НОД по исследованию объектов живой природы на игровой основе для детей старшего возраста. «Экологическая лаборатория всезнаек. Исследуем листья» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
план-конспект занятия (старшая группа)

Исакова Татьяна Викторовна

Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста. "Экологическая лаборатория всезнаек. Исследуем листья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 Кировского района Санкт-Петербурга

Непрерывная  — образовательная деятельность

по исследованию объектов живой природы
на игровой основе для детей старшего возраста
.

«Экологическая лаборатория всезнаек. Исследуем листья»

с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности.

Составил воспитатель ГБДОУ №14 Кировского района Санкт-Петербурга

Исакова Татьяна Викторовна

2020 год

Цель: Расширение знаний детей о состоянии растений в осенний период времени.

Задачи:
1.
Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

2. Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

3. Дать представления о том, почему листья желтеют и опадают.
4. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

5. Закрепить знания детей о знакомых породах деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

6. Обогатить словарный запас детей (слова: черешок, кромка).

7. Развивать любознательность, внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.

8. Познакомить детей с трудом взрослых по уходу за растениями и уборке листьев.
9.
Воспитывать любовь к природе, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Материалы и оборудование:

- Электронная доска;

- лупы;

- листья деревьев разной формы и размеров;

- зеленые листья, белые салфетки и деревянные кубики для проведения эксперимента;

- листы бумаги с заданием «Полет листка»;

- цветные карандаши;

- вырезанные из цветного картона листья разных пород деревьев;

- контейнеры с прикрепленными к ним рисунками с изображением разных пород деревьев.

Предварительная работа:

1.Беседа об осени, наблюдения за живой природой.

2.Рассматривание картин и репродукций об осени и характерных изменений в природе в этот период.

3. Опыты и экспериментирование.

4.Стихи и загадки об осени и осенних явлениях.

5.На прогулке наблюдение за тем, как опадают листья с деревьев, сбор листьев разной формы и окраски.

6.Игра «С чьей ветки детки»

Ход занятия:

Воспитатель: 

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в экологической лаборатории всезнаек. Проведем опыты и эксперименты, узнаем, почему лист зеленый и что с ним происходит в осенний период времени. Кроме этого, вас ждут интересные задания и игры. Но сначала давайте с вами поговорим, какое время года сейчас за окном. (Осень)

Воспитатель: 

Ребята, а сколько осенних месяцев? (Три)

Давайте их перечислим (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на электронную доску и внимательно послушайте.

(Воспитатель показывает иллюстрации, соответствующие описательному рассказу)

Осень – красивая пора. В прохладном, прозрачном воздухе летают серебряные нити паутины. Солнечных деньков становится все меньше. Моросят мелкие, холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые и багряные листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, и ветви их обнажаются.

А теперь отгадайте загадку:

Листья за руки взялись,

Закружились, понеслись.

Пожелтел и лес и сад.

Вы узнали ….. (листопад)

Воспитатель:

Ребята, давайте исследуем строение листа при помощи лупы. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Эта сторона листа всегда темнее, т.к. вбирает в себя больше солнечного света. Убедитесь в этом сами, переверните листок и рассмотрите его нижнюю поверхность. Край листа называют «кромкой». Рассмотрите ее. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая верхушка у вашего листочка.

Физкультминутка:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,  (плавное покачивание руками из стороны в сторону над головой)

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели  (руки в стороны, бег с плавными махательными движениями)

И на землю тихо сели.  (медленно присесть на корточки)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял  (встать, руки в стороны)

Закружились, полетели  (бег с плавными махательными движениями)

И на землю снова сели.  (присесть)    

Воспитатель:

А теперь давайте проведем эксперимент: «Почему лист зеленый?»

Для этого нам понадобятся зеленые листья деревьев и белые салфетки. Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутой пополам салфетки. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь салфетку. Что вы обнаружили в ходе опыта? (на салфетке появились зеленые пятна).

Воспитатель:

Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. 

Когда наступает осень, становится холоднее, а световой день короче, деревьям поступает меньше солнечного света. Зеленое вещество в листочках постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда листья начинают окрашиваться в другие цвета. А в какие цвета окрашиваются листья осенью? (желтые и красные)

Воспитатель:  

Я думаю, все вы видели, как опадают листья с деревьев осенью. Давайте проведем эксперимент, для того чтобы выяснить какие листья падают быстро, а какие медленно. Для этого возьмите со стола в руку тот листок, который вам понравился больше всего, и встаньте. Поднимите руку вверх и отпустите листок. Во время падения листа понаблюдайте за его полетом. Из эксперимента вам станет ясно, что большой лист падает медленно, плавно покачиваясь, а маленькие листья падают быстро кружась.

Воспитатель:

Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами лежат листы бумаги с изображенными силуэтами листьев разных пород деревьев. Давайте раскрасим их в осенние цвета и обведем пунктирную линию, которая показывает, как именно листик опускается на землю во время листопада.

Воспитатель:

А теперь мы поиграем с вами в игру «С какого дерева листок» и, таким образом, потренируемся определять дерево по форме его листа.  

На полу разбросаны опавшие листья с разных пород деревьев. На контейнерах изображены знакомые вам деревья. Назовите их. (дуб, клен, осина)

Собирайте листочки и кладите их в тот контейнер, на котором изображено дерево, с которого они слетели.

Воспитатель:

Ребята, а как вы думаете, сброшенные листья нужны дереву? (да, сброшенные листья предохраняют корни дерева от замерзания и служат для него удобрением).

Воспитатель:

А вот с дорог и тротуаров листья принято убирать.

И хоть наше занятие в лаборатории и подошло к концу, у нас осталось еще одно невыполненное дело. Мы с вами на ближайшей прогулке уберем опавшую листву с нашей площадки и сложим ее под корни деревьев для того, чтобы им было тепло и уютно предстоящей зимой.  

 

Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие в лаборатории?

Было ли вам интересно?

Что вы узнали нового?

Все ли вам было понятно, и не хотите ли вы задать какие-либо вопросы?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной – образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности математической направленности на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «На День рождения к осли

В ходе образовательной ситуации в игровой форме дети осваивают порядковый счёт, счёт двойками, выполняют задания на развитие внимания, логического мышления с использованием интерактивной компьютерной ...