Социально – педагогическая практика «Экономика для малышей»
материал

Андреева Инна Николаевна

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных проблем и в тоже время значимых проблем на современном этап.

Исследования Л. М. Клариновой, А.Д. Шатовой, Р. С. Лукьяновой и другие материалы, опубликованные в журналах «Начальная школа», «Дошкольное воспитание», «Обруч», а также изученная нами инновационная технология А. А. Смоленцевой «Как мы играем в экономику» дают основания говорить о возможности и необходимости усвоения старшими дошкольниками элементарных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_dlya_malyshey.doc665.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – педагогическая практика «Экономика для малышей»

 «Каков бы ни был длинный путь, всегда начинается он с первого шага»

Гласит восточная мудрость

Когда начинать знакомство с экономикой? Правомерно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

Эти вопросы приобретают ныне особую актуальность, поскольку речь идет о достаточно сложной проблеме.

Почему же мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети - это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Дети поневоле встречаются с экономикой, даже если их не учат этому. Они узнают, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», « продать», «заработать».

Слова «бизнес», «товар», «торговля», «менеджер». Даже с такими терминологиями дети встречаются на каждом шагу: дома, на улице, во время просмотра телепередач и даже мультфильмов. Замечено - в игре, речевом общении друг с другом дети употребляют отдельные слова из мира экономики, но не совсем в правильном значении и часто не к месту.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных проблем и в тоже время значимых проблем на современном этапе.

Исследования Л. М. Клариновой, А.Д. Шатовой, Р. С. Лукьяновой и другие материалы, опубликованные в журналах «Начальная школа», «Дошкольное воспитание», «Обруч», а также изученная нами инновационная технология А. А. Смоленцевой «Как мы играем в экономику» дают основания говорить о возможности и необходимости усвоения старшими дошкольниками элементарных.

экономических знаний. Изменения, происходящие в жизни общества, оказали огромное влияние на современное воспитание и образование молодого поколения

нашей страны. Поэтому в таких условиях общественной жизни экономическое образование необходимо уже с дошкольного возраста. Именно в этот период приобретается первичный опыт ориентировки детей к элементарным экономическим явлениям, формируется методологический стержень (базис) в создании будущего экономического мышления.

На первый взгляд слово «экономика» и «дошкольник» могут показаться несовместимыми. Но каждый современный человек должен обладать азами экономической культуры, экономическими знаниями, а нашим дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в окружающей жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Экономическое воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста:

во-первых, это приближает ребенка к реальной жизни, учит ориентироваться в происходящем;

во-вторых, в процессе ознакомления с экономикой у детей формируются деловые качества личности и этические представления;

в-третьих, обеспечивается преемственность в обучении между детским садом и школой.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей, которые понимают значимость проблемы. Ведь именно в семье дети делают первые шаги, именно в семье они впервые познают цену труда, доходов и расходов, достатка и недостатка.

Семья - это реальная экономика, и по справедливому мнению известного ученого и педагога Е. А. Аркина, «в семье дети не учатся жить, а живут». Дети

видят настоящие деньги, труд своих близких, их трудовые доходы (зарплату), принимают участие в покупках и приобретениях для членов семьи.

Но анкетирование и индивидуальная беседы с родителями показывают, что не все семьи имеют возможность систематически заниматься воспитанием детей.

Они в основном теоретически, признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а на практике мало, что делают для приобщения детей к миру экономики. От родителей часто можно услышать, что им некогда, они должны зарабатывать деньги.

Из бесед с детьми и наблюдений за самостоятельными играми стало понятно, что дети имеют маленький запас экономических понятий и терминов, не понимают смысла значений таких понятий как «экономика», «бюджет», «расход» и т.п.

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов.

И вот тут-то педагог детского сада должен стать для детей авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Перед нами возникла проблема – как и в какой форме познакомить детей со значением экономических терминов, дать им элементарные экономические знани

        

            Основные цели и задачи

Цель – способствовать развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста.

Ресурсы : 

Материальная  база:

  • Детский экономический словарик
  • Альбом "Экономическая  азбука "
  • Альбом "Экономические кроссворды, пословицы "
  • Иллюстрации к художественным произведениям
  • Дидактические настольно-печатные игры
  • Атрибуты, игрушки для игр-занятий    Альбом "Экономические проблемные ситуации, задачи"
  • Мини выставка детских книг

 

                                              Программно-методическое обеспечение:

  •  Программа воспитания и обучения старшей группе ( К программе «Воспитания и обучения  в детском саду» / Под редакцией М.А.Васильевой)
  • Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях математического цикла с экономическим содержанием
  • Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с экономическими понятиями

  • Сценарии  развлечений для детей  старшего дошкольного возраста  с экономическим содержанием
  • Смоленцева А.А.  «Введение в мир Экономики, или как мы играем в Экономику»
  • Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников»

Материалы  по работе с родителями :

  • Устный журнал «Мы играем в Экономику» (памятки, консультации)
  • Тематическая  выставка  для родителей

Организация и порядок реализации проекта

Этапы работы

Основные мероприятия

для осуществления проекта

Срок реализации

1 этап.

Подготовительный этап.

Работа с участниками проекта:

старший воспитатель,

педагог-психолог

  • изучение методической литературы, опыта работы других педагогов по данной проблеме;
  • обогащение предметно-развивающей среды для формирования и активизации познавательной сферы дошкольников;
  • определение содержания и структуры игр-занятий у детей элементарных экономических знаний.
  • разработка перспективного плана занятий математического цикла с экономическим содержанием для работы с детьми старшего дошкольного возраста;
  • подбор дидактических игр с экономическим содержанием;
  • подбор диагностического материала

сентябрь 2021

в течение года

сентябрь 2021

сентябрь 2021

сентябрь 2021

сентябрь 2021

Работа с детьми

       

  • диагностика выявления уровня знаний детей об экономических терминах и понятиях;

сентябрь 2021

Работа с родителями

  • анкетирование родителей;

октябрь 2021

2 этап .                          

Деятельный этап.

Работа с участниками проекта:

старший воспитатель

  • организация мини-выставки для родителей и педагогов детских книг с экономическим содержанием;

октябрь 2021

Работа с детьми

Работа с детьми

  • оформление и обновление атрибутов и пособий  к занятиям и играм;
  • составление конспектов занятий по ознакомлению детей

старшего дошкольного возраста с элементарными экономическими знаниями;

  • изготовление альбомов: «Экономические кроссворды и пословицы», «Экономические проблемные ситуации и задачи», «Экономическая азбука», «Детский экономический словарик»;
  • чтение художественной литературы К. Чуковского «Федорино горе», «Телефон», «Муха – Цокотуха» Братья Гримм «Бременские музыканты», А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка», А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»;
  • обсуждение пословиц и поговорок с экономическим содержанием;
  • просмотр диафильмов:

- «Сказка о золотой рыбке» (А.С. Пушкина),

- «Волк и семеро козлят» (русская народная сказка),

- «Двенадцать месяцев»

* циклы интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране «Экономика»;

  • целевые экскурсии:

- в магазин,

- в сберегательный банк,

- к банкомату.

  • изготовление пособий и атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет»
  • оформление памятки для информационного стенда «Золотые заповеди Экономики»
  • организация и оформление выставки детских работ «Я

 рисую свою мечту…»

в течение года

по перспектив-

ному плану

в течение года

в соответствии с перспективным планом

в течение года

в течение года

по перспектив- ному плану

в течение года

в течение года

в течение года

февраль 2022

Работа с родителями

  • вечер развлечений «В королевстве мудрецов…»
  • игра-соревнование «Поле чудес» с участием родителей

март 2022

апрель 2022

3 этап.

Заключительная  часть.

Работа с участниками проекта:

старший воспитатель

  • презентация результатов проекта «Экономическая ярмарка»
  • анализ проделанной работы, подведение итогов, результатов реализации проекта

май 2022

май 2022

Работа с детьми

+педагог- психолог

  • повторная диагностика по выявлению уровня знаний детей об экономических терминах и понятиях;

май 2022                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Работа с родителями

  • повторный опрос родителей воспитанников

май 2022

        Реализация

Работу по теме «Дидактическая игра - как один из методов формирования у детей элементарных экономических знаний» начала с того, что провела первичную диагностику для выявления уровня элементарных экономических знаний воспитанников.

Диагностика показала недостаточный уровень знаний детей по данной
теме.

Изучив имеющиеся труды исследования Л. М. Клариной, А. Д. Шатаевой, Р. С. Лукьяновой мы пришли к выводу, что это тема интересна и актуальна,  приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных проблем и в тоже время значимых проблем на современном этапе.

Ознакомление с программой и методической литературой помогла нам выбрать форму, методы и приемы работы с детьми. Основываясь на методическую литературу, был составлен перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Для обогощения предметно - развивающейся среды и для формирования экономических знаний дошкольников мы пересмотрели игровые зоны в группе. Развивающая среда включает в себя экономическую игротеку «В гостях у гнома Эконома», «Супермаркет», «Книжный уголок», где есть художественная литература, доступная по содержанию и яркими художественными иллюстрациями, ИЗО-студия.

В игротеке «В гостях у гнома Эконома» представлен весь необходимый комплекс дидактических материалов, игр и пособий. Созданные условия позволяют каждому ребенку найти свой собственный путь в экономику через игру, математику, рисование и т.д.; обеспечивают потребность в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа по формированию у детей элементарных экономических знаний
велась
по трем направлениям:

- специально организованное обучение в форме игр - занятий (занятия-
- путешествия по стране экономики, экскурсии в магазин, Сбербанк, в
банкомат, библиотеку);

- совместная деятельность взрослого с детьми (чтение художественной
литературы, просмотр диафильмов, решение кроссвордов, беседы, чтение
пословиц и поговорок, экономические викторины);

- самостоятельная деятельность детей (сюжетно-ролевые игры,
самостоятельные игры детей в книжном уголке,
дидактические игры с экономическим содержанием, рассматривание альбомов).

В своей работе использовала разнообразные методы и приемы, что
дало возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время,
это особенно важно, создать процесс понимания экономики интересным и
доступным.

В работе с дошкольниками большое место занимают именно дидактические игры. Они служат составной частью занятий, помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Использование дидактической игры как метода обучения, повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны дидактические игры на занятиях по экономике, так как через игру дети осваивают и познают мир.

Поэтому для усвоения знаний, закрепления и овладевания способами
познавательной деятельности были использованы дидактические игры с
экономическим содержанием, предложенные
А.А.  Смоленцевой в педагогической технологии «Введение в мир экономики» или «Как мы играем в экономику».

Дети с удовольствием играют в такие дидактические игры как: «Кто
что делает
?», «Назови профессии», «Угадай где продаются», «Кому что  подарим»,

«Маленькие покупки», «Кем быть». В этих играх уточняются и
закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах,
приобретаются новые экономические знания, умения, навыки.

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности игра, мы всю работу выстроили в игровой форме.

Поэтому во всех играх-занятиях мы старались раскрывать содержание экономических понятий через игрушку. Вместе с детьми ее называли «Гном Эконом».

Изучив инновационную технологию «Как мы играем в экономику» А. А. Смоленцевой, были разработаны конспекты. На играх-занятиях знакомились с

экономическими словами : «стоимость», «доход», «расход», «прибыль», «дарение» и т.д. Так же в течение учебного года были оформлены альбомы «Экономическая азбука», «Детский экономический словарик», «Экономические проблемные ситуации», «Экономические кроссворды». Дети с удовольствием рассматривали

«Детский экономический словарик» с подборкой иллюстраций к экономическим терминам, а затем и с интересом рассказывали о том, что они тоже были в банке, ходили за деньгами к банкомату.

      На занятиях по теме «Производители» дети знакомились с людьми разных профессий. Ответы детей на вопрос: где и кем работают ваши мамы и папы? – показали, что дети знают, где работают их родители, но не всегда указывали их профессии. Заметив проблемы в знаниях о профессиях, мы стали расширять кругозор детей по этой теме: рассматривали с ними картинки из серии «Кем быть?», «Современные профессии», читали детскую литературу и организовывали ролевые игры. Для знакомства с профессиями были оформлены дидактические игры: «Назови профессии», «Магазин», «Кому что нужно», «Угадай где продается». Для закрепления профессий «продавца», «кассира» были организованы экскурсии в магазин. Наблюдая за работой продавца, кассира, за действиями покупателей, дети знакомились и учились называть цену товара, закрепляли, что при помощи денег устанавливается какая вещь дороже, какая дешевле. После экскурсии полученные знания закреплялись в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Семья». В результате знания детей конкретизировались, изменилось их представления о современных профессиях. В процессе наблюдения за самостоятельными играми детей стало заметно, что у них появилась заинтересованность к  новым профессиям, уважительное отношение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают деньги, желание став взрослым – работать и зарабатывать деньги.

         На специальных занятиях по математике вводились экономические
задачи, задачи-шутки, которые развивали фантазию, радость, логику.

Решение таких задач повышало у ребенка интерес к экономическим
знаниям, умению видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира
вещей, природы, людей.

Во время занятий Гном – Эконом «подарил» детям альбом «Пословицы и поговорки на экономические темы». Дети вместе с ним с большим удовольствием

анализировали и высказывали своё мнение о пословицах и их смысле, например, такие как:

- Маленькое дело лучше большого безделья.

- Дорого да мило, дешево да гнило.

- Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным.

- Хорошо живет тот, кто много работает и учится.

Дети с удовольствием рассказывали эти пословицы своим родителям.

Для обогащения предметно-развивающейся среды был оформлен книжный уголок, где дети рассматривали иллюстрации к сказкам, рассказывали о потребностях героев сказок, а на занятиях о потребностях человека рассказывали о своей мечте, о своих желаниях. В беседе с детьми обсуждались их увлечения, отношение к миру книг, музыке, к телевидению, выявлялись любимые игры со сверстниками. Для этого детям задавались вопросы:

- Что ты больше всего любишь делать?

- Во что ты любишь играть?

- какую книгу ты больше всего любишь?

- Как часто ты смотришь телевизионные передачи?

- Какая передача тебе больше всего нравится?

В своих ответах дети показывали, что тематика их общения разнообразна, связана с реальной жизнью, информацией, котрую они получают в детском саду или дома. Оценивая ответы друг друга, дети поняли как много потребностей и возможностей человека.

Результатом такой работы стала выставка детских рисунков «Я рисую свою мечту…», где родители много интересного узнали о своих детях.

Затаив дыхание дети смотрели диафильмы с любимыми сказками: «Сказка о золотой рыбке» (А. С. Пушкин), «Волк и семеро козлят» (Русская народная сказка),

 «Двенадцать месяцев», когда действия хорошо знакомых им героев преподносились с экономической стороны.

В процессе чтения художественной литературы (рассказов с
экономическим содержанием, сказок) определялись доходы и расходы,
бедность и богатство, выраженные в деньгах, вещах, уме, (выделялись)
потребности героев.

Для закрепления пройденного материала организовывались развлечения математического и экономического содержания. Так, например, в атмосфере радости прошло развлечение «В королевстве мудрецов», где дети показали свои полученные знания и умения, пройдя все испытания и решив  экономические головоломки.

На всех этапах присутствовала индивидуальная работа в зависимости
от темпа и усвоения предлагаемого материала. Большинство детей справлялись с заданиями и усваивали предлагаемый материал легко и быстро. В основном работа

проходила на специально организованных занятиях. Полученные знания закреплялись на других занятиях.

В ходе проведенной работы мы стали замечать качественные изменения: дети становились активными, любопытными.

Во время игр дети начали делиться друг с другом своими полученными
знаниями, рассказывать о потребностях и возможностях, товарах и услугах.
Они стали активно использовать в своей речи новую терминологию.

Для эффективной работы чрезвычайно важным является тесное взаимодействие с родителями. В связи с этим мы постоянно посвящали их в то, что происходило на занятиях, ориентировали на оказание помощи детям путем совместного обсуждения экономических вопросов и содержания занятий.

За короткое время работы взрослым (педагогам и родителям) стало
понятно, что обучение экономике помогает детям познать окружающий мир и находить нестандартные решения проблем, возникающих в современной жизни.

Значительно возрос интерес и родителей к вопросам экономического
воспитания дошкольников. Они стали интересоваться знаниями детей, их


участием на занятиях, рассказывали о впечатлениях своих детей об играх и
занятиях с ними.

По запросам родителей  был оформлен «Устный журнал» с памятками и рекомендациями «Золотые заповеди экономики», «Пословицы и поговорки», «Экономическое воспитание в семье», с ответами на возникшие перед ними вопросы.

Очень весело, интересно прошла игра-соревнование с участием  родителей «Поле чудес», где и дети, и их родители показали хорошие результаты знания экономических терминов и математических задач.

К концу учебного года дети не только расширили свой кругозор, но и научились проявлять уважение к самым неожданным мнениям. С уважением выслушивалось мнение каждого, выяснялось и объяснялось, почему он думает так или иначе.

Мы считаем, что работая над проблемой «Дидактическая игра – как один из методов формирования у детей дошкольного возраста экономических знаний» мы достигли положительного результата. Представленные данные сравнительной диагностики наглядно демонстрируют положительную динамику развития уровня знаний детьми экономических понятий и терминов, знания современных профессий. Также в самостоятельной игровой деятельности и при общении друг с другом было видно, что обогатился и активизировался словарный запас, появился интерес к окружающей действительности.

В наши дни экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не составляют исключения. С проблемами экономики их сталкивает  современная жизнь. Мы надеемся, что наша работа поможет нашим воспитанникам воспользоваться полученными экономическими знаниями в будущем.

Таким образом, на основе позитивных изменений, наблюдаемых нами в
деятельности и поведении детей, мы можем говорить о положительном
эффекте проведенной работы.

Литература

  1. Евменова Г.М, О.И. Меньшикова «Детский экономический словарь».
  2. Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников».
  3. Попова Т.А., Ф.И. Меньшикова «Сказка о царице Экономике, Злодейке Инфляции, Волшебном Компьютере и верных друзьях».
  4. Райсберг Б.А. Экономическая азбука для детей.
  5. Семынина Л., Дуева Н. Экономика во благо. //Обруч – 2005 - №1
  6. Смоленцева А. А. « Введение  в мир экономики или как мы играем в экономику»
  7. Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.
  8. Шатова А.Д. «Экономика для взрослых и детей».
  9. Шатова А. Д. «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание» // «Дошкольное воспитание» - 1994, №8.
  10. Шатова А. Д. «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание» // «Дошкольное воспитание» - 1989, №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогический проект "Будь здоровым, малыш!"

Социально - педагогический проект "Будь здоровым, малыш!" расзработан на базе МБДОУ № 9 "Журавушка" для детей раннего возраста.Основной целью проекта является создание условий для полноценного сохране...

Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической...

Социально-педагогическая практика на тему: Протяни руку природе

В настоящее время заметно загрязняются вода и воздух. На глазах сокращаются площадь лесов,  которые дают земле кислород. Проблема экологии становится настолько серьезной, что экологическое воспит...

Социально – педагогическая практика «Все профессии хороши»

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых является сложным видом социально-личностного их развития, требующего специально организованной деятельности и создание условий для са...

Социально-педагогическая практика на тему: «Говори и двигайся»

Актуальность определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения. А восприятия музыки формирует положительный эмоцио...

Педагогическая находка "Экономика для малышей"

конспект нод для средней группы...