НОД по исследованию объектов живой природы на игровой основе для детей старшего возраста. «Экологическая лаборатория всезнаек. Исследуем листья» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста. "Экологическая лаборатория всезнаек. Исследуем листья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ekologicheskaya_laboratoriya_vseznaek._issleduem_listya.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 Кировского района Санкт-Петербурга
Непрерывная — образовательная деятельность
по исследованию объектов живой природы
на игровой основе для детей старшего возраста.
«Экологическая лаборатория всезнаек. Исследуем листья»
с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности.
Составил воспитатель ГБДОУ №14 Кировского района Санкт-Петербурга
Исакова Татьяна Викторовна
2020 год
Цель: Расширение знаний детей о состоянии растений в осенний период времени.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
2. Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
3. Дать представления о том, почему листья желтеют и опадают.
4. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
5. Закрепить знания детей о знакомых породах деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
6. Обогатить словарный запас детей (слова: черешок, кромка).
7. Развивать любознательность, внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.
8. Познакомить детей с трудом взрослых по уходу за растениями и уборке листьев.
9. Воспитывать любовь к природе, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.
Материалы и оборудование:
- Электронная доска;
- лупы;
- листья деревьев разной формы и размеров;
- зеленые листья, белые салфетки и деревянные кубики для проведения эксперимента;
- листы бумаги с заданием «Полет листка»;
- цветные карандаши;
- вырезанные из цветного картона листья разных пород деревьев;
- контейнеры с прикрепленными к ним рисунками с изображением разных пород деревьев.
Предварительная работа:
1.Беседа об осени, наблюдения за живой природой.
2.Рассматривание картин и репродукций об осени и характерных изменений в природе в этот период.
3. Опыты и экспериментирование.
4.Стихи и загадки об осени и осенних явлениях.
5.На прогулке наблюдение за тем, как опадают листья с деревьев, сбор листьев разной формы и окраски.
6.Игра «С чьей ветки детки»
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в экологической лаборатории всезнаек. Проведем опыты и эксперименты, узнаем, почему лист зеленый и что с ним происходит в осенний период времени. Кроме этого, вас ждут интересные задания и игры. Но сначала давайте с вами поговорим, какое время года сейчас за окном. (Осень)
Воспитатель:
Ребята, а сколько осенних месяцев? (Три)
Давайте их перечислим (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на электронную доску и внимательно послушайте.
(Воспитатель показывает иллюстрации, соответствующие описательному рассказу)
Осень – красивая пора. В прохладном, прозрачном воздухе летают серебряные нити паутины. Солнечных деньков становится все меньше. Моросят мелкие, холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые и багряные листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, и ветви их обнажаются.
А теперь отгадайте загадку:
Листья за руки взялись,
Закружились, понеслись.
Пожелтел и лес и сад.
Вы узнали ….. (листопад)
Воспитатель:
Ребята, давайте исследуем строение листа при помощи лупы. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Эта сторона листа всегда темнее, т.к. вбирает в себя больше солнечного света. Убедитесь в этом сами, переверните листок и рассмотрите его нижнюю поверхность. Край листа называют «кромкой». Рассмотрите ее. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая верхушка у вашего листочка.
Физкультминутка:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели, (плавное покачивание руками из стороны в сторону над головой)
Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели (руки в стороны, бег с плавными махательными движениями)
И на землю тихо сели. (медленно присесть на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (встать, руки в стороны)
Закружились, полетели (бег с плавными махательными движениями)
И на землю снова сели. (присесть)
Воспитатель:
А теперь давайте проведем эксперимент: «Почему лист зеленый?»
Для этого нам понадобятся зеленые листья деревьев и белые салфетки. Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутой пополам салфетки. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь салфетку. Что вы обнаружили в ходе опыта? (на салфетке появились зеленые пятна).
Воспитатель:
Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Когда наступает осень, становится холоднее, а световой день короче, деревьям поступает меньше солнечного света. Зеленое вещество в листочках постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда листья начинают окрашиваться в другие цвета. А в какие цвета окрашиваются листья осенью? (желтые и красные)
Воспитатель:
Я думаю, все вы видели, как опадают листья с деревьев осенью. Давайте проведем эксперимент, для того чтобы выяснить какие листья падают быстро, а какие медленно. Для этого возьмите со стола в руку тот листок, который вам понравился больше всего, и встаньте. Поднимите руку вверх и отпустите листок. Во время падения листа понаблюдайте за его полетом. Из эксперимента вам станет ясно, что большой лист падает медленно, плавно покачиваясь, а маленькие листья падают быстро кружась.
Воспитатель:
Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами лежат листы бумаги с изображенными силуэтами листьев разных пород деревьев. Давайте раскрасим их в осенние цвета и обведем пунктирную линию, которая показывает, как именно листик опускается на землю во время листопада.
Воспитатель:
А теперь мы поиграем с вами в игру «С какого дерева листок» и, таким образом, потренируемся определять дерево по форме его листа.
На полу разбросаны опавшие листья с разных пород деревьев. На контейнерах изображены знакомые вам деревья. Назовите их. (дуб, клен, осина)
Собирайте листочки и кладите их в тот контейнер, на котором изображено дерево, с которого они слетели.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, сброшенные листья нужны дереву? (да, сброшенные листья предохраняют корни дерева от замерзания и служат для него удобрением).
Воспитатель:
А вот с дорог и тротуаров листья принято убирать.
И хоть наше занятие в лаборатории и подошло к концу, у нас осталось еще одно невыполненное дело. Мы с вами на ближайшей прогулке уберем опавшую листву с нашей площадки и сложим ее под корни деревьев для того, чтобы им было тепло и уютно предстоящей зимой.
Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие в лаборатории?
Было ли вам интересно?
Что вы узнали нового?
Все ли вам было понятно, и не хотите ли вы задать какие-либо вопросы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непрерывной – образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности математической направленности на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «На День рождения к осли
В ходе образовательной ситуации в игровой форме дети осваивают порядковый счёт, счёт двойками, выполняют задания на развитие внимания, логического мышления с использованием интерактивной компьютерной ...
НОД по исследованию объектов живой природы на игровой основе для детей подготовительного возраста. «Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме» с использованием личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий
Конспект занятия по экологии для детей подготовительного возраста на тему: "Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме"...
НОД на игровой основе по исследованию объектов живой и неживой природы для детей подготовительного возраста. Квест-игра «Приключение в зимнем лесу» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по экологии для детей подготовительного возраста.Квест-игра "Приключение в зимнем лесу"...
НОД по исследованию объектов живой и неживой природы на игровой основе для детей подготовительного возраста. «Откуда берется хлеб?» с использованием здоровьесберегающих технологий и поисково-исследовательской деятельности
Конспект занятия на игровой основе для детей подготовительного возраста. "Откуда берется хлеб"...
НОД на игровой основе по исследованию объектов живой природы для детей подготовительного возраста. Экологическая викторина «Знатоки диких и домашних животных» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых технологий
Конспект занятия для детей подготовительного возраста. Экологическая викторина "Знатоки диких и домашних животных"...
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой на игровой основе для детей среднего возраста. «Зайка в гостях у ребят» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по развитию речи на игровой основе для детей среднего возраста. "Зайка в гостях у ребят"...
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой на игровой основе для детей среднего возраста. «Однажды утром» с использованием здоровьесберегающих, проблемно-игровых и технологий исследовательской деятельности
Конспект занятия по развитию речи на игровой основе для детей среднего возраста. "Однажды утром"....