социальный проект на тему «Сказкотерапия как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

       Согласно ФГОС ДО,  одним из направлений содержания программы, обеспечивающей развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности является социально-коммуникативное развитие, которое способствует развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

    Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, а также вне его общения активного взаимодействия с окружающим миром, т. е. вне коммуникации. Одним из непременных условий успешности воспитанников является развитие речи и коммуникативных навыков. Речь является одним из основных показателей развития ребенка. Ребенок, обладающий хорошей, связной речью – залог его развития и успешности.

        Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. От особенностей развития речи зависит становление многих мыслительных процессов, определяющих личностные характеристики ребенка. Обучая ребенка родной речи, взрослый способствует развитию его интеллекта и эмоций, готовит условия для успешного обучения в школе. Нормальное речевое развитие позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем мире.     

         Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные свойства и возможности сказок. Никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов образовательной работы с детьми. 

     Сказки способствуют у детей формированию социальных представлений и ценностных ориентаций, формируются коммуникативные умения: развитие способностей, слушать, слышать, проявлять инициативу, излагать свое мнение и мысли. Развиваются познавательно – речевые процессы: восприятие, внимание, память, воображение, речь.

       Из всего вышесказанного можно сделать вывод: всё это является ориентиром для того, чтобы обеспечить развитие личности, мотивации в различных видах деятельности и увидеть результат их полноценного, гармоничного речевого развития, которое включает: владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров сказки. А для этого необходимо как можно раньше приобщить ребенка к книге, привить культуру общения с ней и культуру восприятия прочитанного для полной реализации личностных качеств ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots.proekt_po_skazkoterapii_v_mladshey_gruppe_gotovyy.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 13 общеразвивающего вида»

Социальный проект на тему:

«Сказкотерапия как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель группы №3 Пряникова Т.А.

г.Сыктывкар, 2022-2023уч.г.

Актуальность

       Согласно ФГОС ДО,  одним из направлений содержания программы, обеспечивающей развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности является социально-коммуникативное развитие, которое способствует развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

    Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, а также вне его общения активного взаимодействия с окружающим миром, т. е. вне коммуникации. Одним из непременных условий успешности воспитанников является развитие речи и коммуникативных навыков. Речь является одним из основных показателей развития ребенка. Ребенок, обладающий хорошей, связной речью – залог его развития и успешности.

        Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. От особенностей развития речи зависит становление многих мыслительных процессов, определяющих личностные характеристики ребенка. Обучая ребенка родной речи, взрослый способствует развитию его интеллекта и эмоций, готовит условия для успешного обучения в школе. Нормальное речевое развитие позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем мире.      

         Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные свойства и возможности сказок. Никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов образовательной работы с детьми.  

     Сказки способствуют у детей формированию социальных представлений и ценностных ориентаций, формируются коммуникативные умения: развитие способностей, слушать, слышать, проявлять инициативу, излагать свое мнение и мысли. Развиваются познавательно – речевые процессы: восприятие, внимание, память, воображение, речь.

       Из всего вышесказанного можно сделать вывод: всё это является ориентиром для того, чтобы обеспечить развитие личности, мотивации в различных видах деятельности и увидеть результат их полноценного, гармоничного речевого развития, которое включает: владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров сказки. А для этого необходимо как можно раньше приобщить ребенка к книге, привить культуру общения с ней и культуру восприятия прочитанного для полной реализации личностных качеств ребенка.

             Обобщив выше сказанное, была определена тема проекта: «сказкотерапия, как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»

цель: - создание условий для коммуникативного, социально – личностного и речевого развития детей младшей группы

задачи: - сформировать предпосылки к развитию речи детей, пополнить словарный запас;

                   - развить интерес к сказке;

                   - повысить заинтересованность родителей к решению проблемы речевого развития через сказкотерапию;

                   - пополнить предметно - развивающую среду.

Предполагаемый результат:

-сформированы предпосылки к развитию речи детей, пополнен словарный запас

-развит интерес к сказке

- повышена заинтересованность родителей к решению проблемы речевого развития через сказкотерапию;

-пополнена предметно-развивающая среда.

Тип проекта: Практико-ориентированный проект, долгосрочный (9 месяцев).

Участники проекта: дети младшей группы (2-3 лет), родители, воспитатели

Сроки и место реализации:

Подготовительный этап: с 01.09.2022  по  30.09.2022;

Основной этап: с 03.10.2022  по 28.04.2023;

Заключительный: с 01.05.2023  по 19.05.2023;

Ресурсы:

Материально - технические:  фотоаппарат,  компьютер,  мультимедийное оборудование с видео и презентацией по теме; наглядные иллюстрации;  фотографии,  картинки по теме; книги со сказками, кукольный театр (настольный, пальчиковый),  материалы для изобразительной деятельности  (краски,  карандаши,  пластилин,  и пр…).

Учебно- методические: раскраски; картинки; конспекты НОД; сценарий музыкального  развлечения;  картотека физ. минуток; картотека пальчиковой гимнастики;

Информационные ресурсы: сеть «Интернет»; Журналы «Дошкольное воспитание»,

План  реализации проекта

этапы

Сроки проведения

Наименование мероприятия

Взаимодействие с родителями

1этап – подготовительный

01.09-30.09.

сентябрь

-Определение проблемы;

-Постановка цели, задач; 

-определить уровень развития речи детей, выявить трудности;

-разработка картотеки пальчиковых игр  и физ.минуток о сказочных героях;

- подбор игр для речевого развития с использованием сказок;

- разработка содержания бесед и консультаций для родителей

-выступление на родительских собраниях;

-пополнение  предметно – развивающей среды.

Познакомить родителей с проектом;

-анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

2 этап – основной

03.10.2022-28.04.2023

Октябрь

-рассказывание русской народной сказки «Репка»;

-слушание аудиозаписи сказки «Репка»;

-дидактическая игра «Выложи сказку «Репка»»

- рассматривание иллюстраций,

-раскраски с героями сказки «Репка»

-беседы по сказке «Репка»

-лепка «репка»;

-импровизация  движений;

-физ. Минутка «Репка»

-изготовление атрибутов для настольного театра по сказке «Курочка Ряба»;

-консультация «Как читать ребенку сказки  в возрасте 2-3 лет»

Ноябрь

-рассказывание русской

народной сказки «Курочка Ряба»;

-показ настольного театра «Курочка Ряба»;

-слушание аудиозаписи сказки  «Курочка Ряба»;

-пополнение развивающей среды атрибутами для настольного театра «Теремок»;

Фотоколлаж «Читаем сказки»

-консультация «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

-декабрь

Рассказывание русской народной сказки «Теремок»;

-слушание аудиозаписи сказки «Теремок»;

-импровизация движений;

-физ.минутка «Теремок»

-Пополнение развивающей среды  атрибутами  для настольного театра «Колобок»;

-консультация «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству»

Январь

-чтение русской народной сказки

Пополнение

Февраль

Март

Апрель

 «Колобок»;

-показ кукольного театра «Колобок»

-импровизация движений;

-раскраски с героями сказки;

-рисование «Колобок, румяный бок»;

-пальчиковая гимнастика «Колобок»

-чтение русской народной сказки «Маша и медведь»;

-показ настольного театра «Маша и медведь»;

-физ. Минутка «Мишка»

-чтение русской народной сказки «Волк и козлята»;

-беседа по сказке;

-рассматривание иллюстраций;

-слушание аудиозаписи сказки «Волк и козлята»;

-пальчиковая гимнастика «Коза»

чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»;

-показ кукольного театра «Заюшкина избушка»;

-пальчиковая игра «Новый дом»;

-импровизация движений;

-раскраски по сказке;

-пальчиковая гимнастика «Зайка»

развивающей среды по сказке «Колобок»

-консультация

-Пополнение развивающей среды по сказке «Волк и  козлята»

-консультация

-изготовление атрибутов и костюмов  к театрализованной деятельности по сказке. «Заюшкина избушка»;

-Приобщение родителей к организации выставки рисунков на тему «Моя любимая сказка»

3 этап -заключительный

01.05-19.05.2023

-Подведение итогов по теме проекта;

-выставка рисунков «Моя любимая сказка» (сотворчество родителей и детей);

-диагностика речевого развития;

-организация театральной сказки

-анализ полученного результата;

-выступление по проекту на пед.совете

-выставка рисунков на тему «Моя любимая сказка»;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алла, Капская Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей / Капская Алла. - М.: Речь, 2014. - 972 c.

2. Елена Владимировна Королевская.  Любит Белочка орешки! Сказкотерапия в стихах / Елена Владимировна Королевская. - М.: Издательские решения, 2017. - 311 c.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2017. - 310 c.

4. Титаренко, В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников / В.А. Титаренко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 840 c.

5. Чуб, Н. Азбука храбрости. Сказкотерапия / Н. Чуб. - М.: Фактор, 2015. - 878


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: определение сущности экспериментирования как средства развития познавательной активности  у детей младшего дошкольного возрастаЗадачи:- изучить методическую литературу по данной теме;- разр...

Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"

Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста" содержит опыт работы по приобщению детей к чтению. Образовательная область "...

Тема по самообразованию «Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Наряду с традиционными методами и приёмами развития монологической речи дошкольников, в дошкольных образовательных учреждениях широко используются элементы мультипликации икомпьютерной анимации, а име...

Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста

Отчет по самообразованию: «Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»...