Творческий отчёт по теме «Нетрадиционные формы работы с родителями»
материал

Творческий отчёт по теме «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Именно в семье закладываются у ребёнка определённые нормы поведения, качества личности, формируются умения и навыки. Совместное проживание, родительская любовь, общие заботы по дому – всё это способствует выполнению семьёй главной задачи – воспитание детей. Однако количество семей, о которых можно с уверенностью утверждать, что они благополучны, с каждым годом уменьшается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_rab_s_rod.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Творческий отчёт по теме

«Нетрадиционные формы работы с родителями»

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                            Подготовили:

 Кашина Е.А. - Воспитатель высшей

квалификационной категории

Коркина Т.Н. - Воспитатель

с. Кабанск  

2019 год.


Творческий отчёт по теме «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Именно в семье закладываются у ребёнка определённые нормы поведения, качества личности, формируются умения и навыки. Совместное проживание, родительская любовь, общие заботы по дому – всё это способствует выполнению семьёй главной задачи – воспитание детей. Однако количество семей, о которых можно с уверенностью утверждать, что они благополучны, с каждым годом уменьшается.

Среди проблем современных семей можно выделить:

— безответственный подход к планированию семьи, рождение нежеланных детей;

— большая забота родителей о заработке, обеспечивающем физическое выживание, чем о воспитании детей;

— снижение количества времени, уделяемого родителями общению с ребенком, преобладание в общении наставлений, запретов, упреков, окриков, которые либо подавляют его инициативу, либо вызывают протестное поведение;

— изменения в структуре семьи (отец перестает быть главой семьи; дети живут с одним родителем, не имеют братьев и сестер; бабушки и дедушки живут отдельно или дистанцируются от внуков; молодые родители не хотят перенимать опыт воспитания детей от старшего поколения);

В связи с вышеизложенным нам стало ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности; отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений мы  считаем должны быть направлены на улучшение семейного микроклимата; формирование положительных взаимоотношений в семье; повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения; формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовку его к школе.

Нашей главной целью в работе с родителями стало: создать необходимые условия для формирования ответственного взаимоотношения семьями воспитанников и развития компетентности родителей.

Нами были разработаны основные задачи:

1. Организация системного подхода по информированности родителей в вопросах обучения и воспитания детей.

2. Обогащение процессов общения между детьми и взрослыми и родителями и воспитателями.

3. Сохранение физического и психологического здоровья детей

4. Формирование у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей;

Проведенное социальное анкетирование в младшей группе на предмет взаимодействия педагогов детского сада и родителей показало, что:

— 62% опрошенных родителей считают, что педагоги могут помочь советом, а действовать должны они сами;

— 27% опрошенных родителей ответственность за воспитание детей в равной степени возлагают на себя и педагогов ДОУ;

— 11% опрошенных родителей заботу о воспитании ребенка возлагают на педагогов.

При этом большинство родителей не спешат обращаться к педагогам ДОУ за помощью, поскольку:

— 84% из них не придают особого значения трудностям воспитания и образования ребенка;

— 81% считают это неудобным, так как, по их мнению, подобные консультации не входят в обязанности педагогов;

— 37% полагают, что с имеющимися проблемами справятся сами.

Результаты исследования потребовали пересмотра привычных форм работы с родителями в детском саду. Мы пришла к выводу, что необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Наша задача - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

Мы используем дифференцированный подход при организации работы с родителями, который является необходимым звеном в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий .Таковыми являются:

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- одновременное влияние на родителей и детей;

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

- использование различной дидактической литературы и наглядную информацию.

Такая дифференциация помогает найти мне нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи носит в нашей группе системный характер.

На наш взгляд, целесообразно выделить в существующем многообразии форм работы с семьями воспитанников центральную — родительское собрание, которое становится отправной точкой для годового планирования педагогом других подчиненных по отношению к нему форм взаимодействия с родителями.

Технология взаимодействия всех воспитывающих ребенка взрослых имеет циклический характер. Ее центральный момент — планирование работы педагогов с родителями.

Планирование этой работы начинается с определения ее цели и задач. Цели данной работы могут носить как общий, так и частный характер.

Общая цель работы с родителями — установление с ними сотруднических отношений.

Частная цель раскрывает, в чем именно будет состоять сотрудничество.

Для постановки частной цели необходимо установить связи между общей целью и — особенностями семей воспитанников, интересами и потребностями родителей, приоритетными направлениями работы ДОУ; темами самообразования педагогов, достижениями и трудностями в работе с семьями за прошлый год.

Следующим шагом становится определение последовательности тем и сроков проведения родительских собраний.

Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительского собраний, мы разрабатываем  перспективный план работы с родителями на год, содержащий перечень и сроки проведения различных мероприятий.

Предшествующая работа направлена не только на подготовку родительского собрания, но и на изучение семьи, расширение и углубление представлений о ней. Полученные в процессе такого исследования данные учитываются нами при планировании методов проведения и содержания родительских собраний, а также определяют формы последующей работы и их наполнение.

Представление сетки плана.

В ходе последующей работы, так же как и в процессе предшествующей, могут уточняться сведения о семьях воспитанников. Кроме того, последующая работа, предполагает оценку эффективности проведения основных и предшествующих мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников.

Завершающий шаг составления годового плана работы с родителями —его анализ который можно проводится с опорой на следующие критерии:

— соответствие между целью и задачами взаимодействия с родителями, раскрытие достижения цели через решение ряда задач;

учет особенностей семей воспитанников, интересов и потребностей родителей, достижений и трудностей в работе с семьями за прошлый год при планировании форм, тематики и содержания мероприятий;

взаимосвязь предшествующей и последующей работы с центральной формой взаимодействия с родителями — родительским собранием;

разнообразие планируемых форм работы;

выявление успешного опыта семейного воспитания и распространения его внутри ДОУ;

включение в план оценки достижения цели и задач взаимодействия с родителями за год.

В дальнейшем осуществляется намеченная в плане система работы с родителями, в ходе которой происходит уточнение данных о семьях воспитанников, интересах и потребностях родителей.

Далее нами проводится анализ итогов работы за год, включающий оценку достижения цели и задач, выявление недостатков в работе с родителями и их причин. В ходе анализа итогов работы ещё раз возвращаюсь к анализу годового плана. Кроме того, результаты анализа итогов работы служат стимулом для продолжения изучения семей воспитанников.

Анализ итогов работы за год, возврат к анализу годового плана работы и продолжение изучения семей становятся основами планирования взаимодействия с родителями на следующий год.

Мы считаем, что такой подход к планированию обеспечивает связь между всеми мероприятиями, позволяет избегать стихийности в работе. Однако описанная выше технология планирования не означает, что абсолютно все формы взаимодействия с семьями воспитанников должны быть подчинены тематике родительских собраний. Необходимо также предусмотреть возможность проведения мероприятий с другой тематикой, потребность в которых обусловлена задачами всестороннего развития личности каждого ребенка. Основные мероприятия и собрания, проводимые в нашей группе:

Родительское собрание в форме: беседы; семинара – практикума; вечер вопросов и ответов; интеллектуальной игры «Счастливый случай» , «Круглый стол»;  и т. п.

Совместные мероприятия и конкурсы: «Строим снежный городок»; конкурс «Новогодняя сказка»; создание «Музея семейного творчества»; «Родословная моей семьи»; создание и пополнение игротеки группы нетрадиционными играми и театром; «Мама, папа, я – спортивная семья!» , фотовыставки : «Посмотрите, как мы в садике живем», «Новый год у ворот наших деток праздник ждет», «Мой папа лучше всех», «Праздник для мамы», выставки поделок: «Новогодний калейдоскоп», выставка мужских головных уборов, «У моей мамы руки золотые», выставка рисунков «Этот день победы», стена памяти «Никто не забыт, ничто не забыто», выставка книг «Путешествие в сказочную страну» (создание мини-библиотеки совместно с родителями), публикация статей в газету «Маленькая страна», акция «Книжка заболела», акция «Голубь мира», проект театр, как средство развития речи, показ сказки родителями для детей «День Рождения Ушастика», изготовление пальчикового театра дома, мастер-класс для родителей с изготовлением игрушки «Кошечка», показ концерта для родителей, организовали совместный оркестр родителей и детей.

Заседание родительского клуба – 1 раз в месяц

К признакам, по которым мы судим о качестве организации своего взаимодействия с родителями воспитанников ,можно отнести:

—понимание нами ведущей роли семьи в воспитании ребенка и своей роли как помощника родителей;

—организация работы с родителями на основе нормативно-правовых документов разного уровня;

—владение способами налаживания взаимодействия с членами семей воспитанников на каждом из этапов установления доверительно-деловых контактов с ними;

—достижение единства педагогов и родителей в определении цели и задач, требований, методов и приемов воспитания ребенка;

—определение цели, задач, форм и содержания взаимодействия с семьей на основе изучения их потребностей и интересов, особенностей семей воспитанников, достижений и трудностей в работе с семьями за прошлый год;

—технологичность планирования взаимодействия с родителями;

—разнообразие используемых форм и методов работы с семьями воспитанников;

—систематическое повышение своей общеобразовательной, предметной, методической и психолого-педагогической компетентности, позволяющей быть авторитетным в работе с родителями, качественно организовать взаимодействие с ними.

А самое главное наше достижение в работе - это то, в нашей группе царит доверительная атмосфера, воспитатели и родители, сообща решают главную единую задачу: воспитание свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе и в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

Презентация на тему "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ"

"НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ"...

Отчёт по теме «Нетрадиционные и современные формы работы с родителями в ДОУ»

Отчёт  по теме «Нетрадиционные  и современные формы работы с родителями в ДОУ»воспитателя: Бердниковой В.В.за 2013-2014 год....

Выступление на педагогическом совете Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями».

Часто педагоги детских садов задают вопросы: Что такое взаимодействие с родителями? Как эффективнее организовывать этот процесс?          Действительно, совреме...

Творческий отчет по организации продуктивных форм работы с родителями

Презентация «Формы работы учителя-логопеда с родителями, имеющими детей с ОВЗ»...

Отчёт «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми дошкольного возраста»

Творческая мастерская – одна из форм образовательной деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний...

Опыт работы на тему" Нетрадиционные формы работы с родителями"

laquo;Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский...