Интерактивные игры в развитие детей дошкольного возраста
проект

Мустафина Мария Михайловна

Направление: реализация программ вариативных моделей организации дошкольного образования с учетом  потребностей развития  детей.

Содержание проекта:

  1. Тема проекта.
  2. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта.
  3. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.
  4. Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки.
  5. Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МАДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 56 «РОМАШКА»

ПРОЕКТ

тема:  «Интерактивные игры в развитие

детей дошкольного возраста»

        

                                                                   Выполнила воспитатель:

                                                                   Мустафина Мария Михайловна

                                                                   

                     

г. Химки

2018

Тема проекта «Интерактивные игры в развитие детей

дошкольного возраста»  

Направление: реализация программ вариативных моделей организации дошкольного образования с учетом  потребностей развития  детей.

Содержание проекта:

  1. Тема проекта.
  2. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта.
  3. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.
  4. Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки.
  5. Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МАДОУ.

Цель проекта:

  • создание комплексной модели организации дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуально-творческой личности ребенка
  • разработка и апробация интерактивных игр в развитие детей дошкольного возраста
  • создание открытого информационного образовательно-воспитательного пространства МАДОУ

Задачи проекта:

  • создать методическую систему работы по развитию  детей дошкольного  возраста
  • Определить наиболее продуктивные виды интерактивной игры;
  • Определить место интерактивной игры в комплексном, психолого-педагогическом воспитании дошкольников;
  • совершенствовать методику интерактивных игр
  • модернизировать систему управления  в условиях его деятельности в режиме инновации
  • обеспечить эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания условий для детей дошкольного возраста
  • развивать интеллектуальные и познавательные способности детей, их творческую активность через исследовательскую, продуктивную и игровую деятельность
  • повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения способных и одаренных детей
  • повышать конкурентоспособность МАДОУ путем предоставления широкого спектра качественных образовательных и информационно-просветительских услуг
  • Определить наиболее продуктивные виды интерактивной игры
  •  Определить место интерактивной игры в комплексном, психолого-педагогическом воспитании дошкольников

Разработчик проекта:

Воспитатель МАДОУ комбинированного вида д/с № 56 "Ромашка"старшей группы №14 "Радуга"

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:

  • внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта обучения и развития дошкольников с использованием интерактивных  игр
  • системное взаимодействие с учреждениями образования, культуры с целью обеспечения внедрения инноваций в образовательный процесс
  • разработка  методик преподавания интерактивных игр в развитие детей дошкольного возраста
  • взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах поддержки,  развития детей  дошкольного возраста с использованием интерактивных игр
  • выявление возможности пространства интерактивной игры психолого-педагогической деятельности педагога в обучение детей дошкольного возраста.
  • информатизация процесса образования: подключение к сети Интернет, создание персональных сайтов педагогов, создание объектов интеллектуальной собственности (программы, игровые пособия и др.)
  • участие в проектах и конкурсах различного уровня.

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта:

Критерии

Показатели результативности

Работа с детьми

  • Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
  • Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам эстетической деятельности.
  • Результаты  беседы – при общении с детьми
  • метод анализа детских работ
  • метод наблюдения, метод апробирования интерактивных игр – при работе с группой;

Взаимодействие с родителями

  • Положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к исследовательской деятельности в области интерактивных игр
  • метод анкетирования

 

Методическая деятельность

  • Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического обеспечения поддержки одарённых детей.
  • Создание индивидуальных маршрутов развития  детей через интерактивные игры

  • метод эксперимента, включающий  в себя 3 этапа:

констатирующий 

формирующий

контрольный

Востребованность проекта

  • Внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта обучения детей с использованием интерактивных игр

Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки:

Основу эстетического воспитания составляет  прежде всего совместная деятельность педагога и ребенка. Деятельность интересная, методически и концептуально разнообразная. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться – работать над своим ораторским мастерством (акцентологические ударения, манипуляция голосом, способность к звукоподражанию), уметь разработать занятие интересно, с учетом постоянной смены деятельности, использования различных подручных предметов и т.д.

Одной из наиболее продуктивных методик современной педагогики выступает форма интерактивной игры, получившая широкое распространение не только в дошкольной, но и школьной и даже вузовской практике преподавания.

Что такое интерактивная игра –  это инновационная форма обучения в основе которой находится тесное творческое взаимодействие педагога и каждого ребенка, группы детей, происходит постоянная, целенаправленная коммуникация и  отличается от других видов игр прежде всего интегративным характером, т.е она может объединять в себе: слушание, говорение, коммуникацию, музыкальные элементы, творческие задания, ролевые игры, театрализованные постановки, дискуссии, рассуждения, использование компьютерных технологий и многое другое. Главное при этом – постоянная коммуникация всех участников.

Интерактивные игры подразумевает коммуникативное, творческое взаимодействие между людьми с целью передачи личностно значимого опыта. Интерактивные методы в педагогике ориентированы на тесное взаимодействие дошкольников друг с другом, с педагогом, где активная, доминирующая позиция должна принадлежать именно детям. Роль педагога при этом – направление деятельности для достижения целей занятия.

 В ходе занятия максимально исключается доминирование определенной идеи, давление мысли какого-либо участника. В соответствии со спецификой учебно-воспитательного процесса предусматриваются различные формы взаимодействия: ролевые игры, моделирование жизненных ситуаций, совместное решение творческих зада и т.д.    Сложность и многомерность такого подхода предполагает внимательную, целенаправленную, длительную подготовки педагога.

Одним из спектров, где интерактивная методика может быть особенно продуктивна является эстетическое воспитание, которое занимает важную, фундаментальную роль в образовании дошкольника. Однако момент интегрирования эстетического воспитания изучен не достаточно хорошо.

Необходимость комплексного осмысления категорий «интерактивная игра» и «эстетическое воспитание», возможностей их продуктивного взаимодействия в рамках дошкольной педагогики, обусловливает актуальность выбранный  данного проекта и заключается инновационное использовании современных методик интерактивной игры на примере  детей  дошкольного возраста с учетом её возрастных, социальных, социокультурных особенностей; системно-аналитический обзор полученных результатов, динамики психолого-педагогической картины взаимодействия детей.

Цель проекта : выявить возможности  инновационного пространства интерактивной игры  психолого-педагогической деятельности педагога в  развитие и обучении детей дошкольного возраста.

Значимость проекта:

  • создание обобщенного опыта разработки и реализации проектов, направленных на поддержку эстетического развития дошкольников, путем внедрения интерактивных игр
  • создание методических рекомендаций по организации интерактивных игр  в условиях стандартизации образования.

Сроки реализации проекта: краткосрочный , 2016 – 2017 гг.

Этапы реализации проекта:

Задачи:

  1. Проанализировать методическую литературу и опыт работы других образовательных учреждений по вопросам организации интерактивных игр
  2. Создать творческую группу по реализации Проекта.
  3. Создать материально-техническую базу, необходимую для реализации проекта.
  4. Разработать мониторинг эффективности интерактивных игр.

        При изучение проблемы " насколько эффективны интерактивные игры способствующие эстетическому развитию детей"  на примере  конкретной группы детей  старшего дошкольного возраста  использовались следующие методы исследования:

  • метод наблюдения
  •  метод апробирования интерактивных игр – при работе с группой;
  • метод анкетирования;
  •  метод анализа литературы и детских работ;
  •   метод беседы – при общении с детьми;
  •  метод эксперимента, включающий  в себя

 3 этапа:

  1. констатирующий (целью которого было определения уровня сформированности творческих, эстетических способностей)
  2. формирующий (который предполагает обучение детей на основе разработанной педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающийся от традиционных подходов, и ее апробацию интерактивных игр на практике с целью выявления эффективности.)
  3. контрольный – для проверки тех или иных гипотез на практике;  методы качественного и количественного учета полученных результатов – для анализа влияния интерактивной игры на психологическое состояние детей старшего дошкольного возраста.

На основе наблюдения, которое проводилось на занятиях по ИЗО, музыкальных занятиях, в повседневной жизни, мы пытались выяснить уровень сформированности у детей старшего  дошкольного возраста эстетического развития, заинтересованности к искусству и познанию нового для него, прекрасного.

 В ходе реализации проекта, применяя методика диагностирования выразительности детского рисунка, включающая в себя : качество, выразительность и композиция рисунка, выразительность в цвете, образность, и где  даны уровни и критерии диагностики для определения уровня сформированности эстетических способностей, художественного вкуса  по данной проблеме констатирующий эксперимент

Чтобы поднять уровень эстетического развития детей дошкольноговозраста  мною было предложена

система интерактивных игр:

ИГРЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО ГЕНИЯ – интерактивная развивающая игра для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми старшего дошкольного возраста.
Игровые упражнения направлены на развитие познавательной сферы. Познавательное развитие – сложный комплексный процесс, затрагивающий многие стороны личности ребенка, такие как внимание, память, зрительное и зрительно – пространственное восприятие и тд. Игры способствуют развитию этих способностей.
ГОВОРЯЩИЕ КАРТИНКИ – интерактивные игры для детей младшего дошкольного возраста. Упражнения направлены на развитие слухового и зрительного восприятия, слуховой памяти, улучшение артикуляции, развитие речи и расширение словарного запаса и кругозора детей.
Использование данной игры открывает новые возможности для педагогов при работе с детьми. Яркие привлекательные картинки, крупные, хорошо узнаваемые изображения, использование аудиозаписей, возможность использования микрофона для записи голоса ребенка помогает создать атмосферу игры, стимулирует речь детей.
ШАГ ЗА ШАГОМ - включает в себя четыре приложения с развивающими заданиями: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
Каждое приложение содержит задания, скомпонованные по следующим направлениям:
связная речь;
зрительное восприятие;
слуховое восприятие;
зрение, слух, координация;
графические навыки;
математические представления;
представления об окружающем мире;
пространственные представления;
мышление;
социализация.
Признаки времен года – это сквозная тематическая линия для всех приложений. Многие задания содержат материал, относящийся к сезонным изменениям в природе, праздникам, соответствующим занятиям.
Задания от «Осени» до «Лета» постепенно усложняются, что способствует формированию соответствующих навыков по всем важнейшим направлениям развития ребенка.
Связная речь. 
В пособие представлены уникальные задания на развитие связной речи. В начале на экране появляется почти пустая картинка. При каждом щелчке курсора картинка усложняется, развивается сюжет. Задача ребенка – описать картинку на экране, проследить за изменениями и, по возможности, выстроить рассказ. Таким образом, речевая деятельность ребенка начинается с описания простой картинки, а затем постепенно усложняется.
Зрительное восприятие
Задания разнообразны и предполагают различные виды деятельности ребенка – сравнение, конструирование, нахождение отличий, сортировку, игры «мемори».
Слуховое восприятие.
Задания, представленные в этом разделе, направлены на развитие слухового восприятия неречевых звуков. Хороший слух является важнейшим условием развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Кроме того, улучшение слуха, улавливание тонких различий в окружающих звуках важно и с социальной точки зрения, так как помогает ребенку лучше ориентироваться в окружающей обстановке.
Зрение, слух, координация.
Оригинальные упражнения в этом разделе на развитие слухо – зрительно – моторной координации, то есть одновременного реагирования рукой на слуховые и зрительные сигналы.
ЛОГО ИГРЫ – интерактивные  игры  для индивидуальных занятий. Программа включает 8 игр, способствующих развитию и тренировке органов речи, дыхательных органов и формированию навыков владения голосом.
СМОТРИ И ГОВОРИ – интерактивные игры, направленное на расширение и закрепление словарного запаса детей, улучшение произношения и развитие коммуникативных способностей.
Основное содержание игры  - это наглядный словарь, включающий около 700 слов. Слова сгруппированы в тематические блоки, преимущественно связанные с лексическими темами. Словарная работа предполагает рассматривание иллюстрации, прослушивание аудиозаписи, проговаривание слова, запись и воспроизведение голоса ребенка. 
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ – интерактивное пособие для индивидуальных и групповых занятий, а также для проведения индивидуальной диагностики уровня развития каждого ребенка на основе четко разработанной системы критериев. 
Программа позволяет создавать и просматривать учетные записи, включающие сведение о каждом ребенке, даты занятий, результаты диагностики и выполнения обучающих занятий.
ИГРЫ СО СЛОВАМИ – разнообразные упражнения направлены на расширение словарного запаса и развитие связной речи, слухового восприятия речи, зрительного и пространственного восприятия, внимания, памяти, формирования навыков установления причинно – следственных связей.

Ожидаемый результат:

  • Благодаря продуктивному эффекту за счет тесного взаимодействия педагога и детей, непосредственного обмена опыта, интерактивную игру целесообразно использовать в  дошкольной педагогики, что  позволяет достичь больших результатов, а именно:

- повышение качества проведения НОД и совместной деятельности с детьми;
 применение интерактивных игр в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. 

Организационно-методическая деятельность:

  • формирование сетевого взаимодействия на основе использования инновационного потенциала и опыта образовательных учреждений;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • создание условий для раскрытия творческого потенциала педагогов;
  • организация и проведение мероприятий с воспитателями – семинары, практикумы, творческие встречи и т.д.;
  • организация и проведение мероприятий с родителями – семинары, практикумы, тренинги,  творческие встречи, выпуск журнала для родителей, консультирование и т.д.;
  • осуществление процесса мониторинга за ходом реализации проекта и оценка его результативности.

Ожидаемый результат:

  • активное использование интерактивных пособий в работе с детьми;
  •  индивидуализация каждого ребенка, выявление его интересов и развитие способностей через интерактивные игры
  •  совместная работа детей с родителями по освоению интерактивных игр;

Воспитательно-образовательная деятельность:

  • использование игрового исследования и экспериментирования, совместной проектной деятельности;
  • организация индивидуальной и кружковой работы;
  • подбор оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала ребенка
  • организация и проведение мероприятий с детьми –  музыкальные досуги , участие в  выставках, конкурсах и т.д.;
  • использование условий и социума для развития воспитанников.

Ожидаемый результат:

  1. Методические, дидактические, диагностические пособия и методики по вопросам поддержки, развития и сопровождения одаренных и способных дошкольников.
  2. Мотивация  к обучению, игровая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса воспитания
  3. Применение интерактивных пособий в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. 

Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения.

  • Вложенные в развитие инновационных форм дошкольного образования средства позволят продолжить работу после реализации проекта.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогических работников повысит качество образования и конкурентоспособность дошкольного учреждения.
  • Вложенные в развитие инновационных форм дошкольного образования средства позволят продолжить работу после реализации проекта.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогических работников повысит качество образования и конкурентоспособность дошкольного учреждения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Интерактивные игры в развитие детей дошкольного возраста» Выполнила: воспитатель МАДОУ комбинированного вида д/с № 56 «Ромашка» старшей группы № 14 «Радуга» Мустафина Мария Михайловна Г. Химки, Московская область

Слайд 2

План презентации Актуальность выбранного проекта ………….........................3 Цель исследования…………………………………………………….4 Задачи исследования…………………………………………..…….5 Ряд теоретических источников ……………………..…….….7 Объект исследования……………………………………………..…8 Методы исследования…………………………………………….…9 Методика исследования……………………………………….…..10 Виды интерактивной игры…………………………………….…12 Определение интерактивной игры…………………………13 Выводы…………………………………………………………………..……15

Слайд 3

Актуальность проекта Заключается в практическом применение инновациолнных современных методик интерактивной игры в развитие дошкольного возраста с учетом ее возрастных, социальных, социокультурных особенностей, в системно-аналитическом обзоре полученных результатов и динамике – педагогической картины взаимодействия детей

Слайд 4

Цель проекта: Выявить возможности пространства интерактивной игры психолого-педагогической деятельности педагога в эстетическом обучение детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 5

Задачи проекта: Охарактеризовать методические возможности интерактивной игры как базовой единицы современного дошкольного образования; . Определить наиболее продуктивные виды интерактивной игры; . Определить место интерактивной игры в комплексном эстетическом, психолого-педагогическом воспитании дошкольников; Практически применить некоторые варианты интерактивных игр на примере конкретной группы дошкольников, полученные результаты представить в виде аналитических графиков и диаграмм.

Слайд 6

формирование развития дошкольного возраста будет происходить более эффективно, если использовать интерактивные игры .

Слайд 7

Ряд теоретических источников Груздова И. Музыкально-эстетическая культура детей дошкольного возраста: сущность и пути формирования // Дошкольное воспитание. – 2011. ФГОС- М.М- Центр педагогического образования 2014.г. Рогинский М.Ю. Игровые элементы активного обучения. - Л., 2009. Петрова Е. Театрализованные интерактивные игры. //Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. 2009. № 7. С. и др.

Слайд 8

Методы исследования проекта метод наблюдения, метод апробирования интерактивных игр – при работе с группой; метод анкетирования; метод анализа литературы и детских работ; метод беседы – при общении с детьми; метод эксперимента, включающий в себя 3 этапа: констатирующий формирующий контрольный

Слайд 9

методика диагностирования выразительности детского рисунка для определения уровня сформированности эстетических способностей, художественного вкуса

Слайд 10

виды интерактивных игр, апробированные на практике : Игра «Волшебная комната»; Игра с клубком ниток «Настроение»; Игра «Домашний питомец»; Игра «Волшебная шляпа»; Игра «Реклама на телеканале»; Музыкальная игра «Семья»; и др. игры Педагог Дети Взаимодействие

Слайд 11

Интерактивная игра - это инновационная форма обучения в основе которой находится тесное творческое взаимодействие педагога и каждого ребенка, группы детей, происходит постоянная, целенаправленная коммуникация и отличается от других видов игр прежде всего интегративным характером, т.е она может объединять в себе: слушание, говорение, коммуникацию, музыкальные элементы, творческие задания, ролевые игры, театрализованные постановки, дискуссии, рассуждения, использование компьютерных технологий и многое другое.

Слайд 12

Ожидаемые результаты: Благодаря продуктивному эффекту за счет тесного взаимодействия педагога и детей, непосредственного обмена опыта, интерактивную игру целесообразно использовать в дошкольной педагогики, что позволяет достичь больших результатов, т. е. моя гипотеза, что интерактивная игра помогает эстетическому развитию детей является верной.

Слайд 13

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности  дошкольников в условиях семьи....

Использование интерактивных игр для развития детей дошкольного возраста

Использование интерактивных игр для развития детей дошкольного возраста...

Интерактивные игры в развитие детей дошкольного возраста

Направление: реализация программ вариативных моделей организации дошкольного образования с учетом  потребностей развития  детей.Содержание проекта:Тема проекта.Цели, задачи и система показат...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Интерактивная игра - современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями. О...

Интерактивные игры SmartNotebook. для детей дошкольного возраста

В матерьяле размешена интерактивная игра: "Строители"...

Использование интерактивных игр для развития детей дошкольного возраста

ull;Интерактивная игра - современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями.•Основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал, ко...

Авторская интерактивная игра по социализации детей дошкольного возраста "Семья-радость моя"

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы ...