Формирование трудовых умений и навыков у детей с задержкой психического развития
статья
В статье освещены вопросы трудового воспитания детей с задержкой психического развития, его значимость для развития и коррекции всех сторон воспитания детей( физического , умственного ,нравственного,эстетического),а также описана поэтапная работа по формированию умений и навыков в различных видах труда( самообслуживание, дежурство,ручной труд,труд в природе), в разных возрастных группах,предложены некоторые эффективные методы и приёмы, помогающие усвоить те или иные трудовые навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bolshoe_vnimanie_v_detskom_sadu_udelyaetsya_trudovomu_vospitaniyu.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование трудовых умений и навыков у детей с задержкой психического развития
Большое внимание в группе детей с задержкой психического развития уделяется трудовому воспитанию. Благодаря планомерной и целенаправленной воспитательной работе у детей формируется положительное отношение к труду, появляется желание и умение трудиться. В труде формируются многие нравственные и волевые качества, самостоятельность, развиваются умственные способности, труд укрепляет ребёнка физически, развивает его мелкую моторику.
Начиная с младшего возраста ребёнку прививают элементарные навыки самообслуживания, его учат убирать на место игрушки. При поступлении в детское учреждение дети с задержкой психического развития проявляют беспомощность в самообслуживании, плохо владеют культурно – гигиеническими навыками. Перед педагогом стоит задача не только научить ребёнка самостоятельности и аккуратности в процессе овладения навыками самообслуживания, пользования столовыми приборами, умениями аккуратно есть, умываться и одеваться, но и в формировании уверенности в себе, в том, что у ни всё получится. Успешность овладения трудовыми навыками зависит от методов и приёмов, предлагаемых взрослыми. В начале формирования тех или иных навыков эффективно использовать приём поэтапного разделения предстоящего процесса. Например, при обучении правилам поведения за столом, детей сначала учат правильно садиться на стульчик, подвигать его к столу; затем учат правильно держать ложку, пережёвывать с закрытым ртом и т. д. Используют игровые приёмы (от лица персонажа сказки), рассматривание иллюстраций, картинок, поощрение. Ознакомлению детей с каждым новым видом самообслуживания и привитию определённых навыков необходимо посвятить несколько занятий. Когда дети усвоят последовательность действий, педагог добивается, чтобы ребёнок использовал свои умения в ходе режимных моментов. Наряду с расширением представлений о разных формах самообслуживания, необходимо организовать наблюдение за трудом окружающих людей с целью формирования заинтересованного, уважительного отношения к труду.
На следующем этапе обучения, по мере взросления ребёнка, проводится систематическая работа по формированию у детей разных норм самообслуживающего труда, возрастает и объём трудовых поручений, вводятся различные виды труда (хозяйственно- бытовой, ручной, труд в природе) детям даются разнообразные трудовые поручения, вводятся дежурства по столовой, занятиям, в уголке природы.
В процессе занятий ручным трудом совершенствуется моторная сфера детей, развивается зрительно-двигательная координация, мекая моторика рук, согласованность движений. В процессе обучения педагог учит планировать предстоящую работу, знакомство с разными материалами, их свойствами, что способствует развитию представлений об окружающем, мышлению детей с задержкой психического развития. На занятиях по ручному труду старшие дошкольники помимо игрушек и поделок из бумаги, природного и бросового материала, учатся мастерить атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Большое внимание уделяется трудовым поручениям детей. Ещё на первом этапе обучения необходимо привлекать детей к выполнению элементарных трудовых поручений. Это подготавливает детей к хозяйственно-бытовому труду. Характер поручений усложняется с развитием и по мере взросления ребёнка (от простых, таких как просьба поднять ту или иную вещь, отнести игрушку и т.д., до более сложных- повесить на вешалку кукольную одежду, протереть полочку и т.д.) Таким образом воспитатель готовит детей к выполнению более сложных обязанностей.
В старшей группе вводятся обязательные дежурства детей. Дежурство приучает детей к большей самостоятельности, формирует у них чувство ответственности за порученное дело. Сначала вводится дежурство детей по столовой. Двое детей помогают накрывать помощнику воспитателя на стол (расставлять столовые приборы.) Ставя перед ребёнком конкретную задачу, учим его доводить дело до конца. На первом этапе привлекаются более координированные, ловкие дети. Они являются образцом для других детей. Затем вводится график дежурств, где дети по очереди выполняют обязанности дежурных. За каждым ребёнком закрепляется карточка –символ. Карточки по очереди выкладываются в уголке дежурств. Желательно в пару ставить детей с разными уровнями трудовых навыков (ребёнка с более развитыми навыками, с ребёнком с менее развитыми навыками). Так педагог привлекает детей к оказанию помощи товарищам, дети быстрее овладевают трудовыми навыками.
Со второй половины года наряду с дежурством по столовой, вводится дежурство по занятиям, уголку природы. Содержание и объём обязанностей дежурных определяет воспитатель, исходя из индивидуальных особенностей детей, необходимости коррекционного воздействия.
В течении всего года детей привлекают к труду в природе на участке д/с: уборке опавшей листвы осенью; расчистке дорожек от снега зимой; сбора веточек, камушков, песка в песочницу в весенне-летнее время, поливка растений в цветнике. Труд в природе воспитывает положительное уважительное отношение детей к труду взрослых.
Учитывая игровую потребность детей, при обучении трудовым навыкам, умениям, педагог использует много игровых приёмов, а также соревновательные моменты, учит доводить работу до конца. Воспитатель обязательно должен оценить результаты детского труда, похвалить за старания, за овладение теми или иными трудовыми умениями, аккуратность, а также показать детям значимость их труда (стало уютно, красиво) Необходимо использовать различные педагогические приёмы по отношению к детям, выполнившим работу не аккуратно, или проявившим негативное отношение к её выполнению (объяснить, что они подвели товарищей, разработать систему поощрений(медальки, наклейки и т.д.),вручать их детям выполнившим работу добросовестно).
Таким образом можно сделать вывод, что в трудовой деятельности заложены значительные коррекционные возможности, помогающие успешно решать в ходе её формирования многообразные задачи умственного, физического и нравственного воспитания детей с задержкой психического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития
В статье описана методика работы по решению проблем у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по коммуникативному развитию....
Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»
Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...
Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное детство»
Игра — это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливо...
Механизмы формирования трудовых умений и навыков у детей.
В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты...
Семинар на тему: «Формирование трудовых умений и навыков у детей подготовительной группы»
Сформировать навыки самообслуживания:закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;учить чистить одежду, мыть, протирать, чистить обувь;формировать привычк...
"РОЛЬ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Аннотация.Статья посвящена роли сказкотерапии в развитии коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Рассматриваются ключевые аспекты методики сказкотерапии и ее влияние н...
Презентация: "Формирование коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития"
Формирование коммуникативных навыков у детей с ЗПР...