Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые затеи через поисковую деятельность»
план-конспект занятия по рисованию
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_programma_po_kruzhku_1.docx | 42.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Звёздочка» г. Ермолино
Принята Утверждена
Педагогическим советом ВРИО заведующего МДОУ
Протокол № 1 от 26.08.2021 г. «Детский сад №15 «Звёздочка»
_____________ Ефремова М.В.
Приказом № от 26.08.2021г.
Дополнительная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Веселые затеи через поисковую деятельность»
для детей от 5 до 6 лет
(срок реализации 1 год)
Выполнила:
Мохначева А.Ю.
г. Ермолино
2023г.
Оглавление
1. Пояснительная записка………………………………………………………………….. 3
1.1. Направленность…………………………………………………………………………… 3
1.2. Актуальность………………………………………………………………………………. 4
1.3. Новизна программы ……………………………………………………………………… 4
1.4. Педагогическая целесообразность……………………………………………………….. 4
1.5. Цель, задачи программы………………………………………………………………….. 4
1.6. Принципы программы……………………………………………………………..……….5
1.7. Возрастная категория детей……………………………………………………………... 6
1.8. Срок реализации программы………………………………………………………….…. 6
1.9. Форма и режим проведения занятий …………………………………………………… 6
1.10. Ожидаемые результаты и способы определения результативности………………… 7
1.11. Форма подведения итогов реализации программы…………………………………… 6
2. Календарный учебный график …………………………………………………….........8
3. Учебный план……………………………………………………………………………... 8
4. Рабочая программа…………………………………………………………………………..
5. Материально-техническое обеспечение программы…………………………………. 15
6. Список используемой литературы……………………………………………………... 16
- Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Таким образом, постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней.
С этой целью был создан кружок
- Направленность
- В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
- Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
- Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
- Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
- Физическая культура и Здоровье: использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Музыка: использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
- Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
1.2.Актуальность
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе работы с нетрадиционным материалом.
1.3.Новизна программы
Отличительной особенностью программы развития художественных способностей детей нетрадиционными техниками рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, не используемые для традиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
- Педагогическая целесообразность
Направления нетрадиционной техники рисования, графики и ее разновидностей не включены в основную образовательную программу дошкольного образования МДОУ «Детский сад №15 «Звёздочка», поэтому реализация данной программы послужит одним из важнейших инструментов обновления содержания образования и будет способствовать художественно – эстетическому развитию дошкольников.
- Цель и задачи программы
Цель:
Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят во второй половине дня два раза в неделю.
- Принципы программы
- Принцип научности
- Принцип индивидуализации и дифференцированного подхода:
- Принцип оптимального сочетания наглядных, словесных и практических приемов обучения.
- Принцип постепенного повышения требований.
- Собственные принципы:
- Подходить к ребенку только с позиции поддержки, а не ошибки («У тебя все получится»);
- Позиция по отношению к ребенку (быть вместе, всегда прийти на помощь);
- Взгляд «глазами ребенка» — ставить себя на место ребенка;
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Физическая культура и Здоровье:использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Музыка: использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
- Возрастная категория детей
Возрастная категория детей – 5-6 лет
- Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 год
- Форма и режим проведения занятий
Количество детей в группе не превышает 11 человек.
Занятия проводятся с подгруппой 2 раз в неделю во вторую половину дня,
длительность - 25 минут.
В год – 62 занятия.
Форма обучения: очная.
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
- Фронтальная - образовательная деятельность проводится со всей подгруппой детей, внутри которой каждый выполняет задание самостоятельно.
- Групповая (совместное выполнение задания несколькими детьми).
- Смешанная (сначала дети выполняют задание все вместе, а затем по частям (парами, тройками, звеньями).
Все методы используются в комплексе.
Использование методов обучения:
- позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях необходимо дать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
- Дети освоят правила безопасности во время работы.
- Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
- Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
- У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
1.11. Форма подведения итогов реализации программы
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.
- Календарный учебный график
Возраст обучающихся | Начало обучения | Окончание обучения | Количество занятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |||
5-6 лет | Октябрь | Май | 2 | 8 | 62 |
- Учебный план
№ п/п | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 |
2. | Волшебная палочка. | 1 | 0 | 1 |
3. | Зайка беленький. | 1 | 0 | 1 |
4. | Осенний лес. | 2 | 0 | 2 |
5. | Осьминог из ладошки. | 1 | 0 | 1 |
6. | Волшебные пузыри. | 1 | 0 | 1 |
7. | Белые лебеди. | 1 | 0 | 1 |
8. | Подводный мир. | 3 | 0 | 3 |
9. | Грибы-грибочки. | 2 | 0 | 2 |
10. | Морозные узоры. | 1 | 0 | 1 |
11. | Елочка-зеленая иголочка. | 2 | 0 | 2 |
12. | Варежки для снегурочки. | 3 | 0 | 3 |
13. | Пингвин | 2 | 0 | 2 |
14. | Домик для снегурочки. | 2 | 0 | 2 |
15. | Коробочка для карандашей. | 3 | 0 | 3 |
16. | Блюдечко с голубой каемочкой(1 этап). | 2 | 0 | 2 |
17. | Блюдечко с голубой каемочкой (2 этап). | 2 | 0 | 2 |
18. | Морозные узоры | 1 | 0 | 1 |
19. | Веселая лошадка. | 2 | 0 | 2 |
20. | Зимний пейзаж | 2 | 0 | 2 |
21. | Елка под снегом. | 1 | 0 | 1 |
22. | Букет роз. | 2 | 0 | 2 |
23. | Браслет(1 этап). | 3 | 0 | 3 |
24. | Браслет(2 этап). | 1 | 0 | 1 |
25. | Букет маков. | 2 | 0 | 2 |
26. | Цветочное дерево. | 3 | 0 | 3 |
27. | Божья коровка. | 1 | 0 | 1 |
28. | Веселая стройка(1 этап). | 2 | 0 | 2 |
29. | Веселая стройка(2 этап). | 2 | 0 | 2 |
30. | Цветочная поляна. | 3 | 0 | 3 |
31. | Чудо-мнучка. | 2 | 0 | 2 |
32. | Веселые магниты. | 1 | 0 | 1 |
33. | Пушистики. | 2 | 0 | 2 |
ВСЕГО | 62 | 62 |
- Рабочая программа
Месяц | Тема занятия | Цель | Материалы |
октябрь | Вводное занятие 1.Волшебная палочка. | познакомить детей с изостудией, рассматривание выставки рисунков в нетрадиционных техниках рисования; познакомить с материалами, оборудованием; выявить первоначальные навыки рисования детей Познакомить детей с помещением кружка; рассмотреть разные виды материалов для занятий; воспитывать интерес к работе с разного вида материалами. | образцы рисования в нетрадиционных техниках бумага, прост. карандаш, гуашь, кисти, салфетки Альбом с образцами материалов; старый фломастер, нитки, клей ПВА, картон, блеск для рисования. |
2.Зайка беленький. | Учить детей аккуратно намазывать рисунок по контуру клеем, заполнять рисунок материалом. | Заготовка рисунка зайчика, клей, кисть, вата, гуашь. | |
3.Осенний лес. | Познакомить детей с техникой создания отпечатков сухими листьями, учить наносить краску на листочки и дорисовывать изображения. | Лист бумаги для фона, сухие листья, гуашь, кисти. | |
4.Осьминог из ладошки. | Учить детей использовать в своей работе технику печати ладошкой; учить подбирать необходимую цветовую гамму. | Гуашь, кисти, листы бумаги. | |
ноябрь | 1.Волшебные пузыри. | Показать детям возможность рисования сразу на всей поверхности листа одним движением, учить быть аккуратными в данном виде работы. | Акварельные краски, жидкость для мытья посуды, лоток для воды, соломинка, лист бумаги. |
2.Белые лебеди. | Обучать детей рисовать всей ладошкой, дорисовывать полученное в соответствии с задуманным. | Гуашь белого цвета, акварельные краски, кисти. | |
3.Подводный мир. | Обучать детей технике пластилинографии, учить использовать в свой работе трафарет, воспитывать в детях аккуратность в работе с сыпучими материалами. | Пластилин, трафареты рыбок, лист картона голубого цвета для фона, простой карандаш, клей, крупа кукурузная или пшено. | |
4.Грибы-грибочки. | Тренировать детей в умении раскрашивать объемные формы, учить соединять детали с помощью пластилина для создания знакомого образа. | Колпачки от фломастеров, картонные ячейки от яиц (разрезанные по одной), пластилин для крепления, краски акварель-ные/гуашь, кисти. | |
декабрь | 1.Морозные узоры. | Обучать детей рисованию морозных узоров, учить наносить клей на необходимые участки и заполнять их крупой, украшать свою работой блеском. | Листы фиолетового картона в виде окна, образцы узоров, простой карандаш, крупа манная, блеск для рисования, клей. |
2.Елочка-зеленая иголочка. | Обучать детей приему вырезания из сложенного вдвое листа, познакомить с понятием симметрии, украшать работу по желанию. | Лист цветного картона для фона, цветная бумага, пайетки, бисер, пластилин, вата, клей, ножницы. | |
3.Варежки для снегурочки. | Тренировать детей в умении заполнять готовую форму пластилином, украшать готовую. | Трафарет варежки, пластилин, стека, простой карандаш, бисер, мишура, пайетки. | |
4.Пингвин. | Учить создавать образ знакомого животного, формировать умение детей работать с салфетками, закреплять умение надрезать детали ножницами, радоваться полученному результату. | Шаблон пингвина, белые салфетки, детали глаз и носа, клей, ножницы. | |
Январь | 1.Домик для снегурочки. | Формировать умение детей вырезать фигуры из бумаги, наклеивать их на фоновый лист, украшать узорами, для создания сказочного образа. | Заготовки для вырезания, вата, блеск, ножницы, клей, фоновый лист. |
2.Коробочка для карандашей. | Познакомить детей с техникой декупаж, учить быть осторожными в работе, аккуратно работать с салфеткой. | Коробочка от молока разрезанная пополам, клей, кисть, салфетки для декупажа, ножницы, блеск, акриловый лак. | |
3.Блюдечко с голубой каемочкой(1 этап). | Продолжать работу в технике декупаж; учить работать в несколько этапов; показать детям прием украшения яичной скорлупой. | Пластиковая тарелочка, акриловая краска, яичная скорлупа, клей. | |
4.Блюдечко с голубой каемочкой (2 этап). | Обучать детей отделять от салфетки слой с рисунком и аккуратно приклеивать его на поверхность тарелки. | Подготовленная тарелочка, салфетки для декупажа, клей, кисти, акриловый лак. | |
Февраль | 1.Морозные узоры(2). | Познакомить детей с техникой использования соли в изо; развивать творческие способности, фантазию детей. | Альбомный лист, акварельные краски, кисти, соль(крупная). |
2.Веселая лошадка. | Учить детей рисовать животных по этапам, совмещать в работе навыки рисования и аппликации; прививать детям любовь к красоте, развивать эстетический вкус. | Белый картон, простой карандаш, цветные карандаши, нити, цветная бумага, ножницы, клей. | |
3.Зимний пейзаж. | Формировать у детей умение рисовать пейзаж, использовать в своей работе предложенные материалы, учить рисовать деревья. | Лист бумаги, гуашь, поролон, кисти, ватные палочки, крупа, вата, клей, блеск. | |
4.Елка под снегом. | Познакомить детей с техникой симметричного рисунка, учить аккуратно складывать лист пополам и рисовать только на одной половине листа; тренировать в рисование пальцами методом тычка. | Лист бумаги, гуашь. | |
март | 1.Букет роз. | Познакомить с техникой рисования нитками: учить аккуратно выкладывать узор из окрашенных нитей, закрывать их вторым листом и осторожно вытягивать, дополнять свой рисунок необходимыми элементами. | Два листа бумаги, нити, гуашь, кисти. |
2.Браслет(1 этап). | Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста; рассказать о свойствах теста; формировать умения делать отверстие в бусинах, развивать фантазию в придумывании форм бусин. | Соленое тесто (разного цвета), зубочистка. | |
3.Браслет(2 этап). | Учить детей собирать готовые бусины в браслет, продевая нить в дырочки бусин. | Нить-спандекс, приготовленные бусины. | |
4.Букет маков. | Тренировать детей совмещать в своей работе аппликацию и рисование: закрепить умение рисовать поролоном фон и использовать полученный фон для аппликации. | Поролон, краски, лепестки маков их красных салфеток, пшено для середины цветка, кисти. | |
апрель | 1.Цветочное дерево. | Учить детей создавать коллективные композиции; продолжать обучать раскрашиванию объемных форм, продевать нить в отверстие, делать серединку из салфетки; развивать эстетический вкус. | Ячейки от яиц, разрезанные по одной, с оформленным резным краем, цветные салфетки, краски, кисти, блеск, клей, заранее подготовленная ветка, нитки для крепления цветов к ветке. |
2.Божья коровка. | Познакомить детей с новым видом материала, использование его в своей работе; учить аккуратно раскрашивать ватную основу, формировать умение создавать законченную композицию. | Ватные диски, заготовка листочка, нитки зеленые, краски, кисти, клей. | |
3.Веселая стройка(1 этап). | Учить детей особенностям раскрашивания пенопласта. | Пенопласт в виде небольших кирпичиков и деталей для крыши, гуашь, кисти. | |
4.Веселая стройка(2 этап). | Учить детей конструированию из подготовленного материала: выложить по контуру детали и приклеивать, соблюдая последовательность; украшать дом необходимыми элементами. | Шаблон дома из картона, подготовленные «кирпичики», клей, краски, кисти. | |
май | 1.Цветочная поляна. | Познакомить детей с техникой изготовления аппликации из ткани. | Детали цветов из ткани разного цвета, картон для фона, клей, кисти. |
2.Чудо-мнучка. | Учить детей работать с необычными материалами для создания игрушки. | Воздушный шарик, крахмал, ложечка, нитки, маркеры. | |
3.Веселые магниты. | Обучать детей изготавливать декоративные магниты, украшать их по своему вкусу, развивать эстетический вкус. | Элемент фотографии(4*4) или картинки, магнит, клей, блеск, пайетки. | |
4.Пушистики. | Учить детей работать с хрупкими материалами, быть осторожными и внимательными, развивать фантазию. | Воздушный шарик, вата, краски, клей, кисти. |
- Материально-техническое обеспечение программы
1. Методическое обеспечение:
Для реализации Программы используются следующие материалы:
- Календарный учебный график
- Учебный план
- Рабочая программа
- Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
- Методическая литература для педагогов по организации кружковой деятельности
2. Материально-техническое обеспечение:
Для реализации проекта в детском саду созданы необходимые материальные условия:
№ п/п | Виды оборудования |
1. | Детские столы - 6 штук |
2. | Детские стулья – 12 штук |
3. | Учебная доска – 1 штука |
4. | Компьютер - 1 шт. |
5. | Акварель, гуашь, наборы цветных карандашей, простые карандаши, восковые мелки (по числу детей),ПВА, пластилин, ножницы |
6. | Палитра – 12 шт. |
7. | Альбомы для рисования – 12 шт. |
8. | Репродукции картин, образцы рисования |
Список используемой литературы
1.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2019. – 80с.
2.Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2020.– 256с.
3.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2021. – 96с.
4.Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
5.Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2020. – 192с.
6.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2021.
7.Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2020. – 192с.
8. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2021. – 128с.
9.Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2021 – 128с.
10.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 2019. – 144с.
Интернет - ресурсы
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружку «Рисовалки» для детей дошкольного возраста 5-6 лет. автор Колдина Н.И./ http://inyakino-sad.ru/programmy-v-dou/rabochaya-programma-po-kruzhku-risovalki/ (обмен опытом)
- Программа кружка по нетрадиционной технике рисования в ДОУ. Автор Филатова Светлана Владимировна/http://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/programma-kruzhka-po-netradicionnoy-tehnike-risovaniya-v-dou.(обмен опытом)
- https://vk.com/doc86358645_153289910?hash=10818f882504bde087&dl=04cc0d6474a56c2b8e
- Г.Н.Давыдова «Поделки из спичечных коробков»;
- Н.Г.Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике (1,2,3 части)»;
- М.И.Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей»;
- Г.Н.Давыдова «Пластилинография»;
- Л.М.Евстратова «Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин»;
- Л.В.Куликова «Смешные игрушки из пластмассы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "Веселые затеи"
Программа разработана для детей старшей группы. Предоставлен перспективный план работы по указанным возрастам, с целями и используемыми материалами....
Программа кружковой работы "Веселые затеи"
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы....
Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"
Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Веселая мастерская»
Данная программа разработана в рамках работы кружка "Веселая мастерская" (объемная аппликация в технике торцевания) для детей 5-7 лет. В программе представлены учебно - тематические и перспе...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселая радуга".
Рабочая дополнительная программа по рисованию для детей 4-7 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые пальчики».
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые пальчики» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселая акварелька»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Веселая акварелька»...