Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».
презентация к занятию по логопедии (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме
Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны
Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями
детей – логопатов».
Нарушения речи – распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешать развитию природных способностей и интеллекта. Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и детского сада. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника педагогического процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности.
Огромное значение в работе логопеда с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия. Успешность педагогического взаимодействия детского сада и семьи во многом опреде-ляется правильно избранной позицией логопеда. Логопед делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе – я, ребёнок и его родители – легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом».
Только в таком случае возникает эмоционально – положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи.
Задачи родителей:
- создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
- проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.
Существуют разнообразные нетрадиционные формы сотрудничества логопеда с родителями по речевому развитию детей:
- «Мамина школа»- для родителей детей младшего дошкольного возраста;
- анкетирование, позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учётом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь;
- Дни открытых дверей- для ознакомления с работой специалистов детского сада;
- совместные нетрадиционные занятия с родителями и детьми;
- пальчиковые игротренинги с использованием мимики;
- многофункциональные пособия – тренажёры для проведения артикуляци-онной гимнастики. Логопедическая ширма «Сказка о Весёлом Язычке», лягушка Квакушка;
- «Игры на кухне» или «Домашняя игротека»-для развития мелкой моторики;
- арттерапия-рисование мыльными пузырямина развитие речевого дыхания;
- выставки «Как умелые ручки язычку помогли» (представляются экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями: рамки для картин из бросового материала, мягкие игрушки, поделки из природного материала);
- совместные игровые практикумы с родителями и детьми: как развивать мелкую моторику и играть в дыхательные игры в домашних условиях и привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию речи ;
- родительские собранияс приглашением узких специалистов ортодонта
строение челюстей), отоларинголога (ЛОР);
- информирование родителей(уголки, стенды, подсказки, книжки – передвижки);
- праздники и развлечения;
- выпуск ежеквартальной газеты для родителей «Весёлая семейка». В газету включается как теоретическая информация, так и практические советы, рекомендации, родительские пятиминутки, игры, зарядки, объединённые постоянными рубриками. Каждый номер посвящён проблемам речевого развития ребёнка (представить газету);
- тематические консультации, индивидуальные беседы;
- сочинения родителей «Мой ребёнок» (посмотри на ребёнка другими глазами);
- практикумы с целью ознакомления с самомассажем лица, кистей и пальцев рук; артикуляционной и дыхательной гимнастикой;
С каждым годом увеличивается число детей, страдающими различными нарушениями речи. Мы работаем с детьми старшего дошкольного возраста, а дети 2 – 3 лет остаются без внимания в силу специфики нашей работы, согласно Положению о логопункте. А сейчас дети идут со сложными дефектами и времени для коррекции звукопроизношения практически не хватает. Поэтому целесообразно начинать работу раньше, хотя бы консультационно – диагностический блок по поводу речевого развития детей раннего возраста в условиях семьи. Поэтому на базе нашего ДОУ нами была организована «Мамина школа» - для детей младшего дошкольного возраста. Школа функционирует 1 раз в месяц. Задачи школы:
*** Способствовать созданию комфортной социальной среды, предусматривающей определённый стиль общения между родителями и ребёнком (доброжелательность, взаимопонимание, сотрудничество, уважение личности, учёт интересов и желаний ребёнка).
*** Познакомить родителей с влиянием общего физического воспитания на речевое развитие детей.
*** Рассказать родителям о навыках самостоятельного, эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях детей.
*** Способствовать речевому развитию детей.
Для знакомства с детьми проводились наблюдения за ними, общение с каждым ребёнком в группе и на прогулке, беседы с родителями. Было организовано анкетирование родителей, что позволило изучить особенности речевого поведения ребёнка от 1 года до 2,5 лет в ситуациях, которые подразумевают необходимость использования вербальных средств общения. Родители, заполняя эту анкету, смогли проанализировать собственное речевое поведение, задуматься о том, какие возможности для стимулирования речи своего ребёнка они используют. Вашему вниманию представлена анкета для родителей «Артикуляционные предпосылки развития речи вашего ребёнка» . Акцент в анкете делается на описание особенностей речевых проявлений ребёнка во время основных режимных моментов: при подготовке ко сну, кормлении, на прогулке, во время самостоятельной игры, при взаимодействии со взрослым. Как правило, родители мало говорящих детей сами частично ограничивают или полностью исключают такие ситуации, которые могут быть использованы для стимуляции развития речи своего ребёнка. Они не подзывают его к телефону («Иди поговори с бабушкой»), не спрашивают его мнения о том, что он хочет получить на завтрак или обед («Яйцо или каша? Чай или молоко?»), не тренируют ребёнка сообщать о своих физических отправлениях («А – а! Ка – Ка! Пи – пи!»), не стимулируют малыша «договаривать» нужное слово в конце фразы, произносимой взрослым. Мало внимательны родители неговорящих детей и к тем формам доречевой активности ребёнка, которые предшествуют появлению первых слов и способствуют успешному развёртыванию подражательной его активности при общении со взрослым. В раннем возрасте можно говорить лишь о возможных негативных тенденциях в развитии речи ребёнка, а не выносить окончательный вердикт о нарушении его речевого развития. Даже мало говорящий ребёнок, при соответствующем внимании со стороны взрослых , способен добиться значительного прогресса в развитии своей речи в течении достаточно короткого периода времени. Опыт показывает, что после 2 – 3 месяцев целенаправленного внимания к развитию детской речи со стороны родителей, которые используют в ежедневном общении с ребёнком игры и тренировочные упражнения, рекомендуемые логопедом, малыш добивается заметных успехов в накоплении и активизации своего словарного запаса. В течение месяца родители детей младшего дошкольного возраста приходили на консультации в «Мамину школу, искали ответы на вопросы, типа: «Каковы признаки благополучного и неблагополучного развития речи?», «Как поступить, если речь ребёнка развивается с задержкой?» и тому подобное. В заключении анкеты получали ответы на вопросы: «Что такое грамматический строй?», «Лексический запас (словарь)», активный и пассивный словарь и т.п.
Разработанная система преодоления задержки речевого развития представляет собой блок консультативно – коррекционных занятий, запланированных на год, осуществляющихся на основе вовлечения взрослых во взаимодействие с ребёнком.
Коррекция речевых нарушений, как и работа с нормально развивающимися детьми, начинается с формирования моторных навыков, основных и общих движений. До 3 – х лет ребёнок должен научиться правильно ползать, ходить, бегать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, управлять мышечными напряжениями. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. Двигаясь, ребёнок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объём информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа её восприятия и переработки. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития: осваиваются грамматические формы слов, импрессивная речь, расширяется активный словарь. Ребёнок младшего дошкольного возраста достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно, - считают исследователи. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, создать благоприятные условия для самораскрытия возможностей каждого малыша. Именно поэтому была создана «Мамина школа».
Следующей нетрадиционной формой являются совместные занятия с родителями и детьми с использованием сенсорных мешочков.
Цели: настраивать на занятие, повышать эмоциональность, коммуникативность; развивают умение общаться, помогают детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что они принимаемы другими детьми. Активизация тактильных ощущений, развитие переключаемости движений, мелкой моторики рук с помощью упражнений «колечко» и «кулак – ребро – ладонь». Занятия развивают межполушарное взаимодействие, произвольность и самоконтроль, эмоциональное восприятие; повышают стрессоустойчивость, повышают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. При рассмотрении каждого элемента занятия в отдельности, выделяя его цели, указывая, на что именно направленно то или иное упражнение, мы помогали родителям понять важность и значимость этого комплекса упражнений при их активном участии в формирующей работе. После беседы с родителями разъясняем, как можно использовать эти упражнения дома, о пользе этих упражнений, отвечаем на вопросы о домашних заданиях. Существуют разнообразные формы сотрудничества педагогов и родителей по речевому развитию детей, мы остановимся на совместных занятиях родителей с детьми: «Виды работ при коррекции речевых нарушений», которые проводятся 1 раз в 2 месяца. Родители давно признаны главными воспитателями своего ребёнка. Однако они часто не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами: родители не слышат недостатков в речи своих детей; не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Во – первых, родители являются авторитетом для него, а во – вторых, они могут ежедневно закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно. На совместных занятиях родители являются их равноправными участниками. Они обучаются приёмам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. Здесь родители могут помогать своим детям, а самое главное – создаётся эмоциональный контакт между ними.
Цели таких занятий в средней группе: развитие мелкой моторики и координации движений; развитие речевого дыхания; развитие слухового и зрительного внимания, мышления, памяти, понимания речи; тренировка фонематического слуха, звукового анализа и синтеза; вовлечение родителей в учебный процесс, достижение единства требований к ребёнку; создание эмоционального контакта между родителями и детьми.
Нами были организованы игровые практикумы по развитию мелкой моторики и речевого дыхания, изготовление пособий по развитию речи на тему: «Как умелые ручки язычку помогли». Затем была организованы выставка экспонатов и пособий, которые дети сделали дома с родителями. Это картины из природного материала и рамки к ним, тренажёры для развития мелкой моторики, дыхательной гимнастики, мягкие игрушки – лягушка Квакушка, развивающая черепаха, гусеница и др. Нетрадиционной формой работы с родителями является куклотерапия – игрушка Квакушка. С родителями проводим занятия – консультации по обучению их проведению с детьми артикуляционной гимнастики для постановки звука в домашних условиях с помощью игрушки Квакушки. Эта игрушка с раскрывающимся ртом, является занимательным персонажем и создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятии. Голова Квакушки сшита таким образом, что с её тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко – красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. Сначала логопед сам, манипулируя языком лягушки, демонстрирует артикуляционные движения, уклады, а потом с ребёнком или с подгруппой детей и их родителями. Консультируем родителей о том, что мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений у ребёнка развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определённые положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков. Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс способствует развитию определённых движений и положений губ, языка, с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя, т. е. всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Речевые дефекты всё труднее поддаются коррекции традиционными способами. Поэтому мы начали практиковать с родителями не только артикуляционную зарядку, пальчиковые игры с использованием мимики, игры – диалоги, а также логопедический массаж с многофункциональным пособием – тренажёром: логопедическая ширма «Домик Весёлого Язычка». Ширма помогает детям преодолеть речевые трудности, приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к речевому общению и повысить активность на занятиях, а также обучить родителей и детей различным вариантам игровых заданий и упражнений. Она имеет привлекательный вид и вызывает интерес многократной игры с ней. Представляет собой настольную ширму, состоящую из пяти частей. В каждой части ширмы имеются прорези для лица и кистей рук. С лицевой стороны ширмы с помощью липучек прикрепляются фигурки персонажей (домик, дедушка, бабушка, лиса, заяц и др.) в другие прорези просовываются руки. С помощью ширмы обучаем родителей логопедическому массажу. Он включает в себя массаж языка, губ, щёк и скул. Родителей знакомим с ним, обучаем приёмам артикуляционной зарядки, пальчиковым играм с использованием мимики, играм – диалогам. Во время занятий дети и родители также учатся самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, навыкам релаксации. Родители с удовольствием идут на контакт с нами и выполняют наши рекомендации, потому что убеждаются в эффективности нашей работы, в нашем профессионализме и добрых намерениях.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Совместно с родителями и детьми организуем игротренинги в сочетании пальчиковой гимнастики с самомассажем кистей и пальцев рук, используя для этого «сухой бассейн». Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую ёмкость заполняем промытым и высушенным горохом или фасолью. Вместе с родителями погружаемся как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка и взрослых массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Сообщаю родителям, что самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» нужно выполнять и дома, и что он способствует:
- нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных,
координированных движений пальцев рук. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и их родителями. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей – логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка. Кроме того, альтернативные методы и приёмы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Анализ литературы показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для логопеда не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребёнка. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро - , сказко - , смехо - , изо - , глина - , воско - , кристаллотерапия и др.), но хочется остановиться на тех, которые являются наиболее целесообразными и эффективными: арома - , хромотерапия, музыко - , су – джок терапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального состояния детей.
Осуществляя совместную работу с родителями и детьми, на занятиях мы используем музыкотерапию.
Цель: создавать положительный эмоциональный фон реабилитации (снятие фактора тревожности, неуверенности); стимулировать двигательные функции; развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности; развивать дыхательный и артикуляционный аппарат; растормаживать речевую функцию.
Объясняем родителям, что во время занятий применение музыкального звука в лечебных целях способствует активизации резервных возможностей человеческого организма. Классическая музыка несёт в себе огромный потенциал. Тем более, что большинство классических произведений уже аранжированы и адаптированы для малышей.
Музыкальную ритмику мы широко используем на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, и даже в пении.
На занятиях мы используем следующие приёмы музыкотерапии:
- прослушивание музыкальных произведений; ритмические движения под музыку;
сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса; пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
Во время музыкальных сеансов следует соблюдать такие принципы:
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин в течение всего занятия;
- использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям;
- на занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.
Использование музыки может быть этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует:
- улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
Эффективность применения нетрадиционных методов терапии и вовлечение в них родителей во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребёнок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями. Участвуя в коррекционно – образовательном процессе, нетрадиционных формах работы, родители постепенно становятся активными участниками, начинают ответственнее относиться и к выполнению домашних заданий и к другим нетрадиционным формам взаимодействия и сотрудничества учителя – логопеда и педагогов ДОУ. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать раннему устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а следовательно и дальнейшему полноценному школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...
Приказ от 06. 05.2013г. ст-ца Каневская О внесении в муниципальный банк передового педагогического опыта учителя - логопеда Мануиловой Т. А. "Нетрадиционные формы работы с родителями детей - логопатов".
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯКАНЕВСКОЙ РАЙОН П р и к а з от 06.05.2013г. ...
Обобщение опыта работы педагога-психолога Заговорич И.М. по нетрадиционным формам работы с семьей в виде клуба Знаек-Познаваек
Данная работа содержит описание функционирования клуба как формы организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В нашем случае клуб «Знаек-Позн...
"Из опыта работы учителя-логопеда по использованию нетрадиционных форм работы с родителями".
Успех коррекционной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны формы взаимодействия и сотрудничества учите...
Презентация опыта работы музыкального руководителя Бойковой Татьяны Александровны для конкурса "Воспитатель года"
Опыт работы «Использование цветной грамоты для обучения старших дошкольников игре на диатонических колокольчиках»...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...
Из опыта работы учителя-логопеда Ярошевич Т.Я. Тема «Русские народные сказки как средство формирования языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Работа содержит систему коррекционных видов деятельности, направленных на формирование языковой компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством русских народных сказок....