Интерактивные игры в развитие детей дошкольного возраста
проект
Направление: реализация программ вариативных моделей организации дошкольного образования с учетом потребностей развития детей.
Содержание проекта:
- Тема проекта.
- Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта.
- Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.
- Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки.
- Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МАДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 56 «РОМАШКА»
ПРОЕКТ
тема: «Интерактивные игры в развитие
детей дошкольного возраста»
Выполнила воспитатель:
Мустафина Мария Михайловна
г. Химки
2018
Тема проекта «Интерактивные игры в развитие детей
дошкольного возраста»
Направление: реализация программ вариативных моделей организации дошкольного образования с учетом потребностей развития детей.
Содержание проекта:
- Тема проекта.
- Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта.
- Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.
- Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки.
- Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МАДОУ.
Цель проекта:
- создание комплексной модели организации дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуально-творческой личности ребенка
- разработка и апробация интерактивных игр в развитие детей дошкольного возраста
- создание открытого информационного образовательно-воспитательного пространства МАДОУ
Задачи проекта:
- создать методическую систему работы по развитию детей дошкольного возраста
- Определить наиболее продуктивные виды интерактивной игры;
- Определить место интерактивной игры в комплексном, психолого-педагогическом воспитании дошкольников;
- совершенствовать методику интерактивных игр
- модернизировать систему управления в условиях его деятельности в режиме инновации
- обеспечить эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания условий для детей дошкольного возраста
- развивать интеллектуальные и познавательные способности детей, их творческую активность через исследовательскую, продуктивную и игровую деятельность
- повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения способных и одаренных детей
- повышать конкурентоспособность МАДОУ путем предоставления широкого спектра качественных образовательных и информационно-просветительских услуг
- Определить наиболее продуктивные виды интерактивной игры
- Определить место интерактивной игры в комплексном, психолого-педагогическом воспитании дошкольников
Разработчик проекта:
Воспитатель МАДОУ комбинированного вида д/с № 56 "Ромашка"старшей группы №14 "Радуга"
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:
- внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта обучения и развития дошкольников с использованием интерактивных игр
- системное взаимодействие с учреждениями образования, культуры с целью обеспечения внедрения инноваций в образовательный процесс
- разработка методик преподавания интерактивных игр в развитие детей дошкольного возраста
- взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах поддержки, развития детей дошкольного возраста с использованием интерактивных игр
- выявление возможности пространства интерактивной игры психолого-педагогической деятельности педагога в обучение детей дошкольного возраста.
- информатизация процесса образования: подключение к сети Интернет, создание персональных сайтов педагогов, создание объектов интеллектуальной собственности (программы, игровые пособия и др.)
- участие в проектах и конкурсах различного уровня.
Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта:
Критерии | Показатели результативности |
Работа с детьми |
|
Взаимодействие с родителями |
|
Методическая деятельность |
констатирующий формирующий контрольный |
Востребованность проекта |
|
Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки:
Основу эстетического воспитания составляет прежде всего совместная деятельность педагога и ребенка. Деятельность интересная, методически и концептуально разнообразная. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться – работать над своим ораторским мастерством (акцентологические ударения, манипуляция голосом, способность к звукоподражанию), уметь разработать занятие интересно, с учетом постоянной смены деятельности, использования различных подручных предметов и т.д.
Одной из наиболее продуктивных методик современной педагогики выступает форма интерактивной игры, получившая широкое распространение не только в дошкольной, но и школьной и даже вузовской практике преподавания.
Что такое интерактивная игра – это инновационная форма обучения в основе которой находится тесное творческое взаимодействие педагога и каждого ребенка, группы детей, происходит постоянная, целенаправленная коммуникация и отличается от других видов игр прежде всего интегративным характером, т.е она может объединять в себе: слушание, говорение, коммуникацию, музыкальные элементы, творческие задания, ролевые игры, театрализованные постановки, дискуссии, рассуждения, использование компьютерных технологий и многое другое. Главное при этом – постоянная коммуникация всех участников.
Интерактивные игры подразумевает коммуникативное, творческое взаимодействие между людьми с целью передачи личностно значимого опыта. Интерактивные методы в педагогике ориентированы на тесное взаимодействие дошкольников друг с другом, с педагогом, где активная, доминирующая позиция должна принадлежать именно детям. Роль педагога при этом – направление деятельности для достижения целей занятия.
В ходе занятия максимально исключается доминирование определенной идеи, давление мысли какого-либо участника. В соответствии со спецификой учебно-воспитательного процесса предусматриваются различные формы взаимодействия: ролевые игры, моделирование жизненных ситуаций, совместное решение творческих зада и т.д. Сложность и многомерность такого подхода предполагает внимательную, целенаправленную, длительную подготовки педагога.
Одним из спектров, где интерактивная методика может быть особенно продуктивна является эстетическое воспитание, которое занимает важную, фундаментальную роль в образовании дошкольника. Однако момент интегрирования эстетического воспитания изучен не достаточно хорошо.
Необходимость комплексного осмысления категорий «интерактивная игра» и «эстетическое воспитание», возможностей их продуктивного взаимодействия в рамках дошкольной педагогики, обусловливает актуальность выбранный данного проекта и заключается инновационное использовании современных методик интерактивной игры на примере детей дошкольного возраста с учетом её возрастных, социальных, социокультурных особенностей; системно-аналитический обзор полученных результатов, динамики психолого-педагогической картины взаимодействия детей.
Цель проекта : выявить возможности инновационного пространства интерактивной игры психолого-педагогической деятельности педагога в развитие и обучении детей дошкольного возраста.
Значимость проекта:
- создание обобщенного опыта разработки и реализации проектов, направленных на поддержку эстетического развития дошкольников, путем внедрения интерактивных игр
- создание методических рекомендаций по организации интерактивных игр в условиях стандартизации образования.
Сроки реализации проекта: краткосрочный , 2016 – 2017 гг.
Этапы реализации проекта:
Задачи:
- Проанализировать методическую литературу и опыт работы других образовательных учреждений по вопросам организации интерактивных игр
- Создать творческую группу по реализации Проекта.
- Создать материально-техническую базу, необходимую для реализации проекта.
- Разработать мониторинг эффективности интерактивных игр.
При изучение проблемы " насколько эффективны интерактивные игры способствующие эстетическому развитию детей" на примере конкретной группы детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методы исследования:
- метод наблюдения
- метод апробирования интерактивных игр – при работе с группой;
- метод анкетирования;
- метод анализа литературы и детских работ;
- метод беседы – при общении с детьми;
- метод эксперимента, включающий в себя
3 этапа:
- констатирующий (целью которого было определения уровня сформированности творческих, эстетических способностей)
- формирующий (который предполагает обучение детей на основе разработанной педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающийся от традиционных подходов, и ее апробацию интерактивных игр на практике с целью выявления эффективности.)
- контрольный – для проверки тех или иных гипотез на практике; методы качественного и количественного учета полученных результатов – для анализа влияния интерактивной игры на психологическое состояние детей старшего дошкольного возраста.
На основе наблюдения, которое проводилось на занятиях по ИЗО, музыкальных занятиях, в повседневной жизни, мы пытались выяснить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста эстетического развития, заинтересованности к искусству и познанию нового для него, прекрасного.
В ходе реализации проекта, применяя методика диагностирования выразительности детского рисунка, включающая в себя : качество, выразительность и композиция рисунка, выразительность в цвете, образность, и где даны уровни и критерии диагностики для определения уровня сформированности эстетических способностей, художественного вкуса по данной проблеме констатирующий эксперимент
Чтобы поднять уровень эстетического развития детей дошкольноговозраста мною было предложена
система интерактивных игр:
ИГРЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО ГЕНИЯ – интерактивная развивающая игра для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми старшего дошкольного возраста.
Игровые упражнения направлены на развитие познавательной сферы. Познавательное развитие – сложный комплексный процесс, затрагивающий многие стороны личности ребенка, такие как внимание, память, зрительное и зрительно – пространственное восприятие и тд. Игры способствуют развитию этих способностей.
ГОВОРЯЩИЕ КАРТИНКИ – интерактивные игры для детей младшего дошкольного возраста. Упражнения направлены на развитие слухового и зрительного восприятия, слуховой памяти, улучшение артикуляции, развитие речи и расширение словарного запаса и кругозора детей.
Использование данной игры открывает новые возможности для педагогов при работе с детьми. Яркие привлекательные картинки, крупные, хорошо узнаваемые изображения, использование аудиозаписей, возможность использования микрофона для записи голоса ребенка помогает создать атмосферу игры, стимулирует речь детей.
ШАГ ЗА ШАГОМ - включает в себя четыре приложения с развивающими заданиями: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
Каждое приложение содержит задания, скомпонованные по следующим направлениям:
связная речь;
зрительное восприятие;
слуховое восприятие;
зрение, слух, координация;
графические навыки;
математические представления;
представления об окружающем мире;
пространственные представления;
мышление;
социализация.
Признаки времен года – это сквозная тематическая линия для всех приложений. Многие задания содержат материал, относящийся к сезонным изменениям в природе, праздникам, соответствующим занятиям.
Задания от «Осени» до «Лета» постепенно усложняются, что способствует формированию соответствующих навыков по всем важнейшим направлениям развития ребенка.
Связная речь.
В пособие представлены уникальные задания на развитие связной речи. В начале на экране появляется почти пустая картинка. При каждом щелчке курсора картинка усложняется, развивается сюжет. Задача ребенка – описать картинку на экране, проследить за изменениями и, по возможности, выстроить рассказ. Таким образом, речевая деятельность ребенка начинается с описания простой картинки, а затем постепенно усложняется.
Зрительное восприятие
Задания разнообразны и предполагают различные виды деятельности ребенка – сравнение, конструирование, нахождение отличий, сортировку, игры «мемори».
Слуховое восприятие.
Задания, представленные в этом разделе, направлены на развитие слухового восприятия неречевых звуков. Хороший слух является важнейшим условием развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Кроме того, улучшение слуха, улавливание тонких различий в окружающих звуках важно и с социальной точки зрения, так как помогает ребенку лучше ориентироваться в окружающей обстановке.
Зрение, слух, координация.
Оригинальные упражнения в этом разделе на развитие слухо – зрительно – моторной координации, то есть одновременного реагирования рукой на слуховые и зрительные сигналы.
ЛОГО ИГРЫ – интерактивные игры для индивидуальных занятий. Программа включает 8 игр, способствующих развитию и тренировке органов речи, дыхательных органов и формированию навыков владения голосом.
СМОТРИ И ГОВОРИ – интерактивные игры, направленное на расширение и закрепление словарного запаса детей, улучшение произношения и развитие коммуникативных способностей.
Основное содержание игры - это наглядный словарь, включающий около 700 слов. Слова сгруппированы в тематические блоки, преимущественно связанные с лексическими темами. Словарная работа предполагает рассматривание иллюстрации, прослушивание аудиозаписи, проговаривание слова, запись и воспроизведение голоса ребенка.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ – интерактивное пособие для индивидуальных и групповых занятий, а также для проведения индивидуальной диагностики уровня развития каждого ребенка на основе четко разработанной системы критериев.
Программа позволяет создавать и просматривать учетные записи, включающие сведение о каждом ребенке, даты занятий, результаты диагностики и выполнения обучающих занятий.
ИГРЫ СО СЛОВАМИ – разнообразные упражнения направлены на расширение словарного запаса и развитие связной речи, слухового восприятия речи, зрительного и пространственного восприятия, внимания, памяти, формирования навыков установления причинно – следственных связей.
Ожидаемый результат:
- Благодаря продуктивному эффекту за счет тесного взаимодействия педагога и детей, непосредственного обмена опыта, интерактивную игру целесообразно использовать в дошкольной педагогики, что позволяет достичь больших результатов, а именно:
- повышение качества проведения НОД и совместной деятельности с детьми;
применение интерактивных игр в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды.
Организационно-методическая деятельность:
- формирование сетевого взаимодействия на основе использования инновационного потенциала и опыта образовательных учреждений;
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- создание условий для раскрытия творческого потенциала педагогов;
- организация и проведение мероприятий с воспитателями – семинары, практикумы, творческие встречи и т.д.;
- организация и проведение мероприятий с родителями – семинары, практикумы, тренинги, творческие встречи, выпуск журнала для родителей, консультирование и т.д.;
- осуществление процесса мониторинга за ходом реализации проекта и оценка его результативности.
Ожидаемый результат:
- активное использование интерактивных пособий в работе с детьми;
- индивидуализация каждого ребенка, выявление его интересов и развитие способностей через интерактивные игры
- совместная работа детей с родителями по освоению интерактивных игр;
Воспитательно-образовательная деятельность:
- использование игрового исследования и экспериментирования, совместной проектной деятельности;
- организация индивидуальной и кружковой работы;
- подбор оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала ребенка
- организация и проведение мероприятий с детьми – музыкальные досуги , участие в выставках, конкурсах и т.д.;
- использование условий и социума для развития воспитанников.
Ожидаемый результат:
- Методические, дидактические, диагностические пособия и методики по вопросам поддержки, развития и сопровождения одаренных и способных дошкольников.
- Мотивация к обучению, игровая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса воспитания
- Применение интерактивных пособий в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды.
Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения.
- Вложенные в развитие инновационных форм дошкольного образования средства позволят продолжить работу после реализации проекта.
- Повышение профессиональной компетентности педагогических работников повысит качество образования и конкурентоспособность дошкольного учреждения.
- Вложенные в развитие инновационных форм дошкольного образования средства позволят продолжить работу после реализации проекта.
- Повышение профессиональной компетентности педагогических работников повысит качество образования и конкурентоспособность дошкольного учреждения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План презентации Актуальность выбранного проекта ………….........................3 Цель исследования…………………………………………………….4 Задачи исследования…………………………………………..…….5 Ряд теоретических источников ……………………..…….….7 Объект исследования……………………………………………..…8 Методы исследования…………………………………………….…9 Методика исследования……………………………………….…..10 Виды интерактивной игры…………………………………….…12 Определение интерактивной игры…………………………13 Выводы…………………………………………………………………..……15
Актуальность проекта Заключается в практическом применение инновациолнных современных методик интерактивной игры в развитие дошкольного возраста с учетом ее возрастных, социальных, социокультурных особенностей, в системно-аналитическом обзоре полученных результатов и динамике – педагогической картины взаимодействия детей
Цель проекта: Выявить возможности пространства интерактивной игры психолого-педагогической деятельности педагога в эстетическом обучение детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта: Охарактеризовать методические возможности интерактивной игры как базовой единицы современного дошкольного образования; . Определить наиболее продуктивные виды интерактивной игры; . Определить место интерактивной игры в комплексном эстетическом, психолого-педагогическом воспитании дошкольников; Практически применить некоторые варианты интерактивных игр на примере конкретной группы дошкольников, полученные результаты представить в виде аналитических графиков и диаграмм.
формирование развития дошкольного возраста будет происходить более эффективно, если использовать интерактивные игры .
Ряд теоретических источников Груздова И. Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста: сущность и пути формирования // Дошкольное воспитание. – 2011. ФГОС- М.М- Центр педагогического образования 2014.г. Рогинский М.Ю. Игровые элементы активного обучения. - Л., 2009. Петрова Е. Театрализованные интерактивные игры. //Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. 2009. № 7. С. и др.
Методы исследования проекта метод наблюдения, метод апробирования интерактивных игр – при работе с группой; метод анкетирования; метод анализа литературы и детских работ; метод беседы – при общении с детьми; метод эксперимента, включающий в себя 3 этапа: констатирующий формирующий контрольный
методика диагностирования выразительности детского рисунка для определения уровня сформированности эстетических способностей, художественного вкуса
виды интерактивных игр, апробированные на практике : Игра «Волшебная комната»; Игра с клубком ниток «Настроение»; Игра «Домашний питомец»; Игра «Волшебная шляпа»; Игра «Реклама на телеканале»; Музыкальная игра «Семья»; и др. игры Педагог Дети Взаимодействие
Интерактивная игра - это инновационная форма обучения в основе которой находится тесное творческое взаимодействие педагога и каждого ребенка, группы детей, происходит постоянная, целенаправленная коммуникация и отличается от других видов игр прежде всего интегративным характером, т.е она может объединять в себе: слушание, говорение, коммуникацию, музыкальные элементы, творческие задания, ролевые игры, театрализованные постановки, дискуссии, рассуждения, использование компьютерных технологий и многое другое.
Ожидаемые результаты: Благодаря продуктивному эффекту за счет тесного взаимодействия педагога и детей, непосредственного обмена опыта, интерактивную игру целесообразно использовать в дошкольной педагогики, что позволяет достичь больших результатов, т. е. моя гипотеза, что интерактивная игра помогает эстетическому развитию детей является верной.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....
Использование интерактивных игр для развития детей дошкольного возраста
Использование интерактивных игр для развития детей дошкольного возраста...
Интерактивные игры в развитие детей дошкольного возраста
Направление: реализация программ вариативных моделей организации дошкольного образования с учетом потребностей развития детей.Содержание проекта:Тема проекта.Цели, задачи и система показат...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Интерактивная игра - современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями. О...
Интерактивные игры SmartNotebook. для детей дошкольного возраста
В матерьяле размешена интерактивная игра: "Строители"...
Использование интерактивных игр для развития детей дошкольного возраста
ull;Интерактивная игра - современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями.•Основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал, ко...
Авторская интерактивная игра по социализации детей дошкольного возраста "Семья-радость моя"
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы ...