Влияние родительского отношения на развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников с нарушениями речи.
презентация к уроку (старшая группа)

Иванченко Юлия Викторовна

В настоящее время очень важно обращать вниминие родителей на приоритетное развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, роль позитивных родительских установок. Особого внимания заслужтвают личностные особенности родителей, дети которых имеют речевые нарушения, не оправдывают ожидания родителей, заставляют их пережить разочарование, вину, стыд. Такие родители нуждаются в психологической поддержке и помощи не меньше детей. Адекватное восприятие родителями особенностей развития своих детей, благоприятный психологический климат в семье -залог успешного переживания всеми ее членами возникающих трудностей. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 84» Влияние родительского отношения на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» Педагог-психолог Иванченко Ю.В.

Слайд 2

Изучение эмоциональной сферы дошкольников с нарушением речи. Проблема подготовки к возможной интеграции и адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям образовательной школы на современном этапе развития дошкольной коррекционной педагогики имеет приоритетное значение. Особенно важным представляется разработка специальных пошаговых методических систем, учитывающих сложность и неоднородность контингента детей с нарушениями речи в детских дошкольных учреждениях. Традиционно система коррекционной помощи дошкольникам направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Очевидно, что нарушения речи препятствуют полноценному формированию, как отдельных высших психических функций, так и всех сфер личности ребенка.

Слайд 3

Однако изучению особенностей развития деятельности, эмоциональной сферы, личности дошкольников данной категории пока еще не уделяется должного внимания. В связи с этим, дошкольники с ОНР нуждаются в комплексном психологическом сопровождении развития, охватывающем все стороны психики. Выбор «маршрута» психологической работы значительно затруднен, пока не изучены особенности эмоционального развития детей. Таким образом, выявление своеобразия эмоциональной сферы выделяется как отдельная исследовательская проблема. При анализе психологической литературы было установлено, что старший дошкольный возраст – это не только период активного становления и развития социальных эмоций, произвольности эмоциональной сферы, но и сензитивный период, когда воздействие на ее формирование является наиболее эффективным.

Слайд 4

Это доказывает, что именно в старшем дошкольном возрасте дети более всего подвержены влиянию неблагоприятных эмоциональных факторов , т.е. в этот период времени возможно возникновение различных страхов и фобий. Эмоциональное неблагополучие ребенка, вызвано главным образом неудовлетворенностью общением с взрослыми, прежде всего с родителями. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого. (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, А.Д. Кошелева, С.Ю. Мещерякова, А. Ро -як, Я.З. Неверович , Н.Л. Кряжева , Е. Волосова, Е. Гаспарова , В. Миронов, Л.П. Стрелкова, Л.А. Абрамян, В.М. Минаева, Ю.Б. Гиппенрейтер , М.И. Чистякова).

Слайд 5

Кроме того, отмечено, что речевые нарушения создают основу для возникновения отклоняющегося эмоционального развития ребенка (В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова, Л.Е. Гончарук , Г.А. Волкова, Л.М. Шипицина ). Эта проблема недостаточно хорошо изучена в области специальной психологии, поэтому ее актуальность несомненна . Исходя из этого, определяется цель и задачи исследования.

Слайд 6

Цель исследования изучении особенностей развития эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушением речи.

Слайд 7

Задачи: - сравнить особенности эмоциональных проявлений детей с нарушением речи и их сверстников; - проанализировать факторы, влияющие на расстройство эмоционально-волевой сферы детей с нарушением речи.

Слайд 8

Принципы исследования : 1. Принципу гуманизма и педагогического оптимизма. К малышу следует подходить бережно, заботливо. Главное требование, предъявляемое здесь – «Не навреди!». 2. Принципу комплексности, системности и систематичности. Необходимо прослеживать все стороны развития ребенка, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход. Важно определить развитие эмоциональной сферы со всеми остальными сторонами психического развития. 3. Принципу объективности и научности. Психические особенности ребенка нужно раскрывать в их собственных закономерностях, а не аналогично взрослым. 4. Принципу детерминизма. Это означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей . Причины следует искать в условиях жизни и воспитания ребенка, в предшествующих этапах его развития. В данном случае причины эмоциональных нарушений могут быть следствием нарушений речи у детей. 5. Принципу индивидуального и личностного подхода, что означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Слайд 9

Методы исследования: - наблюдение за особенностями общения детей со сверстниками, родителями и педагогами; - эксперимент, при котором была использована проективная методика изучения эмоциональной сферы – «Дом, дерево, человек »; - анкетирование родителей (опросник А.Я. Варги и В.В. Столина ); - изучение анамнестических данных; - беседы с родителями и педагогами.

Слайд 10

Проведение исследования Эксперимент проводился в двух экспериментальных группах. Первую группу (Э1) составили дети старшего дошкольного возраста шестого года жизни с нарушением речи (10 человек), во вторую группу (Э2) вошли дети старшего дошкольного возраста шестого года жизни с нормальным речевым развитием (10 человек ). Перед проведением эксперимента нами было организовано наблюдение за детьми с целью выявления их эмоционального состояния. Кроме того, было проведено анкетирование родителей с целью выявления характера их отношения к своим детям. Родителям обеих групп детей было предложено ответить на вопросы теста А.Я. Варги и В.В. Столина , направленного на изучение родительского отношения к детям. Анкетирование проводилось с родителями обеих экспериментальных групп. Для оценки эмоционального состояния ребенка была выбрана проективная методика «Дом, дерево, человек», разработанная Дж. Буком в 1948 году.

Слайд 11

Своеобразие эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями речи. До непосредственной организации самого констатирующего эксперимента, а так же параллельно с его проведением, я наблюдала за продуктивной, предметной, игровой деятельностью детей, а также за их поведением во время занятий по изобразительной деятельности, познавательному развитию, основами чтения, письма и счета и межличностными отношениями старших дошкольников со сверстниками, родителями и педагогами . Наблюдение показало, что чаще положительные эмоции у детей первой экспериментальной группы вызывали те виды деятельности, которые в меньшей степени сопровождались речевым оформлением.

Слайд 12

ДДЧ

Слайд 13

Количественная обработка рисунка дома

Слайд 14

Количественная обработка рисунка человека

Слайд 16

Количественная обработка рисунка дерева

Слайд 17

Сравнительный анализ

Слайд 18

Сравнительный анализ Таким образом, сравнивая рисунки двух экспериментальных групп, очевидно, что дети, страдающие от дефектов речи, более сильно испытывают внутреннюю тревогу, скрытую агрессию по отношению к окружающим людям. Им более свойственны трудности в общении, в контактировании с другими людьми, хотя они чувствуют в этом большую потребность. Они больше, чем дети с нормальным речевым развитием, нуждаются в психологической поддержке. У детей с ОНР возникает большая потребность в уединении, чем у нормально развивающихся детей, они более замкнуты, неуверены в себе, что связано с трудностями коммуникаций . В остальном же, недостаток психологической теплоты в семье, внимания со стороны родителей, трудности в самораскрытии детей, говорит о том, что эта проблема присутствует во всех семьях. Тем не менее, детям с речевым недоразвитием более свойственны эмоциональные нарушения, чем нормально развивающимся детям. Проведенный нами далее письменный опрос родителей ставил перед собой цель выявить характер родительского отношения к двум группам детей.

Слайд 19

Количественная обработка данных анкетирования родителей

Слайд 20

Условия и средства коррекции эмоциональных расстройств старших дошкольников с нарушением речи. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил определить следующие задачи коррекции эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями речи: 1. Гармонизация детско-родительских отношений. 2. Формирование способности адекватно выражать собственные чувства . 3. Формирование способности регулировать собственные эмоциональные проявления.

Слайд 21

Направления коррекционной работы Первое направление коррекционной работы - гармонизация межличностных отношений с родителями.

Слайд 22

Рекомендации для родителей (на основе разработки Л.В. Тихомировой)

Слайд 24

Как часто вы говорите своим детям? - Я сейчас занят(а)… - Посмотри, что ты натворил! - Это надо делать не так! - Неправильно! - Когда же ты научишься?! - Сколько раз я тебе говорила! - Нет! Я не могу! - Ты сведешь меня с ума! - Что бы ты без меня делал! - Вечно ты Вов се лезешь! - Встань в угол! Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, замкнут, неуверен в себе, недоверчив.

Слайд 25

А эти слова ласкают душу ребенка: - Ты самый любимый! - Ты очень многое можешь! - Спасибо! - У тебя все получится! - Ты обязательно научишься! - Я тебе помогу! - Садись с нами! - Я радуюсь твоим успехам! - Расскажи мне, что с тобой… - Иди ко мне! - Что бы мы без тебя делали? Чувство вины, стыда за свой дефект, неуверенности в своих силах ни в коей мере не помогут стать ребенку здоровым и счастливым.

Слайд 26

Восемь рецептов повышения самооценки для родителей.

Слайд 31

Второе направление – формирование способности выражать собственные чувства.

Слайд 32

Игра №1 «На рыбалке» Цель : развитие произвольности, воображения, выразительности движений и речи. Все дети изображают рыбаков, сосредоточенно глядя на изображаемый поплавок. Периодически дети вытаскивают удочку и эмоционально реагируют на улов. Это может быть большая или маленькая рыбка, которой дети распоряжаются по своему усмотрению (кладут в ведро с водой, отдают кошке, отпускают на свободу и т.д.), пустая банка или крючок без червячка.

Слайд 33

Игра №2 «Дожди» Цель : развитие воображения, выразительности движений, коммуникативных навыков. Дети встают в круг и , двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя, изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.д.

Слайд 34

Игра №3 «На что похоже настроение?» Цель: формирование умений выражать свои чувства. Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко, а твое?». Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Слайд 35

Игра №4 «Я и животное » Цель: развивать воображение, выразительность движений и речи, научиться выражать свои чувства . Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное , и эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, собака, змея, медведь, еж, мышь и т.д.

Слайд 36

Третье направление – формирование способности регулировать собственные эмоциональные проявления.

Слайд 37

Упражнение «Очищение от тревог» Милый друг, согласись, что иногда ты очень устаешь и тебе хочется отдохнуть. (Пауза) Ляг удобно, закрой глаза и постарайся себе представить необычное путешествие. Давай собирать мешок. Положим в него все, что тебе мешает: все обиды, ссоры, грусть, неудачи… Завяжем его и отправимся в путь. (Пауза.) Мы вышли из дома, где ты живешь на широкую дорогу… Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. Как хочется отдохнуть! Давай так и сделаем. Снимем мешок, ляжем на землю. Глубоко вдохнем: вдох (задержать на три секунды) – выдох (подождать три секунды) – повторить три раза. Чувствуешь, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю твою усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью (пауза). Ты встаешь, надо идти дальше. Подними мешок, почувствуй, правда ведь он стал легче?.. ты идешь по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы. (Пауза.) Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Ты наклоняешься к нему, опускаешь ладошки в воду и пьешь с удовольствием чистую и прохладную водичку. Чувствуешь, как она прохладно растекается по всему телу. Внутри приятно и свежо, ты ощущаешь легкость и свободу во всем теле… Войди в воду. Она приятно ласкает ноги, ты прыгаешь с камушка на камушек, тебе легко, мешок не мешает, он становится легче и легче. (Пауза) Ты легко перебрался на другой берег, никакие препятствия тебе не страшны! (Пауза) На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает тебя войти. Ты входишь в домик. Перед тобой печка, можно посушиться. Ты садишься рядом с ней и рассматриваешь яркие язычки пламени. Они весело танцуют, подпрыгивая; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает все твое тело. (Пауза) Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все твои печали, усталость, грусть… Твой мешок опустел. (Пауза.) Ты выходишь из дома. Довольный и успокоенный, ты с радостью вдыхаешь свежий воздух. Легкий ветерок ласкает волосы, шею, все тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким, невесомым. Тебе хорошо. Ветерок заполняет мешок радостью, добром, любовью… Все это богатство ты отнесешь домой и поделишься со своими друзьями, знакомыми, родными. (Пауза не менее 30 секунд.) Теперь ты можешь открыть глаза и улыбнуться – ты дома и мы все тебя очень любим…

Слайд 38

« Беби – йога». Дети с удовольствием выполняют упражнения, испытывают умиротворенность, внутреннюю свободу, открытость в восприятии окружающего мира. Комплекс « Беби – йоги» (разработка Н.Л. Кряжевой) апробирован во многих детских садах, он несет детям здоровье и душевное равновесие. Выполнять упражнения надо на коврике под спокойную музыку. Комплекс « Беби – йога» развивает в детях умение управлять своим телом, дыханием, освобождаться от стрессов и перенапряжения.

Слайд 39

Трудности во взаимоотношениях с другими людьми, трудности в проявлении и регулировании эмоций у детей с нарушениями речи возникают нередко, но родителям стоит обращать внимание на стойкие проявления замкнутости, конфликтности, обидчивости и эмоциональной неустойчивости у ребенка в общении. Почаще спрашивайте ребенка, с кем он дружит, в какие игры играет со сверстниками, кто ему нравится, с кем он не хочет дружить и почему. Обычно дети могут договориться между собой, но иногда родителям стоит помочь ребенку, испытывающему трудности в общении установить контакты с другими детьми. Задача родителей – ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолевать трудности в общении. Ребенок должен чувствовать, что он не одинок в своем одиночестве, и что общаться – это здорово! Надеюсь, что предложенные выше игры и упражнения помогут детям с нарушением речи преодолеть барьеры , препятствующие их полноценному общению с окружающими людьми, а также забыть о существующих у них речевых дефектах и сделать эмоциональный мир ребенка ярким и насыщенным, чтобы он всегда мог сказать: «Пусть всегда буду Я!»

Слайд 40

Заключение Проведенные исследования показали, что эмоциональные проявления дошкольников с нарушениями речи в значительной мере отличаются от их нормально развивающихся сверстников. Главной причиной этого является нарушение как ее коммуникативной, так и регулирующей функции. Недоразвитие коммуникативной функции речи, зачастую, обусловлено дефицитом общения со взрослыми и сверстниками, возникающим вследствие неадекватного отношения к речевым нарушениям с их стороны. Особые трудности испытывают дошкольники с нарушением речи в тех видах деятельности, которые требуют вербального оформления.

Слайд 41

Выбранная стратегия педагогической работы, на мой взгляд, способствует развитию у старших дошкольников с нарушениями речи адекватных эмоциональных проявлений, помогает им успешно регулировать свое поведение , деятельность, строить межличностные отношения с окружающими людьми, что, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на весь ход социализации детей данной категории. При этом залогом успешной адаптации ребенка является как можно более раннее начало коррекционно-развивающей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность,  которая в  дошкольном возраст...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ  ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо ус...

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы для старших дошкольников по теме «Морское путешествие в мир эмоций»

Цель: Развитие эмоционально - личностной сферы дошкольников. Задачи:1. Образовательные:- обучение    элементам    техники    выразительных    движений: ...

Развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников через театрализованную деятельность

Статья раскрывает основные аспекты развития эмоциональной сферы дошкольников....

Консультация для родителей.«Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух вза-имоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание....

Конспект занятия на тему «Радость» (по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников)

Занятие по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников....