Консультация для воспитателей ДОУ Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ.
консультация

Селиверстова Вера Анатольевна

Консультация для воспитателей ДОУ

Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz_konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ

Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ.

Ребенок получает дошкольное образование по общеобразовательной комплексной программе на основе индивидуального психолого - педагогического сопровождения. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида призвана улучшить психическое и физическое здоровья ребенка с ОВЗ, направлена на создание благоприятных условий пребывания в группе сверстников, способствует развитию способностей ребенка и помогает выбрать у каждого ребенка с ОВЗ адаптационные механизмы к социуму.

Многие семьи узнают о том, что у их ребенка ОВЗ, только после того, как он начинает ходить в детский сад. До этого момента ребенок кажется спокойным, немного странным или чувствительным – просто немного другим.

Но в детском саду обнаруживаются новые трудности. Новый режим дня, новые занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с ОВЗ. И если дома родители привыкают к «странностям» своего ребенка, то воспитателям трудно, а подчас и невозможно найти подход к такому ребенку в условиях массовой группы, поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к новому окружению и условиям.

А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работа с родителями этой категории детей, выходит на первый план.

Необходимо познакомить их с особенностями развития детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, педагог совместно с родителями (законными представителями) определяют уровень требований к нему, выбрав основные направления и формы работы.

У нас сложилась целая система работы с такими детьми, которая направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей с ОВЗ. Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

- активизация когнитивного (такие процессы как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение) развития через коммуникацию и имитацию.

Основная задача коррекционно-педагогической работы в общеразвивающей группе — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверс¬тников общеразвивающей группы.

Основополагающими задачами сопровождения детей с ограниченными возможностями мы считаем:

1. Создание толерантной среды для субъектов воспитательно - образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.

2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.

3. Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;

4. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.

Целью нашей работы является профилактика эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально - личностной сферы дошкольника. Взаимодействие с детьми в организованной образовательной деятельности, носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: интегрированные занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.). В рамках проводимой организованной образовательной деятельности, использую самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращаю внимание на формирование умений у детей работать в макро и микро группе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей. Используя в работе с детьми элементы здоровье сберегающих технологий, весь учебно-воспитательный процесс направлен на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития. Важно вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. А в процессе осуществления психолого-педагогической поддержки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями мы используем различные формы работы. Одина из них - «Использование компьютерных технологий в образовательном процессе».

Известно, что использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей. Считаю, что детям, как здоровым, так и детям ОВЗ, компьютерные технологии помогают решить ряд проблем в организации обучения. Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов.

Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками. Работу по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляем по нескольким направлениям:

• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Работа по формированию социально-коммуникативных умений повседневна и органично включается во все виды деятельности: быт, игру, обучение.

В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ создали условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формируя культурно-гигиенические навыки, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления. –

- Сказкотерапию - потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку ОВЗ развиваться в социуме как личности. Всё это способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка. - Творчество - работа с различными материалами и сюжетами дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.

- Взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива. Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ, к социуму является комплексное сопровождение, поддержка. Правильно организованная система профессиональной деятельности, педагога группы, педагога-психолога, дефектолога, учителя-логопеда и других специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации.

Я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ

Для  того, чтобы помочь ребенку раскрыть и понять свои эмоции, сформировать адекватное, здоровое отношение к миру, найти себя в нем, он должен иметь равные с другими детьми права. ...

Рекомендации воспитателям ДОУ по организации коррекционной деятельности в старших группах общеразвивающей направленности с детьми, имеющими минимальные речевые нарушения.

Подробное описание организации коррекционной помощи детям по устранению минимальных речевых нарушений. Раскрыты основные направления взаимодействия всех участников коррекционного процесса (логопеда, в...

Консультация для воспитателей «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направлености во многом зависит от преемственности логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя- логопеда и воспитател...

Организация коррекционной работы в группах комбинированной направленности с детьми сТНР.

В данном материале предоставлен опыт организации работы в группах комбинированной направленности в дошкольном отделении МБОУ СОШ №162....

Консультация для воспитателей Алгоритм организации работы с детьми при подготовке к творческим конкурсам

Вопрос  обеспечения     духовно-нравственного     развития и воспитания личности и гражданина России, является ключевой  задачей  современно...

Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Гру...