Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования с детьми 6-7 лет
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования с детьми 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivno-tematicheskoe_po_eksperimentirovani.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематическое планирование детского экспериментирования с детьми 6-7 лет
№ | Месяц | Темы недель по перспективному плану | Тема эксперимента опыта | Задачи | Оборудование |
1. | Сентябрь | «Улетает наше лето» | «Песок и глина» | Познакомить детей с особенностями песка и глины; сравнить песок и глину, выяснить, чем они отличаются. | Образцы песка и глины в стаканчиках или неглубоких емкостях (для удобства работы можно пометить образцы, наклеив, например, на стаканчики с песком желтые кружочки, а на стаканчики с глиной — коричневые; кружочки можно также просто положить в емкости; другой вариант — взять разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки); стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, небольшие веточки — «деревья». Материалы и оборудование размещают на небольшом подносе или клеенке. |
«Кто в море живет» | «Трогаем, рассматриваем, пробуем, экспериментируем» | Познакомить детей с экосистемой моря, с некоторыми морскими животными и растениями; дать первые представления о разнообразии морей, о том, что море — это дом многих животных и растений; сформировать навыки экологически грамотного поведения. | Морские ракушки; морские камни; морской песок в баночке, коробки из-под конфет (с ячейками); коллекции ракушек и камней; лупы; «волшебный» мешочек; семейные фотографии, сделанные во время отдыха на море; энциклопедии, книги о морях, морских животных; аудиозапись шума морского прибоя; географическая карта мира; кораллы; морская капуста (сухие листья или консервы), другие морепродукты (свежие, замороженные или консервированные креветки, морские рыбы) и т. п. | ||
«Городской пейзаж» | «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» | Дать представления детям об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). | Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар. | ||
«Веселые городские истории» | «Почему все звучит?» | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон. | ||
2. | Октябрь | «Такой разный урожай» | «Все видим, все узнаем» | Познакомить детей с прибором-помощником — лупой и ее назначением. | лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. |
«Чашки, ложки, поварешки» | «Воздух всюду» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. | Воздушные шарики, таз с водой, пустая пласт массовая бутылка, листы бумаги. | ||
«Товары на ярмарочку» | «Воздух работает. Движение воздуха» | Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. | ||
«Осеннее чудо» | «Угадай – ка» | Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. | Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик | ||
«Книжкина неделя» | «Чай. Взаимодействие красителей с водой» | Формировать понимание процесса окрашивания воды, развивать умение анализировать, воспитывать умение работать в коллективе. | кружечки с водой (холодной и горячей), краска, палочки для размешивания. | ||
3. | Ноябрь | «Как рождаются книжки» | «Свойства бумаги» | Формировать представления детей о бумаге и ее свойствах. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать исследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательности. | бумага разных видов плотности, калька, цветные картинки, ткань, емкости с водой, салфетки. |
«Тепло в доме» | «Каменный уголь» | Познакомить детей со свойствами каменного угля. | Посылка с каменным углем, загадка про каменный уголь, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, физическая карта, красные флажки, схема добычи каменного угля, салфетки, лупа, сигнальные карточки - схемы, картинки по теме, шапочки на каждого ребенка. | ||
«Свет в доме» | «Где живет электричество?» | Формировать представление о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, воспитывать умение работать в коллективе. | Две игрушки: одна с батарейкой, вторая без батарейки (руль),пластмассовые палочки по количеству детей, кусочки шерстяной ткани, шелка, дидактическая игра "Собери картинку", карточки "Правила пользования электроприборами", кукла Золушка, цветные шары. | ||
«Неделя здоровья» | «Вода принимает форму» | Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. | воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши. | ||
4. | Декабрь | «Календарь» | «Звенящая вода» | Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. | поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик. |
«День и ночь сутки прочь» | «Свет повсюду» | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью. | ||
«Путешествие в театр» | «Свет и тень» | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | оборудование для теневого театра, фонарь. | ||
«Какого цвета зима» | «Замерзшая вода» | Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. | ||
5. | Январь | «Каникулы» | «Дерево и металл» | Познакомить детей со свойствами и качествами дерева, закрепить знания свойств металла. Учить сравнивать предметы по характерным признакам. Учить делать выводы. Развивать логическое мышление, восприятие. Развивать речь, активизировать словарь. Воспитывать умение работать в малых группах. | Мелкие деревянные и металлические предметы, мешочек, молоточек, палочка. |
«Путешествие в Арктику» | «Ловись, рыбка, и мала и велика» | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы | ||
«Путешествие в Антарктиду» | «Тающий лед» | Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. | ||
«Открытие Америки» | «Камень» | Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами камня. Развивать умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей. Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы. | набор морских и речных камней; иллюстрации с изображением мостов, зданий, станций метро, памятников, кусок дерева; гвозди; молоток; стаканчики с водой; лупы; пластилин. | ||
6. | Февраль | «Пустыня» | «Песочные замки» | Ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики. Ознакомление детей с исследовательской деятельностью. Развитие сенсорного восприятия, моторики, тактильной чувствительности и воображения. Развитие эмоциональной сферы. Развитие навыков коммуникации. Снятие психоэмоционального напряжения. | тазик с песком, вода, подносы, различные формочки, лейки, лопатки. |
«Человек и море» | «Вода - наш друг!» | Пробудить в детях желание задуматься о том, что возможное и благополучной жизни всего живого в нашем городе и на всей Земле зависит от воды. Через инсценировку познакомить детей с морской водой с некоторыми обитателями моря и правилами поведения в море. Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды: без вкуса, без запаха, от холода превращается в лед, и, наоборот, от тепла лёд тает и превращается в воду, развивать творчество, фантазию детей. Воспитывать экологически | 8 деревянных зубочисток, неглубокая тарелка с водой (глубина 1-2 см), пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды, пинцет, фотоальбом. | ||
«Защитники отечества» | Удивительное «стекло» | Ознакомление детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла. формировать умение соблюдать меры безопасности при работе со стеклянными предметами. Воспитывать ответственность за свою безопасность. | стаканы на каждого ребенка из стекла, стеклянная посуда, посылка, пуговицы, цветные стекла. | ||
«Мода и украшения» | «Каждому камешку свой домик» | Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. | различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков. | ||
7. | Март | «Вещи которые нам помогают» | «Свойства сахара» | Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы. | баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы. |
«Жидкий, твердый» | «Путешествие капельки» | Формировать знания детей и важности воды в природе, пополнить словарный запас детей, развивать творчество, мелкую моторику пальцев, воспитывать умение работать в команде. | капельки из бумаги, пластилин, шаблон реки. | ||
«Каникулы» | «Мыльные пузыри» | Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования. Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе. | жидкое мыло, вода, шампунь, стаканчики, коктейльные трубочки, салфетки. | ||
«Перелетные и зимующие птицы» | «Ткань и ее свойства» | Познакомить со свойствами ткани. Развивать мыслительную деятельность, речь, наблюдательность. Воспитывать любознательность. | платочки из ткани, таз с водой, гвоздь, деревянный кубик, ложка. | ||
«Неделя здоровья» | «В мире пластмассы» | Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. - Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). - Воспитывать бережное отношение к вещам. | Небольшие пластмассовые предметы (игрушки, пуговицы, прищепки, пластмассовый стакан, палочки для выявления звука пластмасса). | ||
8. | Апрель | «Первобытные люди» | «Как сохранить почву» | Формировать представления о почве как компоненте природы, о ее свойствах и значении в жизни человека, животных и растений, о необходимости ее охраны; закладывать основы экологически грамотного поведения, знакомить с элементарными правилами поведения в природе. | Комочки почвы; небольшие баночки с водой на каждого ребенка; большие прозрачные емкости с водой — для проведения опытов воспитателем; зеркальце или стекло; две стеклянные банки с землей; две прозрачные емкости (например, пластиковые бутылки с водой); прозрачная емкость с почвой с участка, который редко посещается людьми (рыхлая почва); прозрачная емкость с почвой с дорожки, по которой люди ходят постоянно (там земля плотно утрамбована); емкости с чистой и «грязной» водой. |
«Путешествие на зеленый континент. Австралия» | «Металл и его свойства» | Учить детей узнавать предметы из металла. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. | деревянная, металлическая палочки, металлический и деревянный шарик, металлическая пластинка, горелка (или свеча, спички, магнит, разнообразные металлические предметы. | ||
«Путешествие в Грецию» | «Свойства соли» (№1) | Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности. | тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки. | ||
9. | Май | «День победы» | «Свойства соли» (№2) | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширить знания о соли, её свойствах и назначении. Дать понятие о значимости соли в жизни человека в природе. Воспитывать умение работать сообща, выслушивать мнения друг друга. | Куриное яйцо, емкость с водой, соль, ложечки, тарелочки, гуашь, кисти. |
«Славься страна мы гордимся тобой» | «Исследовательская работа с детьми по изучению состава почвы». | Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки; показать что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботиться о живых существах (растениях, животных). Познакомить детей с особенностями строения и поведения обитателей «подземного царства», показать их приспособленность к почвенной среде. Прививать бережное отношение к растительному и животному миру. | банки с чистой и грязной водой, мелкие предметы, письмо от червяка. | ||
«Скоро в школу» | «Прощание с профессором Всезнайкиным» | Подведение итогов всех занятий, развитие логического мышления, воспитание ответственность за свое здоровье. | лупы (в подарок), дидактическая игра в картинках или презентация «Четвертый лишний», мяч, картинки с материалами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Знакомство со свойствами песка» Детское экспериментирование с детьми подготовительной группы.
Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть), способность пропускать воду, фильтровать её; что песок состоит из очень мелких частиц – зёрнышек песчинок. Развивать умение...
Занятие Тема: «Знакомство со свойствами песка» Детское экспериментирование с детьми подготовительной группы.
Работа педагога-психолога на занятиях с детьми с пескографией....
Тема: «Знакомство со свойствами песка» Детское экспериментирование с детьми подготовительной группы.
Работа педагога-психолога с детьми с пескографией...
Перспективный тематический план воспитательно-образовательной деятельности с детьми вторая младшая группа I квартал
Перспективный тематический план воспитательно-образовательной деятельности с детьми вторая младшая группа I квартал...
Детское экспериментирование с детьми дошкольного возраста Чумак Елена Вячеславовна
Детское экспериментирование с детьми дошкольного возрастаЧумак Елена Вячеславовна «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактичес...
Перспективный тематический план воспитательно-образовательной деятельности с детьми вторая младшая группа II квартал
Перспективный тематический план воспитательно-образовательной деятельности с детьми вторая младшая группа II квартал...
Перспективный тематический план воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем
Представлено перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем....
- Мне нравится (2)