Детско-родительский проект «Я - будущий первоклассник»
проект (подготовительная группа)
Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_budushchiy_pervoklassnik.docx | 753.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования № 3» (дошкольное отделение 2) г. Тулы
Детско-родительский проект
«Я - будущий первоклассник»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А
Пдготовили и провели воспитатели:
Трофимова О.В.
Плужникова Ю.С.
г. Тула 2020 год.
Проект в подготовительной группе «Я - будущий первоклассник».
Вид проекта: информационно-ролевой, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: среднесрочный (март – май).
Основная образовательная область: «Социально-коммуникативная».
Уровень интеграции учебного материала - комплексный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №6 «Почемучки», педагоги, родители.
Проблема:
Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.
Актуальность проекта:
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.
Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
- смену режима дня и питания;
- смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду;
- непривычно высокий уровень шума на перемене;
- увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
- смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
- необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
- необходимость организовать своё рабочее место за партой;
- требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;
- необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
- возможный неуспех в деятельности;
- увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.
Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению в школе.
Повысить уровень индивидуального развития. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли — позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.
Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
Объединить усилия педагогов и родителей по подготовке детей к школе через консультации и дружеские встречи.
Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком – будущим школьником.
Задачи проекта:
- расширить знания о школе;
- создать позитивное отношение к обучению в школе;
- стимулировать познавательную активность;
- развивать творческие способности коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах;
- найти сведения о школе в художественной литературе;
- воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредствам сказок, пословиц, поговорок, образных выражений;
- проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.
Принципы реализации проекта:
- Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
- Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
- Единство содержания форм и методов работы;
- Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
- Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процесс «дети – родители- сотрудники»;
- Принцип доступности;
- Принцип системности и последовательности.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Ожидаемый результат:
- наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
- сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
- эмоционально положительное отношение к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки, благоприятное течение адаптационного школьного периода;
- сохранение семейных ценностей и традиций;
- возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.
Этапы работы над проектом:
I этап – диагностико-аналитический (март)
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
II этап – реализация проекта (апрель-май 2020г.)
Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (май 2020г.)
Создание родителями презентации «Как я был первоклассником».
Создание фотогазеты «Наши мамы и папы первоклассники!»
Родительское собрание «Скоро в школу».
Выпускной бал «До свидания детский сад!».
Оформление папки с материалами проекта.
Поэтапный план реализации проекта:
Этапы реализации проекта | Мероприятия | Задачи |
1 этап Диагностико-аналитический | - Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе. | Изучение методической литературы, сбор информации, составление плана работы над проектом. Выявление представлений о школе и учебной деятельности. |
2 этап реализация проекта | Беседа на тему «Что я знаю о школе?» Беседа «Зачем надо учиться?» Беседа «Школа – новый дом». | - расширять знания детей о школе. - развитие осознанного отношения к учебе; - воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни; - способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся. - познакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена, звонок); - закрепить знания правил поведения на уроке и в школе. |
Решение проблемных ситуаций: «Мне трудно!» «Переменка» «Я хочу играть!» | Помочь лучше подготовиться к школе. | |
Встреча-беседа с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками. | Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь. | |
Просмотр мультфильмов: «Опять двойка» «В стране невыученных уроков» «Вовка в тридесятом царстве» «Как верблюжонок и ослик в школу ходили» «Чебурашка идет в школу». | Обобщение знаний о школе, умение слушать и выделять смысл увиденного. | |
Чтение художественной литературы: Сказки М.А.Панфиловой из цикла «Лесные сказки», М.Ясона «Подходящий угол», В.Орлова «Что написано в тетрадке», Головкина «Не везет», В. Драгунский «Денискины рассказы», В Воронкова «Подружки идут в школу», Алексин «Первый день». Стихотворения: Г.Шалаева «Учитель», М.Бородецкого «Первоклассник», М.Садовского «Первое сентября», А.Барто «В первый класс». Загадки о школе и школьных принадлежностях. | Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе. Умение слушать и выделять смысл произведения, развитие связной речи, обобщение знаний о школе. Развитие связной речи; познавательной активности; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире. | |
Целевая экскурсия в школу (знакомство с учителями, классом, спортивной площадкой). | Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе. Упражнять в составлении рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от посещения «Школы». | |
Сюжетно-ролевые игры: «Школа» «Магазин. Школьные товары» | Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми. | |
Дидактические игры: «Школа» «Школа наоборот» «Собери портфель» | Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность. | |
Презентация родителей «Как я был первоклассником». Создание фотогазеты «Наши мамы и папы первоклассники». | Создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации. Вовлечение родителей в жизнь группы. Показать на примере родителей, что они тоже были первоклассниками. | |
Рисование «Моя будущая учительница» «Моя школа» «Что тебе понравилось в школе» раскрашивания рисунков на школьную тематику. | Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику. | |
Оформление уголка школьника Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности». | Способствовать развитию интереса воспитанников к школе. | |
Коллективная аппликация «Моя будущая школа» | Развивать фантазию, мышление, умение работать в коллективе. | |
3 этап итоговый | Выставка рисунков на тему «Моя школа». Фотовыставка «Наши мамы и папы первоклассники». Папка проекта «Я - будущий первоклассник». Уголок «Будущий первоклассник». Пакет рекомендаций для родителей. Выпускной бал «До свидания детский сад!». | Расширить у детей знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе. Вовлечение родителей в жизнь группы. Повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки. |
Работа с родителями:
Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению».
Индивидуальные беседы «Снятие тревожности у детей и родителей».
Памятка для родителей «Подготовка детей к школе».
Беседы с родителями «10 советов родителям будущих первоклассников».
Родительское собрание «Скоро в школу».
Фотовыставка «Наши мамы и папы первоклассники».
Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы».
Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике
Практическая значимость:
Практическая значимость проекта «Я - будущий первоклассник» в детском саду заключается в разработке и подготовке детей к обучению в школе. Проект является дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы.
В ходе реализации проекта планируется тесное взаимодействие педагогов и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволил обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Заключение
Подводя итоги работы по разработке проекта «Я - будущий первоклассник», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.
В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовки к школе детей, но это внимание направленно в основном только на интеллектуальную сферу. Наш проект направлен в первую очередь на развитие личностной готовности к школе, мотивационной готовности детей и помощи родителям в новой ступени развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среднесрочный проект "Я - будущий первоклассник".
Проект позволяет сформировать у детей подготовительной группы стойкий познавательный интерес к обучению в школе....
Проект "Мы-будущие первоклассники"
Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большин...
Педагогический проект "Школа будущего первоклассника - ОБУЧАЙКА"
Педагогический проект "Школа будущего первоклассника - ОБУЧАЙКА"...
Проект «Мы – будущие первоклассники»
Актуальность: переход ребенка дошкольника в школьную образовательную среду - это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспеч...
проект " Мы будущие первоклассники"
Познакомить детей с новой жизнью школы....
Проект "Мы будущие первоклассники"
Поступление в школу - событие в жизни ребёнка. Объединёнными усилиями воспитателей, учителей, родителей, важно сформировать у детей устойчивый интерес к школе, учёбе, сделать для них поступление в шко...
Проект "Мы - будущие первоклассники"
Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Отношен...