План работы по самообразованию На 2020-2021 учебный год
методическая разработка
«Развитие мелкой моторики у дошкольников
через продуктивные виды деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_5.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
На 2020-2021 учебный год
«Развитие мелкой моторики у дошкольников
через продуктивные виды деятельности»
Воспитатель : Валькова Людмила Владимировна
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности .Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Улучшать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей дошкольного возраста.
2.Улучшить общую двигательную активность.
3.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр.
4.Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
5.Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи.
6.Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы.
7.Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
8.Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики рук.
9.Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством пластилинографии у младшего дошкольного возраста.
Формы работы:
совместная работа с детьми;
индивидуальная работа;
свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемый результат:
1.Динамика развития мелкой моторики.
2.Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
3.Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук;
4.Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность.
5.Создание эмоционально-комфортной обстановки в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы и приемы работы:
массаж кистей рук
пальчиковая гимнастика, физкультминутки
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
пальчиковый театр
театр теней
лепка из пластилина (пластилинография ,лепка из пластилиновых жгутиков и шариков ,»пластилиновые заплатки» ,лепка из соленого теста ,лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки, шишки и т. д.)
нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой ,ватными палочками.
различные виды аппликаций
рисование по трафаретам
массаж кистей рук мячиками Су - Джок
дидактические игры ,игры с кубиками.
Пазлы, мозаика.
Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев .» « Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами , счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Особое внимание для развития мелкой моторики детей уделяется лепке из пластилина . Лепка относится к такой образовательной деятельности как художественно-эстетическое развитие.
Благодаря занятиям лепкой у ребенка развивается творческое мышление ,память ,мелкая моторика рук ,аккуратность и усидчивость .Одним из жанров лепки из пластилина является пластилинография .Это техника рисования пластилином ,принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной ,картонной или иной основе ,благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклы и полуобьемные.
Пластилинография способствует развитию восприятия ,пространственной ориентации и сенсомоторной координации детей.
Виды работ с детьми в течении года:
Введение инновационных технологий по тематики в образовательную деятельность.
Включение пальчиковых игр в НОД утреннюю гимнастику ,физминутки ,в свободную деятельность детей..
Планирование индивидуальной работы.
Использование дидактических ,развивающих игр ,нетрадиционных атрибут:
игрушки-шнуровки ,кубики ,пластилин ,мозаика ,тесто.
лепка из пластилина (пластилинография, »пластилиновые заплатки» ,лепка из пластилиновых жгутиков и шариков).
рисование или раскрашивание картинок.
изготовление поделок из бумаги ,выполнение аппликаций
изготовление поделок из природного материала: шишек ,листьев и других доступных материалов.
нетрадиционные техники рисования :кистью ,пальцем ,зубной щеткой ,свечкой, ватными палочками.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук:
Игра» Тактильный мешочек» ,коробочка с прищепками ,трубочки для коктейля.
конспекты занятий
изготовление наглядно-методических пособий.
выставки.
картотека пальчиковых игр.
Оснащение предметно-развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук.
Подбор и изучение методической литературы
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб :, Корона-Век, 2007
Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.
БардышеваТ.Ю.Здравствуй,пальчик.2007г.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
Рымчук Н .Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики .Оригинальные пальчиковые игры.2008г.
Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
Лыкова И.А .»Мы лепим ,мы играем»2010г.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
Г.Н.Давыдова»Пластилинография»издательство»Скрипторий»2003г.
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
Г.Н. Давыдова» Пластилинография для малышей»2015г.
Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
РумянцеваЕ.А »Простые поделки из пластилина»2009г.
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
Утробина К, Утробин Г.» Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»издательство»Гном»2004г.
Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.:КАРО, 2006
План работы на 2020-2021 учебный год
Сентябрь
Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.
Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»
Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка».
НОД »Волшебный пластилин» (знакомство с основными приемами лепки). Массаж пальцев и кистей рук с помощью массажных мячиков.
Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников». Исследовать воспитательный потенциал семьи.
«Этот пальчик - я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.
Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе
Изучить состояние руки каждого ребенка ,его умения и навыки.
Составление картотеки пальчиковых игр.
Октябрь
Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», « Осень».
Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.
Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».
Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.
Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка в домашних условиях» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях.
Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте»
Занятие по лепке »Пластилиновые заплатки »»Мяч»
Ноябрь
Мастер –класс для родителей »Волшебные пальчики».
Самомассаж с помощью массажных мячиков .Цель: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.
Консультация для родителей »Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?»
Заучивание пальчиковых игр
Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости)
Нетрадиционное занятие по рисованию (ватными палочками)» Лицо человека
Декабрь
Пальчиковые игры: «Снежинки», «Как вчера у бабушки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев.
Беседа с детьми »Путешествие в Пластилинию»(виды пластилина ,разнообразие техник работ с пластилином(надавливание ,разглаживание ,примазывание).
Дидактические игры» Сухой бассейн» и «Разрезные картинки».
Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе.
Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей».
Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей.
Рекомендации для родителей на тему» Как выбрать пластилин ,его разновидность»
Занятие по лепке» Пластилинография »Птичка-синичка».
Январь
Пальчиковые игры: «Бараны», «Улитка». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.
Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.
Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.
Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, липучки, шнурки)
Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер).
Консультация для педагогов »Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Оформление статьи в родительский уголок» Важные секрет по работе с пластилином»
Занятие по лепке из пластилиновых жгутиков »Мой дом»
Февраль
Пальчиковые игры:» Подводный мир», «Посуда», «Профессии», «Армия». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.
Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.
Папка-передвижка» Игры с прищепками»
Нетрадиционное занятие по рисованию (рисование ладошкой ,пальчиками)»Рыбки»
Март
Научить детей пользоваться пальчиковым театром.
Цель: развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость.
Пальчиковая гимнастика: »Перчатка», »Весна » ,»Кап- кап » .Цель: учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами.
Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки». Совместная деятельность родитель – ребёнок.
Дидактические игры ,пазлы .»Солнце светит ярко-ярко»-выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
Занятие по лепке из соленого теста» Цветы для мамы».
Консультация для родителей» Азбука лепки .Пластилинография.»
Апрель
Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа).
Цель: развивать мелкую моторику и речь.
-Конструирование из счетных палочек «Домик»
Цель: Развивать творческую фантазию малышей, развивать мелкую моторику, развивать конструктивные способности детей.
Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках, разбирать и собирать матрешки.
Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Котятки»
Изготовление буклета: «Пальчиковые игры для малышей».
Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома.
Фотовыставка: «Пальчиками играем, стихи повторяем».
Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют.
Папка – передвижка »Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей»
Занятие по лепке »Пластилиновые заплатки »»Ракета».
Май
Нетрадиционное рисование: «Солнышко лучистое».
Цель: Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук.
-Игра: «Солнечные зайчики».
Цель: научить детей играть в соответствии с текстом.
- Поставить с детьми инсценировку сказки: «Колобок».
Цель: учить малышей рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь, память.
Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).
Занятие по лепке »Насекомые» (из пластилиновых шариков).
Диагностика уровня развития мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год.
Тема: «Использование игровых технологий в развитии мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста».Направление: познавательно-оздоровительноеЦель: повышение своего теоретического...
ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников»
План работы по самообразованию воспитателя детского дома дошкольной группы по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников". В плане представлены фо...
Перспективный план работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год.
План работы музыкального руководителя...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2020-2021 учебный год ТЕМА: «Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения Всероссийского комплекса ГТО».
Повышение своего профессионального уровня путем систематизации работы по реализации системы мероприятий, направленных наразвитие физических качеств дошкольников.Формирование устойчивых мотивов и потре...
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год « Выявления задатков и развития способностей детей в группе раннего возраста »
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Сегодня н...
План работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год
Тема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...