Консультация для педагогов "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие ребенка через игру
В процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом.
Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе, именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и таким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Наверное, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и актуальна.
Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление. Так, как же можно повлиять на развитие эмоций у детей? Самый лучший способ – это игры.
Развивать эмоции маленького ребенка можно на примере разных художественных произведений.
Сказки, пословицы и поговорки развивают эмоциональную сферу ребенка, способствуют развитию и формированию его эмоциональной лексики. Они помогают детям глубже осознать эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее. Яркая демонстрация горя и радости – в сказке Чуковского «Федорино горе». Можно прочитать отрывок, где Федора переживает уход посуды (ребенок ищет картинку с изображением горя), а потом описание Федориной радости (ребенок ищет картинку с изображением радости). Сказка С. Михалкова «Три поросенка», отрывок, как поросята боятся волка (ребенок ищет картинку с похожими изображением эмоций)
• Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя», отрывок, когда медведи сердятся (ребенок ищет картинку с изображением злости)
Эти же сказки можно разыграть с ребенком. В возрасте 2,5-4 лет они очень любят что-то изображать. И это хорошо влияет на эмоциональное развитие детей.
Игры на развитие эмоций
«Походки» Автор В.Леви
а). Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, Варианты походок может придумывать и сам ребенок.
б). Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей: поднять брови — раскрыть рот — расслабиться; сморщить нос, расширить ноздри — расслабиться - улыбнуться.
«Настроение»
Данная игра позволяет ребенку понять, как связаны между собой различные настроения. Ребенок садятся на стул. Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например:
добрый — злой;
веселый — грустный;
ясный — мрачный;
тихий — громкий;
красивый—страшный;
теплый — холодный;
сильный — слабый;
молчаливый — общительный
«Мимическая гимнастика»
Предложить ребенку выполнить следующие мимические упражнения:
сморщить лоб — расслабиться.
Поднять брови — расслабиться.
Сморщить лоб — поднять брови — расслабиться.
Закрыть глаза — открыть и расширить глаза — поднять
«Тренировка для эмоций»
Автор В М . Акименко
Детям от 4 лет предложить потренировать эмоции.
Попросите ребенка: нахмуриться
• как осенняя туча;
• как рассерженный человек;
• как злая волшебница;
улыбнуться
• как само солнце;
• как Буратино;
• как хитрая лиса;
• как радостный человек;
• как будто он увидел чудо;
позлиться
• как ребенок, у которого отняли мороженное;
• как два барана на мосту;
• как человек, которого ударили;
испугаться
• как ребенок, потерявшийся в лесу;
• как заяц, увидевший волка;
• как котенок, на которого лает собака;
устать
• как папа после работы;
• как человек, поднявший большой груз;
• как муравей, притащивший большую муху;
• как турист, снявший тяжелый рюкзак;
• как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
• как уставший воин после победы.
«Ролевая гимнастика»
Автор Томилина С.М.
Игра направлена на снятие напряжения, на эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческих ситуаций у ребенка и одновременно автоматизации звуков.
а). Расскажи стихотворение, чистоговорку (на выбор ребенка) следующим образом:
--- громко;
— спокойно;
— шепотом;
— со скоростью улитки
— как робот.
б). Походи, как:
— младенец;
— лев;
— глубокий старик.
в). Улыбнись и проговори как:
— кот на солнышке ;
— лисичка;
— медведь;
— комарик.
е). Нахмурься, и проговори как:
— сердитый ворон ;
— рассерженная мама;
— разъяренный лев.
Памятка для родителей
• положительно оценивать те или иные действия и поступки малыша;
• избегать отрицательных оценок ребенка.
• побуждать ребенка к выражению своего эмоционального отклика;
• организовывать игру так, чтобы дети были веселы, активны, поглощены происходящим.
• обеспечивать эмоциональную поддержку (ласку, одобрение), доброжелательное внимание и заботу со стороны взрослых: родителей и педагогов детского сада;
• учить элементарным способам общения и т.д.
• поддерживать общую высокую самооценку ребенка, которая ярко эмоционально окрашена и связана со стремлением быть
Формирование «позитивного отношения ребенка к миру»- важно, специалисты подчеркивают, что «эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве».
Признаки психоэмоционального напряжения
у ребенка раннего возраста:
- Трудность засыпания и беспокойный сон.
- Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла.
- Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
- Рассеянность, невнимательность.
- Беспокойство, непоседливость.
- Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним.
- Проявление упрямства.
- Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).
- Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия).
- Игра с половыми органами.
- Поддергивает плечами, качание головой, дрожание рук.
- Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения.
- Повышенная тревожность.
- Дневной и ночное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось.
Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованная деятельность как средство повышения речевой активности у детей дошкольного возраста»
Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и вообр...
Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"
Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста" содержит опыт работы по приобщению детей к чтению. Образовательная область "...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Волшебница вода» в рамках реализации исследовательского проекта, как средство повышения познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста
На занятии ставилась цель привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование,познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить детей проводить несложные опыты с использо...
Консультация «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста»
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов....
Консультация для родителей на тему "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с аутизмом дошкольного возраста"
В данном материале представлена разработка конспекта консультации для родителей на тему "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с аутизмом дошкольного возраст...
социальный проект на тему «Сказкотерапия как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»
Согласно ФГОС ДО, одним из направлений содержания программы, обеспечивающей развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности является социаль...