Проект на тему: «Моя малая Родина»
проект (подготовительная группа)
Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_malaya_rodina.docx | 652.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Одной из важнейших задач системы образования - является воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь к родному краю и Родине, к ее природным богатствам, культуре, людям и дому. Целью патриотического воспитания является формирование основ патриотизма, как нравственной стороны личности, формирование патриота готового защищать интересы страны и трудится на благо ее. Чувство патриотизма не зарождается само по себе. Его становлению способствует целенаправленное длительное воспитательное воздействие на личность с ранних лет.
Известно, что дошкольный возраст – важный период становления личности человека, когда закладываются первые предпосылки гражданских качеств. Задача взрослых наполнить детские сердца негасимым светом народной культуры, знаниями традиций и истории своего города. Наш любимый город – это один из крупнейших городов–спутников Москвы. Химки – наша малая Родина. Нам дорого то место, где мы родились, провели детство. Что следует иметь в виду, воспитывая у дошкольника первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «Родной город»? Все эти вопросы подтолкнули меня к разработке и реализации проекта «Моя Малая Родина». Этот проект позволит повысить не только детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, и культуры города Химки но, и поможет сформировать любовь, патриотические чувства и заботливое отношение к родному городу. . Во время реализации данного проекта дети приобретают новые знания, а так же обогащают свой опыт взаимодействия со сверстниками, педагогами дошкольного учреждения, а так же, что особенно важно, и с родителями.
Проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, воспитание у детей патриотических чувств.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный сентябрь 2019г.- май 2020 г.
Участники проекта: дети (6-7 лет) подготовительной логопедической группы<<Радуга>>, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.
Социальные партнеры: центральная детская библиотека г. Химки, Химкинская картинная галерея имени С. Н. Горшина, парк КиО имени Л.Н Толстого, сквер имени М. Рубцовой.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, открытки, плакаты, фотографии);
дидактические игры;
подбор мультфильмов, фильмов, прослушивание песен;
выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;
презентация к проекту.
Цель проекта:
Создание условий по формированию основ гражданственности дошкольника путём приобщения его к истории и культуре своей малой Родины.
Задачи проекта:
Образовательные:
Ознакомление детей с историческими сведениями относительно их родного города, а также его местонахождением, традициями и культурой города Химки;
Расширить и углубить знания детей о городе Химки, его достопримечательностях, памятниках, символике, о людях-героях родного города;
Формировать интерес детей к прошлому и настоящему своего города, познакомить детей с современной жизнью города;
Стимулирование деятельности детей, направленной на поиск информации по теме реализуемого проекта;
Познакомить с историей возникновения градообразующих предприятий города.
Создание предметно – развивающей среды в группе.
Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц города нашла отражение история города Химки;
Сформировать умения, ориентироваться в городе, пользоваться картой, читать условные обозначения.
Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой), а также в конструировании, экспериментировании и т.д.
Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки и др.);
Развивать коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей поделке, читать наизусть стихи и прочее;
Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством Химкинских поэтов и восприятие картин Химкинских художников;
Развивать у детей мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
Воспитательные:
Прививать детям чувство гордости за свой родной город, желание участвовать в происходящих в нем событиях;
Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного края;
Воспитывать уважение к людям разных профессий, которые прославили наш город в разные исторические эпохи;
Задачи сотрудничества педагога с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;
Мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, концертов и выставок по теме проекта;
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье;
Подготовить консультации по теме проекта.
Прогнозируемые результаты реализации проекта: по итогам проведенной детьми работы.
По итогам проведения проекта планируется что дети:
Проявят еще больший интерес к истории родного города;
Умеют ориентироваться в городе, вести вежливый разговор с жителями и гостями города, знают достопримечательности родного города, умеют любоваться и беречь красоту природы родного города (сформирована система представлений о родном городе);
С помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;
Используют полученные знания и умения во всех видах деятельности;
Умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, подвижные игры;
словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание, развлечения, чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок.
практические: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности, экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка, дидактические игры, подвижные игры.
наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций.
Мотивация проектной деятельности
Педагог приносит в группу фотографии видов города Химки (прошлое и настоящее) или показывает презентацию о родном городе. Дети рассматривают принесённые фотографии (презентацию), в создавшейся ситуации общения воспитатель задает вопросы: «Что за улица запечатлена на фотографиях (на слайдах)?», «Кто знает, сколько лет родному городу?» и т.п.
Этапы проекта | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Совместная деятельность с семьями воспитанников |
I этап (подготовительный) Постановка проблемы, цели и задач (сентябрь 2019г.) | 1. Изучение муниципального, регионального опыта работы по теме проекта, используя ресурсы Интернет. 2. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа. 3. Составление плана по реализации проекта. 4. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и пр. 5. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности. 6. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта., | Знакомство с темой проекта «Моя малая Родина» | 1. Разработка плана проекта (воспитатель обсуждает план проектной деятельности с родителями воспитанников). 2 Сбор исторических данных, изготовление наглядно-демонстрационного материала и пр. 3.Участие воспитанников в конкурсах, посвященных 80-летию города Химки. 4. Изготовление макетов на тему:<<Химки-город покорителей космоса. |
II этап Работа над проектом (октябрь 2019 г. – март 2020 г.) | 1. Организует деятельность по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями): - досуговые мероприятия; - открытые просмотры; - оформительская деятельность и пр. 2. Введение в игровую ситуацию воспитанников. 3. Стимуляция активность детей через: - создание проблемных ситуаций; - положительные эмоции; - мотивацию деятельности; - игровую позицию. | 1. Вживаются в игровую ситуацию. 2. Участвуют во всех мероприятиях проекта. 3. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности. 4. Пополняем книжный уголок материалами по теме проекта | 1. Участвуют во всех мероприятиях проекта совместно с детьми. 2. Оказывают посильную помощь в организации всех мероприятий проекта. 3 Участие дошкольников и родителей в конкурсах, проходящих на муниципальном уровне. |
Психолого-педагогическое содержание проекта
Речевое развитие | «Развитие речи» | 1. Развивать свободное общение детей со взрослыми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. 2. Развитие всех компонентов устной речи. | 1. Беседа на тему «Улица, на которой я живу», «Герб и флаг нашего города», «Улица, на которой находится наш детский сад», 2. Беседы с дошкольниками о профессиях «Кем работает мой папа, моя мама». 3. Составление творческого рассказа «А из нашего окна моя улица видна». |
«Художественная литература» | 1. Развитие интереса и любви у детей к художественной литературе. 2. Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями. 3. Развитие чувства гордости за Химкинских писателей и поэтов. | 1. Изучение пословиц и поговорок, загадок о доме, родном крае. 2. Чтение книг о родном городе, стихов Химкинских писателей. 3. Разучивание стихов о городе. 4. Экскурсия в детскую библиотеку города. |
Художественно-эстетическое развитие | «Изобразительная деятельность» | 1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). 2. Развитие детского творчества. 3. Развитие умения создавать постройки по конструированию из лего на тему: «Город» | 1. Аппликация- «Российский флаг»; 2. Рисование: «Мой город Химки», «Мой родной дом». 3. Лепка «Дачный домик». 4. НОД «Русские народные узоры». 5. Выставка рисунков: «Мой дом». |
«Музыкально- художественная деятельность» | 1. Приобщение детей к музыкальной культуре 2. Обогащение музыкальных впечатлений | 1. Прослушивание музыкальных произведений: гимн Химок, песни об Химках; гимн России, «Строим дом» сл. С. Вышеславской, муз. М. Красева, «Прятки» муз. Т. Ломовой. |
Физическое развитие | «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» | Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. | 1. Конкурс «Веселые старты». 2. НОД «Здоровьесбережение». |
«Физическая культура» | Знакомство с русскими народными играми и развитие интереса к участию в них. | 1. Спортивный праздник «Папа, мама, я отличная семья». 2. Беседа о спортсменах – уроженцах города Химки и их спортивных достижениях. | |
III этап Презентация проекта (Апрель 2020г.) | 1. Обработка результатов, выводы по реализации проекта. 2. Подготовка к презентации. | Представляют продукт своей деятельности гостям группы. | Домашние творческие задания на тему «Мой родной дом», выставка рисунков «Мой родной город» |
IV – этап Рефлексия (Май 2020г.) | 1.Написание информационной справки об итогах проектной деятельности, | Высказать своё мнение об этом проекте, свои предложения о продолжении темы проекта. | Написание отзыва о проекте, свои предложения о продолжении темы проекта. |
Перспективы дальнейшего развития проекта и возможности распространения опыта:
- Подбор интерактивных форм работы с детьми и родителями при дальнейшем развитии темы проекта.
- Разработка серии вариативных занятий познавательного цикла для детей и родителей по теме проекта с использованием ИКТ.
- Подбор дополнительного материала и исторических фактов по теме проекта совместно с родителями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание патриотизма – это достаточно тяжелая задача, для решения которой нужно прикладывать усилия, начиная с самого детства. Использование различных средств воспитания, систематическая и планомерная работа, это слаженные усилия дошкольной образовательной организации и семьи, а также ответственность взрослых непременно дадут положительные результаты и станут основой в дальнейшей работе по патриотическому воспитанию детей.
В результате реализации проекта мы пришли к выводу о том, что такая деятельность способствует объединению детей посредством общих впечатлений, переживаний, эмоций, а также помогает в формировании коллективных взаимоотношений. В ходе реализации проекта дети подготовительной логопедической группы приобрели углубленные знания о городе Химки. Проект охватил все виды деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, продуктивную, восприятие художественной литературы, музыкально-художественную. В результате дети узнают и называют памятные места, , скверы, парки, название улиц нашего города. Знают и стремятся выполнять правила поведения в городе. Проявляют инициативу в социально значимых делах: участвуют в муниципальных конкурсах и переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремятся выразить свое позитивное отношение к пожилым жителям города и ветеранам.
Во время работы над данным проектом родители активно принимали участие в реализации проекта, участвовали в викторинах, спортивных праздниках, конкурсах рисунков. Они активно включились в воспитание у детей любви к природе родного города. В заключение необходимо добавить, что работа с детьми по теме данного проекта будет продолжена, так как нравственно-патриотическое воспитание необходимо на протяжении всего периода воспитания детей в детском саду, а после и в школе. Это является неотъемлемой частью воспитания грамотной и всесторонней развитой личности ребенка
Список используемой литературы
1. Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»/для работы с детьми 5-7 лет, - М: Издательство Мозаика-Синтез, 2008г.
2. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», М: Айрис-Пресс, 2006г.
3. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004. -136с. Редактор – составитель Н.А. Арапова-Пискарева.
4. Маханёва М.Д.; «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72с.
5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в Росси». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (средняя группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
6. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
7. «Патриотическое воспитание дошкольников». Конспекты занятий. Изд. 4-е доп.- М.:УЦ «Перспектива», 2008г.-248 с.
А.М. Князев «Воспитание гражданственности» изд. РаГс 2007 г. 71 стр.
Глазкова Ю. «Ребенок в детском саду» 2007 г. №2: «Методические проекты в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию»
Фотоотчет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Моя малая Родина" для детей старшей группы
Краеведение – это один из путей нравственного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюде...
Долгосрочный творческий проект на тему: "Моя малая Родина"
Цель данного проекта: систематизация знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, ...
Педагогический проект на тему: "Моя малая Родина"
Данный проект расширяет представления детей о городе, в котором они живут, дает представления о том, что такое герб, флаг, гимн, объясняет символику родного города, расширяет кругозор детей о достопри...
Нравственно- патриотический проект на тему: " Моя малая Родина"
Патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте - важнейшем периоде становления личности., ведь оно напрямую связано с воспитанием у детей любви к " малой Родине", ...
Проект на тему "Моя малая родина - Пестрецы"
Проект для детей старшей группы детского сада. Проект долгосрочный, способствует развитию и обогащению нравственных, эстетических и интеллектуальных, интегративных качеств развития ребенка. Вклю...
Проект по теме: «Моя малая родина – Республика Коми»
Познавательно-игровой проект....
Проект на тему: "Моя малая Родина - мой мир"
Проект создан для ознакомления с родным краем, в данном случае это - Апастовский район РТ, посёлок Свияжский и село Бишево. Целью проекта является: расширить знания детей о малой Родине (А...