СТАТЬЯ "Тропами краеведения"
статья
Основой в воспитании у дошкольников патриотических чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тропами краеведения.
Бартули Эльнура Нотфуллавна
Воспитатель МБДОУ №1.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ патриотизма. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Основой в воспитании у дошкольников патриотических чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота такие составляющие, как любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Основываясь на нормативно - правовые документы, на труды педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, на историографию о родном крае, я разработала Программу дополнительного образования по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами краеведения «Юный краевед», целью которой стало: воспитание интереса и любви к Родине, на основе ознакомления с родным краем.
В своей работе я использовала различные инновационные технологии.
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, где он родился и живёт. Когда взрослый человек вспоминает своё детство, он представляет себе именно тот посёлок или город, ту речку, поля и озёра, которые окружали его и память, о которых он сохранил на всю жизнь. Воспитывая в детях любовь к природе, тем самым воспитываю у них любовь к родному краю и делаю это с раннего детства. Во время краеведческих экскурсий, эколого-оздоровительных походов стараюсь научить детей видеть красоту окружающей родной природы, воспитываю интерес и бережное отношение к ней. В результате были созданы фотогазеты: «Маршруты выходного дня», «Экологическими тропами».
Вместе с детьми обращаем внимание на изменения в природе. Весной наблюдаем за прилётом птиц и их поведением, за устройством гнёзд. Здесь я использую художественные средства, стихи, загадки. В ненастную погоду, когда нельзя гулять, играем в дидактические игры: «Назови и опиши птиц», «Кто улетает, кто остаётся». Во время экскурсий в берёзовую рощу любуемся белоствольной русской красавицей в «зелёном полушалке». Рассматриваем вместе с детьми маленькие, расположенные в ряд дырочки на стволе берёзы - это проделки дятла. Страсть, как любит сластёна полакомиться, а может быть и подлечиться берёзовым соком, то в одну дырочку клюв сунет, то в другую. Дырочки зарастают в тот же год, никакого вреда от них дереву нет. Ещё рассмотрели весенние цветы мать - и - мачехи, которые расцветают, как только сходит снег. Осторожно выкопала из земли одно растение и показала детям его корневище, в котором находится большой запас питательных веществ, рассмотрели цветы и листья, объяснила детям, почему у цветка такое странное название. Вернувшись с экскурсии, вместе с детьми посадили его в цветочный горшок и ухаживали за ним в группе. Наблюдения в природе, прогулки, экскурсии дают почву для детских размышлений, пробуждают в них пытливость, любознательность. Постепенно меняется у детей и отношение к природе. Раньше многие ребята могли и листок без нужды сорвать, а теперь стали делать и другим замечания: «Осторожно, а то веточку сломаешь, кору поцарапаешь».
Дети с удовольствием участвуют в экологических акциях «Посади дерево», «Полей цветок», «Смастери скворечник», «Покормим птиц». Многие из них считали, что если красивое, значит хорошее, доброе; некрасивое – злое, противное. Стараюсь помочь им разобраться в этом, рассказываю, что часто невзрачное насекомое приносит большую пользу. Во время экскурсии к муравейнику объяснила, что муравьи помогают сохранять лес, очищая его от мусора, за это их называют лесными санитарами. С этого дня дети никогда не бросали палки в муравейник, следили, чтобы никто не разрушал его, а в группе оформили плакаты: «Береги природу», «Береги воду», «Дарим растению жизнь». Так дети постепенно учатся видеть прекрасное и любить природу. У них возникают бесчисленные «почему», на которые они тут же сами могут найти правильные и убедительные ответы, например, что одуванчики открывают свои корзинки утром, а после обеда закрывают, по ним можно узнать время. Знакомились с приметами, например, кукушка кукует – к ясной, тёплой погоде; сильная роса – к ясному дню. Сколько было радостей, когда приметы подтверждались собственными наблюдениями. Невозможно воспитать интерес и любовь к природе, заботливое отношение к растениям и животным, если не привлекать детей к труду. Мы с ребятами собирали камни родного края, лекарственные растения и просто растения родного края, природный материал, а в дальнейшем оформили выставки поделок, коллекции, гербарии.
В рамках программы «Родники России» мы познакомились с родниками окрестностей города: «Иван да Марья», «Русалочья заводь», «Лесной», «Таёжный». А впечатления от этой экскурсии у нас хранятся в фотоальбоме группы «По родным просторам», в созданных макетах родников, видеофильмах наших экскурсий на родники.
Затем познакомила детей с памятниками природы: это заповедник «Денежкин камень», озеро Верхнее, озеро Светлое, скалы «Грюневальда», «Три брата», пещеры «Петропавловская», «Усть-Кальинская», «Тренькенская», шахта «Светлая». Помогали мне в этом конечно и ребята, так, например: Таня К. поделилась своими впечатлениями о том, как они со своей семьёй были на скалах «Грюневальда», что там было интересного, и даже принесла фотографии об этом, Максим К. – рассказал об озере «Светлом», как они рыбачили на нём, какая светлая вода в нём, а всё увиденное они передали в создании ландшафта «Озеро Светлое». А также мы с ребятами создали ландшафты: «Уральские горы», «Таёжный край» и разработали путешествия по карте города, области, страны: «Мой родной город», «Какие они Уральские горы», «Где живёт верблюд?».
Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему родному краю. Чтобы любить свой город, знакомлю с тем, что окружает. Куда же дальше пролегли маршруты дошкольников, что стало следующим объектом познания?
Знакомство с городом началось с целевых прогулок по близлежащим улицам для того, чтобы дети могли ориентироваться в городе. Они узнали названия улиц, почему они так названы или в честь какого человека, также дети закрепили правила поведения на улицах города, знание дорожных знаков. Чувство гордости испытывали дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города (Н. Каржавин, Ст. Разин, В. Маяковский, Н. Островский и другие). А ещё проводила «целевые» прогулки, которые были интересны и полезны детям всех возрастов: «Праздничная улица», «Предновогодний город», «У афиши ДК «Современник», «Новый сквер», знакомились с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. В нашем городе живут рабочие, которые работают, в основном на шахтах. В изучении главной профессии города нам помогла поисково - исследовательская деятельность, в ходе которой дети со своими родителями изучали эту профессию, а затем рассказывали о труде своих родителей, какую они приносят пользу людям и стране. И вот мы с ребятами отправились на экскурсию, на шахту. Нам рассказали, что такое копры, как отправляют руду на «гора», что находится в главном здании шахты. А ещё как спускаются и поднимаются шахтёры, сколько нужно им выдержки, терпения, смелости, чтобы работать глубоко под землёй. Из ознакомительной экскурсии мы вернулись с подарком – кусочком боксита. Дети проникались большим уважением к труду шахтёра и в память об экскурсии создали макет шахты.
Вместе с детьми знакомились с архитектурными памятниками: здание вокзала – архитектура пятидесятых годов, Церковь имени Святых Петра и Павла – московское барокко. А также большое внимание уделили героям – североуральцам и создали «Уголок Славы». Ко дню рождения города издали газету, в которой мы записали высказывания детей о своём городе. А назвали мы эту газету «Мой любимый город. Почему я тебя так люблю?». Ещё провели праздник «Историческая гостиная» (между детьми и родителями). К этому празднику мы сделали выставку рисунков, посвящённые нашему городу, выучили много песен, частушек, стихов.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвела их к пониманию, что наш город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины); - повсюду живут люди разных национальностей и соблюдаются традиции; - люди берегут и охраняют природу; - есть общие профессиональные и общественные праздники.
Сегодня я с уверенностью могу сказать, что смогла привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного города.
Результаты этой работы с детьми позволяют мне считать краеведение отправной точкой воспитания маленького Патриота, так как мои воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. Этот интерес проявлялся в детских вопросах, рассказах, рисунках.
Если мы уже в дошкольном возрасте начнём заниматься краеведением, то вырастим детей, любящих свою Родину, её природу, историю, культуру, и её людей.
Список литературы.
- Алёшина И. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей социальной действительностью» М. Просвещение, 2004г.
- Ботякова О. Л., Голякова Л. Ф., Зязева Л. К., Прокофьева С. А. « Российский этнографический музей – детям» - СПб: « Детство-пресс», 2001г.
- Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - СПб: «Детство-пресс» 2003г.
- «Вагран» (историко-краеведческий выпуск). Приложение к газете «Наше слово» за 2004г. № 95, 96, 97,98,86, за 2006г. № 3, 11,97, 98.
- Виноградова Н. Ф., Козлова С.А. «Наша Родина»: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1984г.
- «Город мой на Северном Урале» (сборник), Североуральск, 1994г.
- «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении»: планирование, разработки занятий и мероприятий / автор-составитель Е.А. Позднякова: - Волгоград: Учитель,2008г.
- Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край» -
М.: Просвещение, 1990г.
- Князева О.Л. «Как жили люди на Руси. Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб: «Детство-пресс», 1998г.
10. Князева О.Л. «Программа Я – ты – мы» М., 2003г.
11.Маханёва М.Д. «Нраственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005годы» - М.: Аркти, 2004г
12. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.: Линка-Пресс, 2003г.
13. «Обруч» журнал, 2002г. № 6, 2005г. № 6.
14. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристкой деятельности»: - под редакцией А.А. Остапца – М.: Аркти,2003г.
15. Ривина Е.В. «Герб и флаг России»: - М.:2005г.
16.«Ребёнок в детском саду» журнал, 2004г. №3, с. 53, 2001г. №4, с.59.
17.«Эковед». Приложение к газете «За Бокситы»2003г.№ 1, 2.; 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"
Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....
Программа по краеведению "Дошкольникам о родном городе Ивантеевка"
Краеведение — предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географических компонентов. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В...
Конспект занятия в старшей группе по краеведению Тема: « Волга – матушка»
Воспитывать любовь и интерес к родной природе, умение видеть ее красоту....
Доклад для воспитателей "Краеведение"
Воспитателям на заметку....

Конспект занятия по краеведению на тему: «Мы дети Сочи». (Подготовительная к школе группа)
Программные задачи:1.Продолжать углублять и расширять знания детей о родном городе, как о городе курорте.2.Развивать речетворческие способности детей, используя прием фантазирования.3.Закреплять...

Примерный план работы по краеведению для старшей группы
В перспективном плане предлагаются темы занятий, содержание работы по месяцам....
Краеведение для дошкольников
Родной край...