речевое развитие детей 4-5 лет
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.
Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Психологические исследования показывают, что дети средней группы более
любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:
-приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное
выражение своих мыслей) ;
- расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,
которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь
(ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить
смысл) ;
-речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и
уместное употребление слов) .
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи
окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,
некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт
ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.
Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д.
Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка
обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень
культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.
На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти
годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании
стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью,
невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний.
Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение
внимательно слушать произведения художественной литературы,
сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию
мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,
затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.
Предлагаем интересные упражнения для развития речи дошкольников.
1. Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие,
маленькие, санитарные, служебные…);
2. Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что
это? – Береза);
3. Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает,
листья срывает…);
4. Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что
это? - Солнце);
5. Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба,
самолет, бабочка, листья);
6. Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава,быстро);
7. Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);
8. Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес…);
9. Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево.
Какое? Зачем?);
10. Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);
11. Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль -радость);
12. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род,
число,падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь.
Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята,
лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе,
т.к. это является распространенной ошибкой у малышей;
13. Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки,
вязать… шарф;
14. Составлять фразы: срубленный…, бегущий…, висящий…, жуткий…,
холодный…;
15. Про что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -…;
16. Произносить предложение (“На улице идёт дождь”) по-разному: радостно (и
почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);
17. Находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу, ну отвечай…(конец);
18. Познакомить со словами, которые ничего не значат:
Ложка - это ложка, ложкой суп едят.
Кошка - это кошка, у кошки семь котят.
Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол,
Шапка - это шапка, оделся и пошел.
А я придумал слово, смешное слово - плим.
Я повторяю снова - плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет - плим, плим, плим.
И ничего не значит - плим, плим, плим.
19. “Новые слова" - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать -
длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий;
20. Заканчивать предложения:
- Миша пошел гулять (когда?)…;
- Мише стало грустно (отчего?)…;
- Миша обрадовался (когда?)…;
21. «Кто что делает?» Показать картинки с изображением трудовых действий
людей и спросить: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д.
22. Программа требует приучать детей правильно называть предметы
обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов,
ягод (цвет, величина, форма, вкус и т. д.).
23. Дети этого возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие
взаимоотношения между играющими.
24. «Что в мешочке»Ребёнок на ощупь должен узнать и назвать предмет, а потом только его достать.
25. «Что изменилось». Выложить в ряд несколько предметов, игрушек. Ребёнок закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает 1 предмет.
Ребёнок говорит, что изменилось.
А в заключение хотелось бы процитировать известного французского
писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не
поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что
лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат
общения взрослого с ребенком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с технологией речевого развития во второй младшей группе
«Поход в кукольный театр»...
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.
Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...