Семинар - практикум для педагогов "Особый ребенок. Ребенок с ОВЗ".
методическая разработка
Обучение педагогов эффективным способам взаимодействия с детьми с ОВЗ, повышение педагогической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар для педагогов | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для воспитателей «Особый ребенок. Ребенок с ОВЗ»
Цель: обучение педагогов эффективным способам взаимодействия с детьми, повышение педагогической культуры.
Задачи:
1.формирование представлений о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
2.познакомить педагогов с особенностями организации работы с детьми в ДОУ»
3. развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ, формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с ребенком с ОВЗ;
4.снятие психологических барьеров, развитие навыков работы в команде, оказание психотерапевтической помощи участникам.
Ход семинара.
1. Организационный этап.
- Здравствуйте, я рада вас всех видеть. Надеюсь, вам понравится все то, чем мы будем заниматься сегодня и вы не пожалеете время, которое вы провели здесь.
Игра «Похвалилки»
Цель: снятие напряжения, знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.
Разминка Молекулы»
Цель: Повышение позитивного настроения и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление
2. Информационный этап.
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вначале высказывают предположения педагоги, а затем ведущие дают определение детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие любые утраты психической,
физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие
полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую,
социальную или иную деятельность и препятствующие получению образования без создания
специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Наличие
того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества,
развития.
Смысл разработки ФГОС для детей с ОВЗ:
Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:
- степени тяжести нарушения психического развития,
- способности к освоению цензового уровня образования,
- вида учебного заведения,
- региона проживания.
Приоритетные направления модернизации образования -формирование в обществе, в т.ч. у
педагогов и родителей, толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей интеграции и
инклюзии детей с ОВЗ.
Практическое упражнение «Новенький в группе детского сада».
Воспитатели вытягивают из мешочка детей, среди которых есть как здоровые, так и дети с ОВЗ
(дети с нарушением развития аутистического спектра, слабовидящий, слабослышащий, ребенок с
нарушением речи, гиперактивный ребенок). Далее воспитателя просят рассказать свои ощущения,
мысли, свои дальнейшие действия при поступлении в группу нового ребенка.
Классификация и описание детей с ОВЗ.
Хочется остановиться на принципах работы из опыта специалистов города Новосибирска
«Детского оздоровительно-образовательного (социально-педагогического) центра А.И.
Бороздина», которые можно взять на вооружение при выстраивании системы работы в ДОУ:
1.Принятие ребенка не зависимо от его диагноза.
2. Не делать быстрых выводов. Уметь ждать.
3. Позитивность. Положительное оценивание успехов ребенка. Похвала потенциальных успехов
помогает поверить в себя. Использование авансовых поощрений стимулирует ребенка к попытке
что-либо сделать.
Учебно-организационные принципы:
1. Принцип индивидуального подхода. Педагог наблюдает за ребенком, что он умеет, отслеживает
его успехи, достижения.
2. Принцип комплексного подхода к развитию ребенка. Педагог организует взаимодействие с
ребенком через максимальное привлечением анализаторов (слухового, зрительного,
кинестетического).
3. Принцип взаимодействия специалистов. После занятия рекомендуется специалистам
прописывать, что получилось, что не получилось, какие новообразования. Каждые полгода
происходит обсуждение динамики развития, составляются планы работ, индивидуальные
маршруты. Прописываются конкретные рекомендации ребенку: учить размазывать пластилин,
закрывать рот и т.д.
4. Принцип ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка. Родители пишут сочинение
«Мой ребенок». Родительское сочинение - одна из наиболее информативных и надежных техник,
позволяющих успешно диагностировать тип воспитания в семье и позицию родителя, выявить
особенности восприятия и взаимодействия с ребенком.
5. Принцип учета интересов ребенка, его психофизиологических особенностей развития. Идти за
ребенком. Каждый раз при взаимодействии с ребенком давать ему чтото новое в познании,
коммуникации.
6. Принцип творчества. Главный девиз центра – сотворчество. Проявление заинтересованности в
развитии ребенка. Счастливое ожидание результата.
7. Принцип деятельности. Ребенок деятель, он трогает, нюхает, переливает, мнет, рвет, носит и
т.д.
8. Принцип систематичности занятий.
9. Принцип от простого к сложному. Постепенное усложнение заданий: «делай как я», «делай
сам».
10. Принцип открытости. Каждый желающий может присутствовать на занятии. Расписание
индивидуальных, фронтальных занятий педагогов с ребенком позволит родителям присутствовать
на них.
11. Принцип поддержки семьи. Планируется проведение тренингов с родителями, воспитывающих
детей с отклонениями в развитии.
С чего начать работу с детьми с ОВЗ? Условия проведения занятия с детьми.
1. Установление контакта педагога с ребенком. Принятие ребенка. Желание помочь ребенку.
2. Знания о развитии ребенка в норме.
3. Знание индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ.
4. Творческий подход.
5. Сотрудничество с родителями.
6. Создание ситуации успеха. Ни одной эмоции против ребенка.
7. Присоединения к ребенку.
8. Настойчивое достижение цели. «Мы все равно запишем букву!», «щипать не будем».
9. Удерживание требований.
10. Организация пространства. Все под рукой, но недоступно для ребенка.
11. Прикосновения тактильные «Умница».
12. Использование приема многократного повторения. [Материалы авторских семинаров
специалистов «Детского оздоровительно-образовательного (социальнопедагогического) центра
А.И. Бороздина» (г. Новосибирск) в Томске 2012, 2013] Необходимо соблюдать требования к речи
педагога-психолога: - описывать свои чувства, называть факты или детали, которые понравились;
- часто употреблять такие слова, как «молодец», «прекрасно», «хорошо», «очень приятно»,
«умница», «красиво», «отлично», «блестяще», «восхитительно» и др.; - в каждом занятии находить
что-то позитивное и называть вслух. Педагогу нужно также постоянно помнить: педагогическое
творчество педагога не должно содержать опасности, ставящей под удар свободу, психику и
личность ребенка, его физическое и психическое здоровье. Эмоционально-положительное
отношение ребенка к занятиям – залог успешной работы педагога. Наибольший эффект в развитии
ребенка может быть достигнут только при умелом, гибком использовании педагогом методов.
Подбирая методы и приемы, педагог ориентируется не только на всю группу детей, но и
учитывает индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, его состояние, уровень
подготовки, интересы, наклонности.
Все педагоги разделяются на четыре группы, по выбранному цвету лепестка и занимают столы соответствующего цвета.
1. Дети с нарушением речи (логопаты) - .
2. Дети с нарушением развития аутистического спектра - .
3. Слабовидящие дети (слепые, слабовидящие) - .
4. Дети с задержкой психического развития - .
Каждая группа должна описать свою группу детей с ОВЗ по предложенному алгоритму.
Алгоритм для описания детей с ОВЗ:
Возраст определения отклонения.
Внешние признаки.
Особенности поведения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальное развитие ребенка.
Особенности речевого развития.
Эмоционально-волевая сфера ребенка.
Прогноз развития (может ли дефект полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка).
Дети с нарушением речи (логопаты).
Это дети, имеющие отклонения в развитии речи. С каждым годом таких детей становится все больше. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Физическое развитие соответствует возрастной норме. Изначально интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме. Прогноз результата коррекционной работы благоприятный.
Дети с нарушением развития аутистического спектра.
Нарушением психического развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к нарушению социального взаимодействия, является аутизм. Это заболевание оказывает сильное влияние на ранее развитие ребенка и на всю жизнь человека в дальнейшем. Не существует медицинских анализов, которые смогли бы диагностировать аутизм. Только наблюдая за поведением ребенка и его общением с окружающими можно поставить диагноз «аутизм».
Аутизмом приблизительно в четыре раза чаще страдают мальчики. Заболевание это встречается довольно часто (5-20 случаев на 10000 детей).
Нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в установлении контактов и общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. Ограничены когнитивные возможности, прежде всего трудности переключения с одного действия на другое. Для детей важна длительность и постоянство контактов с воспитателем. Наблюдается отставание в развитии речи. Отсутствие мимики и жестов. Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза. Дети не желают общаться и дружить с ровесниками. Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей). Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости. Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки. Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой. Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках. Испытывает требование точно повторять одни и те же действия. Концентрирует свое внимание на чем-то одном.
Слабовидящие дети (слепые, слабовидящие).
Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложной структурой зрительных нарушений. 92% слабовидящих и 88% слепых детей имеют врожденный характер. При нарушении заметно усложняется ориентировка в большом пространстве, следствием чего является малоподвижность таких детей, что приводит к развитию мышечной гипотонии (слабость мышц). Поэтому у некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. Речь сохранная, но сужена сфера активного общения. Должна быть хорошо развита мелкая моторика, т. к. рука является важным органом восприятия. Запоминают медленно, но информация сохраняется длительное время. Часто для них характерна эмоциональная неустойчивость, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. В возрасте 4-5 лет начинают понимать и переживать свой дефект, что осложняет отношения со сверстниками. Зависимы от взрослых. Свойственен страх перед неизвестным, неизведанным пространством.
Дети с задержкой психического развития.
Для них характерно временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций (сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). В настоящее время встречается все чаще. Интеллектуальное развитие происходит замедленно, с отставанием от нормы. Выявляется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. Неспособны к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладают игровые интересы и игровая мотивация, недоразвитие произвольных видов деятельности. Мыслительная деятельность с детьми с ЗПР формируется на фундаменте из практических действий. Речь детей с ЗПР формируется с некоторой долей отставания от возрастной нормы. Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость. Темп работоспособности низкий. Для одних характерна излишняя импульсивность, возбудимость, агрессивность, раздражительность, для других медлительность, скованность, заторможенность. Часто подвергаются насмешкам других детей. Они хорошо воспринимают помощь взрослых.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни дети с ОВЗ в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).
Практическое упражнение – решение педагогических ситуаций.
Ситуация 1.
Дети старшей группы занимаются лепкой. Нужно изготовить жар-птицу. Леша (слабовидящий ребенок) с трудом справляется с поставленной задачей. Работа получается не очень аккуратной и правильной, хуже, чем у других детей. Леша видит это, расстраивается и начинает плакать.
- Как поступить педагогу?
Решение: неудачи детей не всегда связаны с отсутствием желания заниматься, а чаще – с недостатком способностей, возможностей. Поэтому очень важно в работе создать ситуацию успеха, атмосферу, которая будет способствовать тому, что ребенок хоть немного поверит в свои силы.
Чтобы создать ситуацию успеха, задания необходимо подбирать по силам, учитывая индивидуальные возможности и способности ребенка.
Ситуация 2.
Дима ходит в подготовительную группу. Интеллектуальное развитие ниже возрастной нормы. На занятиях не проявляет интереса, старается быстрее убежать играть в машинки. Не реагирует на просьбы и замечания воспитателя. К детям часто проявляет агрессию. Родители на все замечания и предложения воспитателя не реагировали. В конце учебного года воспитатель, написав характеристику, отправил ребенка на городскую ПМПК. Пройдя всех специалистов, выслушав решение комиссии о необходимости отдавать Диму в школу коррекционного вида, мама пришла в детский сад, устроила скандал, и отказалась отдавать ребенка в такую школу, обвинив во всем воспитателя и весь детский сад.
Решение:
- регулярно вести дневник наблюдений, выносить вопрос на консилиум; приглашение родителей на консилиум;
- ни воспитатель, ни специалисты не имеют право отправлять ребенка на какие-либо комиссии без согласия родителей (законных представителей). И даже если родители дали согласие и прошли ПМПК, то нужно помнить, что решение ПМПК носит рекомендательный характер и это законное право родителей согласиться или передумать.
Ситуация 3.
В среднюю группу поступил ребенок с нарушением развития аутистического спектра. На первом собрании воспитатель рассказал всем родителям об этом, озвучив особенности его поведения. Родители стали вспоминать и рассказывать, что их дети также стали показывать подобные действия дома, и возмущаться, что «такой» ребенок посещает их группу.
Решение: воспитатель не должен распространяться об отклонениях в развитии и каких-либо болезнях детей. Если же родители сами расспрашивают или выражают какое-либо недовольство, компетентно объяснить родителям сложившуюся ситуацию и правильное поведение в ней как детей, так и родителей. Воспитатель должен заниматься со всеми детьми, находить индивидуальный подход. В случае, если есть заключение ПМПК или другой медицинский документ, подтверждающий, что ребенок относится к детям с ОВЗ, составляется ИОМ в соответствии с которым и ведется работа.
Ситуация 4.
В старшую группу поступил слабослышащий ребенок. Родители очень беспокоятся и заботятся о нем. Каждый день они рассказывают воспитателю о том, какой болезненный и бедный их ребенок, и что к нему нужно особо бережное и заботливое отношение. У ребенка совершенно не сформированы культурно-гигиенические и социальные навыки (не умеет сам одеваться и раздеваться, держать ложку, одевать и застегивать одежду и обувь). Дети начинают смеяться над ним и называть «малышом». Ребенок не хочет идти в детский сад.
Решение: воспитателю необходимо корректно поговорить с родителями о сложившейся ситуации. А также самому действовать в группе
3. Рефлексия.
Педагогов просят заполнить и сдать анкеты.
Подведите итог своей работы на семинаре:
1. Узнал___________________________________
_____________________________________________
2.Разобралась в _____________________________
_____________________________________________
3. Остались вопросы (укажите, какие)_________
_______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Социальное развитие ребенка: анализ взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, методы формирования детского сообщества»
Современные исследования ученых по проблеме организации многоуровневого профессионального образования открыли новые аспекты повышения эффективности образования и самообразования личности, при этом осо...
Семинар-практикум «Социальное развитие ребенка: анализ взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, методы формирования детского сообщества»
Современные исследования ученых по проблеме организации многоуровневого профессионального образования открыли новые аспекты повышения эффективности образования и самообразования личности, при эт...
Семинар-практикум по теме: «Здоровый ребенок - счастливый ребенок».
Цель семинара: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.Задачи: дать определение понятию здоровья. Классификация форм воспитате...
Семинар – практикум для педагогов «Особенный ребенок. Ребенок с ОВЗ»
Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной и...
Семинар-практикум по теме: «Здоровый ребенок - счастливый ребенок».
Цель семинара: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.Задачи: дать определение понятию здоровья. Классификация форм восп...
Семинар-практикум: «Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе».
Семинар-практикум: «Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе»....
Семинар – практикум «Особый ребенок. Ребенок с ОВЗ»
С чего начать работу с детьми с ОВЗ? Условия проведения занятия с детьми....