Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Комнатные растения"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект по изучению комнатных растений «Растения нашей группы»
Цель проекта: формирование у детей познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения детей старшего дошкольного возраста к комнатным растениям.
Задачи:
Образовательные:
- Дать понятие, что такое комнатные растения.
- Учить детей правильно сажать и выращивать комнатные растения.
- Отметить значение, роль комнатные растения для жизни и деятельности человека.
Развивающие:
- Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении комнатных растений, применяя разные материалы и технические средства.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Проект основан на принципах доступности, научности, наглядности
Преполагаемые результаты:
- у детей повысится интерес к исследовательской деятельности;
- отношение к окружающей природе станет более бережливым;
- сформируются знания о круговороте воде в природе.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги группы, родители воспитанников.
Сроки реализации: март-апрель 2009 года
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Краткая аннотация проекта
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. В каждом дошкольном учреждении, можно визуально отметить большое количество комнатных растений. Умело подобранные и размещенные в интерьере растения не только являются составной частью архитектурного убранства, но и воспитывают любовь к растительному миру через непосредственное общение с ним. Актуальность проекта заключается в формирование у детей системы элементарных экологических знаний о растительном мире, его многообразии, посредствам активных действий: ухаживание за растениями, экспериментирование.
Объектом проекта: является экологическое воспитание детей через ознакомление с комнатными растениями группы.
Предметом проекта: являются педагогические условия воспитания осознанно - правильного отношения детей к природным объектам.
Тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский.
Этапы проекта:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Этапы реализации.
1. Подготовительный этап.
- разработка системы развивающих занятий (мероприятий).
- изготовление необходимых материалов.
2. Основной этап.
- апробация разработанной системы.
3. Заключительный этап.
- анализ эффективности данной работы.
- корректировка
- распространение опыта среди ДОУ
Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- самостоятельное и коллективное наблюдение;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования;
- релаксация.
Формы организации проекта:
- Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир) ;
- Дидактические игры
- Трудовая деятельность детей.
Ресурсное обеспечение проекта.
1) Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
2) Методический инструментарий.
3) Материально – техническое
4) Наглядный материал:
- комнатные растения живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по экологии;
- библиотечка юного цветовода.
5) Альбом «Сказки о растениях»;
6) Оснащение природным и бросовым материалом.
1. Раскрытие этапов проекта «Растения нашей группы»
Условием проекта выступает организация взаимосвязанной нравственной, эстетической, экологической и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.
1 этап - Подготовительный:
1. Подбор педагогической и детской литературы;
2. Подбор иллюстраций растений;
3. Подбор аудио и видеозаписей;
4. Изготовление по теме дидактических игр;
5. Продумать создание проблемных ситуаций:
II этап – Основной:
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (комнатные растения).
I блок – Наблюдение в уголке природы.
Цель: способствовать решению проблемной ситуации «Чем мы похожи друг на друга – давай знакомиться», познакомить детей с нашими зелёными друзьями – комнатными растениями, показать связь с неживой природой, воспитывать интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
«Мы любим ухаживать за растениями»
II блок – Познавательно-игровой модуль
Цель:
- Продолжать формировать знания детей о том, что комнатные растения живые, продолжать учить находить сходство и различия между человеком и комнатными растениями, отмечать внешние признаки и потребности, выделять светолюбивые и тенелюбивые растения, влаголюбивые и растения, требующие умеренной поливки, воспитывать бережное отношение к растениям.
- Знакомить детей с болезнями комнатных растений, вовлечь детей в деятельность по уходу за комнатными растениями, совершенствовать умение качественно выполнять трудовые действия, вызвать чувство удовлетворения от выполненной работы, воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них.
Сажаем черенки «Бальзамина»
Педагогическое мероприятие (интеграция: коммуникация, познание)
Цель:
- Познакомить с новыми комнатными растениями, закрепить знания названий известных детям комнатных растений, правила ухода за растениями, учить находить растения по описанию его частей, учить составлять описательные рассказы с опорой на схемы – модели, закрепить знания об оптимальных условиях для лучшего роста и развития, воспитывать бережное отношение к растениям.
- Учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить, закреплять знания детей о комнатных растениях.
1. Чтение художественной литературы о комнатных растениях, заучивание стихов о комнатных растениях, совершенствовать выразительность речи, способствовать отражению своего отношения к стихотворению.
Познавательные игры
Цель:
Уточнить, закрепить, расширить у детей представление о комнатных растениях, способствовать развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизировать умственные процессы, обогащать словарный запас.
Словесные игры, дидактические игры
Цель:
- Закрепление знаний о растениях:
- Развитие умение применять ранее полученные знания, закреплять название растений, активизировать речь детей.
III блок – Исследовательская деятельность.
- Опыт «На свету и в темноте»
- Опыт «Что происходит с листьями на ярком свету»
- Опыт «С водой и без воды».
- Опыт «Может ли растение дышать? »
- Опыт «Если ли у растения органы дыхания»
IV блок – Самостоятельная деятельность детей.
1. Рисование комнатных растений.
2. Составление панно.
3. Иллюстрации рассказов и стихов о комнатных растениях.
4. Этюды или игры на воображение «Я цветочек не простой, отгадай кто я такой? », «Жизнь цветка».
5. Придумывание рассказов о комнатных растений.
III этап – Заключительный:
Цель: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Заключение
Педагогическая значимость проекта «Растения нашей группы» заключается в следующем: он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия растения, то к концу года – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов. Кроме того, проект «Растения нашей группы» способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа
Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...
Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Главной целью экологической работы нашего сада – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.Экологическая троп...
Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Главной целью экологической работы нашего сада – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.Экологическая троп...
Детско-взрослый познавательно- исследовательский проект для детей дошкольного возраста «Зачем кошке хвост?»
Проект для детей...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...
Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста" 30.03.2023
для воспитателей ДОУ...
"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста
Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...