Семинар-практикум: «Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе».
материал по психологии
Семинар-практикум: «Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semiran-praktikum-_prichiny_agressivnogo_povedeniya_rebenka.docx | 34 КБ |
seminar-praktikum._prichiny_agressivnogo_povedeniya.pptx | 346.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия г. Троицка»
Педагог-психолог: Данилов Евгений Юрьевич
Семинар-практикум
«Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе».
Цель семинара:
обобщение психологических знаний природы детской агрессивности, ее причины и профилактики;
обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования навыков работы с агрессивными детьми.
План семинара:
1. Знакомство.
2. Введение. Актуальность проблемы.
3. Мини-лекция «Что такое агрессия?»
4. Игра «Доброе животное».
5. Мини-лекция «Определение и объяснение феномена агрессивности».
6. Игра «Обзывали».
7. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка». Работа в группах.
8. Игра «Мой хороший попугай»
9. Мини-лекция «Особенности детской агрессии»
10. Игра «Король»
11. Работа в группах. Причины детской агрессии.
12. Игра «Тух-Тиби-дух!»
13. Мини-лекция «Возрастные особенности агрессивного поведения»
14. Игра «Бумажные мячики»
15. Коррекционная работа с агрессивными детьми.
16. Подведение итогов.
Данный семинар рассчитан для воспитателей ДОУ, педагогов-психологов, педагогов начального звена.
Ход семинара.
Приветствие.
Участники перед началом семинара на цветных визитках пишут свои имена и булавками прикалывают к груди. Затем рассаживаются на стулья полукругом.
Ведущий семинара предлагает всем познакомиться: называет свое имя, отчество, фамилию, место работы и должность. Затем представляется каждый из участников.
Теоретический блок. Актуальность проблемы.
Ведущий рассказывает о необходимости поведения профилактической и коррекционной работы с агрессивными детьми, о последствиях агрессивного поведения.
Мини-лекция. Что такое агрессия?
В ходе выступления ведущий такие понятия как «агрессия», «агрессивность». Указывает на разнообразные виды агрессии (физическая, вербальная, косвенная, раздражение и др.), особенности их проявления в поведении человека.
Далее ведущий предлагает участникам семинара поиграть и сообщает о том, что все используемые на семинаре игры можно проводить с детьми с целью коррекции профилактики агрессивного поведения.
Игра «Доброе животное».
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Теоретический блок. Определение и объяснение теории агрессивности.
Цель: вооружить педагогов знанием о различных подходах ученых в объяснении природы агрессивности:
Ведущий рассказывает о том, что существуют различные точки зрения по вопросу природы агрессивности:
- агрессивность – врожденное, инстинктивное свойство человека;
- агрессивность – поведенческая реакция на фрустрацию;
- агрессивность – характеристика поведения, формирующаяся в результате научения.
Игра «Обзывалки».
Цель игры: способствовать разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Ход игры. Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов грибов, рыб цветов… Каждое обращение обязательно нужно начинаться со слов: «А ты…». Например, «а ты морковка!».
В заключительном круге играющие обязательно говорят что-нибудь приятное. Например: «А ты моя радость!». Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться не следует.
Практический блок. Психологический портрет агрессивного ребенка.
Все участники семинара делятся на четыре группы. Для деления используется психологическая игра «Атомы».
Ход игры: ведущий объясняет, что все участники – это отдельные атомы, которые хаотически двигаются по залу. По сигналу ведущего (хлопок) и его команде играющие объединяются в группы по количеству человек, названному ведущим. Например: «Атомы по трое!»
В конце игры ведущий называет такое число, чтобы в результате получилось четыре группы.
Затем участники работают в тех группах, которые образовались.
Ведущий говорит о том, что все вместе будут составлять портрет агрессивного ребенка. Для этого в группах должны быть обсуждены вопросы:
1. Какие внешние проявления характерны для агрессивного ребенка (особенности поведения)?
Ведущий раздает листы бумаги и маркеры двух цветов: синий – для внешних проявлений и красный – для внутренний переживаний. Участники на бумаге записывают варианты.
Для обсуждения дается 7-10 минут.
На стене в это время ведущий вывешивает ватман, на котором нарисован силуэт ребенка. Затем каждая группа предлагает определенную характеристику, после, чего проводится общее обсуждение. Ведущий дает возможность каждому участнику высказаться, выразить свою точку зрения. Предложенные характеристики прикрепляются на ватман с нарисованным силуэтом.
В итоге работы ведущий еще раз обращает внимание участников на все характеристики, свойственные агрессивному ребенку, и на его психологический портрет.
Игра «Мой хороший попугай».
Цель игры: способствовать развитию чувства эмпатии, умению работать в группе.
Участники стоят в кругу. Ведущий говорит о том, что к ним в гости прилетел попугай. Он хочет со всеми познакомиться. Участник, получил игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-либо приятное, назвать ласковым именем и передать попугая другому участнику.
Игру проводят в медленном темпе.
Теоретический блок. Особенности детской агрессии.
Ведущий говорит о том, что проблема детской агрессии актуальна с точки зрения дифференциации нормы и отклонения в развитии. Агрессию дошкольников можно рассматривать в двух основных вариантах:
1) когда агрессивные действия ребенка ситуативны;
2) когда агрессивные действия становятся ведущей формой поведения.
Затем ведущий знакомит с критериями определения степени тяжести агрессивных проявлений.
Игра «Король».
Цель: предоставить детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания и высказать все свои желания, не боясь «потерять лицо».
Ход игры. Ведущий выбирает одного ребенка, который играет роль короля. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, подавали ему питье и т. д. Важно, чтобы со временем каждый ребенок получил возможность побыть королем. Когда время правления короля заканчивается, происходит обсуждение его поведения.
Практический блок. Причины детской агрессии.
Все участники делятся на четыре группы. Принцип деления: объединение по цвету тех визиток, на которых написаны имена участников.
Каждой группе дается лист бумаги, ручка. Вопрос для обсуждения: какие причины способствуют тому, что ребенок растет агрессивным. Время обсуждения: 7-10 минут.
Затем происходит совместное обсуждение причин, названных участниками. Ведущий записывает их маркером на ватман, приготовленный заранее.
В итоге еще раз обращается внимание участников на перечень причин, на необходимость их учета в работе с агрессивными детьми.
Игра «Тух-тиби-дух!».
Цель игры: научить в приемлемой форме выплеснуть гнев, снять напряжение.
Ход игры. Ведущий сообщает участникам волшебное заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Это слово – «Тух-тиби-дух». Дети ходят по группе не с кем, не разговаривая. Как только ребенок захочет поговорить, он останавливается напротив одного из детей и трижды сердито – сердито произносит волшебное слово. В это время другой ребенок должен стоять тихо и слушать. Но если он захочет, он может ответить тем же – трижды сердито – сердито произнести «Тух-тиби-дух!». После этого дети продолжают прогуливаться по группе. Время от времени останавливаются перед кем-нибудь и снова произносят это волшебное слово.
Теоретический блок. Возрастные особенности детской агрессии.
Ведущий говорит о том, что проявление агрессии с возрастом изменяется. Это связано с возрастными особенностями ребенка. Так, в возрасте 1 года агрессия может проявляться в ответ на запреты и требования взрослых, ограничивающих свободу передвижения ребенка. В 2,5-3 года дети агрессивно настроены из-за конфликтов со взрослыми, особенно это появляется в период кризиса трех лет. Это теперь разновидность протеста против взрослого. Свое неудовольствие дети выражают весьма непосредственно: кричат. Падают на пол, топают ногами… В 5-6 лет агрессивное поведение может рассматриваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми. Наличие выраженных агрессивных проявлений и легкость их возникновения у 5-7 летних детей – признак, довольно неблагоприятный с точки зрения прогноза дальнейшего формирования личности.
Игра «Бумажные мячики».
Цель игры: дать возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение.
Ход игры. Все участники делятся на две команды. Каждому дается лист бумаги, из которого играющие должны сделать бумажный мячик (скомкав лист бумаги). В центре круга ведущий чертит линию, которая отделяет одну команду от другой.
Задание: играющие в течение 2-3 минут бросают бумажные мячики на территорию другой команды. По сигналу ведущего: «Стоп!» игра заканчивается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей на полу.
Теоретический блок. Коррекционная работа с агрессивными детьми.
В работе с агрессивными детьми следует придерживаться двух линий коррекций поведения.
- Работа непосредственно во время приступа агрессии.
- Более длительная, скрытая работа, строящаяся на знании причин агрессии.
Ведущий говорит о том, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Не следует допускать при ребенке агрессивных форм поведения. Во время вспышки гнева лучше отвлечь ребенка, переключить на другую деятельность. Эффективный способ – дать возможность выплеснуть агрессию.
Коррекционную работу целесообразно проводить в четырех направлениях:
ü Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Это может быть словесное выражение своих чувств и мыслей, а также – выражение гнева в косвенной форме, с помощью игровых приемов.
«Подушечные бои».
Цель: дать возможность в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.
Ход игры. Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за…».
«Выбиваем пыль».
Цель: помочь снизить агрессивность ребенка.
Ход игры. Каждому участнику достается «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».
Игры с водой.
Цель: снятие физического напряжения, помочь детям доступным способом выразить гнев.
Для игр используются небольшие емкости с водой. Некоторые варианты игр:
1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.
2.Сдувать из дудочки кораблик.
3.Сначала топить, а затем наблюдать, как выпрыгивает из воды легкая пластмассовая фигурка.
4.Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из под шампуня, наполненные водой).
ü Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания.
Для этого можно использовать релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, этюды – перевоплощения, аутогенную тренировку.
«Воздушный шарик».
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
«Драка».
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и рук.
Ведущий говорит: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: «А может, не стоит драться?». Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!».
«Дудочка».
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
Ведущий предлагает детям: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните все сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!».
«Ласковый мелок».
Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений.
Упражнение проводится в парах. Дети рисуют или пишут на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывают, что было изображено.
«Волны».
Цель: игра создает общность чувств, позволяет ощутить единство с другими людьми, их близость.
Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались, в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. «Волны такие веселые, добрые! Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим. После такой тренировки взрослый предлагает всем детям по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают. Когда все волны погладят купальщика, он превращается в волну, а в море ныряет следующий.
«Врасти в землю».
Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.
Ведущий дает инструкцию: «Попробуем сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожмем в кулачки, крепко сцепив зубы. Ты - могучее дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного в себе человека».
«Гора с плеч».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ведущий говорит ребенку: «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу же станет легче».
«Техника разрывания бумаги».
Цель: дать выход энергии и агрессивным импульсам.
Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, любую ненужную бумагу. Детям объясняется, что это упражнение позволит им освободиться от неприятной энергии и чувств. Затем ведущий начинает разрывать бумагу, показывает детям, как это лучше сделать. Дети присоединяются к ведущему и все вместе бросают бумагу в центр группы. Когда куча становится большой, се вместе принимаются энергично подбрасывать бумагу в воздух. Можно обсыпать друг друга кусочками бумаги.
Отработка навыков общения.
Задача взрослого – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами (обсуждение, ролевая игра).
Формирование способности к эмпатии, сочувствию.
Для этого используются такие приемы как чтение художественной литературы, игры и упражнения обязательно с последующим обсуждением чувств и мыслей героев.
Подведение итогов.
Для подведения итогов можно использовать анкеты по оценке семинара, устное обсуждение работы семинара, игру. Обязательно дать возможность высказаться каждому участнику семинара.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные причины агрессии: соматические заболевания, нарушение работы головного мозга; проблемы в отношении внутри семьи : ссоры, конфликты между отцом и матерью, выражающиеся в равнодушии, отсутствии совместных интересов; непосредственно агрессивное поведение родителей не только дома, но и в социуме; равнодушие родителей к делам, интересам ребенка, его статусу, успешности; сильная эмоциональная привязанность к одному из родителей, при этом второй родитель выступает объектом агрессии;
Основные причины агрессии: отсутствие единства в воспитании, а так же его непоследовательность; неспособность ребенка контролировать свои поступки, низкая самооценка; недостаточное развитие интеллекта; высокая степень возбудимости; отсутствие способности строить отношения в социуме; жестокие компьютерные игры, насилие с экранов телевидения.
Признаки агрессии у детей: обзывание сверстников; отбирание игрушек; желание ударить другого сверстника; мстительность; отказ соблюдать правила; непризнание своих ошибок;
Признаки агрессии у детей: вспышки гнева на действия окружающих; драчливость; замахивание на близких; плевки; щипание; употребление бранных слов.
Причины проявления агрессии у детей в разном возрасте Младенческий возраст. Младенцы бывают агрессивными, когда очень голодны, находятся в крайне неудобном положении, испытывают страх, недомогание или боль. Родители могут заявить что агрессию младенца могут оценить по громкости и тону голоса. Но это мнение ошибочно. Плач младенца - это оборона, это способ общения, передача чувств и потребностей. Его нельзя называть проявлением агрессии.
Причины проявления агрессии у детей в разном возрасте Ранний возраст. Крохи от 2 до 4 лет проявляют вспышки агрессии истериками, причинением боли своим сверстникам, взрослым, повреждением игрушек и мебели. Чаще всего агрессия в этом возрасте бывает по отношению к взрослым, как способ достижения какой-либо цели. Речевая агрессия позволяет увеличивать словарный запас ребенка.
Причины проявления агрессии у детей в разном возрасте Дошкольный возраст. Дети от 4 до 6 лет могут проявлять враждебность к своим братьям и сёстрам, а так же сверстникам. Из-за социального взаимодействия у детей появляются мнимые и реально существующие обиды. Они заставляют ребенка постоять за себя и вызывают атакующий гнев - агрессию.
Зачастую агрессивное поведение ребенка – это реакция на отсутствие внимания, и таким образом ребенок стремится заинтересовать окружающих личной персоной. Ребенок быстро извлекает урок, что плохим поведением он быстро получает долгожданное внимание. Поэтому взрослые должны это учитывать и по максимуму общаться с ним, поддерживая позитивное общение.
Если родители применяют физические наказания в семье , то дети: не умеют контролировать свое поведение; испытывают чувство страха и боязнь ослушаться родителей, но при этом чаще хулиганят; имеют повышенных риск получения психических расстройств со здоровьем во взрослом возрасте; становятся предрасположенными к насилию, издевательствам над будущей супругой, собственными детьми; теряют качество отношений с родителями.
Различают два типа агрессии у ребенка Импульсивную - аффективную, совершаемую в стадии аффекта. Агрессия характеризуется сильными эмоциями, неудержимым гневом, истеричным состоянием. Эта форма поведения не планируется, она возникает и происходит в запале. Инструментальная - хищная. Агрессия характеризуется различными манипуляторами, которые нацелены на достижение более важной цели.
Коррекция приступов агрессии у детей осуществляется через игровые ситуации, разыгрывание игрушками ситуаций, приближенными к реальности. Как только приучите вести себя спокойно в игровой ситуации, ребенок сразу поменяет манеру общения с окружающими.
Способы коррекции агрессивности: обучение способам выражения гнева в приемлемой форме; обучение приемам саморегуляции , умению владеть собой в различных ситуациях; отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; формирование таких качеств, как эмпатия , доверие к людям.
Как перевести гнев в мирное русло: Шаг первый : озвучить состояние ребенка. Шаг второй: присоединиться к чувствам ребенка. Шаг третий: помочь ребенку выразить гнев адекватным способом . Шаг четвертый: обсудить случившееся.
Игры и занятия с детьми для снятия агрессии. 1.Подушка или мягкая игрушка, придумать ей простое имя (Бобо, Жужу ). Когда у ребенка появится желание подраться, кусаться, толкнуть кого-то или стукнуть, надо объяснить, что детей и взрослых нельзя стукать. Но вот есть Бобо, который будет рад подраться. 2.Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком и глиной. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина.
Игры и занятия с детьми для снятия агрессии. 3.Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции. 4.Релаксация , расслабление. После снятия излишней напряженности, предложите ребенку «поспать », «поплавать на надувном матрасе» - обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет даже всего одну минуту.
Игры и занятия с детьми для снятия агрессии. 5.Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит и эмоциональное состояние. 6.Выражение своего гнева через рисунки.
Как справляться с детской агрессией 1.Установить четкий запрет на агрессивное поведение и систематическое напоминание ребенку об этом: «У нас есть табу» , «Так не принято» . 2. Научить ребенка проявлять агрессию приемлемым способом: похлопать в ладошки, побить кулачками, «слова- обзывалки » (например, ругаемся названиями овощей или фруктов, животными) .
Как справляться с детской агрессией 3. Сдерживать агрессивные проявления ребенка непосредственно перед их появлением . У деток, которые легко возбуждаются, должен обязательно быть режим дня, на соблюдении которого нужно настаивать. 4. Нужно поработать с самооценкой ребенка. Если он постоянно слышит критику со стороны окружающих, это может стать его проблемой. Помогите малышу разобраться с самим собой.
Как нельзя наказывать Нельзя наказывать ребенка за агрессивное поведение молчанием. Нельзя говорить «Я тебя больше не люблю» . Нельзя кричать на ребенка Нельзя чрезмерно наказывать, не соблюдая правило, что «поощрение при наказании должно быть больше, чем само наказание » . Нельзя упрекать и вспоминать былые проступки ребенка, тем самым закрепляя его плохое поведение.
Экспресс-приемы для педагога Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе 1. Прервите агрессивное поведение ребенка неожиданным действием. Например, свистните в свисток, внезапно пробегитесь в сторону от ребенка, наклонитесь и скажите шепотом ему в ухо любое слово, которое не относится к ситуации (например, «кошка»).
Экспресс-приемы для педагога Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе 2. Произнесите группе с обычной громкостью: «Хлопните в ладоши один раз те, кто меня слышит». Скорее всего, вас услышат всего несколько детей, но их хлопки привлекут внимание остальных. Тогда произнесите: «Хлопните в ладоши два раза те, кто меня слышит».
Экспресс-приемы для педагога Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе 3. Громко спросите, кто хочет пить. 4. Организуйте коллективную игру с воспитанниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины агрессивного поведения ребенка и рекомендации родителям для их устранения.
Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают ...
ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ ПРИЧИН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Непослушание, странные действия, игнорирование замечаний, крики и истерики – признаки агрессивного поведения ребенка. Педагоги-психологи выявляют два типа агрессии:- физическая агрессия;- вербал...
Агрессивное поведение ребенка: причины и профилактика
Агрессивное поведение ребенка: причины и профилактика Агрессия — это целенаправленное стремление нападать на людей и окружающие объекты, наносить им физический, моральный...
Экспресс-приёмы для педагога. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе.
Экспресс-приёмы для педагога. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе....
СЕМИНАР_ПРАКТИКУМ " Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"
Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возрастаВ дошкольном возрасте происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Дви...
ЭКСПРЕСС-ПРИЕМЫ. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе
Данный материал из справочника педагога-психолога...
"Как педагогу остановить агрессию у ребенка в группе детского сада"
Уважаемые, педагоги! Предлагаю вам познакомиться с приёмами, которые помогут вам остановить вспышку агрессии у ребёнка в группе....