Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»
консультация по теме
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух вза-имоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита: Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала...», «Папа велел» и т. д.
В отличие от сформировавшейся личности ребенок не владеет психоэкологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые, впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негатив-ной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать под-тверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование,лепка,пение и т. д.)
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической, защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и, поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость - глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в пози-тивные, развивающие в ребенке веру в тебя, богатство и яркость эмоционального мира.
Негативные установки | Позитивные установки | ||
Сказав так: | подумайте о последствиях | и вовремя исправьтесь | |
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» | Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению. | «Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!» | |
«Горе ты мое!» | Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. | «Счастье мое, радость моя!» | |
«Плакса-вакса, нытик!» | Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. | «Поплачь,будет легче…» | |
«Вот дурашка, все готов раздать…» | Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. | «Молодец, что делишься с другими!» | |
«Не твоего ума дело!..» | Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. | «А ты как думаешь?..» | |
«Одевайся теплее, заболеешь!» | Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания. | «Будь здоров, закаляйся!» | |
«Ты совсем, как твой папа (мама)…» | Трудности в отношении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. | «Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!» | |
«Ничего не умеешь делать, неумейка!» | Не уверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. | «Попробуй еще, у тебя обязательно получиться!» | |
«Не кричи так, оглохнешь!» | Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. | «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…» | |
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке) «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочки о мальчике) | Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. | «Все люди равны, но в тоже время ни один не похож на другого». | |
«Неряха, грязнуля!» | Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, не разборчивость в выборе друзей. | «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» | |
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..» | Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. | «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!» | |
Негативные установки | Позитивные установки | ||
Сказав так: | подумайте о последствиях | и вовремя исправьтесь | |
«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!..» | Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. | «Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!» | |
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» | Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. | ||
«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь то-о-олстая!» | Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. | «Кушай на здоровье!» | |
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» | Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги | «На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…» | |
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» | Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях | «Как ты мне нравишься!» | |
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» | Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. | «Смелее, ты все можешь сам!» | |
«Всегда ты не вовремя, подожди…» | Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение. | «Давай я тебе помогу!» | |
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» | Отсутствие самоконтроля, агрессив-ность, отсутствие поведенческой гиб-кости, сложности в общении, пробле-мы со сверстниками, ощущение все-дозволенности. | «Держи себя в руках, уважай людей!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка. "
Консультация для родителей...
Консультации для родителей. "Влияние родительских установок на развитие детей".
Душевная жизнь человека чрезвычайна сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое-сознание и подсознание....
консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"
Добро пожаловать на мой мини-сайт. Надеюсь, что размещенные на нем материалы будут полезны воспитателям и учителям....
Консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей : «Влияние родительских установок на развитие детей».
Влияние родительских установок на развитие детей.Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсоз...
Работа с родителями Консультации для родителей Влияние родительских установок на развитие детей.
Работа с родителямиКонсультации для родителейВлияние родительских установок на развитие детей.Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осо...
Консультация для родителей.«Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух вза-имоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание....