Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования с детьми 6-7 лет
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Тутунькина Татьяна Александровна

Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования с детьми 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivno-tematicheskoe_po_eksperimentirovani.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования с детьми 6-7 лет

Месяц

Темы недель по перспективному плану

Тема эксперимента опыта

Задачи

Оборудование

1.

Сентябрь

«Улетает наше лето»

«Песок и глина»

Познакомить детей с особенностями песка и глины; сравнить песок и глину, выяснить, чем они отличаются.

Образцы песка и глины в стаканчиках или неглубоких емкостях (для удобства работы можно пометить образцы, наклеив, например, на стаканчики с песком желтые кружочки, а на стаканчики с глиной — коричневые; кружочки можно также просто положить в емкости; другой вариант — взять разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки); стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, небольшие веточки — «деревья». Материалы и оборудование размещают на небольшом подносе или клеенке.

«Кто в море живет»

«Трогаем, рассматриваем, пробуем, экспериментируем»

Познакомить детей с экосистемой моря, с некоторыми морскими животными и растениями; дать первые представления о разнообразии морей, о том, что море — это дом многих животных и растений; сформировать навыки экологически грамотного поведения.

Морские ракушки; морские камни; морской песок в баночке, коробки из-под конфет (с ячейками); коллекции ракушек и камней; лупы; «волшебный» мешочек; семейные фотографии, сделанные во время отдыха на море; энциклопедии, книги о морях, морских животных; аудиозапись шума морского прибоя; географическая карта мира; кораллы; морская капуста (сухие листья или консервы), другие морепродукты (свежие, замороженные или консервированные креветки, морские рыбы) и т. п.

«Городской пейзаж»

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Дать  представления детям об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).

Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

«Веселые городские истории»

«Почему все звучит?»

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

2.

Октябрь

«Такой разный урожай»

«Все видим, все узнаем»

Познакомить детей с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

«Чашки, ложки, поварешки»

«Воздух всюду»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пласт массовая бутылка, листы бумаги.

«Товары на ярмарочку»

«Воздух работает. Движение воздуха»

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

«Осеннее чудо»

«Угадай – ка»

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик

«Книжкина неделя»

«Чай. Взаимодействие   красителей с водой»

Формировать понимание процесса окрашивания воды, развивать умение анализировать, воспитывать умение работать в коллективе.

кружечки с водой (холодной и горячей), краска, палочки для размешивания.

3.

Ноябрь

«Как рождаются книжки»

«Свойства бумаги»

Формировать представления детей о бумаге и ее свойствах. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать исследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательности.

бумага разных видов плотности, калька, цветные картинки, ткань, емкости с водой, салфетки.

«Тепло в доме»

«Каменный уголь»

Познакомить детей со свойствами каменного угля.
Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения. Воспитывать интерес к опытнической работе, к явлениям неживой природы

Посылка с каменным углем, загадка про каменный уголь, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, физическая карта, красные флажки, схема добычи каменного угля, салфетки, лупа, сигнальные карточки - схемы, картинки по теме, шапочки на каждого ребенка.

«Свет в доме»

«Где живет электричество?»

Формировать представление о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, воспитывать умение работать в коллективе.

Две игрушки: одна с батарейкой, вторая без батарейки (руль),пластмассовые палочки по количеству детей, кусочки шерстяной ткани, шелка, дидактическая игра "Собери картинку", карточки "Правила пользования электроприборами", кукла Золушка, цветные шары.

«Неделя здоровья»

«Вода принимает форму»

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

4.

Декабрь

«Календарь»

«Звенящая вода»

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

«День и ночь сутки прочь»

«Свет повсюду»

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

«Путешествие в театр»

«Свет и тень»

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

оборудование для теневого театра, фонарь.

«Какого цвета зима»

«Замерзшая вода»

Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

5.

Январь

«Каникулы»

«Дерево и металл»

Познакомить детей со свойствами и качествами дерева, закрепить знания свойств металла.  Учить сравнивать предметы по характерным признакам. Учить делать выводы. Развивать логическое мышление, восприятие. Развивать речь, активизировать словарь. Воспитывать умение работать в малых группах.

Мелкие деревянные и металлические предметы, мешочек, молоточек, палочка.

«Путешествие в Арктику»

«Ловись, рыбка, и мала и велика»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы

«Путешествие в Антарктиду»

«Тающий лед»

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

«Открытие Америки»

«Камень»

Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами камня. Развивать умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей. Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.

набор морских и речных камней; иллюстрации с изображением мостов, зданий, станций метро, памятников, кусок дерева; гвозди; молоток; стаканчики с водой; лупы; пластилин.

6.

Февраль

«Пустыня»

«Песочные замки»

Ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики. Ознакомление детей с исследовательской деятельностью. Развитие сенсорного восприятия, моторики, тактильной чувствительности и воображения. Развитие эмоциональной сферы. Развитие навыков коммуникации. Снятие психоэмоционального напряжения.

тазик с песком, вода, подносы, различные формочки, лейки, лопатки.

«Человек и море»

«Вода - наш друг!»

Пробудить в детях желание задуматься о том, что возможное и благополучной жизни всего живого в нашем городе и на всей Земле зависит от воды. Через инсценировку познакомить детей с морской водой с некоторыми обитателями моря и правилами поведения в море. Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды: без вкуса, без запаха, от холода превращается в лед, и, наоборот, от тепла лёд тает и превращается в воду, развивать творчество, фантазию детей. Воспитывать экологически

8 деревянных зубочисток, неглубокая тарелка с водой (глубина 1-2 см), пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды, пинцет, фотоальбом.

«Защитники отечества»

Удивительное «стекло»

Ознакомление детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла. формировать умение соблюдать меры безопасности при работе со стеклянными предметами. Воспитывать ответственность за свою безопасность.

стаканы на каждого ребенка из стекла, стеклянная посуда, посылка, пуговицы, цветные стекла.

«Мода и украшения»

«Каждому камешку свой домик»

Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

7.

Март

«Вещи которые нам помогают»

«Свойства сахара»

Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека. Развивать мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.
У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.
Мультимедийная установка.

«Жидкий, твердый»

«Путешествие капельки»

Формировать знания детей и важности воды в природе, пополнить словарный запас детей, развивать творчество, мелкую моторику пальцев, воспитывать умение работать в команде.

капельки из бумаги, пластилин, шаблон реки.

«Каникулы»

«Мыльные пузыри»

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования. Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.

жидкое мыло, вода, шампунь, стаканчики, коктейльные трубочки, салфетки.

«Перелетные и зимующие птицы»

«Ткань и ее свойства»

Познакомить со свойствами ткани. Развивать мыслительную деятельность, речь, наблюдательность. Воспитывать любознательность.

платочки из ткани, таз с водой, гвоздь, деревянный кубик, ложка.

«Неделя здоровья»

«В мире пластмассы»

Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.

- Помочь выявить свойства

пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

- Воспитывать бережное отношение к вещам.

Небольшие пластмассовые предметы (игрушки, пуговицы, прищепки, пластмассовый стакан, палочки для выявления звука пластмасса).

8.

Апрель

«Первобытные люди»

«Как сохранить почву»

Формировать представления о почве как компоненте природы, о ее свойствах и значении в жизни человека, животных и растений, о необходимости ее охраны; закладывать основы экологически грамотного поведения, знакомить с элементарными правилами поведения в природе.

Комочки почвы; небольшие баночки с водой на каждого ребенка; большие прозрачные емкости с водой — для проведения опытов воспитателем; зеркальце или стекло; две стеклянные банки с землей; две прозрачные емкости (например, пластиковые бутылки с водой); прозрачная емкость с почвой с участка, который редко посещается людьми (рыхлая почва); прозрачная емкость с почвой с дорожки, по которой люди ходят постоянно (там земля плотно утрамбована); емкости с чистой и «грязной» водой.

«Путешествие на зеленый континент. Австралия»

«Металл и его свойства»

Учить детей узнавать предметы из металла. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.

деревянная, металлическая палочки, металлический и деревянный шарик, металлическая пластинка, горелка (или свеча, спички, магнит, разнообразные металлические предметы.

«Путешествие в Грецию»

«Свойства соли»

(№1)

Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности.

тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки.

9.

Май

«День победы»

«Свойства соли» (№2)

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширить знания о соли, её свойствах и назначении. Дать понятие о значимости соли в жизни человека в природе. Воспитывать умение работать сообща, выслушивать мнения друг друга.

Куриное яйцо, емкость с водой, соль, ложечки, тарелочки, гуашь, кисти.

«Славься страна мы гордимся тобой»

«Исследовательская работа с детьми по изучению состава почвы».

Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки; показать что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботиться о живых существах (растениях, животных). Познакомить детей с особенностями строения и поведения обитателей «подземного царства», показать их приспособленность к почвенной среде. Прививать бережное отношение к растительному и животному миру.

банки с чистой и грязной водой, мелкие предметы, письмо от червяка.

«Скоро в школу»

«Прощание с профессором Всезнайкиным»

Подведение итогов всех занятий, развитие логического мышления, воспитание ответственность за свое здоровье.

лупы (в подарок), дидактическая игра в картинках или презентация «Четвертый лишний», мяч, картинки с материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Знакомство со свойствами песка» Детское экспериментирование с детьми подготовительной группы.

Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть), способность пропускать воду, фильтровать её; что песок состоит из очень мелких частиц – зёрнышек песчинок. Развивать умение...

Перспективный тематический план воспитательно-образовательной деятельности с детьми вторая младшая группа I квартал

Перспективный тематический план воспитательно-образовательной деятельности с детьми  вторая младшая группа I квартал...

Детское экспериментирование с детьми дошкольного возраста Чумак Елена Вячеславовна

Детское экспериментирование с детьми дошкольного возрастаЧумак Елена Вячеславовна «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактичес...

Перспективный тематический план воспитательно-образовательной деятельности с детьми вторая младшая группа II квартал

Перспективный тематический план воспитательно-образовательной деятельности с детьми вторая младшая группа II квартал...

Перспективный тематический план воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем

Представлено перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем....