Кружок "Умелые ручки"
материал
Кружок "Умелые ручки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itog.fitkulina_trudnenko._programma_kruzhkaumelye_ruki_10_gruppa_-_kopiya_2.docx | 164.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. НОВОСИБИРСКА
«Детский сад №242 «Елочка» комбинированного вида»
630054 Новосибирск, ул. Титова 24
т/ф 351-31-35, 351-78-42
«РАССМОТРЕНО»
Педагогическим советом
МКДОУ д/с 242
Протокол №_______
от «____»_______2020г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МКДОУ д/с 242
Приказ №_____
от «_____»_______2020г. _______________/В.А. Голикова/
Дополнительная образовательная программа
кружка
«Умелые ручки»
для детей от 5 до 7 лет
Срок реализации: 2020 – 2022 уч. год
Составили Воспитатели:
Фиткулина Гайша Григорьевна,
высшая кв. категория Трудненко Наталья Ивановна,
первая кв. категория
Новосибирск 2020
Содержание
I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка………………………………………………….2
1.1 Актуальность ………………………………………………………….2
1.2. Цели и задачи…………………………………………………………5
1.3. Принципы и методы ………………………………………………...6
1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………9
1.5 Диагностика освоения детьми программы………………………….9
1.6. Формы подведения итогов реализации программы……………11
II. Содержательный раздел
2.1.Учебно-тематический план…………………………………………..12
2.2.Перспективное планирование на 1 год обучения (5-6 лет)………..16
2.3. Перспективное планирование на 2год обучения (6-7лет)………...26
III. Организационный раздел
3.1.Организация кружковой деятельности……………………………….37.
3.2.Материалы и инструменты ………………………………………… ..38
3.3.Методическое обеспечение (Список литературы)…………………..39
«Истоки творческих способностей и
дарования детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше уверенности и изобретательности
в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие
с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое
для этого взаимодействия, тем глубже входит
взаимодействие руки с природой, с общественным трудом
в духовную жизнь ребенка.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок».
(В. А. Сухомлинский).
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Актуальность.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.
Современная психология и педагогика всё больше ориентируется на использование художественной деятельности в процессе воспитания и обучения детей. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно – потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации, предоставляет ребёнку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, способствует утверждению и познанию своего « Я».
Одним из универсальных средств является ручной труд. Процесс изготовления поделки – это не только возможность выполнять определённые действия, это еще и возможность развивать практический интеллект детей: учить анализировать задание, планировать ход его выполнения. Ребёнок учится сосредотачиваться на процессе изготовления поделок, следовать устным инструкциям.
В процессе продуктивной деятельности формируется способность детей отбирать нужные средства для выполнения работы, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Занятия ручным трудом направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Дети радуется результату своей работы. Свою поделку ребенок может подарить маме, друзьям, использовать в игре. Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими поделок повышает его самооценку, самопознание. Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формирует адекватную самооценку у ребёнка, он становится уверенным в своих силах. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей.
Ручной труд влияет на развитие мелкой моторики. Так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания, поэтому развитие ручной умелости детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Помимо развития мелкой моторики у детей развивается пространственное восприятие, воображение, художественный вкус и аккуратность.
Дети на занятиях по ручному труду овладевают необходимыми в жизни приемами ручной работы с различными материалами (бумагой, картоном, природным материалом, фольгой, тканью) Заготавливают природный материал (сбор, сушка, окраска), подготавливают бумагу (окрашивание, скатывание круглых и овальных заготовок).
Занятия по ручному труду позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно: желание практически действовать с предметами, которое предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
В связи с этим была создана дополнительная образовательная программа « «Умелые ручки» по развитию мелкой моторики рук в процессе кружковой деятельности.
Работа в кружке «Умелые ручки» - прекрасное средство не только для развития мелкой моторики рук детей, а также для развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления и воображения.
1.2.Цель и задачи
Цель программы: Создание условий для развития мелкой моторики рук и развития творчества в процессе продуктивной деятельности с различными материалами.
Задачи программы:
Образовательные:
- систематизировать представления дошкольников о художественно-продуктивной деятельности с использованием различных материалов;
- расширять представления воспитанников о способах применения и свойствах различных материалов;
- формировать художественное мышление;
- закреплять и расширять знания и умения, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации;
- обучать приемам изготовления композиций; обучать умению планировать свою работу;
- формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: (бумага, картон, салфетки, нитки, пластилин, природный и бросовый материал, крупы) и инструментами.
- совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
- закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику детей;
- развивать ручную умелость, координацию движений, глазомер;
- развивать образное мышление и творческое воображение, внимание и память;
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость к прекрасному;
- развивать речь детей, умение выражать своё отношение к увиденному или сделанному словами. Обогащать словарь детей специальными терминами;
- развивать у детей слуховое и зрительное восприятие;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и трудолюбие, усидчивость;
- воспитывать интерес к труду, творческой деятельности;
- воспитывать чувства коллективизма;
- воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе, бережное к ней отношение;
1.3. Принципы и методы, лежащие в основе программы:
Принцип наглядности: предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности: предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному)
Принцип доступности изучаемого: простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Разнообразие тематики, разнообразие художественных материалов формирует у детей желание выполнять предлагаемые задания, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала: предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Принцип личностно-ориентированного общения: в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт.
Учёт индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов: тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка;
Уважение к творчеству детей: использование детских работ в оформлении группы, организация разнообразных выставок.
Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
Форма занятий - подгрупповые занятия, совместная деятельность.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесные методы (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение способов действия с инструментами и материалами, объяснение способов выполнения работы; использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т.д.);совместный анализ выполненной работы; анализ детских работ самими детьми. и т.д.);
- наглядные методы (показ иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и показ способов действия с инструментами и материалами; обследование предметов, образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях; показ способов выполнения работы и др.);
- практические методы (обучение детей приёмам и способам выполнения работы по пластилинографии, оригами, лепке, аппликации и т.д.; выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
- игровые методы: (сюрпризные моменты; игровые ситуации; использование пальчиковых игр и упражнений;
использование динамических упражнений; обыгрывание своих поделок.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности дошкольников на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
1.4. Планируемые результаты освоения программы:
В результате обучения по данной программе дошкольники:
- владеют различными приемами работы с бумагой, пластилином, природным и бросовым материалом, цветными нитками, тканью;
- умеют следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
- умеют планировать порядок рабочих операций, контролировать свою работу;
- способны создавать композиции с изделиями;
- могут моделировать предметно-развивающую среду;
- повысят уровень развития мелкой моторики рук, ручную умелость;
- проявляют художественный вкус, эмоциональную отзывчивость к прекрасному;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
1.5 Диагностика освоения детьми программы
Все умения и навыки основаны на приобретении детьми опыта познания конструктивных свойств различных материалов: бумаги, картона, бросового и природного материалов, их использования для изготовления поделок, игрушек, сувениров.
Прежде, чем приступить к реализации программы кружка «Умелые ручки» необходимо выявить уровень имеющихся у детей знаний, умений и навыков по владению материалами и инструментами.
Задания для выявления уровня развития ручной умелости:
- Вырезать ножницами из бумаги круг (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
- Сгибание листа бумаги пополам: - Согнуть лист бумаги, совмещая стороны и углы: пополам по горизонтали, по вертикали, по диагонали (выявляем содружество обеих рук в работе).
- Обвести шаблон круглой формы (выявляем уровень развития графо-моторных функций)
- Размазывание пластилина на плоскости (уровень формирования функциональных возможностей кистей и пальцев рук (отработка силы пальцев кистей рук).
- Скатывание из пластилина мелких шариков
- Умение выкладывать узор из ниток (уровень формирования тонко координированных движений пальцев и кисти рук))
- Умение продевать нить через отверстие, завязывать узелок
- Сложить из геометрических фигур картинку-изображение по образцу (выявляем согласованность действий рук и глаза (зрительно-двигательная координация).
- Сложить из геометрических фигур картинку-изображение по замыслу.
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1балл – справился с помощью взрослого: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла – с заданием справился полностью: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
Анализируя деятельность детей, учитываем точность движений, уверенность в действиях, правильный результат, самостоятельность, творческий подход.
Низкий уровень (0-7 баллов)- мелкая моторика очень отстает от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами, сгибать лист пополам, не умеют держать правильно ножницы, карандаш. Отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого, результат низкого качества.
Средний уровень (8-12 баллов) – общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо: но бывает, что дети испытывают небольшие трудности, при вырезании, конструировании из бумаги. Недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, взрослого), замысел реализован частично. Высокий уровень (13-18 баллов) - у детей общая и мелкая моторика развита по возрастной норме: полная самостоятельность, хорошо развита отчётливость и координация движений; движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с различными материалами и инструментами.
1.6. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Участие в выставках детских творческих работ, конкурсах в ДОУ.
- Составление альбомов лучших работ.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематическое планирование.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений по изготовлению поделок из бумаги, ниток, пластилина, природных и бросовых материалов и т.д. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления поделки. Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Система занятий строится по следующим 4 направлениям (блокам):
- Работа с цветными нитками и тканью (16занятий)
Развитие навыков работы с мелко нарезанными нитками.
Виды работ с шаблонами, тканью, цветовосприятие, составление композиций.
- Работа с пластилином (16 занятий)
Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Развивать любознательность, расширять кругозор.
- Работа с бумагой и картоном (16 занятий)
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия.
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.
- Изготовление поделок из природного и бросового материала (16занятий)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов. Выкладывание и оклеивание разных коробочек, спичечных коробков и изготовление различных поделок, игрушек из бросового материала.
Предлагаемые разнообразные техники и приемы работы с различными материалами:
- Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги (аппликация, рваная аппликация)
- Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
- Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
- Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
- Наклеивание ниток и ткани на изображение.
- Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
- Наклеивание ватных дисков на изображение.
- Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
- Скрепление различных деталей.
- Сматывание ниток в клубок.
- Моделирование из природного материала: шишек. скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.
- Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
- Конструирование из коробок с элементами аппликации.
- Лепка предметов из теста и их закрашивание.
- Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
Перспективное планирование -1 год обучения (5-6 лет)
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Литература |
сентябрь | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | «В гостях у бабушки-рукодельницы» | -познакомить детей с вязаными изделиями, материалами, инструментами и т.д.; - формировать интерес и желание овладеть рукоделием; воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к творчеству. | (Новикова, стр. 16) |
«Цыпленок» | -познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации: наклеивании шерстяных ниток; развивать фантазию, чувств композиции, художественный вкус, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, усидчивость | (Малышева А.Н. стр22) | ||
2 Пластилинография | «Гроздь винограда» | -продолжать учить скатывать маленькими шариками из пластилина между ладонями; развивать мелкую моторику; воспитывать трудолюбие, аккуратность. | (Колдина Д.Н., стр.13) | |
« Яблоко» | -учить детей размазывать пластилин по поверхности; развивать умение размазывать тонко, приглаживать ровно; мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность. | ( Колдина стр.15) | ||
3 Работа с бумагой, картоном | «Апельсин» | -продолжать осваивать технику аппликации обрыванием бумаги на мелкие кусочки;- развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику рук, учить аккуратно работать с клеем. | Мозаичная (рваная) аппликация | |
«Ветка рябины» | -учить симметричному вырезанию деталей аппликации (листья) по нарисованному контуру и без него;- учить выполнять аппликацию способом скручивания салфеток. | (Малышева А.Н., Поварченкова Э.М., стр. 64) -Бумага, ножницы, салфетки трафареты листочков, | ||
4 Природный и бросовый материал | «Ежик» | -научить изображать ежика с помощью трафарета, пластилина, семечек подсолнуха; - воспитывать любовь к животным. | Картон, пластилин, семечки подсолнуха. | |
Аппликация из листьев «Бабочка» | -учить находить одинаковые листья, симметрично располагать их, - развивать творческие способности и воображение; - воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы. | (Новикова И.Н., стр. 20); (Лыкова И.А, Грушина Л.В) | ||
октябрь | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | «Яблочко» | -учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями; -развивать ручную умелость, аккуратность. | (Новикова, стр. 16) |
Аппликация из ниток «Ежики» | -познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации: наклеивании шерстяных ниток; развивать фантазию, чувств композиции, художественный вкус, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, усидчивость. | (Интернет-ресурс: MAAM.RU) | ||
2 Пластилинография | «Зонтик» | -учить детей скатывать мелкие шарики; располагать симметрично, сочетая по цвету; воспитывать аккуратность, усидчивость | (Интернет-ресурс: https://www.maam.ru) | |
«Корзина с грибами» | -продолжать знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи; учить работать с силуэтами (грибов) ; развивать умение убирать лишний пластилин стекой; мелкую моторику рук; воспитывать интерес к совместной деятельности. (Коллективная работа) | (Яковлева Т. Н. стр.25) | ||
3 Работа с бумагой, картоном | «Яблонька» | -закреплять умение работать с бумагой, ножницами, клеем; -развивать творческую фантазию, аккуратность. | Мозаичная аппликация. | |
«Веселые портреты» | -учить составлять портрет из отдельных частей (овал-лицо, полоски или комки мятой бумаги-прическа); - познакомить с новым способом вырезывания овала из бумаги, сложенной вдвое( по самостоятельно нарисованному контуру) | /Лыкова И.А., стр. 42/ Бумага, ножницы, клей | ||
4 Природный и бросовый материал | «Олененок» | -формировать навык разрезания засушенных листьев по прямой;-учить находить наиболее подходящие листочки для создания выразительного образа; дополнять композицию деталями по своему замыслу. | (Новикова И.Н., стр. 34) | |
«Рыбка плавала в пруду» | -учить выполнять аппликацию из мелкого природного материала; -развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук. | (Новикова И.Н., стр. 39) | ||
ноябрь | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | «Пятачок спешит на день рождения» | - учить детей продевать нить через отверстие, завязывать узелок, использовать крючок для продевания; развивать мелкую моторику, глазомер, художественный вкус, воспитывать желание помогать, усидчивость, терпеливость. | (Новикова, стр. 22) |
«Магазин игрушек» Аппликация (работа с готовыми цепочками) | -учить наклеивать вязаную цепочку на картон, делая окантовку; развивать чувство цвета, глазомер, умение пользоваться ножницами и клеем; воспитывать творческий интерес, аккуратность. | (Новикова, стр. 39) | ||
2 Пластилинография | «Вкусное печенье» (лепка из солёного теста) | - продолжать знакомить детей с разнообразными материалами; развивать мелкую моторику, воображение; воспитывать интерес к творчеству. | (Интернет-ресурс: https://www.maam.ru) | |
«Вкусное печенье» (лепка из солёного теста) продолжение | -продолжение (см. выше) -раскрашивание, украшение печенья | (Интернет-ресурс: https://www.maam.ru) | ||
3 Работа с бумагой, картоном | Ежик из картона (бумажной тарелки) | - закреплять навыки работы с ножницами; учить аккуратно надрезать и мелко нарезать край шаблона (тарелки), создавая эффект «иголок»; воспитывать творческий интерес, желание дополнять персонаж дополнительными элементами (например: яблочко на иголках ит. п.) | http://mtdata.ru/u30/photoE14C/20290466973-0/original.jpg | |
«Паучок» | -учить нарезать бумагу ровными полосками; скручивать полоски в дугу с помощью палочки; - закреплять навыки аккуратного наклеивания деталей; - развивать творческое воображение. | /Васина Н., стр. 19/ Цветная бумага, палочка тонкая, ножницы, фломастер, клей ПВА. | ||
4 Природный и бросовый материал | «Попугай» | - формировать умения создавать образ из шишки, дополнять необходимыми элементами; развивать конструктивно-модельную деятельность; образное мышление. | (Новикова, стр. 55) | |
«Георгины в вазе» | - учить создавать красивую открытку из семян в подарок маме;- симметрично располагать детали, развивать мелкую моторику, образное мышление; эстетический вкус. | |||
декабрь | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | Украшение на елку «Шапочка» | -познакомить с разнообразием елочных украшений, развивать творческие способности; воспитывать желание создавать новогодние украшения своими руками. | (Интернет-ресурс: MAAM.RU) |
«Новогодняя картинка» | -учить делать композицию, развивать чувство цвета, умение наклеивать вязаные детали на основу; воспитывать желание помогать взрослым, усидчивость. | (Новикова, стр. 46) | ||
2 Пластилинография | «Чашка» | -продолжать учить детей размазывать пластилин по силуэту; развивать представление о предметном мире, умение растягивать материал плавно, ровно; воспитывать желание помочь своему товарищу, трудолюбие терпение. | (Интернет-ресурс: https://www.maam.ru) | |
«Лес зимой» | -учить передавать красоту зимней природы; развивать умение выполнять барельефы для придания объёма «картины»; развивать мелкую моторику, воображение; воспитывать эстетический вкус. | (Яковлева Т.Н. стр.31) | ||
3 Работа с бумагой, картоном | «Снежинка» | - учить склеивать полоски бумаги в форме «петельки», наклеивать их последовательно. | /см. приложение/ | |
«Еловая веточка с шарами» | - учить разрезать мелко заготовки веточек, создавая эффект «пышной хвои»; - учить вырезать по шаблону круги - «елочные шары» и украшать их декоративным элементами. | https://i.ytimg.com/vi/k5oX6M0QFCQ/maxresdefault.jpg цветная бумага, пайетки, ножницы., клей ПВА. | ||
4 Природный и бросовый материал | «Бусы повесим на елочку из шишки» | - закреплять навыки скатывания шариков из пластилина либо из салфеток (по желанию), украшать елочку, создавать нарядную елочку из шишки; -развивать творческое воображение, самостоятельность | ||
«Снеговички» | - учить скатывать комочки из салфеток(либо сизаля, ваты) и наклеивать на изображение; -развивать умение украшать элементами изображение (глазки, носик, ведерки и шарфики из гофрированной бумаги | /Дубровская Н.В, стр. 139/ Сизаль, салфетки, клей ПВА, цветная гофрированная бумага, веточки | ||
январь | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | Аппликация (ткань, кружево) «Елочка» | -учить детей составлять елочку из частей, используя различные техники (работа с тканью); развивать чувство форм, пропорций, глазомер; воспитывать любознательность, самостоятельность. | (Интернет -ресурс: MAAM.RU) |
«Зайка беленький сидит» | -формировать у детей представление о зайцах, о смене их окраса, формировать навык создания аппликации из ниток; развивать умение работать с клеем, мелкую моторику рук; воспитывать доброе, заботливое отношение к животным, трудолюбие. | /См. приложение/ | ||
2 Пластилинография | «Разноцветная ёлка» | - учить сочетать несколько техник нанесение пластилина и прорисовывание рисунка при помощи стеки; развивать воображение и мелкую моторику; воспитывать усидчивость, аккуратность. | (Колдина Д.Н. стр.28) | |
| -учить видеть разницу между ледяными и лубяными домами; развивать умение выкладывать пластилин на поверхность, создавая различные предметы; воспитывать интерес к творчеству. | (Яковлева Т.Н. стр.41) | ||
3 Работа с бумагой, картоном | «Ведерко для гнома» | - учить делать из прямоугольного листа бумаги делать цилиндры; - формировать навыки одновременного вырезания 2-4 одинаковых деталей из бумаги, сложенной несколько раз. | /Тарловская Н.Ф.,стр.153/ | |
«Львенок» | - учить создавать образ «львенка» из конуса; - закреплять навыки склеивать полоски бумаги «петелькой», создавать гриву персонажа. | https://nsportal.ru/media-gallery/detail/3444327/15505333 /См. приложение/ | ||
4 Природный и бросовый материал | «Лошадка» | -учить составлять фигуру из спичечных коробков, развивать аккуратность, воображение, закреплять умение пользоваться ножницами. | Спичечные коробки, бумага. | |
«Зимний пейзаж» | - развивать мелкую моторику рук с помощью создания картины из крупы (рис.); - развивать творческое воображение; воспитывать аккуратность. | |||
февраль | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | «Кто спрятался в клубочке?» | -учить детей наклеивать цепочку на основу; развивать творческие способности, воображение; умение дорисовывать мелкие детали: глаза, ноготки и т.д.; воспитывать интерес к совместной деятельности. | (Новикова, стр. 53) |
| -формировать у детей представление о государственном празднике – Дне защитника Отечества; учить детей аккуратно наклеивать детали на картон, дорисовывать мелкие детали; воспитывать интерес к праздникам, чувство гордости за свое Отечество, трудолюбие. | (Интернет-ресурс: MAAM.RU) | ||
2 Пластилинография | «Транспорт» (грузовая машина) | -продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, подбирая пластилин разных цветов; развивать мышление, творчество; воспитывать аккуратность. | (Колдина Д.Н. стр.38) | |
«Российский флаг» | -обогащать представление об окружающем мире; учить скатывать шарики одного размера, выкладывать плотно друг к другу; развивать мелкую моторику; воспитывать чувство патриотизма, любви к родине. | (Интернет-ресурс: https://www.maam.ru) | ||
3 Работа с бумагой, картоном | «Кораблик» | - учить делать объемную аппликацию; -совершенствовать навыки работы с ножницами; - развивать образное мышление и творческое воображение; - воспитывать желание доставить радость близким( подарок папе) | /Васина Н., стр. 40/ Цветная бумага, палочка тонкая, ножницы, клей ПВА. | |
«Овечки» («Барашек») | - продолжать по трафарету вырезать детали; - формировать умение скатывать салфетку в комочки; - учить скручивать бумагу в трубочку с помощью палочки; - развивать творческое воображение, аккуратность; - развивать умение доводить дело до конца. | /Васина Н., стр. 115/ /См. приложение/ Цветная бумага, картон, бумажные салфетки, клей ПВА, кисточки | ||
4 Природный и бросовый материал | «Улитка» | - формировать навыки аккуратного наклеивания круп, семян на изображение; - развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. | https://oz90.ru/uploads/posts/2019-01/podelki-iz-krupy-i-semyan-dekor_8.jpg Плотный картон крупы: гречка, горох, пшено; клей ПВА, кисточки | |
«Подберезовики» | - формировать навыки аккуратного наклеивания круп, семян на изображение; - развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. | http://rsrc-evpatoriya.ru/wp-content/uploads/2017/10/LZ-MZJ1ageM.jpg Гречка, чечевица, фасоль, рис, манная крупа. | ||
март | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | «Цветочная поляна» | -формировать представление о разнообразие цветов; учить выкладывать цветы из вязаных петелек; развивать умение наклеивать детали, подбирать цветовые сочетания, воспитывать эстетический вкус. | (Новикова, стр. 26) |
Аппликация «Цыпленок» | -продолжать учит выкладывать аппликацию из ниток, развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, усидчивость. | (Интернет-ресурс: MAAM.RU) | ||
2 Пластилинография | «Здравствуй, Весна- Красна!» | -учить выражать задуманное посредством живописи, смешивать цвета знакомыми способами, выполнять работу в нужной последовательности, развивать мелкую моторику рук, интерес к творчеству. | ( Яковлева Т.Н. стр.44) | |
«Украшенное яйцо» | -учить детей украшать изделия методом барельефа; закреплять умение лепить мелкие детали, воспитывать художественный вкус и самостоятельность. | (Колдина Д.Н. стр. 47) | ||
3 Работа с бумагой, картоном | Поздравительная открытка «Сирень» | - продолжать по трафарету вырезать детали; - формировать умение скатывать салфетку в комочки; - развивать творческое воображение, аккуратность; - развивать умение доводить дело до конца;- воспитывать желание доставить радость маме. | (Новикова И.Н., стр. 12) | |
«Улитка» | -учить вырезать по трафарету, - закреплять навыки работы с ножницами; - учить создавать образ улитки из бумажной тарелки; - развивать эстетический вкус, желание украсить персонаж декоративными элементами | https://i.ytimg.com/vi/f8ut7hsv9VE/maxresdefault.jpg | ||
4 Природный и бросовый материал | «Осьминожка» | - учить создавать образ осьминога из бумажной тарелки и пряжи; - развивать эстетический вкус; - учить пропускать через отверстия от дырокола пряжу, пропуская через воздушную петлю; - развивать моторику рук, усидчивость и аккуратность. | https://i.pinimg.com/736x/bc/27/5f/bc275fc01cc3ca37457695100a94a94b.jpg бумажные тарелки, пряжа, ножницы, дырокол, декоративные «глазки» | |
«Попугай» | - учить создавать образ попугая на основе цилиндра; закреплять навыки склеивания полосок бумаги в виде петли; - учить дополнять образ деталями (крылья, лапки и т.д.); развивать образное мышление. | (Новикова, стр. 52) | ||
апрель | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью |
| -продолжать учить наклеивать цепочки из воздушных петель, создавая фигуры различных морских животных; развивать умение приклеивать детали по контурному изображению, воспитывать любознательность, усидчивость, аккуратность. | (Новикова, стр. 89) |
Аппликация из ниток «Яблоко» | -продолжать учить использовать различные материалы для создания изображения, развивать чувство ритма, пропорции, воспитывать интерес к творчеству. | (Интернет-ресурс: MAAM.RU) | ||
2 Пластилинография | «Золотая рыбка» | -закреплять умение катать шарики и заполнять ими пространство; развивать чувство цвета и ритмичности; развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к творчеству. | ||
«Бабочка-Красавица» | -продолжать закреплять умение катать шарики и заполнять ими пространство; развивать чувство цвета и ритмичности; развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к творчеству. | (Смирнова Т.В.), картон, пластилин. | ||
3 Работа с бумагой, картоном | «Скворцы прилетели» | - продолжать учить выполнять аппликацию с помощью шаблонов, дополнять необходимыми деталями. | Аппликация из бумажных кругов. /См. приложение/ | |
«Петушок-золотой гребешок» | - продолжать учить выполнять аппликацию с помощью шаблонов, дополнять необходимыми деталями; учить складывать бумажные кружочки пополам; создавать образ петушка из этих элементов. | Аппликация из бумажных кругов. /Серия «Веселый мастер класс» Фигурки из бумаги.стр.4/ | ||
4 Природный и бросовый материал | «Солнечный цветочек» | - продолжать учить создавать красивую композицию из природного и бросового материала; - закреплять навыки приклеивания деталей; развивать композиционные умения. | /Дубровская Н.В., стр. 27/ Картон белый, скорлупа фисташек, клей ПВА, кисточка, лавровые листья | |
«Летающая тарелка» | - учить создавать из бросового материала (футляры от киндер-сюрприза, СД-диски) летающую тарелку; - учить дополнять декоративными элементами; - развивать ручную умелость; - развивать композиционные умения. | https://kolobok-kolobok.ru/wp-content/uploads/2013/04/Letayushhaya-tarelka-4.jpg | ||
май | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | «Воздушный шарик» | -продолжать учить выкладывать нитки по контуру; развивать умение соблюдать пропорции, мелкую моторику рук, художественный вкус, воспитывать аккуратность, терпеливость. | (Новикова, стр. 35) |
«Бабочка-красавица» | -учить делать аппликацию из ниток, развивать умение наклеивать аккуратно, соблюдать симметрию, мелкую моторику, творческие способности, воспитывать аккуратность. | (Интернет-ресурс: MAAM.RU) | ||
2 Пластилинография | «Весенний ковер» (из цветного соленого теста) | - учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения; - развивать мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук. | /Лыкова И.А., стр. 166/ Цветное соленое тесто, стеки, картон. | |
«Волшебное дерево» | - продолжать формировать навыки работы с пластилином: - учить катать жгутики, скручивать в спираль; - учить создавать образ цветущей яблони из готовых спиралек; - закреплять навыки скатывания шариков и сплющивания в лепестки цветов; - развивать композиционные умения. | https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1996600/30fde563-0b58-4118-8ff2-1d265e96bbdd/s1200 | ||
3 Работа с бумагой, картоном | «Солнышко, улыбнись» (декоративная аппликация) | - учить вырезать солнышко из бумажных квадратиков, сложенных дважды по диагонали, составлять из них многоцветные образы, накладывая формы, друг на друга; - развивать чувство цвета, формы и композиции. | /Лыкова И.А., стр. 150/ Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, готовые цветные квадраты. | |
«Закладка для книги» (ленточная аппликация) | - учить вырезать из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам; - развивать композиционные умения, чувство цвета | /Лыкова И.А., стр. 150/ Цв. бумага, ножницы, клей, кисточки, цв. полоски плотной бумаги для основы. | ||
4 Природный и бросовый материал | «Декоративное панно» | - продолжать учить создавать красивую композицию из природного и бросового материала; - закреплять навыки заполнения шаблона (бумажная тарелка) пластилином; заполнять пластилиновую основу семенами, выкладывая симметричный узор; - развивать композиционные умения. | /Серия «Веселый мастер- класс. Картины из природных материалов/ | |
«Цветик - семицветик» | - учить создавать картину из цветного риса; - развивать чувство цвета, композиции, мелкую моторику рук. | /см. приложение/ Картон с шаблоном изображения, клей ПВА, цветной окрашенный рис. |
Перспективное планирование – 2 год обучения (6 -7лет)
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Материалы Литература |
сентябрь | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | «Мышка» | -учить наклеивать на силуэт мелко нарезанные нитки, передавая эффект «пушистой шёрстки», развивать технические навыки | /См. приложение/ |
«Цыпленок» | - продолжать учить наклеивать на силуэт мелко нарезанные нитки, передавая эффект «пушистого оперения», развивать технические навыки | /См. приложение/ | ||
2 Пластилинография | «Облака» | -продолжать знакомить с понятием «пластилиновая живопись», «пейзаж»; учить передавать ощущение подвижности легкости облаков приемами заглаживания и размазывания; воспитывать умение работать в коллективе, аккуратность. | (Яковлева Т.Н., стр.18) | |
«Сказочное дерево» | - уточнить представление об основных частях дерева; учить рисовать пластилином, располагать разноцветные листья на дереве и фоне пейзажа композиционно; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к творчеству. | ( Яковлева Т.Н. стр.21) | ||
3 Работа с бумагой, картоном | «Хризантема» | - учить склеивать полоски бумаги в форме «петельки», наклеивать их последовательно на основу; - учить складывать бумагу гармошкой, создавая листья. | /См. приложение/ | |
«Гусеница» | - продолжать учить вырезать детали круглой формы, - создавать из них изображение персонажа; - развивать образное мышление и творческое воображение; - закреплять навыки работы с ножницами. | /Васина Н., стр. 44/ Цветная бумага, трафареты «круги», «листья», клей ПВА, ножницы, кисть. | ||
4 Природный и бросовый материал | «Корзина с цветами (ноготки)» | - учить наклеивать аккуратно на круглые шаблоны семена дыни или арбуза; раскрашивать акриловыми красками;- учить детей работать с природным материалом; - познакомить с многообразием семян, которые можно использовать в работе, показать красоту создаваемых цветов;- развивать воображение и фантазию; - воспитывать эстетический вкус, умение видеть прекрасное, аккуратность в работе. - обучать детей правильному составлению композиции из готовых элементов | https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1976538/1b67a5bb-8c21-457b-bad4-df35063689c1/s1200?webp=false \см. приложение/ Плотный картон , семена дыни, арбуза, тыквы, клей ПВА. | |
Продолжение «Корзина с цветами (ноготки)» | ||||
октябрь | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | «Наша первая петелька» | -познакомить с техникой вязания крючком; развивать умение делать первую петлю, закреплять ее; показать детям схему- изображение первой петли; воспитывать любознательность , интерес к совместной деятельности. | (Новикова, стр. 24) |
| -упражнять в вязании цепочки из воздушных петель, определяя длину цепочки, приклеивать по контуру на бумагу; дополнять мелкими деталями; воспитывать художественный вкус, усидчивость. | (Новикова, стр. 39) | ||
2 Пластилинография | «Что такое натюрморт» | -познакомить с жанром живописи- натюрморт; учить видеть характерные и индивидуальные признаки предметов, составляющих натюрморт; делать набросок карандашом и выкладывать по нему пластилином; воспитывать эстетический вкус, аккуратность. | ( Яковлева Т.Н. стр.24) | |
«Дымковская утка» (лепка из глины) | -продолжать знакомить детей с изделиями разных промыслов; закреплять и углублять знания о дымковской игрушке ; учить видеть выразительность формы игрушки; соблюдать формы, пропорции детали; воспитывать трудолюбие , интерес к творчеству. | ( Колдина Д.Н. стр.18) | ||
3 Работа с бумагой, картоном | «Волшебные листья» | -учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами, - развивать мелкую моторику рук,- учить детей создавать композиции из бумажных заготовок. | /см. приложение/ Цветная бумага, клей, картон | |
«Ежик» | -учить складывать бумагу гармошкой;- создавать образ ежика; - дополнить поделку дополнительными деталями (вырезать яблочко); -воспитывать аккуратность. | https://i.ytimg.com/vi/ue0Q67PWXmk/maxresdefault.jpg | ||
4 Природный и бросовый материал | «Черепаха и пальма» | - учить создавать композицию из природного материала; - закреплять навыки работы с материалами и инструментами; - развивать композиционные умения. | (Дубровская, стр.35) Белый лист бумаги, клей, засушенные листья, семена ясеня и клена, | |
«Умная Сова» | - учить создавать композицию из природного материала; - закреплять навыки работы с материалами и инструментами; - развивать композиционные умения; - воспитывать эстетический вкус. | (Дубровская, стр.50) Белый лист бумаги, клей, семена вяза, сосновая шишка, веточка. | ||
ноябрь | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | «Красивые светильники» | -учить детей создавать по представлению красивые образы, познакомить с выкройкой; закреплять представление о геометрических фигурах; развивать чувство формы, пропорции, воспитывать художественный вкус | (Лыкова, стр. 52) |
«Рябиновая ветка» | -упражнять в выполнении первой воздушной петли и создании из полученных петелек и бумаги аппликацию ; развивать умение располагать детали попарно или в виде кисти; умение пользоваться клеем, ножницами и т.д.; воспитывать усидчивость, интерес к творчеству. | (Новикова, стр. 27) | ||
2 Пластилинография | «Овощи» (лепка из солёного теста) | -продолжать знакомить детей с разнообразными материалами; учить лепить предметы круглой, овальной формы, выделять стекой отличительные особенности овощей; воспитывать аккуратность, усидчивость. Продолжение (см.выше) Раскрашивание овощей. | (Интернет-ресурс: https://www.maam.ru) | |
«Овощи» (лепка из солёного теста) продолжение | (Интернет-ресурс: https://www.maam.ru) | |||
3 Работа с бумагой, картоном | «Деревенский домик» | - учить накручивать бумагу на карандаш, чтоб получились «бревна»; - дополнять домик необходимыми деталями (окна, крыша); - наклеивать на изображение; - создавать сюжетную композицию (облака из белых салфеток, солнце, елка). | /Васина Н., стр. 70/ Цветная бумага, салфетки белого цвета, трафарет «круги», карандаш, клей ПВА, ножницы, кисточка | |
Продолжение «Деревенский домик» (сюжетная композиция) | ||||
4 Природный и бросовый материал | «Белый медведь и пингвин» | - учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию из втулок от туалетной бумаги; - развивать конструктивные способности. | /См. Приложение/ Втулки от туалетной бумаги, цветная бумага, клей, ножницы/ | |
«Обезьянка на пальме» | - учить создавать из природного материала сюжетную композицию; - развивать конструктивные способности; - развивать образное мышление , воображение, творческие способности; - воспитывать художественный вкус. | /Дубровская Н.В., стр. 40/ Картон, желтая бумага, семена хурмы, арбуза, косточки абрикоса, плоды каштана, сосновая шишка | ||
декабрь | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | «Новогодняя картинка» | -упражнять в выполнении цепочки из воздушных петель, использовании петель в аппликационных работах; развивать умение приклеивать цепочку по кругу; умение правильно держать крючок, регулировать натяжение нити и длину петель; воспитывать интерес к творчеству, усидчивость | (Новикова, стр. 46) |
«Веселая снежинка» | -продолжать детей учить работать с нитками, создавать игрушки своими руками; развивать мелкую моторику, умение пользоваться ножницами, клеем; воспитывать желание и интерес к творчеству. | ( Интернет-ресурс: MAAM.RU) | ||
2 Пластилинография | «Горы и лес зимой» | -учить передавать выразительные образы природы, её красоту, поощрять в выборе способов рисования, использования разнообразных средств; развивать умение соблюдать пропорции, мелкую моторику; воспитывать желание создавать красоту. | (Яковлева Т.Н. стр.31) | |
«Ледяное царство голубой сказки» | -учить работать в сине-голубых тонах на белом фоне; продолжать учить смешивать пластилин, получая новые оттенки; развивать воображение, интерес к творчеству; воспитывать потребность создавать продукты эстетической значимости. | Яковлева Т.Н. стр.38) | ||
3 Работа с бумагой, картоном | «Дед Мороз» | -развивать воображение, закреплять умение работать с ножницами и клеем. | Аппликация из бумаги, ватных шариков. \См. приложение\ | |
«Елочка» | -продолжать формировать навыки работы с бумагой: складывать полоски бумаги пополам, склеивать концы, наклеивать на конус из картона; - развивать воображение, интерес к творчеству; воспитывать эстетический вкус. | |||
4 Природный и бросовый материал | «Новогодние игрушки» | - учить создавать из природного и бросового материала (стаканчики, футляры от киндер- сюрпризов, шишки и т. д.) новогодние игрушки (колокольчики, шары); - развивать композиционные умения, ручную умелость; - воспитывать эмоциональный отклик на предстоящий праздник. | https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-363921-1449322124.jpg | |
«Новогодние игрушки» (продолжение) | ||||
январь | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | Аппликация «Зимняя сказка» | -показать детям, как можно передать образ Зимушки-Зимы; развивать умение работать в технике составления коллажа; закреплять умение работать с клеем, ножницами; воспитывать интерес к творчеству, поощрять проявление фантазии, смелости в исполнении собственных замыслов. | (Дубровская, стр. 83) |
«Красивые занавески» | -упражнять в вязании цепочек, определяя их длину подсчетом петель, развивать умение пользоваться крючком, завязывать узелки; воспитывать художественный вкус, желание создавать своими руками. | (Новикова, стр.32) | ||
2 Пластилинография | «Зверята-снегурята» | -продолжать знакомиться со способами лепки в пластилиновой живописи - горельефом; расширять и углублять знания о композиционном изображении; развивать умение передавать форму и размер предметов; воспитывать проявление интереса к творчеству. | (Яковлева Т.Н. стр.36) | |
«Рождественский плакат» | -познакомить с плакатом как с видом графики; учить правильно оформлять его, выбирать цветовую гамму для фона, рисунков и текста; использовать разные техники и изобразительные материалы; воспитывать умение работать коллективно. | (Яковлева Т.Н. стр.37) | ||
3 Работа с бумагой, картоном | «Павлин» («Волшебная птица») | - учить вырезать по шаблону; - учить складывать бумагу гармошкой; - развивать композиционные умения, - закреплять правила безопасной работы с ножницами | http://i1.ytimg.com/vi/Mcprjmnrnaw/maxresdefault.jpg /см. приложение/ (Васина Н., стр. 55/ | |
«Избушка на курьих ножках» | - учить находить аппликативные способы для создания выразительного образа сказочной избушки; - развивать композиционные способности; -воспитывать интерес к отражению сказок в изобразительном творчестве. | /Лыкова И.А., стр. 108/ Цветная и фактурная бумага, цветные салфетки, клей. | ||
4 Природный и бросовый материал | «Иней на деревьях» | - учить создавать композицию из крупы, - развивать чувство цвета и композиции; - воспитывать интерес и бережное отношение к природе; - воспитывать умение видеть красоту природы. | /См. приложение/, цветной картон (синий, фиолетовый), рис, клей. | |
«Морозный день» | - учить создавать сюжетную композицию из доступных природных и бросовых материалов, находить интересные композиционные решения для воплощения задуманного;- развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, интерес к природе. | (Дубровская, стр. 103) Бумага, голубой, синий сизофлор, мелкие камешки декоративные веточки, акриловая серебряная краска, клей ПВА, ножницы. | ||
февраль | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | Аппликация из ткани «Платье для Тани» | -продолжать учить работе с тканью, развивать умение вырезывать мелкие детали, украшать ими «наряд»; воспитывать трудолюбие, интерес к профессии швеи. | (Интернет-ресурс: MAAM.RU |
«Плывет, плывет кораблик» | -учить детей создавать поздравительные открытки, упражнять в вязании цепочек определенной длины, наклеивать цепочку; воспитывать желание создавать подарки своими руками. | (Новикова, стр. 54) | ||
2 Пластилинография | «Самолёт» (жгутики) | -учить выкладывать самолёт тонкими жгутиками; развивать творческий интерес, мелкую моторику, воображение; воспитывать интерес к творчеству. | (Интернет-ресурс: https://www.maam.ru) | |
«Прилетели снегири» | -учить создавать поделки из разного бросового материала, используя различные техники; развивать умение выкладывать тонко и плавно, выделяя характерные детали птиц; мелкую моторику; воспитывать интерес к творчеству. | (Интернет-ресурс: https://www.maam.ru) | ||
3 Работа с бумагой, картоном | «Ракета» | - учить переводить детали корпуса ракеты по трафарету, вырезать их; - учить складывать пополам детали, склеивать, соединяя половинки одной детали с половинкой другой; - развивать ручную умелость. | /Новикова И. В., стр. 75/ | |
«Жираф» | - продолжать учить выполнять поделку на основе конуса , дополнять необходимыми деталями ; -развивать конструктивные способности; | /См. приложение/, цветная бумага, клей. | ||
4 Природный и бросовый материал | «Самолет» | - учить создавать образ самолета из палочек; - развивать образное мышление, воображение; - развивать конструктивные способности. | \см. приложение/ Палочки от мороженого, клей, акриловые краски, кисточка. | |
«Мимоза» | - учить создавать композиции из природного материала; - продолжать закреплять навыки работы с природным материалом;- развивать художественное восприятие; - воспитывать желание порадовать маму и подарить открытку. | (Дубровская, стр. 37) Картон, засушенный лист папоротника, зернышки кукурузы, голубая салфеточка, клей ПВА. | ||
март | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | «Веселые обезьянки» | -формировать представление об игрушках-сувенирах; упражнять в выполнении нитяных шариков, развивать умение использовать различные материалы в работе, мелкую моторику, умение соединять детали, воспитывать интерес к творчеству. | (Новикова, стр. 43) |
Аппликация из ниток «Мое любимое домашнее животное, на выбор детей: собака, кошка и т.д.» | -формировать представление о домашних животных, учить нарезать пряжу рационально, приклеивать пряжу, используя прием «насыпь»; развивать творческие способности, усидчивость, воспитывать интерес к нетрадиционному способу аппликации (из ниток). | (Интернет-ресурс: MAAM.RU) | ||
2 Пластилинография | «Подари цветы маме» | -закреплять умение пользоваться разными способами рисования и лепки цветов на силуэте; - развивать эмоциональную отзывчивость, мелкую моторику рук; - воспитывать желание делать подарки близким. | ( Яковлева Т.Н. стр.42) | |
«Подснежники» | -способствовать расширению знаний о цветах Красной книги; - развивать практический навык работы с пластилином; воспитывать аккуратность. | ( Давыдова Г.Н. стр.39 ) | ||
3 Работа с бумагой, картоном | Поздравительная открытка «Тюльпан» | -учить складывать бумагу методом оригами; - развивать композиционные умения, конструктивные способности; - воспитывать желание делать подарки своим близким. | /Новикова И.В. ,стр. 13/ | |
«Корзиночка» | - учить переносить изображение по шаблону; - закреплять навыки работы с ножницами, - развивать конструктивные способности; - развивать чувство цвета и композиции. | /Васина Н., стр. 24/ Цветная бумага офисная, клей ножницы, карандаш, шаблон изделия, ножницы, клей, дырокол. | ||
4 Природный и бросовый материал | «Морская звезда» | -- учить создавать композиции из природного материала; - продолжать закреплять навыки работы с природным материалом;- развивать художественное восприятие; - воспитывать интерес к природе. | /см. приложение/ Плотный картон, цветной окрашенный рис, манная крупа, фасоль, клей ПВА. | |
«Цветочная композиция» | -- учить создавать композиции из природного материала; - продолжать закреплять навыки работы с природным материалом; - развивать художественное восприятие; - воспитывать интерес к природе. | (Дубровская, стр. 28) Картон, засушенные лепестки роз, зеленые засушенные листья яблони., скорлупа фисташек. | ||
апрель | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью | Аппликация из фетра «Самолет» | -формировать умение выкладывать в определенной последовательности готовые детали разных форм, величин и цветов, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, трудолюбие. | (Интернет-ресурс: MAAM.RU) |
«Букет цветов» | -учить детей вязать крючком, развивать умение читать схемы, мышление, мелкую моторику рук, воспитывать трудолюбие, усидчивость. | (Новикова, стр. 57) | ||
2 Пластилинография | « Перо Жар-птицы» | -познакомить детей с произведением П.Ершова « Конёк-горбунок»; обратить внимание детей на диковинную птицу; развивать умение размазывать пластилин; формировать творческие способности; воспитывать аккуратность. | ( Давыдова Г.Н. стр.52) | |
«Летающая тарелка» | - развивать умение размазывать пластилин; формировать творческие способности; воспитывать аккуратность. | /См. приложение/ Пластилин, картон. | ||
3 Работа с бумагой, картоном | «Озеро» (сюжетная композиция) | - продолжать по трафарету вырезать детали; - формировать умение складывать бумагу гармошкой; - учить скручивать бумагу в трубочку с помощью палочки; - развивать творческое воображение, аккуратность; - развивать умение доводить дело до конца. | /Васина Н., стр. 79/ Цветная, бархатная бумага, трафарет «круги», ножницы, клей ПВА, тонкая палочка, черный фломастер. | |
Продолжение выполнения сюжетной композиции «Озеро» | ||||
4 Природный и бросовый материал | «Кораблик на волнах» | - учить создавать сюжетную композицию из доступных природных и бросовых материалов, находить интересные композиционные решения, для воплощения задуманного; - развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, интерес к природе. | (Дубровская Н.В., стр. 28) Бумага, сизофлор, кружево, тесьма, блестки. | |
«Пингвины на северном полюсе» | - учить создавать поделки из доступных природных и бросовых материалов, находить интересные композиционные решения для воплощения задуманного;- развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, интерес к природе. | /см. приложение/, Шишки еловые, пластилин, пенопласт. | ||
май | 1 Работа с нитками, пряжей, тканью |
| -учить детей наматывать пряжу; развивать умение подбирать нитки в тон, следить за натяжением нити, воспитывать желание мастерить игрушки своими руками. | (Новикова, стр. 42) |
Выкладывание по контуру «Бабочка-красавица» | -закреплять умение выкладывать аккуратно нитки на силуэт, знание цветов и оттенков, геометрических фигур, развивать воображение, творческие способности, воспитывать усидчивость, аккуратность. | (Интернет-ресурс: MAAM.RU) | ||
2 Пластилинография | «Жостовский поднос» | -познакомить с народным творчеством; -закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию; -учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. | Пластилинография, барельеф. | |
«Морской пейзаж» | -закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию; -учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму; -развивать любознательность, расширять кругозор. | Пластилинография, барельеф. | ||
3 Работа с бумагой, картоном | «Лето» | -развивать воображение, закреплять умение работать с бумагой, ножницами и клеем; -закреплять умение композиционно правильно располагать готовые элементы. | /Васина Н., стр. 98/, цветная бумага, фломастеры, трафарет «круги», дырокол, тонкая палочка, ножницы, клей. | |
«Плетеный туесок» | - учить переплетать бумажную основу полоскам цветной бумаги, подбирать бумагу по цвету, добиваясь красивого цветового сочетания; закреплять умение делать объемную поделку на основе цилиндра. | /Тарловская Н.Ф., стр. 166/ Цветная бумага, ножницы, клей. | ||
4 Природный и бросовый материал | «Карандашница» | - учить создавать карандашницу из втулок от целлофановых мешков,- развивать конструктивные умения, умение украшать мелкими декоративными элементами. | /Давыдова Г.Н., стр. 24/ | |
«Черепаха» | -- учить создавать композиции из природного материала; - продолжать закреплять навыки работы с природным материалом; - развивать художественное восприятие; мелкую моторику рук; - воспитывать интерес к природе. | \см. приложение\ Плотный картон изображением , клей ПВА, семена гречи, тыквы, арбуза, дыни, фасоли. |
III. Организационный раздел
3.1. Организация кружковой деятельности.
Срок реализации программы: 2 года
Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на детей 5-6, 6-7 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю (вторник, четверг) во второй половине дня
Количество детей: 2 группы по 12-15 человек.
В каждой возрастной группе определена недельная нагрузка соответствии с нормативно-правовыми документами.
Год обучения | Кол-во в неделю | Кол-во в месяц | Кол-во в год |
Первый | 2 | 8 | 64 |
Второй | 2 | 8 | 64 |
Продолжительность занятия:
Первый год обучения (возраст детей 5-6 лет) – 25 минут;
Второй год обучения (возраст детей 6-7 лет) – 30 минут;
Структура НОД:
1. Мотивация. Создание интереса, привлечение детей к выполнению работы.
2. Художественное восприятие изображаемого.
- рассказ-объяснение воспитателя;
- совместное обследование и рассматривание образца;
- совместное уточнение способов и приёмов выполнения работы;
- уточнение поэтапного выполнения работы.
3. Практическая работа детей.
- выбор детьми необходимого материала для работы;
- выполнение детьми работы.
- помощь воспитателя детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.
4. Итог занятия.
- совместное рассматривание детских работ;
- анализ детских работ воспитателем;
- анализ детьми своих работ и работ других детей;
- организация выставок детских работ, обыгрывание детьми своих поделок.
3.2. Материалы и инструменты:
1 блок: работа с цветными нитками и тканью |
|
2блок: пластилинография |
|
3блок: работа с бумагой и картоном |
|
4блок: изготовление поделок из природного и бросового материала | природный материал:
бросовый материал:
|
3.3. Методическое обеспечение
Список литературы:
- «Занятия по аппликации в детском саду». /Малышева А.Н.. Поварченкова Э.М./ -Ярославль, 2010.
- «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. /Лыкова И.А/ - Москва, 2013.
- «Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого теста». / Лыкова И.А./
- «Бумажные чудеса» / Васина Н./ - Москва, 2015.
- «Конструирование из природных материалов в детском саду». /Новикова И.В./ -Ярославль, 2009.
- «Аппликация из природных материалов в детском саду». Средн., старш., подготов. гр. /Новикова И.В./-Ярославль,2010.
- «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». /Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А./
- «Пластилиновая картина» Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А.
- «Учимся рисовать пластилином». 5-7 лет. Наглядно-дидактический комплект./Смирнова Т.В/
- «Поделки из спичечных коробков»./ Давыдова Г.Н./
- «Аппликация семенами». / Коваленко З.Д./
- «Вязание крючком и вышивка в детском саду». /Новикова И.В./
- «Пластилиновая живопись». Методическое пособие. /Яковлева Т.Н./
- «Лепка с детьми 5-6 лет». / Колдина Д.Н./
- «Большая книга аппликаций из природных материалов». /Дубровская Н.В./ - Москва, 2010.
- «Бабочки-красавицы. Коллекция идей для детского творчества» /Лыкова И.А., Грушина Л.В./-2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"
Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...
Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.
6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...
Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:· Вызвать интерес к зан...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....
Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"
В пост-релизе можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...