Творческое воображение
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Скрябина Елена Владимировна

Творческое воображение помогает не только в процессе работы, но и в обычной жизни, позволяет реализоваться как личность, его необходимо постоянно развивать. Развитие творческого воображения у детей и взрослых позволяет улучшить память, расширить мышление легче усваивать информацию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые приемы как средство развития творческого воображения

Творческое воображение - высшая психическая функция, которая присуща только человеку. Оно возникает и развивается в творческой деятельности не спонтанно и в своем развитии подчиняется закону развития психических функций. Современному обществу требуется креативная личность с творческим воображением, которая сможет нестандартно подойти к решению возникающих задач.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта. Воображение является неотделимой частью творчества человека, его деятельности. Творческое воображение разновидность мышления, в процессе которого человеком создаются новые предметы или образы, несущие ценность для человечества, является частью становления личности.

Творчество - способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. Так же к творчеству относится сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Творческое воображение формируется в течении жизни, на него влияют условия жизни, впечатления, воспитание, умственное развитие, индивидуальные особенности дошкольника.

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного детства с психическими новообразованиями. Воспитатели и родители должны поддержать этот процесс развития и создать условия для наиболее успешного проживания дошкольником своего дошкольного детства.

Игровые приемы – это способ совместного развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей. Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия. Но, игровые приёмы не должны превращать обучающее занятие в развлечение. Игровые приемы будут эффективным средством развития творческого воображения детей. Дошкольный возраст – самый благоприятный период жизни чтобы развивать воображение, которое в свою очередь тесно связано в личностью. Формирование и развитие личности происходит под воздействием всех обстоятельств жизни. Игровая деятельность – особая часть жизни дошкольника, обеспечивающая специфические возможности развития личности. Для обеспечения игровой деятельности необходимо именно воображение. Чтобы стать творческой личностью, надо учиться воображать, игровая деятельность помогает дошкольнику воображать. Игровые приемы будут эффективным средством развития творческого воображения детей.

Виды творческого воображения.

  • Пассивным называется творческое воображение, при котором происходит получение удовлетворения от не существующего желания. Человек при пассивном воображении не хочет что-либо производить в действительности. Его фантазия заменяет ему реальность. Людей с пассивным воображением принято называть пустыми мечтателями. Они как личность не приносят никакого вклада в нашу действительность, в отличие от ценностей, которое приносит активное воображение.
  • Активным называется воображение, направленное на разрешение различных задач, большую часть личного характера. Активное  нацелено на будущий период, при котором человек четко разделяет временные промежутки и не теряет чувства реальности. Активная фантазия личности определяется усилием воли и может контролироваться. Активное воображение создает предметы, которые могут применяться в жизни. Активное воображение делится на следующие виды: воссоздающее и творческое.

Так как творческое воображение помогает не только в процессе работы, но и в обычной жизни, позволяет реализоваться как личность, его необходимо постоянно развивать. Развитие творческого воображения у детей и взрослых позволяет улучшить память, расширить мышление легче усваивать информацию. Часто творческое воображение выполняет функции логического мышления, которое устанавливает реальные связи и отношения, выбирает из явлений и предметов знания. Для логического мышления необходим достаточный объем информации. В случае нехватки информации подключается творческое воображение и интуиция, которые могут достроить недостающие звенья и связать воедино факты в систему, пока не будет найдена реальная информация. Развитие творческого воображения будет расти вместе с интеллектуальными способностями. Чтение литературы может улучшить развитие творческого воображения, намного повысить словарный запас. Чтение книг помогает легкому развитию фантазии, потому что при чтении происходит визуализация прочитанного текста. Фантазия задействуется лучше при прочтении качественной интересной литературы.

На развитие творческого воображения, фантазии старших дошкольников влияет и то какие литературные произведения читают родители с детьми, какими совместными видами творчества занимаются, даже то, каким образом они отвечают на вопросы своих детей.

Если дошкольника научить реализовывать замысел, то он постепенно начнет испытывать радость творческой деятельности, не замыкаться в собственных фантазиях, а раскрывать себя все полнее в творчестве.

Таким образом, взрослые выполняют главную роль в развитии творческого воображения старшего дошкольника. Необходимо развивать его последовательно, системно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого дошкольника. Дошкольник с развитым творческим воображением обладает такими качествами как заинтересованность, увлеченность, изобретательность, любознательность, нестандартное мышление и восприятие, самостоятельность выбора принятия решений, знания и практические навыки.

Список литературы

  1. Долгова В. И., Силантьева А. В. Развитие творческого воображения у старших дошкольников, средствами ТРИЗ технологий // Концепт. – 2016.
  2. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. - Смоленск, 2014.
  3. Ежкова Н. С., Трухина Н. М. Проблема развития творческого воображения дошкольников // сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции Современная психология: методология, парадигмы, теории. - Нижний Новгород: НОО Профессиональная наука, 2016.
  4. Иванова А.А., Шинкарева Н.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников // Воспитание и обучение: теория, методика и практика III Международная научно-практическая конференция, 2015.
  5. Кабанова В.В. Триз-технология как средство развития творческого воображения у старших дошкольников // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2012. - № 27.
  6. Лазаренко Т. В. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №28.
  7. Овсянникова Ю.В. О Необходимости развития различных видов творческого воображения у старших дошкольников в образовательном процессе детского сада // череповецкие научные чтения, 2015 материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях, 2016.

Конспект НОД № 1. Тема: «Удивительные  газеты»

Цель: развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • формировать потребность в творческом самовыражении;
  • способствовать развитию речи, творческого мышления, познавательного интереса детей; умения исследовать и открывать новое;
  • развивать у детей способность взаимодействовать друг с другом, понимать чувства и потребности других людей
  • учить детей решать противоречия;
  • развивать умение формулировать и строить гипотезы.

Оборудование: газеты, цветные карандаши, фломастеры, клей, ватман, степлер, маркерная доска с маркерами, музыкальное сопровождение.

Перед занятием педагог раскладывает газеты, прикрепляет их на шторы, стены.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Приветствие «Повтори движение».

Дети сидят в кругу с педагогом. Каждый приветствует группу: «Привет, я – (свое имя) и показывает какое-нибудь движение, все остальные повторяют его и отвечают: «Привет». И так каждый ребенок.

2. Беседа «Приемы использования газеты: обычные и необычные».

- Что необычного сегодня вы видите вокруг? (газеты) Для чего нужна газета? Как её можно использовать, применять? Какое необычное применение газеты вы знаете, придумайте? (читать, узнавать новости, делать поделки, заворачивать что-нибудь, рвать, мять, кидать скомканную газету, делать кулечек и что-то переносить, бить мух, оклеивать стены, делать домики и норки, использовать как скатерть, делать одежду, снег (салют) из газеты и т. д.)

3. Упражнение «Что это было, повтори».

Цель: развитие слухового анализатора.

Педагог просит детей с закрытыми глазами на слух определить: какое действие он сделал с газетой, а потом повторить его. «Сейчас я заставлю газету издавать разные звуки, вы должны определить, что я делаю» (варианты действий: смять, порвать резко и медленно, ударить рукой по газете, свернуть в трубочку и стукнуть по стене, встряхнуть и т. д.)

4. «Под аккомпанемент газеты».

Каждый ребенок берет себе лист газеты и встает ногами на него.

- Походите по газете так, чтобы было слышно (не слышно). Повторите ритм, который я простучу ногами. Важно добиться одновременного отстукивания ритма всей группой.

5. Конкурс «Кто дольше простоит».

-А теперь сверните ее пополам и встаньте на нее, нужно устоять 10 сек. Затем сверните еще пополам и снова стойте 10 сек. И т. д., пока возможно устоять. Определяется победитель.

6. Упражнение «Соедини предметы».

- Как можно связать друг с другом два предмета (или слова): газету и яблоко? Объедините их (в газете написали о большом урожае яблок, яблоко завернуть в газету, на газете разделить яблоко).

7. Рисование «Загадочные знаки - закорючки».

На доске нарисованы различные абстрактные фигуры и линии: круг, зигзаг, крест, W, треугольник, капля и др.

- Мне в руки попалась одна газета, где были необычные знаки, которые я не могу расшифровать. Дорисуйте, превратите их какой-нибудь образ, предмет.

8. «Творческая мастерская».

- Сейчас, оторвите кусочек газеты. Посмотрите на него внимательно: на что он похож, покрутите его, не торопитесь. Когда придумаете образ, приклейте его к листу ватмана. Можно дорисовать детали, которых не хватает в вашем образе».

9. «Групповая картина».

Предлагается рассмотреть общую картину после того, как каждый участник закончил свой образ. Дать название картине.

10. Итог

- Что необычного было сегодня для вас? Что запомнилось? Понравилось?

Конспект НОД № 2. Тема: «Лесное приключение»

Цель: развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развивать творческое мышление детей
  • Развивать целостное восприятие, внимание, логическое мышление, память, речь детей;
  • Развивать мелкую моторику (игра с камешками, аппликация) и координацию движений (ловля рыбок, ходьба по мостику).
  • Учить угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаком;
  • Учить умению ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывать чувство коллективизма и гуманные чувства (доброту, заботу)
  • Воспитывать аккуратность (при выполнении аппликации).

Оборудование: ноутбук, колонки, конверты с заданиями для детей, искусственные деревья (ёлочки, берёзка, шишки, камешки, разрезанная картинка, картинка с фантастическим животным, облака, вырезанные в форме различных предметов, гимнастическая дорожка (ребристая, ватман с нарисованной корзиной, обруч, набор пластмассовых рыбок (на боку приклеены загадки, магнитная удочка, конверт с бумажными подснежниками, клей, сундук, раскраски, ватман чистый, маркер.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Приветствие

По электронной почте приходит письмо от Маши, в котором она предлагает ребятам прогуляться по сказочному весеннему лесу. Они с Мишкой приготовили для ребят сюрприз и спрятали его где-то в лесу, и чтобы найти этот сюрприз детям нужно будет выполнять различные задания и получать ориентировки, куда двигаться дальше. Но чтобы попасть в волшебный лес, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова (педагог предлагает детям закрыть глаза и произнести волшебные слова, чтобы оказаться в сказочном лесу).

Волшебные слова: «Ветер! Ветер! Раз, два, три! Быть по-нашему вели! Хотим попасть в волшебный лес!»

Звучит фонограмма ветра.

2. Дети открывают глаза, под ногами оказывается конверт, в котором написано, что идти нужно к двум ёлочкам, растущим рядом. Под ёлками в конверте записка от Маши:

- Ребята, приветствую вас в нашем сказочном весеннем лесу! Послушайте, как чудесно поют в нём птицы! Вот ваше первое задание! Вам нужно собрать разрезанную картинку. Собрав её вы поймете куда нужно идти дальше.

Дети собирают картинку, на ней изображена речка и мостик. Дети с педагогом идут дальше. Переходят мостик и находят под ним следующий конверт с заданием.

- Ребята, вот ваше второе задание! Посмотрите, как интересно лежат камешки на берегу речки. Они вам ничего не напоминают? Поиграйте с камешками, превратив обычные фигурки в интересные предметы. Как выполните задание - двигайтесь дальше, к большой ели. Удачи!»

Дети выполняют задание, с помощью камушков дошкольники «рисуют» предметы и др.

3. У большой ели в конверте следующее задание.

- Посмотрите, что это висит на ёлке? Что бы это могло быть? Правильно это фантастическое животное! Из каких животных его сделали? Придумайте ему имя и расскажите, немного о нём.

Педагог предлагает детям выполнить задание Маши, а затем продолжает чтение записки:

- Справились? Молодцы! Тогда идите на большую поляну. Вы сразу узнаете её по большому дереву, растущему на ней. Как же оно называется? Эх, опять забыла!

По дороге к полянке педагог обращает внимание на облака плывущие в небе (облака в виде силуэтов различных предметов подвешены на потолке).

- Что они напоминают вам? На что похожи?

Под берёзой лежит следующий конверт.

«Устали? Тогда лягте поудобнее на полянку, отдохните, закройте глазки, погрейтесь на тёплом весеннем солнышке и немного поспите. А потом пойдёте дальше, к пруду».

Педагог предлагает детям лечь на полянку (ковёр) поудобнее, так чтобы не мешать друг другу.

4. Релаксация «Волшебный сон»

Реснички опускаются. Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем. Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко. ровно. глубоко.

Наши руки отдыхают. Отдыхают. засыпают.

Отдыхают. засыпают.

Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть открываются.

Все чудесно расслабляется. Все чудесно расслабляется.

Дышится легко. ровно. глубоко

(Длинная пауза. Дети выходят из «Волшебного сна»)

Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

5. После релаксации дети идут дальше, подходят к пруду с рыбками и видят конверт с заданием.

- Перед вами волшебный пруд. Здесь живут умные рыбки, которые любят загадывать загадки. Они загадают вам загадки про лес и про наших с Машей друзей.

Дети по очереди вылавливают из пруда рыбок и отгадывают загадки, написанные на них. В конверте лежит ещё одна записка от Маши:

- Вы уже почти у цели! Идите вперёд и увидите пещеру. В ней вы найдёте то, что ищете.

Дети с педагогом идут дальше и в «пещере» находят сундук, в котором лежит «подарок» - раскраски про Машу и Медведя.

Педагог показывает, что лежит у неё в конверте (подснежники) и предлагает детям тоже сделать для Маши и мишки подарок – корзину с подснежниками (на столе заранее приготовлено все необходимое. Дети с педагогом под музыку из мультфильма «Маша и медведь» («Солнечные зайчики») делают подарок (лепят из пластилина подснежники и складывают их в корзину).

6. Итог:

Педагог просит детей вспомнить, где они побывали, что им понравилось делать больше всего, что видели по дороге и что делали в каждом задании и нарисовать примерную карту-маршрут путешествия по лесу, чтобы потом показать её своим друзьям.

Педагог говорит, что пора возвращаться из сказки домой, предлагает закрыть глаза и произнести волшебные слова.

- Ветер! Ветер! Раз, два, три! Быть по-нашему вели! Хотим вернуться домой!

Звучит фонограмма ветра.

Дети открывают глаза и оказываются в группе. Педагог благодарит детей за совместную прогулку и прощается с ними.

Конспект НОД №3. Тема: «Схемы»

Цель: развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

  • учить видеть абстрактный образ объекта;
  • продолжать формировать умение детей понимать схематическое изображение позы человека;
  • освоение умения грамматического строя речи.
  • Развивать диалогическую речь, творческое воображение фантазию;
  • Представлять себе предметы по их схематическим изображениям;
  • Развивать коммуникативные способности детей, умение контролировать движения и работать по инструкции;
  • Обогатить словарь признаками предметов.
  • Воспитывать доброту, выдержку, скромность, желание оказывать помощь.

Материалы:

Карточки-схемы, предметные картинки, мячи, корзины.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

- Скажем дружно всем привет, мило поздороваемся и начнётся день забот и занятий и хлопот. Дети сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение.

- Я вам предлагаю карточки-символы, карточки-схемы. Вот с этими карточками будем играть, а как, мы сейчас покажем.

- Давайте представим, что мы с вами приехали в незнакомый город. В городе много магазинов, аптек, почт, парикмахерских. Нам интересно где это всё находиться. Вот мы идём и видим вывеску, а на ней нарисована вот такая картинка (показывается карточка с письмом).

- Как вы думаете, что находиться в этом здании? Правильно, почта. А если нарисована такая картинка. Правильно, люди увидев такое изображение, поймут, что буханка хлеба обозначает булочную-магазин.

- Теперь попробуйте сами сделать символы-схемы из предложенных картинок. Дети из пластилина лепят символы и рассказывают для какого это здания (аптека, почта, пекарня, вокзал, библиотека и др.).

Дети выполняют задание.

2. Задание «Составление схем»

-Рисунками можно обозначить не только то что находится в том или другом месте, что там делают, но и явления природы, например, погоду. Как можно обозначить хорошую солнечную погоду, а когда на небе тучи, идёт дождь, снег? Давайте попробуем вместе изобразить эти символы. Как мы изобразим дождь? (ответы детей). У вас на столах лежат пустые карточки, клей, кисточки, салфетка и крупа, все это вам поможет в работе.

Далее педагог показывает схему-дождь.

- Теперь попробуйте сделать свою схему погоды.

Дошкольники показывают и рассказывают созданные карточки-символы.

3. Составление стихотворения

- Вот и сейчас при помощи карточек-рисунков, будем составлять стихотворение. Будьте внимательны. Я буду читать предложение, вы находить нужную карточку и выкладывать её перед собой. Стихотворение Плещеева «Осень».

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Туча небо кроет

Солнце не блестит

Ветер в поле воет

Дождик моросит.

- А сейчас, давайте посмотрим, правильно ли вы выполнили задание. Дети читают стихотворение и показывают нужную карточку.

4. Игра «Замри».

- А теперь мы с вами поиграем. Игра называется «Замри». Под музыку будете бегать, как только музыка закончится, я показываю вам одну из карточек со схематическим изображением человека в какой-нибудь позе. Вы должны замереть в такой же позе. Тот, кто принял неправильную позу, выбывает из игры.

4. Игра «Мяч в корзину».

Каждая команда должна провести мяч через препятствия и потом положить в корзину. Показываю модель последовательности действий с мячом. Выигрывает та команда, которая первая выполнит все действия по модели.

6. Итог:

- Дети, что вам понравилось больше всего? Что больше всего запомнилось? Какое у вас настроение? (покажите) И мне было приятно работать с вами. Дети берутся за руки и говорят слова.

- Игра у нас была не простая, умная такая те, кто в неё играют, никого не обижают. А нам же друзья на прощанье осталось сказать «До свиданья».

Конспект НОД № 4. Тема: «Ароматная картина»

Цель: в игровой форме развивать воображение и творческие способности ребенка. Развивать положительные эмоции.

Оборудование: небольшие коробочки, ярко украшенные, небольшого размера. Внутри коробочки лежит кусочек банана или яблока (огурца, шоколадки, ватка с определенным запахом – цветочные духи, йод. Альбомный лист бумаги, карандаши, краски, фломастеры, восковые мелки, салфетки, банка с водой, кисточки № 3-9.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент

В окно группы влетает воздушный шарик с привязанной яркой коробочкой и письмом.

- Здравствуйте, дорогие дети! Я художник Кисточка. Малыши из вашего детского сада попросили нарисовать для них картинки по запаху. Но я простыл и не могу выполнить их просьбу и прошу вас помочь мне.

Педагог достает из большой коробки маленькие коробочки и предлагает каждому ребенку выбрать любую, которая нравится ему.

Затем ребенок закрывает глаза и нюхает то, что лежит в коробочке.

Педагог спрашивает у ребенка какой запах у его коробочки. Ребенок описывает. Например: «У меня в коробочке лежит банан. Он желтого цвета, длинной формы, сладкий, вкусный. Я очень люблю бананы…» Если затрудняется – задать наводящие вопросы. Затем закрыть коробочку и открыть глаза.

2. Рисование

После того как была выбрана коробочка каждым ребенком, предлагается каждому нарисовать то, что представил себе.

3. Аппликация

-Ребята, а давайте сделаем еще одну большую картину от нас всех для малышей. На ваших столах лежат различные фигуры. Вам нужно обвести их по контуру карандашом на листе бумаги, а затем вырезать получившуюся фигуры. Затем все вырезанные нами фигуры мы приклеим на этот большой лист ватмана, украсим его и передадим художнику.

4. Выставка работ. В конце работы разложить все работы на столе, полюбоваться ими, затем сложить в коробку, привязать к шарику и отпустить шарик.

Картину на большом ватмане отправить по «почте» малышам.

5. Итог

- Ребята, вы все молодцы! У вас получились очень красивые рисунки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе занятий тестопластикой

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов онтогенеза. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проходит существен...

Развитие логического мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста

Природа щедро наградила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности, если научить его логически мысли...

Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования."

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет свои плоды только тогда , когда обучение рисованию будет доступным, познавательным и выразительным...

Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа.

Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа....

Статья "Воображение.Особенности развития творческого воображения у дошкольников"

В статье рассмотрены современные представления о воображении в психологии и педагогике, особенности развития творческого воображения у дошкольников....

Творческий проект на тему "Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования"

Данный проект предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Вся работа направлена на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе кот...