Возможности работы педагога-психолога в условиях сенсорной комнаты с детьми с ЗПР
материал (подготовительная группа)
Психолог вдетском саду может использовать полифункциональную среду тёмной сенсорной комнаты, работая с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития. Дошкольный возраст - самый интересный и замечательный период детства, когда фактически закладывается «фундамент» для дальнейшего развития личности, самосознания и мироощущения ребёнка. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками.
К сожалению, в настоящее время число детей, нуждающихся в коррекции отклонений психического и речевого развития, детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее в тексте - ЗПР) неуклонно растёт. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза.
Рассматривая дошкольный период развития детей с ЗПР, необходимо отметить тот факт, что структура индивидуального потенциала детей данной типологической группы имеет сниженный либо незрелый уровень познавательного и социально-личностного развития, о чём свидетельствует анализ индивидуальных оказателей сформированности актуального уровня развития у детей с ЗПР в разных возрастных группах.
Большинство детей с ЗПР не умеют выбирать адекватные средства общения в соответствии с особенностями партнеров по общению и ситуации общения, в общении стереотипно используют небольшой арсенал вербальных и невербальных средств, при этом речь, мимика и пантомимика невыразительные. Характерная потребность в общении развивается слабо, может оставаться на уровне потребности в помощи и поддержке. Лишь незначительная часть детей с ЗПР устанавливают продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, выражая содержание общения разнообразными способами.
В строении аффективной сферы парадоксально сочетаются эмоциональная огрубленность и повышенная ранимость. Отмечается высокая степень выраженности эмоционального состояния повышенного и неустойчивого эмоционального фона настроения, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций, предрасположенности к гневу, агрессии, которые направляются не на действие личности, а на саму личность. Нередко прослеживается состояние беспокойства, ситуативной тревожности - дети с ЗПР подвержены истинным и мнимым страхам. Возникают трудности при выполнении заданий, часто вызывающие у детей с ЗПР резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. В своих действиях эти дети оказываются нецеленаправленными, у них нет желания преодолевать на пути к цели даже посильные трудности. Дети с ЗПР не всегда способны к пониманию другого человека, проявлению эмпатии, не умеют аргументировать свои высказывания, поддерживать контакт и выходить за него, давать обратную связь сверстникам и взрослым, самосознания характеризуется недифференцированностью представлений о своём “Я”, слабостью рефлексии.
Социальные потребности фрустрируются происходит разрыв эмоционально значимых межличностных связей, искажается самооценка. В группе сверстников возникают конфликтные ситуации, появляются различные варианты неконструктивного взаимодействия детей и возникает невозможность сотрудничества, достижения общих целей.
Сложность и многообразие задержек психического развития детей обусловливают интеграцию и разносторонность образовательных потребностей детей данной категории. Вышеуказанные актуальные проблемы ограничивают возможности успешного вхождения ребенка с ЗПР в общество, искажают процесс социально-личностного развития и адаптации.
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды игровой деятельности, но довольно редко - специально разработанные программы коррекционно-развивающей помощи детям, основанные на реабилитации детей в тёмной сенсорной комнате.
Поиски путей оказания общеразвивающей, коррекционно-развивающей психологической помощи детям с ЗПР с момента поступления в детский сад и до поступления их в школу привели к изучению нами учебно-методического пособия «Темная сенсорная комната-мир здоровья» под общей редакцией В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. Авторский опыт работы с разными категориями детей с применением интерактивной среды темной сенсорной комнаты, подтвердил необходимость целенаправленной психолого-педагогической работы с детьми с ЗПР в разных сферах и направлениях развития.
Игры способствуют решению различных проблем развития сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, познавательных процессов, коммуникативной сферы, помогает гармонизации и развитию эмоционально-волевой сферы, коррекции неадекватных форм поведения, развитию речи. Сокращается адаптационный период к условиям детского сада у детей, разнообразные игровые и неигровые приемы объединяют детей в подгруппы, обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, формируют чувства уверенности в окружающем, оказывают профилактическую помощь и предупреждают «дезадаптацию».
По мере расширения сферы общения дети с ЗПР испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребёнок с ЗПР учиться преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами и своим поведением.
Эффект игры определяется практикой новых межличностных отношений, которую приобретает ребенок с ЗПР в ролевой игре как со взрослым, так и со сверстниками. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности для выражения чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. Отношения свободы и сотрудничества, формирующиеся взамен отношений принуждения и агрессии, оказывают терапевтический эффект и приводят к гармонизации личности ребёнка с ЗПР.
Таким образом, представленная систематичность в коррекционной работе с детьми с ЗПР в интерактивной среде темной сенсорной комнате позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями, способствует модификации, трансформации поведения, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка с ЗПР, а самое главное - успешность его социализации.
Список литературы
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / Под ред. Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой, В. Л. Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007.
- Родник — программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Б. Баряева, Е. О. Герасимова, Г. С. Данилина, Н. А. Макарчук // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 5.
- Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. — М.: АРКТИ, 2006.
- Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2002.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_komnata_v_rabote_s_detmi_s_zpr.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолог вдетском саду может использовать полифункциональную среду тёмной сенсорной комнаты, работая с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития. Дошкольный возраст - самый интересный и замечательный период детства, когда фактически закладывается «фундамент» для дальнейшего развития личности, самосознания и мироощущения ребёнка. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками.
К сожалению, в настоящее время число детей, нуждающихся в коррекции отклонений психического и речевого развития, детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее в тексте - ЗПР) неуклонно растёт. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза.
Рассматривая дошкольный период развития детей с ЗПР, необходимо отметить тот факт, что структура индивидуального потенциала детей данной типологической группы имеет сниженный либо незрелый уровень познавательного и социально-личностного развития, о чём свидетельствует анализ индивидуальных оказателей сформированности актуального уровня развития у детей с ЗПР в разных возрастных группах.
Большинство детей с ЗПР не умеют выбирать адекватные средства общения в соответствии с особенностями партнеров по общению и ситуации общения, в общении стереотипно используют небольшой арсенал вербальных и невербальных средств, при этом речь, мимика и пантомимика невыразительные. Характерная потребность в общении развивается слабо, может оставаться на уровне потребности в помощи и поддержке. Лишь незначительная часть детей с ЗПР устанавливают продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, выражая содержание общения разнообразными способами.
В строении аффективной сферы парадоксально сочетаются эмоциональная огрубленность и повышенная ранимость. Отмечается высокая степень выраженности эмоционального состояния повышенного и неустойчивого эмоционального фона настроения, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций, предрасположенности к гневу, агрессии, которые направляются не на действие личности, а на саму личность. Нередко прослеживается состояние беспокойства, ситуативной тревожности - дети с ЗПР подвержены истинным и мнимым страхам. Возникают трудности при выполнении заданий, часто вызывающие у детей с ЗПР резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. В своих действиях эти дети оказываются нецеленаправленными, у них нет желания преодолевать на пути к цели даже посильные трудности. Дети с ЗПР не всегда способны к пониманию другого человека, проявлению эмпатии, не умеют аргументировать свои высказывания, поддерживать контакт и выходить за него, давать обратную связь сверстникам и взрослым, самосознания характеризуется недифференцированностью представлений о своём “Я”, слабостью рефлексии.
Социальные потребности фрустрируются происходит разрыв эмоционально значимых межличностных связей, искажается самооценка. В группе сверстников возникают конфликтные ситуации, появляются различные варианты неконструктивного взаимодействия детей и возникает невозможность сотрудничества, достижения общих целей.
Сложность и многообразие задержек психического развития детей обусловливают интеграцию и разносторонность образовательных потребностей детей данной категории. Вышеуказанные актуальные проблемы ограничивают возможности успешного вхождения ребенка с ЗПР в общество, искажают процесс социально-личностного развития и адаптации.
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды игровой деятельности, но довольно редко - специально разработанные программы коррекционно-развивающей помощи детям, основанные на реабилитации детей в тёмной сенсорной комнате.
Поиски путей оказания общеразвивающей, коррекционно-развивающей психологической помощи детям с ЗПР с момента поступления в детский сад и до поступления их в школу привели к изучению нами учебно-методического пособия «Темная сенсорная комната-мир здоровья» под общей редакцией В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. Авторский опыт работы с разными категориями детей с применением интерактивной среды темной сенсорной комнаты, подтвердил необходимость целенаправленной психолого-педагогической работы с детьми с ЗПР в разных сферах и направлениях развития.
Игры способствуют решению различных проблем развития сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, познавательных процессов, коммуникативной сферы, помогает гармонизации и развитию эмоционально-волевой сферы, коррекции неадекватных форм поведения, развитию речи. Сокращается адаптационный период к условиям детского сада у детей, разнообразные игровые и неигровые приемы объединяют детей в подгруппы, обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, формируют чувства уверенности в окружающем, оказывают профилактическую помощь и предупреждают «дезадаптацию».
По мере расширения сферы общения дети с ЗПР испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребёнок с ЗПР учиться преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами и своим поведением.
Эффект игры определяется практикой новых межличностных отношений, которую приобретает ребенок с ЗПР в ролевой игре как со взрослым, так и со сверстниками. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности для выражения чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. Отношения свободы и сотрудничества, формирующиеся взамен отношений принуждения и агрессии, оказывают терапевтический эффект и приводят к гармонизации личности ребёнка с ЗПР.
Таким образом, представленная систематичность в коррекционной работе с детьми с ЗПР в интерактивной среде темной сенсорной комнате позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями, способствует модификации, трансформации поведения, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка с ЗПР, а самое главное - успешность его социализации.
Список литературы
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / Под ред. Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой, В. Л. Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007.
- Родник — программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Б. Баряева, Е. О. Герасимова, Г. С. Данилина, Н. А. Макарчук // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 5.
- Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. — М.: АРКТИ, 2006.
- Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХСЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ...
Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и логопеда в сенсорной комнате
Полный конспект интегрированного занятия педагога-психолога и логопеда в сенсорной комнате с детьми дошкольного возраста,имеющих ЗПР...
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Волшебный камешек»
Сенсорная комната - это волшебный мир для ребенка. Погружаясь в мир сказок и волшебства, дети воспринимают все происходящее в ней как реальность.Проигрывая сказочные ситуации, дети получают знания о м...
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Розовые очки»
Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития. Пребывание в сенсорной комнате способствует нормализ...
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога Доу в условиях ФГОС
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ в рамках реализации ФГОСМатериал выступления на районном методическом выступлении педагогов-психологов дошкольных образовательных организацийПодг...
Программа «Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. В работе с таким детьми с...
План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"
План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...