Историческое занятие "Колесо истории"
материал (подготовительная группа)
Цель:
Воспитывать у детей чувства патриотизма, любовь и уважение к своей малой Родине, народу.
Знакомство с жизнью и творческой деятельностью поэтов и художников своей малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskoe_zanyatie_koleso_istorii.docx | 42.9 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ "СРЦН "Гармония"
Историческое занятие
"Колесо истории"
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:
Чебаненко О.А.
Цель:
Воспитывать у детей чувства патриотизма, любовь и уважение к своей малой Родине, народу.
Знакомство с жизнью и творческой деятельностью поэтов и художников своей малой Родины.
Задачи:
Расширять и углублять знания об истории возникновения села Первореченское, об его прошлом и настоящем, о достопримечательностях, о творческих людях нашего села.
Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь, кругозор.
Воспитывать патриотические чувства к малой Родине; интерес к прошлому и настоящему села; уважение к жителям села; бережное отношение к строениям и памятникам.
Методы:
Игровой, наглядный, словесный, слуховой, практический.
Приёмы:
Погружение в игровую ситуацию, групповая работа, беседа, рассказ, чтение стихотворений, просмотр и обсуждение видео фильма.
Реализация ФГТ:
Интеграция получения знаний, умений и навыков через образовательные области: познание, коммуникацию, социализацию, музыкально – художественное творчество;
через виды деятельности: игровую, коммуникативную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, двигательную; использование игровой ситуации на протяжении всего занимательного дела; внедрение и использование развивающих и ИКТ в работе с детьми.
Оборудование:
Ноутбук; видео фильм «Колесо истории»;
Книги: М.П.Снесарев «У старого окопа», «Кубань – казачий край», «Десант»; С.С.Харченко «Я вам пишу», «Радуга сердца»; В.П.Стаценко «Пейзажи»; Н.Ященко «Я воспеваю красоту».
Предварительная работа: изучение историко-документального материала по истории села, посещение детской библиотеки, проведение бесед о малой Родине, заучивание с детьми стихов по теме занятия.
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение и подумать « о чём это стихотворение?»
Ребёнок читает стихотворение
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый!
Герой труда неутомимый.
Среди зимы и в летний зной.
Привет тебе, мой край родной!
С. Дрожжин
(ответы: о Родине…)
Мотивация к деятельности
- Давайте с вами попробуем ответить на вопрос «Что такое Родина?»
Воспитатель обобщает ответы детей .
Совместная деятельность
- Родина – это страна, где мы с вами живём – Россия. Наша страна очень большая и красивая. Много в ней городов, рек, озёр, морей, гор и равнин. Но для каждого человека ближе и роднее то место, где он родился, ходит в детский сад, школу, работает и живёт. Это земля, на которой много – много лет жили и трудились наши предки. Это земля, которую наши предки защищали от врагов. Это его малая Родина, для нас это с.Первореченское, расположенное на Кубани.
- Ребята, а вы знаете, почему наше село называется Первореченское? Как и когда оно образовалось?
Чтобы больше узнать о нашем селе предлагаю вам совершить путешествие в историческое прошлое и настоящее нашего села, а поможет нам этот необычный предмет –« колесо истории».
(колесо в виде штурвала, по концам которого расположены фотографии, с изображением разных мест села, знакомые детям)
Воспитатель. Готовы? Теперь отправляемся в путь!
(воспитатель вращает «колесо истории» и появляется слайд с изображением реки)
Приложение №3
Наша реченька – первореченка
Узкой лентою вдаль пролегла.
Камыши взошли,
К берегам легли
И слегка шелестят вдоль села.
И лишает сна над водой луна,
Утопая в бездонье речном.
Что ни говори, только до зари
Не уснуть оттого нипочем.
Где мы оказались?
Дети. У реки.
Воспитатель. А кто знает как называется наша река?
(Ответы детей)
Правильно, Кочеты.
У реки своё историческое прошлое.
Когда – то на месте нашего села шумели бескрайние степи с богатым растительным и животным миром. И было много врагов желающих захватить эти плодородные земли.
Первыми поселились на Кубани казаки, они охраняли южные границы Российского государства.
История нашего тихого кубанского села связана с именем непобедимого полководца Александра Васильевича Суворова.
Во времена русско-турецкой войны, войска под командованием А.В. Суворова противостояли "басурманам". Русским солдатам пришлось сражаться на рубеже трех безымянных рек, в верховье которых расположился противник, не пропускавший подводы с провиантом.
Суворов решил проучить врага и отдал приказ: "Как только пропоет первый кочет - привал, запоет второй - ускорить марш, а третий - решительный штурм". Русские войска разбили врага, и турки бежали с позором. Так и появились "суворовские Кочеты": Первая, Вторая и Третья. Именно у реки Кочеты и находится наше село.
Приложение №4
Шёл Суворов. Шёл на турок по степи.
Турок хитрый и коварный, знай не спи!
Чтобы злобного врага перехитрить,
Стал Суворов юным кочетом трубить.
«Кукареку! – он пропел, - кукареку!»
и назвали Первой Речкою реку.
Хутор назван Первой речкой Кочеты,
Растянулся он на многие версты.
Через годы Первореченским селом
Стал тот хутор – с ним Суворов был знаком.
Речка Первая простерлась вдоль села,
Дарит людям свои воды – зеркала
Игра «Когда – то и сейчас»
Воспитатель предлагает детям, выслушав предложение, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети топают ногами – «было когда – то», если же предложение касается настоящего, то дети хлопают в ладоши.
Например:
«Стоит дом с глиняными стенами под соломенной крышей».
Дети топают ногами –« было когда – то».
Варианты вопросов.
- Если из саней войти в светлицу, то с одной стороны можно увидеть печь…
- Высокое многоэтажное сооружение из железобетона и стекла поражает своей красотой и величием.
- Во дворе на каруселях развлекаются ребятишки, а совсем рядом парк отдыха молодёжи…
- Эта комната большая, просторная в ней можно отдохнуть, послушать музыку и посмотреть телевизор.
- Между дверью и печью стояла кочерга, ухват, хлебная лопата, а возле полки для посуды – веник, ведро с водой.
Воспитатель. Река Кочеты протекает на много километров с востока на запад, она делит наше село на две части.
С левой стороны реки находится улица Суворова, названная в честь знаменитого полководца, а справой стороны улица Ленина, где находятся все административные здания села.
Ребята, давайте совершим экскурсию по улицам села. Я буду вращать наше «колесо истории» и загадывать загадку, если отгадка верная на экране появится « картинка – отгадка».
Приложение №5
Туда хожу я каждый день
Так нужно, если даже лень,
Так нужно для моей семьи.
Там хорошо и там свои.
Я всех уже два года знаю,
Я с ними ем и сплю, играю,
Туда ходить я очень рад.
Там мой любимый…
(д/с)
Приложение №6
Стоит дом.
Кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт
(школа)
Приложение №7
Ты можешь здесь купить конверт.
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет.
Ведь это здание - …
(почта)
Приложение №8
Если кто- то заболел.
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую…
(больницу)
Приложение №9
Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, -
Сумку мы с тобой берём
И на улицу идём,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в …
(магазин)
Воспитатель. Вы отлично справились с заданием! Отправляемся дальше в путь.
(вращают «колесо истории»)
В нашем селе есть памятные места.
- Знаете ли вы этот памятник?
(ответы детей)
Перед нами мемориал погибшим воинам – освободителям села.
- В годы Великой Отечественной войны беда не обошла стороной наше маленькое село. Много солдат и офицеров погибло в бою за освобождение нашего села. В память о них был воздвигнут мемориал погибшим воинам.
- Каждый год отмечается памятный праздник «День освобождения села» . В этот день принято бывать на братской могиле погибших воинов. Жители нашего села возлагают венки и цветы, мы вспоминаем о погибших, грустим над их могилой.
Приложение №10
В селе осталось в живых 9 участников Великой Отечественной войны.
Приложение №11
Воспитатель. А теперь я предлагаю отдохнуть в тени раскидистых деревьев нашего парка, которые великолепны в любое время года.
А я для вас приготовила загадки про птиц, зверей, насекомых и растениях Кубани, хотите отгадать? Тогда слушайте:
Зимой беленький,
Летом серенький,
Никого не обижает,
Сам всех боится.
(Заяц).
В птичник повадилась -
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы.
(Лиса).
Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк).
Солнце греет у порога,
Тают снежные сугробы,
И бегут рекой ручьи,
С юга к нам летят...
(грачи)
Тук-тук-тук - с утра весь день
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
-Тук-тук-тук - в ответ нам...
(дятел)
В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет.
( муравьи)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
( бабочка)
Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан
(береза)
Воспитатель. Молодцы ребята, все загадки разгадали.
Вижу вы засиделись.
Проводит П/и «Шапка»
Дети образуют круг. В центр становится один ребенок. Дети под музыку начинают бросать шапку друг другу, не соблюдая порядка. Стоящий игрок должен поймать шапку. Если шапка поймана, ребенок садится в круг.
Воспитатель. С каждым годом наше село становится все лучше и краше. Построена детская, спортивная площадка на которую мы с вами иногда приходим поиграть.
Приложение №12
Давайте мы с вами возле спортивной площадки построим разнообразные аттракционы. Для этого надо собрать разрезные картинки.
(раздаёт детям конверты с разрезными картинками)
Проводится игра «Собери новый аттракцион»
Вращаем «колесо истории»
Воспитатель. В это время в сельском Доме Культуры проходит встреча с творческими людьми нашего села и мы с вами приглашены на эту встречу. Предлагаю поторопиться, чтобы не опоздать.
Село наше небольшое, каждый житель известен всем. Своими талантливыми соотечественниками – поэтами, писателями и художниками - гордится все село. Мы часто встречаемся с ними на улице, здороваемся, ездим в одном общественном транспорте. Они такие же люди, как и все, но мы восхищаемся их талантом. Наверное, никто не сумел так тонко подметить и воспеть красоту и величие нашей Родины, как писатели и художники.
Приложение №13
Перед нами развернулась выставка картин Стаценко Виктор Петровича.
Этот талантливый художник, наш односельчанин.
Виктор Петрович рисовать начал ещё в школе. Ему очень нравилось отражать на бумаге то прекрасное, что он видел вокруг, он создал множество замечательных картин, в своих произведениях представляет нам яркий, неповторимый образ нашей Родины, края, района, родного села.
Приложение №14 - 15
Один из любимых видов работы Виктора Петровича - пейзаж. Сколько он посетил прекрасных и неповторимых мест Кубани, где писал с натуры этюды и заготовки будущих картин. На них изображены море, красоты местной природы, горы. Глядя на его картины, невольно начинаешь гордиться неповторимостью и прелестью родного края.
Приложение №16
Рядом располагается выставка картин нашего земляка Снесарева Михаила Прокопьевича.
Это человек с богатым жизненным опытом, ветеран Великой Отечественной войны, почётный гражданин Динского района, писатель, художник, журналист.
Сколько он поколесил по Кубани и Ставрополью, где писал с натуры этюды и заготовки будущих картин. На них изображены море, красоты местной природы, горы. Глядя на картины ветерана, невольно начинаешь гордиться неповторимостью и прелестью родного края.
Приложение №17 - 19
- А сейчас я приглашаю всех в литературную гостиную, где нас ждёт встреча с Первореченскими писателями и поэтами.
Приложение №20
Снесарев Михаил Прокопьевич
Мы уже знакомы с художником Снесаревым М.П., но этот человек ещё и писатель, публицист.
Много тем затрагивает Михаил Прокопьевич в своём творчестве: родной край, природа кубанских станиц, Великая Отечественная война, труд, школьная жизнь, любовь, дружба. Но на первом плане всегда человек, его чувства, поступки, проблемы.
Харченко Семён Семёнович
Много стихов Семён Семёнович посвятил своей малой Родине.
На стихи Семёна Харченко написано множество песен авторами Динского района.
Для многих песен Семён Семёнович создал мелодию сам.
Ященко Нинель Андреевна
В своих стихах воспевает красоту родной природы, которая прекрасна в любое время года.
Дети рассматривают картины, книги, сборники стихов наших земляков.
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие
Рефлексия
1)- Понравилось ли вам наше путешествие?
2)- Что больше всего запомнилось ?
3) - Что сегодня нового вы узнали о родном селе?
Ребята давайте и мы организуем выставку картин, в группе, каждый нарисует то, что ему больше всего понравилось и запомнилось.
Выставка картин.
Ребята давайте и мы организуем выставку картин, в группе, каждый нарисует то, что ему больше всего понравилось и запомнилось.
Выставка картин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию на тему :"Колесо истории".
Выявиь и закрепить знания детей об историческом прошлом г. Альметьевска ; воспитывать интерес и любовь к родному городу; развивать творческое вооброжение , память, речь....
Игра-занятие "Колесо истории"
Данное занятие-игра является составной частью разработанной мной программы «Родной свой край люби и знай»....
Занятие "Колесо истории"
Ознакомление детей с историей родного края...
Конспект открытого занятия - интеллектуальной игры - «Колесо истории» в подготовительной группе
открытое занятие для родителей...
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий кружка «Колесо истории» на 2016-2017 учебный год в младшей группе
Начиная с младшей группы веду кружок "Колесо истории", на котором мои дети отправляются в путешествия по нашей истории....
«Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» Открытое занятие на районном методическом объединении
Открытое занятие на районном методическом объединенииТема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родно...
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Колесо истории» с использованием ИКТ
Цель:Расширить знания о государственном празднике России – 23 февраля.Программное содержание:Образовательные задачи:Формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны.С...