Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Комнатные растения"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Малых Ольга Сергеевна

Проетк для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_komnatnye_rasteniya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский  проект по изучению комнатных растений «Растения нашей группы»

Цель проекта: формирование у детей познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения детей старшего дошкольного возраста к комнатным растениям.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать понятие, что такое комнатные растения.
  • Учить детей правильно сажать и выращивать комнатные растения.
  • Отметить значение, роль комнатные растения для жизни и деятельности человека.

Развивающие:

  • Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении комнатных растений, применяя разные материалы и технические средства.
  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них.
  • Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Проект основан на принципах доступности, научности, наглядности

Преполагаемые результаты:

  • у детей повысится интерес к исследовательской деятельности;
  • отношение к окружающей природе станет более бережливым;
  • сформируются знания о круговороте воде в природе.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги группы, родители воспитанников.

Сроки реализации: март-апрель 2009 года

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Краткая аннотация проекта

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. В каждом дошкольном учреждении, можно визуально отметить большое количество комнатных растений. Умело подобранные и размещенные в интерьере растения не только являются составной частью архитектурного убранства, но и воспитывают любовь к растительному миру через непосредственное общение с ним. Актуальность проекта заключается в формирование у детей системы элементарных экологических знаний о растительном мире, его многообразии, посредствам активных действий: ухаживание за растениями, экспериментирование.

Объектом проекта: является экологическое воспитание детей через ознакомление с комнатными растениями группы.

Предметом проекта: являются педагогические условия воспитания осознанно - правильного отношения детей к природным объектам.

Тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский.

Этапы проекта:

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Этапы реализации.

 1. Подготовительный этап.

  • разработка системы развивающих занятий (мероприятий).
  • изготовление необходимых материалов.

 2. Основной этап.

  • апробация разработанной системы.

 3. Заключительный этап.

  • анализ эффективности данной работы.
  • корректировка
  • распространение опыта среди ДОУ

 Методы проекта:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • самостоятельное и коллективное наблюдение;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования;
  • релаксация.

Формы организации проекта:

  • Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир) ;
  • Дидактические игры
  • Трудовая деятельность детей.

Ресурсное обеспечение проекта.

1) Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

2) Методический инструментарий.

3) Материально – техническое

4) Наглядный материал:

  • комнатные растения живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
  • настольно-печатные игры;
  • дидактические игры по экологии;
  • библиотечка юного цветовода.

5) Альбом «Сказки о растениях»;

6) Оснащение природным и бросовым материалом.

1. Раскрытие этапов проекта «Растения нашей группы»

Условием проекта выступает организация взаимосвязанной нравственной, эстетической, экологической и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.

1 этап -  Подготовительный:

1. Подбор педагогической и детской литературы;

2. Подбор иллюстраций растений;

3. Подбор аудио и видеозаписей;

4. Изготовление по теме дидактических игр;

5. Продумать создание проблемных ситуаций:

II этап – Основной:

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (комнатные растения).

I блок – Наблюдение в уголке природы.

Цель: способствовать решению проблемной ситуации «Чем мы похожи друг на друга – давай знакомиться», познакомить детей с нашими зелёными друзьями – комнатными растениями, показать связь с неживой природой, воспитывать интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

«Мы любим ухаживать за растениями»

II блок –  Познавательно-игровой модуль

Цель: 

  • Продолжать формировать знания детей о том, что комнатные растения живые, продолжать учить находить сходство и различия между человеком и комнатными растениями, отмечать внешние признаки и потребности, выделять светолюбивые и тенелюбивые растения, влаголюбивые и растения, требующие умеренной поливки, воспитывать бережное отношение к растениям.
  • Знакомить детей с болезнями комнатных растений, вовлечь детей в деятельность по уходу за комнатными растениями, совершенствовать умение качественно выполнять трудовые действия, вызвать чувство удовлетворения от выполненной работы, воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них.

Сажаем черенки «Бальзамина»

Педагогическое мероприятие (интеграция: коммуникация, познание)

Цель: 

  • Познакомить с новыми комнатными растениями, закрепить знания названий известных детям комнатных растений, правила ухода за растениями, учить находить растения по описанию его частей, учить составлять описательные рассказы с опорой на схемы – модели, закрепить знания об оптимальных условиях для лучшего роста и развития, воспитывать бережное отношение к растениям.
  • Учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить, закреплять знания детей о комнатных растениях.

 1. Чтение художественной литературы о комнатных растениях, заучивание стихов о комнатных растениях, совершенствовать выразительность речи, способствовать отражению своего отношения к стихотворению.

 Познавательные игры

Цель:

Уточнить, закрепить, расширить у детей представление о комнатных растениях, способствовать развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизировать умственные процессы, обогащать словарный запас.

Словесные игры, дидактические игры

Цель:

  • Закрепление знаний о растениях:
  • Развитие умение применять ранее полученные знания, закреплять название растений, активизировать речь детей.

III блок –  Исследовательская деятельность.

  • Опыт «На свету и в темноте»
  • Опыт «Что происходит с листьями на ярком свету»
  • Опыт «С водой и без воды».
  • Опыт «Может ли растение дышать? »
  • Опыт «Если ли у растения органы дыхания»

IV блок – Самостоятельная деятельность детей.

 1. Рисование комнатных растений.

 2. Составление панно.

 3. Иллюстрации рассказов и стихов о комнатных растениях.

 4. Этюды или игры на воображение «Я цветочек не простой, отгадай кто я такой? », «Жизнь цветка».

 5. Придумывание рассказов о комнатных растений.

III этап –  Заключительный:

Цель: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Заключение

Педагогическая значимость проекта «Растения нашей группы» заключается в следующем: он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия растения, то к концу года – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов. Кроме того, проект «Растения нашей группы» способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром.  На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Главной целью экологической работы нашего сада  – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.Экологическая троп...

Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Главной целью экологической работы нашего сада  – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.Экологическая троп...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...