Проектная деятельность как способ организации дошкольников
проект

Барышникова Александра Юрьевна

В данном материале рассказано об этапах проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как способ организации образовательного процесса в ДОУ

Метод проектов - это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.  В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

     Таким образом, в ДОУ проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. По таблице 1 можно проследить распределение деятельности педагога и детей.

                                                                        Таблица  1

Распределение деятельности педагога и детей по этапам проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1.Формулируетпроблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап

4. Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельно

Рефлексивный


10Анализ выполнения проекта,
осмысление
результата.

10Обсуждение результата, хода работы,
действий каждого,
выяснение причин
успехов и неудач.

        Обратимся к описанию таблицы 1. На первом этапе определяют тему проекта. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

        На втором и третьем этапах по ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам и пр. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!»,  «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки. Постепенно активность взрослого должна снижаться, он должен не столько генерировать свои идеи, сколько подключаться к реализации детских идей.

       К организации поисковой и творческой деятельности детей на третьем этапе должны быть подключены родители и родственники, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

       Четвертый этап проекта – защита. Это  должен быть самый запоминающийся, зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить  значимостью проекта. Форма защиты проекта  должна проходить ярко, интересно и продумана так, чтобы продемонстрировать вклад каждого педагога, родителя и конечно же ребенка.

       Выделяют пятый этап - рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств у детей, как ответственность, настойчивость, инициативность и др.

        Таким образом, специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Обучение приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. Приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого проекта, становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей силой, на которой взращивается личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности дете...

Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника.

Представлен теоритический и практический материал: Проектный метод в деятельности ДОУ и Организация проектной деятельности в условиях нашего детского сада....

Реферат "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников"

Реферат "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников"...

Презентация "Использование проектного метода как способа организации познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста"

В презентации сообщается об использовании проектного метода как способа организации познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста...

Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства

laquo;Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность»Бернард ШоуНеоспорим тот факт, что при повышении интереса учащихся на уроке непременно повышается и эффективность проводимых ...

Семинар - практикум "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника"

Семинар - практикум "Проектная  деятельность  как  способ   развития   познавательной  активности  дошкольника"...

Проектная деятельность как способ активизации образовательной деятельности дошкольников

Метод проектов является одним из известных способов активизации образовательной деятельности дошкольников...