Использование интерактивных игр для развития детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

 Овсянникова Елена Евгеньевна Иощенко

Использование интерактивных игр для развития детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Интерактивная игра - современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями. Основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал, который заложен в каждой интерактивной игре.

Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования. Это компьютеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование. В нашем дошкольном учреждении уже давно есть мультимедийное оборудование, которое мы активно используем в своей работе, а в прошлом учебном году мы приобрели и успешно осваиваем SMART доску, что позволило вывести обучение на новый уровень.

Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. В ходе освоения интерактивной игры у дошкольника возникают новые знания и опыт, которые появляются вследствие игрового взаимодействия. Дети нового поколения хорошо приспосабливаются к цифровому пространству.  

Цель интерактивных игр – формирование и закрепление знаний, методом интерактивных игр.

С помощью интерактивных и мультимедийных средств, можно составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, жилищами животных, и т.д. Отличительной чертой интерактивных игр является то, что, они могут использоваться во всех образовательных областях и повышают мотивацию у детей к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают также творческие способности детей. С помощью интерактивных игр можно с детьми закрепить абсолютно любую пройденную тему. Многофункциональность интерактивных игры заключается так же в том, что её можно использовать не только на занятии, но и в свободное от занятий время. Проигрывать игру можно как индивидуально, так и со всей группой.

В своей работе я часто применяю интерактивные игры, делаю их сама. Детям очень нравится управлять мышкой, и специальным карандашом. Благодаря интерактивным играм, существенно изменилось отношение детей к занятиям, они стали более внимательней, у них появилось желание думать, находить правильные ответы на поставленные вопросы. Ребята стали более сообразительнее, на поставленные задачи порой находят несколько вариантов решений.

Основные достоинства интерактивных игр.

-Простой и понятный интерфейс.

-В играх использованы красочные и привлекательные материалы, звуковые эффекты.

-Игры используются как часть индивидуального, подгруппового, фронтального занятия.

  -Для проведения диагностических заданий по исследованию развития логического мышления у детей, внимания.

-С помощью материалов игр, мы знакомим детей и закрепляем заданные темы.

Существует несколько видов интерактивных игр для дошкольников:

−Развивающие игры: направлены на развитие познавательных способностей, эмоционального и нравственного развития, развития воображения. В них нет четко выделенной дидактической задачи –они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка.  К этому виду относятся разнообразные графические редакторы («раскрашки» и «рисовалки»), музыкальные  редакторы,  конструкторы сказок, работа с иллюстрациями и др.

−Обучающие игры: ребенку предлагается в игровой форме решить ту или иную дидактическую задачу. Сюда относятся игры на формирование у детей начальных математических представлений, обучением родному языку.

−Логические игры: направлены на развитие логического мышления ребенка-дошкольника. К таким играм относятся головоломки с одной или несколькими задачами, которые должен решить ребенок.

−Игры-забавы: дают возможность ребенку в развлекательной форме полезно провести время.  Здесь он может отправиться в увлекательное путешествие с любимым героем сказки или придумать дальнейшее развитие сюжета мультфильма

Используя простые программы (Microsoft Office PowerPoint, Paint), можно создать мультфильм, игру, задания и упражнения с индивидуальными предпочтениями ребенка, с совместным участием родителей, так познавательный процесс будет проходить еще интереснее.

В своей работе интерактивную доску я использую практически во всех образовательных областях. В разработанных мною интерактивных играх я использую добрые анимированные персонажи, которые выдают понятные детям задания. Озвученные герои говорят мультяшным детским голосом, предметы, которые появляются на экране, сопровождаются звуком, движением, эффектом исчезновения и появления. Практика показала, что использование анимированного персонажа и различных эффектов анимации усиливает эмоциональное восприятие и интерес детей к представленному материалу и в целом к интерактивным играм.

В образовательной области «Познание» для раздела «Ознакомление с окружающим миром» мною разработана интерактивная игра «Мир профессий». Целью игры является закрепление знаний детей о предметах труда людей разных профессий. Здесь дети учатся самостоятельно определять и выбирать предметы, которые необходимые людям той или иной профессии. 

Так же для раздела «Ознакомление с окружающим миром» мною разработана интерактивная игра «Дикие животные». Целью игры является - формирование представлений детей о диких животных, их местах обитания. Воспитатель загадывает загадку, как только звучит правильный ответ на экране появляется отгаданное дикое животное. В данной игре дети самостоятельно находят жилище каждого дикого животного, узнают, какому зверю принадлежит тот или иной след (сначала поочерёдно появляется след животного и после того как дети назвали чей это след, появляется животное. Так же называют детёнышей каждого дикого животного, представленного в игре. 

Игра для младших дошкольников «Посуда». Целью игры является уточнение знаний детей о посуде. Дети сначала называют все предметы, составляют на стол, а лишнее убирают. Интегрируя две образовательные области «Познание» и «Речевое развитие» у детей отрабатывается навык использования предлогов. «В» «На». (в шкаф ,на стол)

В игре «Полезные и вредные продукты» дети сортируют продукты питания. Целью игры является уточнение знаний детей о полезных и вредных продуктах питания, а так же благодаря тому, что мы интегрируем две образовательные области «речевое развитие» у детей отрабатывается навык использования предлогов. «В» «На». «Под?» (в шкаф, на тарелку)

В образовательной области по развитию речи мною разработана интерактивная игра «Синонимы и антонимы». Целью игры является активизация словарного запаса. Сначала появляется картинка мороженного Мороженное какое? (Холодное, а противоположное значение? Здесь детям можно помочь наводящими вопросами, если есть затруднения. Чай какой? горячий). Какая часть суток? -  ночь а противоположное значение? – день. Какое время года? – зима, а противоположное значение? – лето. Мальчик как говорит? – громко, смайлик что показывает? – тихо. Девочка что делает? –закрывает дверь -мама открывает. Девочка что делает? - плачет, мальчик что делает? -смеётся.

В этом году наше дошкольное образовательное учреждение успешно приняло участие в апробации программы по финансовой грамотности детей. Для более эффективной работы по этой программе мною разработаны и применены   игры по финансовой грамотности.

Например, игра «Где можно увидеть рекламу». Целью игры является закрепление представлений детей о назначении рекламы. В этой игре дети самостоятельно создают рекламный щит, учатся определять места, где можно увидеть рекламу. Здесь дети самостоятельно определяют героев, которые относятся к данному мультфильму, и создают рекламный щит с этими героями, а лишних убирают.

Целью интерактивной игры «Разложи товар» является обучение детей классифицировать предметы по общим признакам, закреплять знания о разновидности торговых объектов.

Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе обучения составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней дошкольников - в пределах 10 минут.

Конечно, следует отметить, что педагогам необходимо проводить совместную работу и с родителями. Консультации и мастер классы показывают, что оказывается в такие игры интересно играть и самим взрослым. Нашему коллективу необходимо было привлечь внимание родителей к обще принятым правилам поведения и пребывания в детском саду. Поэтому по просьбе администрации, я разработала интерактивную игру об основных правилах посещения детского сада.  На общем родительском собрании, на которое впервые приходят родители, мы вместе проиграли интерактивную игру «Первый раз в детский сад». Целью этой игры является показать родителям в игровой форме основные правила посещения детского сада, раскрыть основные вопросы, которые возникают при посещении образовательного учреждения, а также познакомить с режимом работы детского учреждения.

Интерактивные методы не предусматривают полную замену педагога на компьютер, а как раз наоборот подразумевают активное общение его с детьми, так как интерактивные методы выступают вспомогательным средством подачи материала.

В процессе применения интерактивных игр можно выделить следующие преимущества для развития ребенка:

  • Во время игры повышается мотивация обучения детей;
  • За счет управления мышью, работой с клавиатурой и интерактивным стилусом (интерактивная ручка), развивается мелкая моторика детей;
  • За счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно повышается самооценка ребенка;
  • Формируется навык самостоятельной деятельности;
  • Детям, которые пока не владеют навыками чтения и письма, восприятие образной информации становится более понятной;
  • Учебные задания дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана. В результате этого у детей формируется рефлексия.

Ещё одно преимущество использования интерактивной доски при обучении в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, например, в виртуальные музеи (музей денег), картинные галереи, виртуальные экскурсии к историческим памятникам и исторически значимым местам.

В заключение хочется отметить, что в условиях дошкольных учреждений, возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых дорожек и видеозаписей. Использование интерактивных игр наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования развития и воспитания детей, а так же усиливает уровень восприятия информации и развивает творческие способности у детей. А благодаря тому, что учебный материал подаётся в яркой, увлекательной форме, внимание детей удерживается дольше, развивается зрительная и эмоциональная память.  

Самое главное необходимо отметить что, в процессе использования интерактивных игр материал стал более актуальным, значимым и понятным для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических ...

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...

Использование кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста «Веселая кинезиология». Мастер - класс для родителей и детей

Мастер - класс нацелен на знакомство родителей воспитанников с ролью кинезиологических упражнений в развитии детей дошкольного возраста. В ходе мероприятия родители старших дошкольников знакомятся с к...

Интерактивные игры в развитие детей дошкольного возраста

Направление: реализация программ вариативных моделей организации дошкольного образования с учетом  потребностей развития  детей.Содержание проекта:Тема проекта.Цели, задачи и система показат...

Интерактивные игры в развитие детей дошкольного возраста

Направление: реализация программ вариативных моделей организации дошкольного образования с учетом  потребностей развития  детей.Содержание проекта:Тема проекта.Цели, задачи и система показат...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Интерактивная игра - современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями. О...

Использование интерактивных игр для развития детей дошкольного возраста

ull;Интерактивная игра - современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями.•Основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал, ко...