Развитие выносливости - одно из важнейших качеств туриста.
Средства развития выносливости: ходьба, кроссовый бег, прыжки, ориентирование, плавание, спортивные и подвижные игры, аэробика.
Для определения развития физических качеств у старших дошкольников используется компьютерная тест-программа «Физкультурный паспорт», разработанная Всероссийским НИИ физической культуры и спорта Центра ОМОФВ Департамента образования г. Москвы, которая включает в себя 6 видов испытаний (тестов), определяющие развитие физических качеств дошкольников (таблица 1):
- подтягивание, вис на перекладине – определение силовой и статической выносливости, силы мышц верхнего плечевого пояса;
- прыжок в длину с места – определение динамической силы;
- подъем туловища – определение скоростно-силовой выносливости;
- наклон, вперед сидя – определение гибкости, измеряя подвижность в позвоночнике и тазобедренных суставах, состояние связочно-мышечного аппарата;
- челночный бег 3*10м – определение быстроты и ловкости;
- бег на 30м – определение общей выносливости.
Таблица 1
Тесты для оценки уровня физической подготовленности
Тест | Методика тестирования |
Бег на 10 метров с хода | Цель: определение скоростных качеств. Тестирование проводится на беговой дорожке не менее 40 метров длиной и шириной 2-3 метра. Дорожка должна быть прямой и плотно утрамбованной. Расположение линии старта и финиша должно быть такое, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребенку. Проводится разметка дорожки по 10-метровым отрезкам. Регистрируется время, за которое ребенок пробегает отрезок от 10-метровой до 20-метровой отметки. Первые 10 метров от старта ребенок разгоняется, набирая максимальную скорость. Педагог включает секундомер в тот момент, когда ребенок пересекает 10-метровую отметку и выключает секундомер, когда ребенок пересекает 20-метровую отметку. Наличие беговой дорожки длиной не менее 40 метров необходимо для того, чтобы ребенок не тормозил на финише. |
Бег на 30 метров | Цель: определение скоростной выносливости. Тестирование проводится на беговой дорожке не менее 40 метров длиной и шириной 2-3 метра. Дорожка должна быть прямой и плотно утрамбованной. На дорожке отмечается линия старта и линия финиша. Расположение линии старта и финиша должно быть такое, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребенку. Тестирование проводят 2 взрослых: первый педагог с флажком – на линии старта и второй педагог с секундомером – на 4-5 метров дальше от линии финиша (30-метровая отметка). Второй педагог должен находиться дальше линии финиша, чтобы ребенок не тормозил в конце дистанции. По команде «Внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает позу «высокого старта». Следует команда «марш», и первый педагог дает отмашку флажком. В это время второй педагог включает секундомер. В момент пересечения ребенком линии финиша секундомер выключается. Взрослым во время бега ребенка не следует корректировать его движения, подсказывать элементы техники. Практика показывает, что при проведении тестирования в соревновательной форме (бег по два человека), результаты детей бывают выше. |
Метание набивного (медицинского) мяча весом 1 кг вдаль двумя руками из-за головы из исходного положения стоя | Цель: определение силы и координации. Тестирование проводится на ровной площадке. Ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч вдаль двумя руками из-за головы, при этом ноги должны быть на ширине плеч, стопы - параллельно друг другу. Ребенок во время броска не должен заходить за контрольную линию. Педагогу необходимо находиться рядом с ребенком для страховки. Дошкольник выполняет три попытки, засчитывается лучший результат. |
Прыжок в длину с места (интегральный тест) | Цель: определение скоростно-силовых качеств, ловкости, координации. Тестирование проводится в физкультурном зале, дети должны быть в спортивной обуви. Если ребенок босиком или в носках, то рекомендуется прыгать на мат или использовать толстый ковер. Исходное положение: стопы - слегка врозь, носки стоп расположены на одной стартовой контрольной линии, ноги немного согнуты. Ребенок прыгает на максимальное расстояние от контрольной линии, отталкиваясь двумя ногами при интенсивном взмахе рук и приземляясь на обе ноги. Нельзя садиться на пол или опираться сзади руками. Измеряется сантиметровой лентой расстояние от контрольной линии до места приземления (по пяткам). Засчитывается лучшая попытка из 3 попыток. Если ребенок не может одновременно приземлиться на обе ноги, то выполнение теста не засчитывается. |
Наклон туловища вперед из положения сидя | Цель: определение гибкости. Ребенок сидит на полу, ноги врозь (без обуви), расстояние между пятками 20см. Помощник прижимает колени ребенка к полу (колени должны быть выпрямлены). Ребенок медленно наклоняется вперед, при этом ладони выпрямленных рук скользят вперед по линейке, нулевая отметка которой находится на уровне пяток. Ребенок должен задержаться в наклоне не менее 2 сек. Лучший результат засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1 см. Эта цифра записывается со знаком «плюс» (+), если ребенок коснулся за линией, на которой расположены его пятки; если его пальцы не достали линии пяток, то делается запись со знаком «минус» (-); если пальцы на уровне пяток, то ставится «ноль» (0). Для проведения теста можно использовать два куба (опоры) для упора ног и сохранения прямых ног без посторонней помощи. Ребенок старается отодвинуть небольшой кубик, лежащий между стопами, пальцами рук вперед на максимально возможное расстояние. Предоставляется 2 попытки. |
Бег на выносливость | Цель: определение общей выносливости. Тестирование проводится в конце образовательного периода в физкультурном зале или на физкультурной площадке при благоприятных погодных условиях. В течение образовательного периода с учетом тренированности ребенка продолжительность бега (в медленном или умеренном темпе) постепенно увеличивается с 15-30 секунд до 1-2,5 минут. |
Результаты диагностики фиксируются в индивидуальном протоколе тестирования физической подготовленности, где указывается индекс физической готовности (ИФГ) ребенка, с учетом возрастных нормативов и программой тренировок для развития более отстающих физических качеств (рис. 1).
По результатам развития физических качеств детей компьютерная тест-программа автоматически определяет уровень физической подготовленности.
Рисунок 1
Паспорт авторской программы «Мы туристы»
Наименование: Авторская программа «Мы туристы»
Основной заказчик: Администрация муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Лучик» п. Коммунистический.
Авторская программа адресована: Педагогическим работникам и инструкторам по физической культуре дошкольного образовательного учреждения.
Авторская программа «Мы туристы» позволяет педагогам и инструкторам по физической культуре включиться в процесс обновления физического воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Исполнитель: Инструктор по физической культуре муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Лучик» г.п. Коммунистический.
Авторы-разработчики: Пупырева Надежда Юрьевна, инструктор по физической культуре муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Лучик» п. Коммунистический;
Авторская программа «Мы туристы» разработана для организации туристических прогулок с детьми 6-7 лет.
Рецензия на авторскую программу «Мы туристы»
Авторская программа «Мы туристы», представленная инструктором по физической культуре муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Лучик» Пупыревой Надеждой Юрьевной, имеет социальную значимость и представляет практический интерес.
Следует отметить, что данная программа создана по законам проектной методики и содержит все основные элементы проекта: замысел-к средства реализации программы -> результативность решения задач.
Явно просматриваются существенные признаки проекта-программы: наличие движения, развития, изменения - как основного содержания программы; новизна; комплексность; разграничение этапов действий и др. В представленной программе четко просматриваются необходимые для жизненного цикла любого проекта четыре главные фазы: -концептуальная фаза; -фаза разработки программы; -фаза выполнения программы; -фаза внедрения программы (результативность).
Поставленная цель предопределяет выделение пяти, реально сформулированных и
Приложение 5
Тестовые задания педагогического обследования для выявления туристической подготовки дошкольников
( по Н. И. Бочарову «Туристические прогулки в детском саду»)
Ориентировка по карте
Перед походом нужно изучить свой путь. Выделить на карте ориентиры. На любой из карт вверху всегда север. Поэтому её следует выверить по компасу - положить так, чтобы линии меридиан были направлены на север. Ориентировать карту на местности лучше всего по линиям, изображающим дороги. Встать на дорогу и поворачивать карту до тех пор, пока направление дороги на ней не совместится с направлением дороги на местности.
ВНИМАНИЕ! Следите, затем, чтобы расположение и других предметов также соответствовало карте.
Ориентировка по компасу
Положить компас на ладонь или на планшет медленно вращать его так, чтобы северный конец стрелки совпал с нулевым градусом и буквой «С» Если встать лицом туда, куда указывает стрелка, то справа будет восток, слева - запад. Сзади - юг.
ВНИМАНИЕ! Нельзя пользоваться компасом во время грозы, вблизи больших металлических предметов.
Умение правильно укладывать рюкзак
Конечно, рюкзак. Лучше всего с вшитым дном. Он более вместителен и удобен. Широкие лямки меньше режут плечи. Если лямки узки, подшейте их войлоком или фетром. Перед выходом в путь обязательно подгоните лямки по своей фигуре.
Правильно уложенный рюкзак имеет форму боба и прилегает к спине вогнутой стороной. К спине и на дно укладывают мягкие вещи — одеяло, куртку, свитер. Не бойтесь укладывать вещи друг на друга: рюкзак должен расти вверх, а не в ширину.
То, что понадобится в первую очередь, не убирайте вглубь, а положите поближе.
В наружные карманы принято укладывать головной убор, складной нож, спички, растопку, компас, блокнот, кружку, ложку, мыло, туалетные принадлежности, ремонтный набор.
Все имущество туриста находится в рюкзаке. Руки пусть будут свободными, чтобы пользоваться компасом, блокнотом, картой, подстраховать товарища.
Слова – предметы на туристическую тематику:
Турист, палатка, котелок, спальный мешок, рюкзак, компас.
Слова – определения, словосочетания:
Велосипедный, пеший, лыжный, водный туризм, ловкий, смелый.
Слова – действия:
Поход, привал, сбор, преодолевать, тренировка.
Приложение 6
Педагогическое обследование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Педагогическое обследование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста проводит воспитатель по методике В.Н. Каменева «Напутствие туристу – новичку»; С. В. Дубравина, И.С. Плетминцева «Первая медицинская помощь».
УКУСЫ НАСЕКОМЫХ
Укусы насекомых, прикосновения к медузе или ядовитому растению могут вызвать покраснение и легкую опухоль вокруг укуса, а также боль и раздражение кожи.
Насекомые, такие как пчелы, оставляют в ране маленькое жало. Попытайтесь вынуть его пинцетом. Держите пинцет как можно ближе к коже, и вытаскивайте жало. Не сжимайте мешочек на конце жала, так как в нем содержится яд, и он может попасть в ранку. Наложите холодный компресс, чтобы снять боль и опухоль.
В случае укуса другими насекомыми, такими как осы, протрите кожу мылом, водой или стерильными тампонами. На пораженный участок положите лед.
Укусы насекомых в ротовую полость гораздо опаснее, потому что может возникнуть отек горла и затруднить дыхание.
Ваши действия, если это произошло:
- Уложите пострадавшего в восстановительную позицию, если горло очень опухло.
- Дайте ему маленький глоток холодной воды или кубик льда.
- Наложите холодный компресс из сухой ткани и льда на шею, чтобы снять опухоль.
- Позовите на помощь как можно скорее.
РАНЫ
Рана — это порез или разрыв кожи, через которые вытекает кровь, и болезнетворные бактерии могут попасть внутрь организма. Если бактерии попадают в рану, они вызывают ее заражение и в дальнейшем. Одна из самых распространенных инфекций--столбняк. Если вы поранились, то тщательно проверьте сроки вашей прививки -ее нужно делать каждые 10 лет. Небольшие ранки и порезы затягиваются за несколько минут, так как образуются сгустки крови и закрывают их.
Ваши действия при ранении:
- Если вы поранились, вам понадобятся: повязка, мыло, вода, если возможно, марля или антисептик и пара хирургических перчаток.
- Когда вы поранились, нужно очистить ранку и как можно скорее наложить повязку. Это делается в следующей последовательности:
- Вымойте руки и наденьте перчатки. Усадите пострадавшего и временно накройте ранку чистым куском марли или папиросной бумаги, если она у вас есть.
- Возьмите вышеуказанные предметы.
- Промывайте рану струей чистой холодной воды до тех пор, пока рана не очистится. Затем продезинфицируйте кожу вокруг раны, используя мыло и антисептик. Вытирайте рану очень аккуратно, чтобы не разрушить образовавшиеся на ней сгустки крови. Используйте для этого каждый раз только чистые полотенца, иначе вы занесете в рану еще больше грязи и инфекции.
- Вытрите кожу вокруг раны и наложите повязку-пластырь, если рана небольшая.
- Не трогайте рану пальцами.
- Если рана большая и грязная или уже загноилась, пострадавшего в обязательном порядке необходимо показать врачу. Если же в рану попали кусочки стекла или дерева, не пытайтесь вынимать их сами, а сразу же обратитесь к врачу.
Приложение 7
Туристская маркировка - это система специальных условных обозначений, которые наносятся на местные предметы для разметки маршрутов. Маркировка включает различные виды указателей, которые в своих символах, форме, цвете и буквенно-цифровом коде несут необходимую для туриста информацию и помогают ориентироваться на местности.
Главный элемент маркировки - маршрутная марка - имеет форму прямоугольника (основной формат - 180-240 мм), на белом поле которого нанесена цветная полоса или квадрат.
Приложение 8
Условные топографические знаки - маленькие рисунки, которые немного похожи на местные предметы, если смотреть на них сверху, на карте показано местоположение отдельных предметов.
Условно все топографические знаки делятся на пять групп:
- Строения и сооружения;
- Дорожная сеть;
- Гидрография;
- Растительность;
- Рельеф.
Все знаки имеют три отличительных свойства - форму, цвет и размер.
Приложение 9
Определение сторон горизонта по компасу
Компас был известен ещё до нашей эры в Китае. Существует множество компасов: ученические, спортивные жидкостные, компас Андрианова и другие.
Наиболее часто используется компас Андрианова.
Ориентирование по солнцу
В солнечный полдень ваша тень покажет направление на север
Приложение 10
Основные виды костров
- «Колодец».
Два полена кладут на угли параллельно, на некотором расстоянии друг от друга, поперек них - еще два и так далее. Такая конструкция по внешнему виду, действительно, напоминает колодезный сруб. Она обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья обычно равномерно горят по всей длине. Хорошо подходит для приготовления пищи.
- «Шалаш».
Этот тип является наиболее распространенным и им пользуются почти все. Как соорудить шалаш? Поленья укладывают на угли наклонно к центру. При этом они частично опираются друг на друга. При такой конструкции костра дрова выгорают в основном в своей верхней части, но зато, благодаря близкому соседству их горящих частей, пламя получается мощным, жарким и концентрированным. Этот костер бывает, выгоден, если нужно вскипятить воду или быстро приготовить что-нибудь в одном ведре, кастрюле, чайнике. Если же надо повесить на огонь не одну посудину, а несколько и, кроме того, желательно, чтобы все было готово одновременно, тогда «шалашик» не подходит. Тут лучше воспользоваться каким-нибудь другим видом костра, хотя бы тем же «колодцем».
- «Звезда».
Поленья укладывают на груду углей с нескольких сторон по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре, и по мере сгорания дров их продвигают ближе к центру. Такая схема удобна для медленного горения и поддержания костра. Хорошо экономит дрова.
4,5,6) «Таежный».
Все три схемы — это разновидности таежного костра.
Костер складывают из длинных поленьев в два ряда, по два-три полена в каждом ряду. Оба ряда пересекаются под некоторым углом. При этом верхний ряд кладут так, чтобы он пересекался с нижним над грудой углей. Место горения приходится на пересечение обоих рядов.
Около углей кладут толстое полено; остальные кладут на него одним концом. Груда углей оказывается под ними.
Три-четыре полена укладывают на угли вплотную или почти вплотную друг к другу. Горение идет по всей длине поленьев, преимущественно в местах их соприкосновения.
Как видим, во всех трех случаях укладка дров в костер совершенно различная. Однако кое-что общее между ними есть. Всегда используется принцип взаимного разогревания горящих поверхностей, разделенных лишь узкими щелями. За счет этого жар усиливается, и между бревнами возникает достаточно сильная вертикальная тяга, хотя они и лежат очень близко друг к другу. Говоря о типах костров, выше везде указывалось, что эти костры складываются из поленьев. Но, конечно, точно такие же костры можно сложить и из не расколотых стволов различной толщины.
7) «Три бревна».
Этот вид костра складывается уже не из отдельных поленьев или чурбаков, а из трех больших бревен длиной 2-2,5 м. Для того чтобы соорудить такой костер, нужны время и силы, но зато он дает много тепла и горит, не требуя новых дров, несколько часов подряд, а если бревна достаточно толстые, то и всю ночь. Прежде чем его разводить, надо иметь достаточно много жарких углей, которые получаются с помощью одного из костров, описанных ранее. Эти угли из компактной кучи надо разворошить и рассыпать узкой полосой длиной 2-2,5 м, соответственно длине заготовленных толстых бревен. Затем нужно набросать поверх углей хворосту. Когда хворост хорошо займется — закатить в огонь слева и справа два из трех приготовленных сухих бревен, оставив между ними расстояние примерно в 1/3 или наполовину диаметра бревна. Угли и горящий хворост окажутся между бревнами. Очень полезно бывает предварительно пройтись вдоль этих бревен с топором и сделать на них по всей длине косые засечки, наподобие тех, которые делают плотники, когда им надо вытесать плоскость. Закатывая бревна в костер, надо повернуть их засечками к огню — так они быстрее разгорятся. Когда они хорошо займутся, на них сверху кладут третье бревно. На нем тоже лучше сделать засечки и, укладывая его, следить, чтобы они были обращены вниз, к огню. Разгораются сухие бревна очень быстро и горят долго (при диаметре 35-40 см или больше — всю ночь). У такого костра можно ночевать даже в сильные морозы.
Приложение 11
Перспективный план занятий и туристических прогулок детей 6-7 лет
№ п/п | Месяц | Тема | Задачи | ||
1. | Сентябрь. Осенний поход. | «Кто сказал, что осень грустная пора» | Предварительная проверка возможностей детей. Формировать интерес к осенней природе. Закрепить азы экологических знаний в ходе соревнований осенних признаков. Прививать любовь к родному краю. | ||
2. | Октябрь. Занятие. | «Ребята – туристята» | Формировать чувство осторожности и основы безопасности. Дать детям понятия о туризме, о простейшем типе костров. Учить правильно, складывать рюкзак. Воспитывать интерес к занятиям туризмом. | ||
3. | Ноябрь. Занятие | Топография и ориентирование на местности | Учить ориентироваться на местности по компасу и с помощью топографических знаков. | ||
4. | Декабрь. Занятие. | «Мы туристы» | Формировать у детей чувство осторожности и основы безопасности. Познакомить детей с простейшими туристическими знаками и выкладыванием костра типа «таежный». Закрепить у детей навык выкладывание костра «колодец». Воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятиям туризмом. | ||
5. | Январь. Занятие | Знакомство с туристическим снаряжением | Формировать у детей чувство осторожности и основы безопасности. Совершенствовать у дошкольников ловкость и выносливость. Познакомить с туристическим снаряжением. | ||
6. | Февраль. Занятие. | Компас. Работа с компасом. Типы компасов. Правила общения к компасам. | Формировать у детей чувство осторожности и основы безопасности. Познакомить детей с компасом и научить обращаться с ним. Воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятиям туризмом. | ||
7. | Март. Занятие | .Беседа «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему». | Закрепить знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшему в природных условиях. Ввести в проблемную ситуацию. Сюжетно-ролевая игра «Окажи первую медицинскую помощь пострадавшему» | ||
8. | Апрель. Занятие. | Переправа через « реку, ручей, водоем, заболотистую местность» | Познакомить с техникой передвижения через навесную переправу и параллельную. | ||
9. | Май. Весенний поход | Весенняя пора | Проверка возможностей детей. Формировать интерес к весенней природе. Закрепить азы экологических знаний в ходе соревнований весенних признаков. Прививать любовь к родному краю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа"Юный экспериментатор"
В основу программы экологического экспериментирования положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.Занимательные проекты – экспериментирования ...
Рабочая программа "Юное дарование"
Данный материал направлен на работу с детьми младшего дошкольного возраста и включае в себя весь необходимый перечень для интеллектуального равзвития детей....
Рабочая программа "Юный исследователь"
Данная рабочая программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в детском саду....
Рабочая программа "Юный книголюб"
В возрасте 6-7 лет взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками усложняются, богаче становятся содержание и формы детской деятельности.Развивается способность анализировать и обобщать воспри...
Рабочая программа "Юные мыслители"
Программа факультативных занятий «Юные мыслители» облегчит работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. В ходе решения задач на см...
Рабочая программа "Юные инспектора дорожного движения"
Рабочая программа занятий кружковой деятельности (военно-патриотическое направление) для воспитанников старшей/подготовительной разновозрастной группы разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа "Юный турист" для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
Программа "Юный турист"Календарно - тематическое планирование...