Проект «Чему учат нас русские народные сказки»
проект (средняя группа)

Валеева Альфия Каюмовна

МЫ наблюдаем агрессивность детей к друг другу и к своим родителям , которые всегда идут у них на поводу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemu_uchat_nas_skazki.odt31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Чему учат нас русские народные сказки»

Актуальность:

Мы   наблюдаем  агрессивность детей к друг другу и к своим родителям, которые всегда идут у них на поводу. Просмотрев далеко не хорошие мультфильмы, у детей искажается представление о жизни. С раннего детства идёт формирование нравственных качеств человека. И для решения этой проблемы и был разработан план «Чему учат нас русские народные сказки» так как считаю, что добрые сказки должны войти  в детский быт . Сказки всегда  близки к детям. Дети всегда сравнивают образы сказочных героев с реальными людьми. Русские сказки прочно входят в жизнь детей. Воспитывают добрые чувства и нравственное отношение к окружающему миру.

Гипотеза исследования:

  Прочитав русские народные сказки оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей . Необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками. При чтение сказок ,разработанных классных часов, грамотно составленные мероприятия помогут раскрыть нравственную сущность народной сказки, эмоционально раскрепостить ребенка.

Цель проекта: 

Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей школьников.

Задачи проекта

Образовательные задачи:

  • Знакомство с историческими справками по данной проблеме.
  • Изучение метода моделирование.
  • Изучение и обобщение методического обеспечения по данной проблеме.

Ожидаемый результат:

Повышение уровня знания сказок детьми.

Сформированность осознанность в потребности русских народных сказках.

Приобщение детей и родителей к нравственному воспитанию  в лице народных сказок.

Участник проекта: ученик 2 класса

Тип проекта:

практико - ориентированный,  групповой, долгосрочный

История русской народной сказки.

Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным. В некоторых сказках авторы осмеивают действительность, одновременно предлагая свой вариант решения проблемы.Все дети любят сказки, особенно волшебные. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения… С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Да вот незадача - немногие взрослые могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та или иная сказка. Как не ошибиться?

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее "намеки" правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления русской пословицей. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

Сказка состоит из небольших эпизодов ─  частей, связанных между собой. Исследователь русской сказки В.Я. Пропп  разработал схему построения сюжета:

  • зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…»
  • существование запрета,
  • нарушение запрета,
  • наказание,
  • отправление в путь (испытания героя),
  • чудесные помощники,
  • достижение цели (битва, схватка),
  • погоня (использование чудесных элементов),
  • приезд домой (предательство, не узнавание),
  • признание героя,
  • концовка

Присказка ─  это шутливое вступление или концовка сказки. Начиная рассказывать длинную сказку, сказитель приговаривал: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,   «Это ещё не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба», «На море, на океяне, на острове Буяне, стоит дерево ─ золотые маковки. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди». Признаки сказки: троичность действия,  повторы заклинаний, вопросов, постоянные эпитеты, сам строй речи, которая приобретает разговорную интонацию, отступая от привычных грамматических оборотов, особенно в начале сказки, упоминание о числе три (трёхголовый змей, три сестры, более позднее упоминание чисел семь, двенадцать, запрет и нарушение запрета, сказочные клеше: жили-были; долго ли, коротко ли; низко ли, высоко ли; в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в сказке есть реальные и нереальные события, сказки читаются плавно, напевно.

 Образцы концовки: «…Стали они жить – поживать, добра наживать да медок попивать»

«…И я там был, мёд-пиво пил: мёд, говорят был горек, а пиво мутно. Отчего бы такая притча?»

«…Стал он с царевною жить да поживать, и теперь живут ─ хлеб жуют»

Показ поступков сказочных героев

Через сказку воспринимаются первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых. Это очень важно для определения симпатий окружающих нас людей, для разграничения добра и зла. Мы отождествляем себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает добро.        Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно".                                                 Для полного восприятия и раскрытия смысла данного исследования я взял любимые сказки и постарался выделить главное в них: «Чему нас учит эта сказка?».
Сказка«Репка»                                                                                         Говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка. 
Сказка«Колобок»                                                                                         Ожив, колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца, я считаю потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой, что и сам оказался пойманным на хитрость. Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость. Из этой сказки можно сделать вывод, что важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонни людям. 
Большинство сказок —  волшебные. Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Но главные герои этих сказок всегда шли не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь уложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит        к        нужной        цели. 
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаем добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. 
Сказка        «Гуси–лебеди» 
Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно. 
Ш.Перро «Золушка», Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» 
 
Эти две сказки очень похожи. В них присутствует очень большой скрытый смысл. Будь скромен, добр, трудолюбив, отзывчив, и судьба вознаградит тебя. Несмотря на то, что Золушка и Белоснежка повстречали своих принцев, когда были красиво одеты и те ничего не знали об их трудолюбии, нравственности и интеллектуальных способностях, то всё равно именно внутренняя красота девушек привлекла к себе внимание принцев. 
Сказка        «Кот,        лиса        и        петух» 
Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать – громко звать на помощь. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости. 
Сказк«Заяц-хвастун» 
 
Помните: «У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь». Но хоть и хвастался заяц, и привирал по пустякам. Но когда до дела дошло, и вправду не испугался – помог вороне, за что она его и назвала храбрецом. Сказка учит отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. 
Сказка«Теремок» 
У сказки "Теремок" тоже несколько концовок – медведь ломает домик, и звери разбегаются, или, наоборот, строят все вместе новый дом, еще лучше прежнего. Также есть вариации этой сказки – «Рукавичка» (украинская сказка), «Теремок» (в обработке А.Толстого) помните: ехал мужик с горшками и потерял один горшок»), «Под грибом» и «Зайкин корабль» (В.Сутева), «Грибок-Теремок» (А.Усачева). Конечно, главный смысл в том, что веселее держаться всем вместе, а одному быть трудно. Сказка учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть   своя  мера. 
Сказка «КурочкаРяба»
  Незамысловатый сюжет сказки "Курочка Ряба" не так прост. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым. Золотое яйцо символизирует смерть, которая пришла к старикам. Поэтому и стараются дед с бабой разбить свою «смерть» и продлить жизнь. Но мышка опережает! Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Курочка жалеет стариков и дарит им простое яичко - символ жизни. В этой сказке дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближнему.

Теория:

Я провела опрос анкетирование у своих одноклассников. Чему учат русские народные сказки?

Из 25 человек :20 учеников ответили доброте, справедливости и вежливости.

Из этого можно сделать вывод. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому читать сказки любят и дети, и взрослые (ПО результатам анкетирования из 25 чел 16 учеников ответили доброте, справедливости и вежливости.Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и  идти к этим целям. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложныхситуаций.


                                                   


Анкета:

Цель: выявление читательской активности, а также направленности читательского интереса. 
1. Любишь ли ты читать? 
Да - 25 человек 83% 
Нет - 2 человек  8 % 
Не очень - 3 человека 9 %


2.  Какие сказки тебе больше нравятся?                                                          Волшебные -  65 %          О животных – 20 %        Бытовые – 15 %

  1. Ваша любимая сказка.                                                                               Были названы чаще всего: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Маша и медведь», «Каша из топора», «Белоснежка», «Русалочка» и др.                             
  2. 4. Чему учат сказки?                                                                                    - Добру, справедливости, героизму, милосердию, вежливости, хорошим манерам, ловкости, сообразительности, уму.         

Вывод: Из данного анкетирования видно, что большинство читают волшебные сказки. Люди хотят верить в волшебство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В гостях у русской народной сказки"

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости....

Проект (краткосрочный) на тему русской народной сказки "Колобок-румяный бок"

Проект  на тему: «Колобок – румяный бок»  Познакомить детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам. Сказки для детей несут в себе...

Краткосрочный проект в логопедической группе " Русская народная сказка " Петушок и бобовое зёрнышко"".

Цель: Создание условий для развития устойчивого интереса к сказке, развитие познавательной активности. Создание условий для положительного взаимодействия взрослых и детей, развитие взаимопонимания, тв...

Проект театрализованного представления по русской народной сказки «Гуси- лебеди» в подготовительной группе.

Проект театрализованного представления по русской народной сказки «Гуси- лебеди» в подготовительной группе....

Проект «В гостях у русской народной сказки» во второй младшей группе.

Проект «В гостях у русской народной сказки»  во второй младшей группе.Вид проекта: познавательно - продуктивный, игровой, творческий....

проект «В гостях у русской народной сказки»

РАБОТА С ДЕТЬМИ:Познавательно-речевое развитие.1. Рассматривание лэпбука.2. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.3. Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок»...