План по самообразованию на 2020-2021
учебно-методический материал
Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Цель:
выявление эффективности использования приёмов мнемотехники,
повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования связной речи с использованием мнемотехники.
Изучить и использовать инновационные технологии в работе по формированию связной речи у детей.
«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л.В.
Разработать рекомендации для родителей по применению мнемотехники в домашних условиях.
Разработать методическое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_kravtsova_2020-2021.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад» «Рябинушка» Смоленского района Смоленской области
План по самообразованию педагога
Кравцовой Натальи Леонидовны
2 года
(стаж работы)
Тема: «Использование приёмов мнемотехники
в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
старшая
(возрастная группа)
2020-2021 учебный год
Актуальность:
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский.
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения.
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.
Владение родным языком - это не только умение правильно строить
предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления.
Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать
существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны
быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть
речь ребенка должна быть связной.
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста
является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.
Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста
речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими
людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста,
пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком
на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника
в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и
речевые формы.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
- трудности в построении монолога, например: сюжетный или описательный
- рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
- сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,
- неспособность грамматически правильно построить распространённое
- предложение;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
- регулировать громкость голоса и темп речи и т. д
- недостаточный словарный запас;
- плохая дикция.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для
связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст
зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Цель:
- выявление эффективности использования приёмов мнемотехники,
- повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования связной речи с использованием мнемотехники.
- Изучить и использовать инновационные технологии в работе по формированию связной речи у детей.
- «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л.В.
- Разработать рекомендации для родителей по применению мнемотехники в домашних условиях.
- Разработать методическое обеспечение.
Месяц | ФОРМЫ РАБОТЫ | |||
с детьми | с педагогами | самообразование | с родителями | |
1 ЭТАП Информационно - аналитический | ||||
Сентябрь
| Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» | Изучение нормативных документов: 1. Федеральный закон РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Конвенция о правах ребенка 4. ФГОС ДО | Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по речевому развитию дошкольников |
2 ЭТАП Разработка программно — методического обеспечения образовательного процесса | ||||
Октябрь | Определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность | Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах. | Изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей |
|
Ноябрь | Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено) | Консультация для воспитателей на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста | Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников. | Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника» |
Декабрь | Использование мнемотаблицы для заучивания стихотворений, составления описательных рассказов, составление и отгадывание загадок, для работы над пересказами | Создание картотеки по разучиванию стихотворений, описательных рассказов, мнемотаблиц, мнемотаблиц –загадок | Тематические консультации «Как учить стихи играючи» | |
Январь | Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено) | Разработка ООД с использованием мнемотаблиц | Консультации для родителей (папки – передвижки) на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей» | |
Февраль | «Мой папа» (составление описательного рассказа о папе, дедушке и всех защитников Отечества с опорой на мнемотаблицу). | Создание сундучка «Стихи для заучивания детям» | Создание буклетов для родителей по обучению связной речи | |
Март | . «8 марта» (заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц про маму и бабушку, а так же всех представителей женского рода). | Взаимодействие со специалистами ДОУ: консультация учителя –логопеда, психолога | Дополнение предметно –развивающей среды мнемотаблицами (картотеки мнемотаблиц с играми, загадками, пальчиковой гимнастикой, стихами, сказками). |
|
Апрель | Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем | Создание сундучка «Сказки, пословицы и поговорка для заучивания детям» | Привлечение родителей к изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов. | |
3 ЭТАП Заключительный. Обобщение опыта работы. | ||||
Май | Диагностика уровня развития связной речи | Отчет по теме самообразования | Провести конкурс совместно родители вместе с детьми: «Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей» |
Выход темы:
- повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
- разработка дидактического и наглядного материала;
- создание сундучков
- разработка методических рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по данной теме.
Источники:
- Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.
- Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
- Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
- Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
- Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
- Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.
- Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
- Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.
- Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.
- Максаков, А. И. Учите, играя / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. - М.: Просвещение, 2013. 88с.
- Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
- Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
- Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
- Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
- Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. - М.: Просвещение, 2010. 90 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2020-2021 г.г.
Самообразование педагога -это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений...
Перспективный план по самообразованию на 2020 - 2021 учебный год
Цель: привитие первоначальных навыков творческого ансамблевого музицирования и развитие системы музыкальности в целом. Сохранение и укрепление здоровья детей посредством элементарного музицирова...
план по самообразованию на 2020-2021 уч год
план профессианализма педагога научебный год...
План по самообразованию на 2020-2021 год "Мастер -классы по нетрадиционным техникам рисования"
Материал предназначен для воспиталей и старших воспитателей...
План по самообразованию на 2020 - 2021, воспитателя младшей группы №4 "Игрушка" школы 2120 Д8 Москва
План по самообразованию воспитателя младшей группы №4 "Игрушка" Титовой Альбины Револеновны Тема: «Развитие интереса к рисованию, в работе с детьми младшего дошкольного возраста, испол...
Реализация Плана по самообразованию на 2020-2021
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности ДОО, так как детский сад ...
Индивидуальный план по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Благода...