Статья "Роль мелкой моторики в раннем возрасте".
статья

Меркулова Елена Ивановна

Статья "Роль мелкой моторики в раннем возрасте".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Роль мелкой моторики в раннем возрасте

ХХ век - период интенсивного систематического изучения в России и за рубежом психомоторного развития детей первых лет жизни, в результате чего сегодня нам доступна наиболее полная картина особенностей развития детей раннего возраста. Каждый из компонентов психомоторных навыков раскрывается с точки зрения как качественных, так и количественных изменений, которые происходят под влиянием взаимодействия социальных и биологических факторов.

В раннем дошкольном возрасте руки человека уникальны. В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного  рода воздействиям окружающей среды, когда малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека. В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом.

Универсальность развитой руки отражает общее состояние мозга, активность его функционирования, общий тонус. В.А. Сухомлинский писал в своих работах, что «… разум ребенка находится на кончиках пальцев. Чем больше навыков у ребенка в руках, тем он умнее. Именно руки учат ребенка аккуратности, актуальности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться ... » [3, с. 56]. Ученые, изучающие деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение активной функции руки (Т.Н. Андриевская, Л. Вантакова-Фомина, Г.В. Беззубцева, Т.А. Ткаченко и др.). Систематическая и целенаправленная работа над развитием мелкой моторики приводит к стимуляции и активации соответствующих отделов головного мозга.

Комплексное представление об окружающем предметном мире у ребенка невозможно сформировать без тактильно-моторного восприятия, поскольку оно является основой сенсорного познания. В частности, посредством тактильно-моторного восприятия, первых впечатлений от формы и размера, их размещения в пространстве. Развитие мелкой моторики напрямую влияет на работу речевого и психического центров головного мозга [2]. Поэтому работу по развитию мелкой моторики следует начинать задолго до поступления в школу - в будущем достаточный уровень мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школе, а для овладения письмом требуется умение совершать точные движения кистью и пальцами.

По мнению В.А. Сухомлинского, на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «кормит» мозг ребенка. Все это положительно влияет на внутренние органы, оказывает тонизирующее, иммуностимулирующее действие, стимулирует умственную деятельность и речь, заряжает положительными эмоциями [3]. В своих трудах В.М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственное переутомление, развить речь ребенка [1].

Таким образом, развитие мелкой моторики в раннем возрасте способствует улучшению функционального состояния корковых структур головного мозга, развитию речевой активности. Кроме того, мелкая моторика необходима ребенку в более позднем возрасте, чтобы овладеть конструктивной деятельностью, овладеть навыками письма и рисования, чтобы иметь возможность выполнять разнообразные учебные и повседневные действия, которые потребуют точных, скоординированных движений рук и пальцев.

Список литературы

  1. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. М.: СПб: Алетейя, 2012. - 510 c.
  2. Губанихина Е.В., Шикина К.Д. Развитие мелкой моторики дошкольников через продуктивную и творческую деятельность // Молодой ученый. 2014 - № 21.1. - С. 167-170.
  3. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / А.В. Сухомлинский. – М.: Знание, 1978. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста

Материал для использования педагогами  на занятиях, для игр дома с родителями...

Сенсорное развитие в мелкой моторики детей раннего возраста

Ребенок познает мир с помощью взрослого, манипулируя предметами. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно, поэтому ведущую д...

Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...

Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»

Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу.  ...

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте

Рекомендации по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием песка и воды...

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....

Проект "Послушный карандаш" по развитию мелкой моторики детей раннего возраста

"Значение мелкой моторики в речевом развитии младших дошкольников"....