Сказкотерапия на занятиях по развитию речи в подготовительной для школы группе
материал (подготовительная группа)

Мисюрина Лариса Евгеньевна

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари

 

В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет использовать сказку, как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними.

У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому.

 

 

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

  • пересказывания сказок;
  • группового рассказывания сказок;
  • рассказывания сказок по кругу,
  • сочинения сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapia_6-7_let.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия на занятиях по развитию речи

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари

В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет использовать сказку, как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними.

У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому.

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

  • пересказывания сказок;
  • группового рассказывания сказок;
  • рассказывания сказок по кругу,
  • сочинения сказок.

Работу со сказкой можно разделить на 4 этапа.

1 этап «Ритуал вхождения в сказку»

  • Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.
  • Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
  • Игра «Волшебный клубочек»
  • Проходим через «Волшебный обруч» - попадаем в сказку.

2 этап «Чтение сказки»

Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым».

Читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы. Второй вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

3 этап «Обсуждение сказки»

Вместе с детьми обсуждаем – кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличаются герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведёт себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем как ведёт себя зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства.

Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не изменится.

  1. этап «Ритуал выхода из сказки»
  • Мелодия выхода из сказки
  • «Мы берём с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились». И проходим через «Волшебный обруч» - возвращаемся из сказки.

Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом речевого развития и творчества детей. 

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико–грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы

драматизации и использования различных видов театрализованной деятельности.

Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль.

Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию.

Это может быть – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

Не все дети сразу включатся в игру, некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, а лишь позже у них возникает желание самим участвовать.

До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой детям легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.

Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции детей. Замкнутым детям целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша).

Сказкотерапия проводиться по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Участие в играх детей с разными чертами характера, уровнем развития связной речи.

Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике, ритме.

Стоит помнить, что маленькие непоседы довольно быстро устают, поэтому если педагог заметил эмоциональное перевозбуждение, физическое переутомление, стоит переключить внимание воспитанников на другой вид деятельности, например, провести игровую дыхательную, пальчиковую гимнастики или физкультминутку.

Итоговую часть сказкоторапии обычно посвящают обсуждению. Проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется их мнением по поводу проведённых игр, уточняет, какие игры больше понравились, а какие показались скучными и малоинтересными. Эта информация позволит воспитателю скорректировать задания и внести важные изменения на перспективу.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю.

Продолжительность – примерно 20-25 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению

положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.

Рекомендации по организации и проведению занятий.

Что нужно знать при проведении занятия по сказкотерапии?

1. Подготовка к занятию.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по

сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть,

расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

2. Проведение занятий.

2.1. Места для занятия должно быть достаточно для того чтобы дети имели возможность свободно выполнять упражнения и задания по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу расслабления.

2.2. В процессе занятия детям периодически даётся возможность

говорить о своих ощущениях и чувствах.

2.3. Вхождение в сказку: создается настрой на совместную работу,

коллективное единство и сплоченность.

2.4. Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями

и создаёт определённую атмосферу во время занятия.

2.5. Возможно повторение использование одних и тех же сказок через

определённые промежутки времени.

Дети любят повторения, кроме того, известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом.

2.8. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова,

движения, даже импровизация являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

В педагогической работе особую роль следует отвести просвещению родителей. Нужно рассказывать им о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки, как средства нравственного воспитания подрастающего поколения.

Разъяснить им о значимости семейного чтения, подчеркнуть его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях.

Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок – это хорошая семейная традиция, которая создает тёплую задушевную атмосферу в доме.


Белочка-Припевочка — терапевтическая сказка.

Сказкотерапия для детей

 
Возраст: 3-6 лет.
Направленность: Несамостоятельность.
Ключевая фраза: «Помогите, я сама не умею!»
 
В одном самом обыкновенном лесу, на одной из зеленых елей жила-была самая обычная беличья семья: мама, папа и дочка — Белочка-Припевочка. На соседних елях тоже жили белки. Ночью все спали, а днем собирали орехи, потому что очень их любили.
 
Мама и папа учили Белочку-Припевочку, как доставать орешки из еловых шишек. Но каждый раз Белочка просила помочь ей: «Мамочка, я никак не могу справиться с этой шишкой. Помоги мне, пожалуйста!». Мама доставала орешки, Белочка ела их, благодарила маму и прыгала дальше. «Папочка, у меня никак не получается достать орешки из этой шишки!». «Белочка! — говорил ей папа, — ты уже не маленькая и должна делать все сама». «Но у меня не получается!» — плакала Белочка. И папа помогал ей. Так Припевочка прыгала, веселилась, а когда ей хотелось съесть орешек, она звала на помощь маму, папу, тетю, дядю, бабушку или еще кого-нибудь.
 
Проходило время. Белочка росла. Все ее друзья уже хорошо собирали орехи и даже умели делать запасы на зиму. А Белочка всегда нуждалась в помощи. Она боялась сделать что-то сама, ей казалось, что она ничего не умеет. У взрослых уже не было достаточно времени, чтобы помогать Белочке. Друзья стали звать ее неумехой. Все бельчата веселились и играли, а Припевочка стала печальной и задумчивой. «Я ничего не умею и ничегошеньки не могу сделать сама», — грустила она.
 
Однажды пришли дровосеки и срубили зеленый ельник. Пришлось всем белкам и бельчатам отправиться на поиски нового Дома. Они разошлись в разные стороны и договорились встретиться вечером и рассказать друг другу о своих находках. И Белочка-Припевочка тоже отправилась в дальний путь. Страшно и непривычно было ей прыгать по веткам в одиночестве. Потом стало весело, и Белочка была очень довольна, пока совсем не устала и не захотела есть. Но как же ей достать орехи? Никого нет рядом, не от кого ждать помощи.
 
Прыгает Белочка, ищет орехи — нет их и нет. День уже близится к концу, наступает вечер. Села Белочка на ветку и горько плачет. Вдруг смотрит, а на веточке шишка. Сорвала ее Припевочка. Вспомнила, как ее учили орешки доставать. Попробовала — не получается. Еще раз — опять неудача. Но Белочка не отступала. Она перестала плакать. Подумала немножко: «Попробую-ка я свой способ орешки доставать!».
 
Сказано — сделано. Поддалась шишка. Достала Белочка орешки. Поела, развеселилась, огляделась, а вокруг большой ельник. На еловых лапах шишек видимо-невидимо. Перепрыгнула Белочка на другую елку, сорвала шишку — там орешки, другую сорвала — и та полная. Обрадовалась Белочка, собрала немного орешков в узелок, запомнила место и поспешила на назначенную встречу с ветки на ветку, с ветки на ветку. Прибежала, видит ее родные и друзья сидят грустные. Не нашли они орешки, устали, проголодались. Рассказала им Припевочка про ельник. Достала орешки из узелка, накормила. Обрадовались мама и папа, улыбнулись друзья и родные, стали Белочку хвалить: «Как же мы тебя неумехой звали — всех обогнала, всем силы придала и новый дом нашла! Ай, да Белочка! Ай, да Припевочка!».
 
На следующее утро белки пришли на то место, о котором рассказала Припевочка. И действительно, орехов там оказалось очень много. Устроили праздник-новоселье. Орешки ели, да Белочку-Припевочку хвалили, песни пели и хоровод водили.
 
Вопросы для обсуждения
Почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?


Смелый Гномик — терапевтическая сказка.

Сказкотерапия для детей

 
Возраст: 5-9 лет.
Направленность: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.
Ключевая фраза: «Мне страшно!»
 
В одном лесу на опушке жил маленький Гномик. Жил он весело и беззаботно, одно только мешало его радостной жизни. Боялся наш Гномик Бабы Яги, живущей в соседнем лесу.
 
И вот однажды мама попросила Гномика сходить в лес за орехами. Гномик хотел сначала попросить своего друга Тролля сходить с ним, потому что Тролль не боялся Бабы Яги. Но потом решил доказать Троллю и маме, что он тоже смелый, и пошел в лес один.
 
Гуляя по лесу целый день, Гномик нигде так и не нашел орешник. Смеркалось. Задул холодный ветерок, и весь лес наполнился неясными шорохами и скрипами. Гномик подумал, что это, наверное, злая Баба Яга пугает его. На дрожащих ногах он продолжал поиски. В конце концов стало совсем темно, и он выбился из сил. Гномик от отчаяния прислонился к какому-то дереву и заплакал. Вдруг это дерево заскрипело и оказалось, что это не дерево, а избушка Бабы Яги. От испуга Гномик упал на землю и онемел от страха, в это время дверь избушки отворилась, как бы приглашая войти. Ноги не слушались его, пошатываясь, он поднялся и вошел в избушку.
 
К его удивлению, Бабы Яги он не увидел. Вдруг с печи раздались тихие звуки, и Гномик увидел ее: скрюченная, несчастная, обмотанная шарфом, она тихо всхлипывала. «Не бойся меня, — промолвила Баба Яга, — я не сделаю тебе ничего плохого. Я заболела, потому что много суетилась по лесным делам: кому советом, кому лекарством помогала». Гномик сначала хотел убежать, но ноги его не слушались, и он остался. Постепенно он оправился от испуга, ему вдруг стало очень жалко бедную разболевшуюся Бабу Ягу, и он ее спросил: «Чем я могу помочь тебе?»
 
— Принеси мне пожалуйста, из лесу, еловых веток, сосновых шишек и коры березы, я сварю отвар и поправлюсь.
 
Наутро Гномик исполнил просьбу старушки. Она была так благодарна Гномику, что вручила ему корзину с лесными орехами и волшебный клубок, который помог ему найти дорогу домой. Выходя из леса, Гномик оглянулся и увидел за собой много зверей, которые хором закричали: «Слава смелому Гному! Ты очень помог нам, потому что лесу не хватало добрых дел Бабы Яги. Спасибо тебе».
 
Дома мама и Тролль встретили Гномика с радостью. Все вместе сели пить чай с тортом и с восхищением слушали приключения маленького путешественника. Мама нежно обняла сына и сказала: «Ты у меня самый любимый и самый смелый».
 
Вопросы для обсуждения
Почему Гномик отправился в лес один? Что бы ты сделал на месте Гномика, увидев Бабу Ягу? Помог бы ты ей? Почему Гномик перестал бояться Бабы Яги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»

Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в слов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Королевство Правильной Речи».

Данный конспект занятия направлен на закрепление знаний детей по разделам программы: «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории...


 

Комментарии

Никольская Юлия Николаевна

Спасибо!

Никольская Юлия Николаевна

Интересный материал, Вы молодец!

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо! Мне очень нравится метод "Сказкотерапия".