КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Павлова Наталья Александровна

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

 

Задачи: 

Формировать понятие «потребности человека», познакомить с понятиями «доход», «расход», бюджет.

Развивать память,  внимание, логическое мышление, связную речь; стимулировать познавательную  активность детей;

Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_azbuka_finansovoy_gramotnosti.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

 (познавательное развитие)

Выполнила:

Павлова

Наталья Александровна,

воспитатель

МДОАУ ДС «Тополек»

Ясный 2020

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие.

Согласно ФГОС ДО

2.

Вид деятельности детей

Игровая,  коммуникативная,  познавательно-исследовательская, продуктивная.

 

 

Согласно ФГОС ДО, допускается расширение (указать литературный источник);

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Азбука финансовой грамотности»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Беседа,  дидактические игры  «Что можно купить за деньги?»  «Хочу и надо»,  проблемная ситуация (введение в тему и постановка цели), продуктивные  (рисование денег будущего для игры в группе), творческие (самостоятельный выбор композиции), осознание собственной значимости детей, слайд-шоу

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания)

- речевое развитие (обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи);

- физическое развитие (становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере)

-художественно-эстетическое развитие   (реализация самостоятельной творческой деятельности детей)

4.

Возрастная группа:

Старшая

5.

Цель:

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

6.

Задачи:

6.1

Формировать понятие «потребности человека», познакомить с понятиями «доход», «расход», бюджет.

6.2

Развивать память,  внимание, логическое мышление, связную речь; стимулировать познавательную  активность детей;

6.3

Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

7.

Планируемые результаты:                

7.1

Сформированы понятия «потребности человека», «доход», «расход», бюджет.

7.2

Способен самостоятельно стимулировать познавательную  активность.

7.3

Испытывает потребность в  дальнейшем изучении финансовой грамотности, освоит начальные понятия по финансовой грамотности.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Оборудование для сюжетно-ролевой игры «Магазин», слайд-шоу, интерактивная доска, ноутбук, дидактические игры «Хочу и надо», «Что можно купить за деньги», монеты для игры в «Магазин», фломастеры, листы для рисования, мольберт, кошельки с игрушечными деньгами,  лента потребностей, ножницы.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы. Финансовая грамотность»

Беседа: «Зачем людям деньги»

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Педагог напоминает детям,  что в ноябре в нашей стране отмечается замечательный праздник «День Матери», уточняет, как можно поздравить маму. Делает акцент на том, что подарок можно купить в магазине и предлагает детям пройти в импровизированный магазин «Подарки».

В магазине продавец отказывает детям в приобретении товара, т.к. у них нет денег.

Воспитатель  спрашивает у детей, где можно взять деньги, и  для чего людям нужны деньги? И все ли можно купить за деньги?  (Ответы детей).

Педагог предлагает при помощи дидактической игры определить, что можно купить за деньги» 

Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги»

Задачи:

Формирование экономических представлений об экономическом развитии общества, торгово-денежных, нравственно-этических отношениях и др.

Развивать логическое, экономическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.    

Воспитание уважения к труду и людям труда, семье и семейным ценностям, природе и природных ресурсах.

Правила игры: взрослый раскладывает перед ребенком на столе  разрезанные карточки и предлагает выбрать сначала  изображения, предмет на которых можно купить.

Затем рассматриваются оставшиеся карточки, ребенок объясняет, почему их не купил.

-Педагог резюмирует, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

-Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может? (Слайд  Профессии)

1.2

Мотивация деятельности детей

Педагог акцентирует внимание детей на том, кто зарабатывает деньги в вашей семье

-Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги.

Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).

Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

(Слайд Бюджет семьи)

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Сегодня нам с вами предстоит узнать,  на что же тратятся деньги в  вашей семье. Педагог предлагает представить весь бюджет семьи в форме круга и определить потребности человека, на которые тратятся семейные  деньги (с каждой потребность дети отрезают часть денег семейного бюджета)

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». С каждой названной потребностью дети отрезают часть  денег на ленте.

Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей)

для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи другим людям.

Физ. Минутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)                              

 Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)        

Дом, в котором мы живём.                                                              

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)  

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)    Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)                                  

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы). 

Педагог раздаёт детям   кошельки  с игрушечными  деньгами ,

просит детей представить, что они стали взрослыми и им нужно правильно распределить семейный бюджет.

Дидактическая игра «Нужно для семьи и я хочу»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Правила: определить, к какому понятию - «хочу» или «надо», - относится изображенный на карточке предмет, и положить монету на необходимую первоочередную потребность.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

В конце игры педагог делает анализ, предлагает представить что в этом месяце вы хорошо потрудились и получили большой доход, произвели все свои расходы, и у вас осталось ещё какое-то количество денег?

- Что можно с ними сделать? (Ответы детей).

-Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? (Ответы детей).

В кармане можно? (Ответы детей).

-А у кого есть копилка? (Ответы детей).

-Педагог сообщает детям. (Когда я была маленькой, у меня тоже была своя копилка. Позже я узнала, что можно деньги не просто копить в копилке, но и преумножать. Для этого деньги можно положить в банк. Для вас там создают специальный депозитный счет, на котором будут находится ваши деньги. И за то, что вы принесли свои сбережения через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё, то есть начисляет проценты).

 Слайд  (Банк, копилки)

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Педагог предлагает детям  придумать и нарисовать деньги для игр в нашей группе. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в нашем сказочном магазине.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.

Что вы придумали: монету или банкноту?

Какой она формы?

Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

Педагог объявляет детям, что первый день обучения в школе юных финансистов закончен. 

Педагог благодарит детей за работу и оплачивает труд  детей монетами  и предлагает снова отправиться в магазин и  на заработанные деньги купить подарок для мамы.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

 Педагог приглашает снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…» или «Сегодня мне запомнилось», «Сегодня было трудно», Педагог спрашивает у детей, знают ли они теперь на что тратятся деньги и  правду  ли говорят родители, что не всегда могут купить то, что просят их дети. Удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить?

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Реализация парциальной программы «Финансовая грамота для малышей»

Группа детского сада.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЭТО ОБРАЗЕЦ!!! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, КАК ОФОРМЛЯЮТСЯ ИСТОЧНИКИ. При составлении списка литературы пользуйтесь выходными данными в книгах

1. Акимова Т.А. Экология. Природа-Человек-Техника: учебник для вузов /Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 343с.

2. Делор Ж. Образование: необходимая утопия / Ж. Делор // Педагогика. - 1998. - №5.- С. 32-47.

3. Тавстуха О.Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования: теория и практика: монография /О.Г. Тавстуха. – Оренбург: Пресса, 2001. – 260с.

Интернет-ресурсы ЕСЛИ ЕСТЬ:

1. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // А.В. Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 02.03.2012 г. – http://khutorskoy.ru /be/2012/0302/index.htm - Проверено 29.11.2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «АЗБУКА ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ»,  РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ»  ТЕМА: «АЗБУКА ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (вторая  мл...

Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у детей 6-7 лет. « ЗНАКОМСТВО С ДЕНЬГАМИ»

Цель : Познакомить детей с историей появления  денег.Задачи:*образовательные:   познакомить с историей возникновения денег, и дать представления о монетах достоинством 1, 2, 5 и 10 рубл...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП (финансовой грамотности) на тему «Квест-игра - Поиск сокровищ Пирата Финансиста» для детей старшей группы

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП (финансовой грамотности) на тему «Квест-игра - Поиск сокровищ Пирата Финансиста» для детей старшей группы Тип занятия: Интегрированн...

Конспект образовательной деятельности «Познание» по финансовой грамотности "Путешествие в страну финансов"

Конспект образовательной деятельности  «Познание» по финансовой грамотности "Путешествие в страну финансов"...

Конспект образовательной деятельности по обучению финансовой грамотности «Веселая ярмарка»

Способствование  повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения....