социальный проект на тему «Сказкотерапия как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Согласно ФГОС ДО, одним из направлений содержания программы, обеспечивающей развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности является социально-коммуникативное развитие, которое способствует развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, а также вне его общения активного взаимодействия с окружающим миром, т. е. вне коммуникации. Одним из непременных условий успешности воспитанников является развитие речи и коммуникативных навыков. Речь является одним из основных показателей развития ребенка. Ребенок, обладающий хорошей, связной речью – залог его развития и успешности.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. От особенностей развития речи зависит становление многих мыслительных процессов, определяющих личностные характеристики ребенка. Обучая ребенка родной речи, взрослый способствует развитию его интеллекта и эмоций, готовит условия для успешного обучения в школе. Нормальное речевое развитие позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем мире.
Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные свойства и возможности сказок. Никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов образовательной работы с детьми.
Сказки способствуют у детей формированию социальных представлений и ценностных ориентаций, формируются коммуникативные умения: развитие способностей, слушать, слышать, проявлять инициативу, излагать свое мнение и мысли. Развиваются познавательно – речевые процессы: восприятие, внимание, память, воображение, речь.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: всё это является ориентиром для того, чтобы обеспечить развитие личности, мотивации в различных видах деятельности и увидеть результат их полноценного, гармоничного речевого развития, которое включает: владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров сказки. А для этого необходимо как можно раньше приобщить ребенка к книге, привить культуру общения с ней и культуру восприятия прочитанного для полной реализации личностных качеств ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots.proekt_po_skazkoterapii_v_mladshey_gruppe_gotovyy.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 13 общеразвивающего вида»
Социальный проект на тему:
«Сказкотерапия как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель группы №3 Пряникова Т.А.
г.Сыктывкар, 2022-2023уч.г.
Актуальность
Согласно ФГОС ДО, одним из направлений содержания программы, обеспечивающей развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности является социально-коммуникативное развитие, которое способствует развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, а также вне его общения активного взаимодействия с окружающим миром, т. е. вне коммуникации. Одним из непременных условий успешности воспитанников является развитие речи и коммуникативных навыков. Речь является одним из основных показателей развития ребенка. Ребенок, обладающий хорошей, связной речью – залог его развития и успешности.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. От особенностей развития речи зависит становление многих мыслительных процессов, определяющих личностные характеристики ребенка. Обучая ребенка родной речи, взрослый способствует развитию его интеллекта и эмоций, готовит условия для успешного обучения в школе. Нормальное речевое развитие позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем мире.
Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные свойства и возможности сказок. Никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов образовательной работы с детьми.
Сказки способствуют у детей формированию социальных представлений и ценностных ориентаций, формируются коммуникативные умения: развитие способностей, слушать, слышать, проявлять инициативу, излагать свое мнение и мысли. Развиваются познавательно – речевые процессы: восприятие, внимание, память, воображение, речь.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: всё это является ориентиром для того, чтобы обеспечить развитие личности, мотивации в различных видах деятельности и увидеть результат их полноценного, гармоничного речевого развития, которое включает: владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров сказки. А для этого необходимо как можно раньше приобщить ребенка к книге, привить культуру общения с ней и культуру восприятия прочитанного для полной реализации личностных качеств ребенка.
Обобщив выше сказанное, была определена тема проекта: «сказкотерапия, как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»
цель: - создание условий для коммуникативного, социально – личностного и речевого развития детей младшей группы
задачи: - сформировать предпосылки к развитию речи детей, пополнить словарный запас;
- развить интерес к сказке;
- повысить заинтересованность родителей к решению проблемы речевого развития через сказкотерапию;
- пополнить предметно - развивающую среду.
Предполагаемый результат:
-сформированы предпосылки к развитию речи детей, пополнен словарный запас
-развит интерес к сказке
- повышена заинтересованность родителей к решению проблемы речевого развития через сказкотерапию;
-пополнена предметно-развивающая среда.
Тип проекта: Практико-ориентированный проект, долгосрочный (9 месяцев).
Участники проекта: дети младшей группы (2-3 лет), родители, воспитатели
Сроки и место реализации:
Подготовительный этап: с 01.09.2022 по 30.09.2022;
Основной этап: с 03.10.2022 по 28.04.2023;
Заключительный: с 01.05.2023 по 19.05.2023;
Ресурсы:
Материально - технические: фотоаппарат, компьютер, мультимедийное оборудование с видео и презентацией по теме; наглядные иллюстрации; фотографии, картинки по теме; книги со сказками, кукольный театр (настольный, пальчиковый), материалы для изобразительной деятельности (краски, карандаши, пластилин, и пр…).
Учебно- методические: раскраски; картинки; конспекты НОД; сценарий музыкального развлечения; картотека физ. минуток; картотека пальчиковой гимнастики;
Информационные ресурсы: сеть «Интернет»; Журналы «Дошкольное воспитание»,
План реализации проекта
этапы | Сроки проведения | Наименование мероприятия | Взаимодействие с родителями |
1этап – подготовительный 01.09-30.09. | сентябрь | -Определение проблемы; -Постановка цели, задач; -определить уровень развития речи детей, выявить трудности; -разработка картотеки пальчиковых игр и физ.минуток о сказочных героях; - подбор игр для речевого развития с использованием сказок; - разработка содержания бесед и консультаций для родителей -выступление на родительских собраниях; -пополнение предметно – развивающей среды. | Познакомить родителей с проектом; -анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» |
2 этап – основной 03.10.2022-28.04.2023 | Октябрь | -рассказывание русской народной сказки «Репка»; -слушание аудиозаписи сказки «Репка»; -дидактическая игра «Выложи сказку «Репка»» - рассматривание иллюстраций, -раскраски с героями сказки «Репка» -беседы по сказке «Репка» -лепка «репка»; -импровизация движений; -физ. Минутка «Репка» | -изготовление атрибутов для настольного театра по сказке «Курочка Ряба»; -консультация «Как читать ребенку сказки в возрасте 2-3 лет» |
Ноябрь | -рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба»; -показ настольного театра «Курочка Ряба»; -слушание аудиозаписи сказки «Курочка Ряба»; | -пополнение развивающей среды атрибутами для настольного театра «Теремок»; Фотоколлаж «Читаем сказки» -консультация «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» | |
-декабрь | Рассказывание русской народной сказки «Теремок»; -слушание аудиозаписи сказки «Теремок»; -импровизация движений; -физ.минутка «Теремок» | -Пополнение развивающей среды атрибутами для настольного театра «Колобок»; -консультация «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» | |
Январь | -чтение русской народной сказки | Пополнение | |
Февраль Март Апрель | «Колобок»; -показ кукольного театра «Колобок» -импровизация движений; -раскраски с героями сказки; -рисование «Колобок, румяный бок»; -пальчиковая гимнастика «Колобок» -чтение русской народной сказки «Маша и медведь»; -показ настольного театра «Маша и медведь»; -физ. Минутка «Мишка» -чтение русской народной сказки «Волк и козлята»; -беседа по сказке; -рассматривание иллюстраций; -слушание аудиозаписи сказки «Волк и козлята»; -пальчиковая гимнастика «Коза» чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»; -показ кукольного театра «Заюшкина избушка»; -пальчиковая игра «Новый дом»; -импровизация движений; -раскраски по сказке; -пальчиковая гимнастика «Зайка» | развивающей среды по сказке «Колобок» -консультация -Пополнение развивающей среды по сказке «Волк и козлята» -консультация -изготовление атрибутов и костюмов к театрализованной деятельности по сказке. «Заюшкина избушка»; -Приобщение родителей к организации выставки рисунков на тему «Моя любимая сказка» | |
3 этап -заключительный | 01.05-19.05.2023 | -Подведение итогов по теме проекта; -выставка рисунков «Моя любимая сказка» (сотворчество родителей и детей); -диагностика речевого развития; -организация театральной сказки -анализ полученного результата; -выступление по проекту на пед.совете | -выставка рисунков на тему «Моя любимая сказка»; |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алла, Капская Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей / Капская Алла. - М.: Речь, 2014. - 972 c.
2. Елена Владимировна Королевская. Любит Белочка орешки! Сказкотерапия в стихах / Елена Владимировна Королевская. - М.: Издательские решения, 2017. - 311 c.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2017. - 310 c.
4. Титаренко, В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников / В.А. Титаренко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 840 c.
5. Чуб, Н. Азбука храбрости. Сказкотерапия / Н. Чуб. - М.: Фактор, 2015. - 878
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: определение сущности экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возрастаЗадачи:- изучить методическую литературу по данной теме;- разр...
Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"
Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста" содержит опыт работы по приобщению детей к чтению. Образовательная область "...
Тема по самообразованию «Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»
Наряду с традиционными методами и приёмами развития монологической речи дошкольников, в дошкольных образовательных учреждениях широко используются элементы мультипликации икомпьютерной анимации, а име...
Консультация для педагогов "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"
консультация...
Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста
Отчет по самообразованию: «Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»...