Семинар – практикум для педагогов «Особенный ребенок. Ребенок с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Борзило Лилия Вениаминовна

    Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.  В инклюзивной практике дошкольного образования необходима помощь и педагогам, для формирования профессиональной компетентности педагогов по работе с данной категорией детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_dlya_pedagogov_deti_ovz.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

«Особенный ребенок. Ребенок с ОВЗ»  

Цель: обучение педагогов эффективным способам взаимодействия с детьми, повышение педагогической культуры.

Задачи:

  • показать значимость психических процессов для полноценного познавательного развития ребенка.
  • знакомство с основными методами и приемами работы по развитию у детей с ОВЗ интеллектуальной сферы.
  • обучение практическим приемам формирования навыков взаимодействия с детьми
    Технический материал:

- ноутбук

- мультимедийное оборудование

- музыкальное оборудование

- диски с записями мелодий из мультфильмов и сказок.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, мы рады вас всех видеть. Надеемся, что вам понравится все то, чем мы будем сегодня заниматься и вы не пожалеете что пришли к нам.

  • Игра «Похвалилки»

        Цель: снятие напряжения, знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.

       Каждому участнику предлагается назвать свое имя и рассказать, что лучше всего он умеет делать, или то, что он любит. Например, меня зовут Лилия,  я люблю ухаживать за животными.

  • Разминка «Молекулы».

Цель: Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Ведущий: Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Сейчас мы все по сигналу начнём быстро двигаться по музыкальному залу, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой.

Мини-лекция:  Все дети, прошедшие ПМПК получают статус дети с ОВЗ.

       ОВЗ - что это такое?  Это понятие подразумевает, что ребенок имеет какие-либо отклонения в своем развитии, которые носят временный или постоянный характер. При правильном подходе к воспитанию и обучению, можно корректировать состояние ребенка, полностью или частично исправить дефекты.

     Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

Специалисты делят ребят на несколько групп с:


     
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

     Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.  Для реализации основных прав ребенка на образование педагог - психолог в дошкольные учреждения разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут развития определенного содержания. Этот маршрут содержит рекомендации для всех специалистов, работающих с данной категорией детей.

        Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, педагога – дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья следующая:

Педагог-психолог:

• организует взаимодействие педагогов;

• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

• Осуществляет укрепление здоровья детей;

• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Педагог – дефектолог:

  • Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития;
  • Повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие;
  • Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Воспитатель:

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

У детей с ОВЗ как правило наблюдается:

  • низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
  • отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
  • неравномерная работоспособность;
  • отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
  • выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
  • нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
  • снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;
  • нарушения мелкой и крупной моторики.

(не ждать быстрых результатов)

      Чтобы детство наших детей было счастливым, основное и главное место в их жизни должна занимать игра, т.к. она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. У ребёнка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворить не потому, что делу - время, потехе - час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Игра - это школа произвольного поведения, и именно благодаря ей, у ребенка формируются все интеллектуальные способности. К ним относятся:

  • Внимание
  • Память
  • Мышление
  • Восприятие
  • Воображение
  • Речь.
  • Мелкая моторика

     Для преодоления этих трудностей педагоги ищут различные способы и приемы. Сегодня мы вас познакомим с приемами игровой деятельности, где вы на практике  научитесь играть в те игры, в которые мы играем с вашими детьми. Возможно, что-то из увиденного сегодня вам покажется интересным, и очень бы хотелось, что вы будете использовать эти игры в домашних условиях.

   Простые игры и упражнения, способствуют развитию основных высших психических функций, их можно применять во время прогулки,  в свободной игровой деятельности дома. А сейчас, мы предлагаем поиграть в игры. Начинаем с разминки рук – игры для пальчиков развивают мелкую моторику, координацию, ориентировка в пространстве.  Поскольку это активизирует речемыслительную деятельность и мотивирует на дальнейшую работу. Ведь еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

  • Упражнение - игровой массаж «Мошка»

Цель: развитие мелкой моторики, психомоторных процессов.

Педагог вместе с детьми рассказывает стихотворение, сочетая его с самомассажем кистей и пальчиков:

Вот кулак, а вот ладошка,

(Сжимаем, разжимаем кулачок 3-4 раза, чередуя правую и левую руку.)

На ладошку села мошка.

(Растираем круговыми движениями середину ладошки.)

И пошла, пошла. пошла,

(Растираем фаланги пальчиков,  начиная с большого пальца.)

До мизинчика дошла.

(Т. Трясорукова)

  • Упражнение- массаж «Суджою»

Цель: воздействовать на биологические точки организма, стимулировать речевые зоны горы головного мозга, развивать мелкую моторику рук.

Упражнение «Черепаха»

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха

Кусь,кусь,кусь, кусь

Не  кого я не боюсь.

Упражнение «Ежик»

Ежик, ежик колкий

Где твои иголки

Нужно бельчонку сшить распашонку

Починить штанишки шалуну зайчишки

Фыркул ежик, отойдите, не просите, не спешите

Если отдам иголки, съедят меня злые волки.

  • Комплекс артикуляционной гимнастики

Путешествие в зоопарк

  1. Бегемотики
  2. Лягушки
  3. Слон
  4. Змея
  5. Лошадка
  6. Индюк
  7. Киска сердиться
  8. Часики
  9. Шарики
  • Зрительная гимнастика «Горизонтальная восьмерка»

Цель: расширить поле зрения, улучшить восприятие, одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

       Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, Т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

  • Зрительная гимнастика «Сова»

Цель: развитие координации движений и графических навыков, активизации стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

В лесу темно

Все спят давно

Только совушка-сова

На суку сидит одна

Во все стороны глядит

Влево, вправо.

Верх и вниз

Звери,  птицы эх держись!

Осмотрела все кругом за добычею бегом!

  • «Скажи наоборот»

Цель: развитие речи, расширение активного словарного запаса, памяти, внимания, мышления.

      В игре участвуют два и более человек. Они перекидывают друг другу мяч, называя и показывая при этом какое-либо настроение (эмоцию). Когда участник возвращает мяч обратно, он называет противоположное настроение (эмоцию). Например:

Веселый - грустный

Добрый - злой

Молчаливый - общительный

Черный - белый

Узкий - широкий

Давать - забирать

Горе - радость

Друг - враг

Добро - зло

Горячий - холодный

  • «Аукцион»

Цель: развитие речи, памяти, произвольного внимания, воображения.

      Ведущий предлагает игрокам быстро называть предметы, имеющие одинаковый признак, например: «Ведущий показывает геометрическую фигуру (круг). Игроки начинаю по очереди называть: круглая тарелка, круглый мяч, стол и т.д. Когда темп замедлиться, ведущий считает до трех: «Круглый раз, круглый два, круглый три!». Выигрывает тот, кто последний произнесет заключительный предмет. Усложнение показывает зеленый круг. Игроки называют уже, что может быть круглое зеленного цвета. Использовать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, овал).

  • Упражнение «Лезгинка»

Цель: развитие произвольного внимания.

       Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

  • Дидактическая игра «Ассоциации»

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, речи, умение сравнивать, обобщать, классифицировать.

        Необходимо подобрать из имеющихся карточек те, которые по смыслу подходят к выбранному изображению. Если ошибаетесь, то имеющийся на карточке замок (пазл) не позволит соединить все три карточки.

  • Рефлексия «Мое настроение»

Цель: изучение настроения родителей после проведенного мероприятия.

      На мероприятие все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения после занятия, которое дети показывают и проговаривают в кругу (сжатые ладошки - плохое настроение, широко разведенные руки - замечательное). Родителям предлагается последовать ритуалу детей и показать свой спектр настроения, с которым они уходят после нашей сегодняшней встречи. По желанию, родители не только показывают, но и объясняют свои чувства.

  • Упражнение «Аплодисменты» по кругу.

       Ведущий: "Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется вам предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее Ведущий начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем, третий выбирает четвертого и т.д. пока все не начнут хлопать.

Литература:

  1. Барсукова О. В., Гавриш Е. Н. Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 101-105.
  2. Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду// Методические рекомендации. – 2015 г.
  3. Журнал «Справочник педагога-психолога» №2,2016; №7, 201


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме: «Здоровый ребенок - счастливый ребенок».

Цель семинара: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.Задачи: дать определение понятию здоровья. Классификация форм воспитате...

Семинар-практикум для педагогов «Особенности работы с детьми ММД».

Причины минимальной мозговой дисфункции у детей, факторы влияющие до рождения ребенка, симптомы, методика работы с детьми ММД....

Семинар - практикум для педагогов "Особый ребенок. Ребенок с ОВЗ".

Обучение педагогов эффективным способам взаимодействия с детьми с ОВЗ, повышение педагогической культуры....

Семинар-практикум для педагогов "Особенности работы педагога с детьми раннего возраста"

Уважаемые педагоги! Вашему вниманию представлен теоретический и практический материал для работы с детьми раннего возраста....

Семинар-практикум для педагогов «Особенный ребёнок в детском саду»

формировать представлений о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

Семинар-практикум для педагогов «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Проблема агрессивности на сегодняшний день является очень актуальной, поскольку увеличилось количество детей, характеризующихся агрессивным поведением. Но только последовательное следование устан...