Конспект организованного события "Музыкальная живопись и живописная музыка"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель:
Воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование основ хорошего музыкального и художественного вкуса.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект
Организованного образовательного события
Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Старшая группа
Цель:
Воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование основ хорошего музыкального и художественного вкуса.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с творчеством А.Н. Скрябина.
- Учить эмоционально и осознанно воспринимать музыку, увидеть её связь с другими видами искусства.
- Показать детям на примере музыкального произведения Этюда Скрябина
и картин Хруцкого Ивана Фомича. Цветы и плоды;
Коровина Константина Алексеевича. Гвоздики и фиалки в белой вазе; Герасимова Сергея Васильевича. Колокольчики взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
- Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разные состояния природы и передать определенные настроения и чувства человека, которые могут быть созвучные этим картинам природы.
- Дать детям понятие, что такое натюрморт.
- Углубить знания о средствах выразительности музыки и живописи.
- Показать тесную взаимосвязь средств выразительности музыки и живописи через анализ произведений живописи и музыки.
Развивающие задачи
- Развитие навыков восприятия образного языка, настроения, цвета произведений живописи на примере такого жанра как натюрморт.
- Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы,
музыки, живописи).
- Развить образное восприятие, самостоятельность мышления, речевые навыки, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.
- Развитие воображения и фантазии, художественно-творческих способностей детей.
Воспитательные задачи
- Прививать любовь к изобразительному искусству, музыке.
- Воспитывать творческое начало в деятельности детей.
- Воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на
произведениях музыкального и изобразительного искусства.
Материал:
Репродукции картин:
Хруцкий Иван Фомич. Цветы и плоды;
Коровин Константин Алексеевич. Гвоздики и фиалки в белой вазе; Герасимов Сергей Васильевич. Колокольчики.
Демонстрация мультфильма «Натюрморт»;
Прослушивание этюда Скрябина;
Портрет А.Н. Скрябина.
Словарная работа:
Натюрморт, пианист.
Дети входят в зал под музыку «Вальс цветов» П.И. Чайковский
Музыкальное приветствие
«Здравствуйте!» музыка и слова М. Ю. Картушина
Музыкальный руководитель. Ребята сейчас мы с вами посмотрим короткометражный мультфильм под названием «Натюрморт», в котором звучит музыка замечательного русского композитора Александра Николаевича Скрябина. (Слайд 1,2)
Скрябин родился в интеллигентной семье в 1872 году. Рано умершую мать ему заменила тетя Любовь Александровна Скрябина, ставшая и его первой учительницей музыки. Музыкальные способности у мальчика проявились очень рано в трехлетнем возрасте, а в пятилетнем он играл на рояле уже обеими руками, свободно подбирая по слуху любую услышанную мелодию. Рано приобрел известность пианиста-виртуоза. В творчестве Скрябина преобладает жанр романтической фортепианной миниатюры: прелюдии, этюды – небольшие пьесы виртуозного характера. Один из таких этюдов и прозвучит в мультфильме.
Демонстрация мультфильма «Натюрморт»
После просмотра мультфильма и прослушивания этюда Скрябина: «Ребята понравилась вам музыка, прозвучавшая в мультфильме?»
- Да… (Отвечают дети).
Музыкальный руководитель. Как бы вы определили характер музыки, какие чувства она у вас вызвала?
- Музыка красивая.
Музыкальный руководитель. Красивая, а еще какая? О чем мультфильм?
- Летняя.
Музыкальный руководитель. Вот умница, правильно, в самом мультфильме уже была подсказка. Сам мультфильм – это этюд о цветах, лете. Поэтому мы слышим легкую прекрасную мелодию, передающую ощущение легкости, полета, радости и солнца. Каким средством автор мультфильма подчеркнул легкость музыки и настроение полета в ней?
- Прилетела божья коровка.
Музыкальный руководитель. Ребята, а какое действие происходило в мультфильме?
- Рисовали.
Музыкальный руководитель. Да. Автор фильма представил нам процесс рисования, создания художником, которого мы не видим, картины. А кто помнит, как назывался мультфильм?
- Натюрморт.
Музыкальный руководитель. Правильно. А знаете, что означает это слово? Натюрморт – жанр живописи, объектом изображения в котором служат, как правило, бытовые предметы: посуда, музыкальные инструменты, мебель, фрукты, вазы с цветами. Предметы, которые изображены в натюрморте, могут многое рассказать зрителю. Рассказывают, конечно, не сами предметы, а художник, но не словами, а с помощью изображения специально отобранных и поставленных определенным образом предметов. (Слайд 3 - 9)
Если видишь на картине чашку чая на столе
Или морс в большом графине, или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это – натюрморт.
Музыкальный руководитель. Натюрморт - это самый простой жанр живописи для начинающих рисовать, т. к. по сравнению с другими жанрами живописи в натюрморте художнику предоставлена полная свобода. Музыкальный руководитель. А сейчас мы с вами посмотрим репродукции натюрмортов из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Демонстрируются 3 репродукции с названием картин и именами художников с ответами детей о том, что изображено на каждой из картин:
- Хруцкий Иван Фомич. Цветы и плоды; (Слайд 10)
- Коровин Константин Алексеевич. Гвоздики и фиалки в белой вазе; (Слайд 12)
- Герасимов Сергей Васильевич. Колокольчики; (Слайд 13)
Музыкальный руководитель. А теперь ребята скажите, какие из этих натюрмортов, по вашему мнению, ближе всего по характеру и содержанию к музыке Скрябина, которую мы слышали в начале занятия?
Дети - Там, где цветы.
А чем они все отличаются от того, что мы видели в мультфильме? Кто заметил отличия?
Дети - Там другой цвет.
Музыкальный руководитель. Правильно. Натюрморт в мультфильме и натюрморт на репродукции отличаются цветовой палитрой. В мультфильме преобладают солнечные желтые тона, а здесь – холодные «чистые» сиренево-синие цвета букета и зелени сада подчеркиваются теплыми цветами предметов в комнате.
Букет в центре полотна служит композиционным центром картины. По диагонали от него расположен зеленый прямоугольник окна и светлая столешница. По другой диагонали расположены темная спинка стула и такая же темная рама открытого окна, а внизу спинка стула уравновешена темным предметом на столе. Светотеневой контраст выбеленного солнцем подоконника и темной спинки стула, синих колокольчиков и трех бело-желтых ромашек обостряет композицию.
Обратите внимание, дети, как свободно, широкими мазками, без исправлений написан этот натюрморт. Цветы так и нужно писать – «на одном дыхании», чтобы они были живыми.
Музыкальный руководитель предлагает детям встать в свободном порядке и придумать свои движения под музыку Скрябина.
Музыкальный руководитель. Ребята, а цветы мы можем увидеть только летом? (Весной.) А почему? (Потому что мы весной отмечаем мамин праздник и дарим цветы своим мамам.) Ребята, а какое сейчас время года? (Весна.)
Давайте исполним песню «Песня для мамы»
Музыкальный руководитель. Молодцы, вы очень красиво пели каждый для своей мамы песню. А сейчас мы с вами станцуем танец тоже для мам.
Танец «Розы для мамы»
Заключение. Ребята вы все большие молодцы, славно потрудились, можно сказать, что вы настоящие музыканты и художники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной деятельности по ознакомлению с искусством /живопись, пейзаж/
Программное содержание:1. Формировать у детей эстетическое видение природы в произведениях изобразительного искусства, вызывать эмоциональный отклик на красоту...
Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" по теме: "Настроение и чувства в музыке"
Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" для детей старшего дошкольного возраста "Настроение и чувства в музыке"...
Конспект Организованной Образовательной Деятельности область "Музыка" по теме: "Три кита в музыке"
Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы "Три кита в музыке"...
Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" на тему "Целебная сила музыки"
Конспект организованной образовательной деятельности область "Музыка" на тему "Целебная сила музыки"...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования Техника рисования “Пальцевая живопись” Тема: “Желтый одуванчик”
Задачи:· Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики....
Семинар "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Необычная тема, музыки и живописи, которые объединили вместе эти два вида искусства дают возможность ответить на следующие вопросы: Как влияет музыка на цвет и цвет на музыку? Как они взаимосвяз...
Конспект тематического занятия Конспект непрерывной непосредственно-организованной образовательной деятельности (НОД) по музыке в подготовительной группе «День народного единства». Музыкальный руководитель Лиховец Л.В. Цель: воспитание гуманной, духовно
Конспект непрерывной непосредственно-организованной образовательной деятельности (НОД) по музыке в подготовительной группе«День народного единства».Музыкальный руководитель Лиховец Л.В.Цел...