Развитие творческого и эмоционального потенциала в детской среде. Дети с признаками одаренности.
статья

Подлабошникова Светлана Геннадьевна

Современной ценностью становится высокий интеллект, поскольку от количества интеллектуальных, творческих личностей зависит благосостояние и успешное развитие современного общества, качество жизни в нем. Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – ранее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети – потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие постиндустриального общества. Поэтому выявление и развитие способностей учащихся, изучение условий и факторов, способствующих формированию интеллектуальных и творческих способностей детей, становятся одной из актуальных проблем образовательного процесса.

История развития исследовательской и педагогической практики для одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствующих социальным потребностям общества и уровню развития психологических наук. Проблема одаренности в отечественной психолого-педагогической науке изучалась как психология искусства. Так, Б.М. Теплов рассматривает одаренность в качестве сочетания способностей, которые определяют успешность в осуществлении какой-либо деятельности. [5]

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термин «одаренные дети» относится к особой группе детей, которые обгоняют своих сверстников по развитию. Талантливый ребенок – это ребенок, которого отличают явные, очевидные, иногда исключительные достижения (или условия для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Напротив, термин «детская одаренность» указывает на то, что у каждого человека есть некоторый интеллектуальный и творческий потенциал. [4]

В настоящее время большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качество оригинальности и характер развития талантов всегда является результатом сложного взаимодействия наследственности (естественных наклонностей) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игра, школа, работа). В то же время особое значение имеют деятельность ребенка и психологические механизмы саморазвития личности, которые лежат в основе формирования и реализации индивидуальных талантов. Практически каждый ребенок может быть успешным в довольно широком спектре видов деятельности, поскольку его умственные способности значительно пластичны на различных этапах возрастного развития, что, в итоге, создает условия для формирования разнообразных типов талантов. [3]

В появлении и развитии одаренности важную роль играют нейропсихические образования, которые определяют способность ребенка к особым, оригинальным восприятию мира, образованию и обучению, пониманию и творчеству, самовыражению и утверждению. Талант зависит от индивидуальных, личных, нравственных и эстетических характеристик человека. Личность, убежденность, честность, интеллектуальная и моральная слабость и свобода, настойчивость, упрямство, умение смотреть в лицо, внутренняя самодисциплина, гражданская сознательная дисциплина – все это, безусловно, внутренние условия развития способностей, дарования, таланта. Его реализация детьми должна охватываться консультированием взрослых, психологически благоприятной средой и необходимыми социальными и материальными условиями. Мастер, педагогическое лидерство также играет важную роль в успешном формировании таланта. [6]

Преподаватель является решающим фактором в системе образования одаренных детей. Поэтому к преподавателю, который занимается с одаренными детьми, предъявляются достаточно повышенные требования: позитивная самооценка; знание соответствующих концептуальных моделей, используемых в обучении для разных возрастных групп одаренных детей; умение правильно выбирать учебные материалы; умение правильно оценивать успехи детей.

Способности включают целостную личность человека, вместе с мотивационной сферой, интересами, волевыми проявлениями, чувствами, творчеством. [1]

В.С. Ротенберг в своих исследованиях показал, что основным поведенческим компонентом, который определяет устойчивость организма к различным вредным воздействиям, является исследовательская деятельность. Этот элемент является одной из личностных характеристик, влияющих на подход ребенка к учебной деятельности. Поисковая деятельность – это деятельность, направленная на изменение отношения к ней или поддержание благоприятной ситуации, несмотря на воздействие угрожающих факторов и обстоятельств, при отсутствии конкретного прогноза результатов такой деятельности, но с постоянным учетом промежуточных результатов в самом процессе. Исследовательская деятельность в образовательной деятельности – это движущая сила саморазвития и самосовершенствования каждого человека, что делает его активным партнером в этой деятельности.[7] Каждый человек рождается с условиями биологического поиска, необходимость поиска новорожденных еще не сформирована. Он может быть окончательно сформирован и реализован исключительно в ходе индивидуального развития и обучения. Развитие таланта требует организации особой, развивающей среды. [2]

В триедином процессе обучения, умственного развития и воспитания личности интерес – это связь. Наличие интереса является одним из основных условий успешного ведения образовательного процесса и доказательством его правильной организации. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает запоминать легче и дольше. Поэтому одним из важнейших условий эффективности образовательного процесса является воспитание познавательного интереса у учащихся. Когнитивный интерес – это глубоко укоренившийся внутренний мотив, основанный на присущей человеку когнитивной потребности. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил в развитии личности в целом. [8]

Поэтому развитие таланта является одним из важных направлений образовательного учреждения. Развитие талантов следует рассматривать с учетом внутренних и внешних факторов, прежде всего взаимодействия развивающейся личности с социальной средой. Определение параметров образовательной среды, важных для процессов развития творческих способностей, создание условий для развития познавательного интереса и расширение личного пространства человека как творческой индивидуальности, по нашему мнению, являются ключом к развитию талантов, способствующих решению проблем современного общества.

СПИСОК ИССПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Агалакова М.Ю., Лучинина А.О. Особенности детской одаренности // Вестник Вятского государственного университета. – 2018. – № 1. – С. 75-80.

2 Власова И.В. Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2010. – № 2 (4). – С. 99-103.

3 Калинина Л.Ю., Максименко Д.А. Особенности ранней детской одаренности в условиях современной образовательной среды // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). – СПб.: Свое издательство, 2018. – С. 1-4.

4 Козлова Е. А. К вопросу об одаренности детей // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 874-877.

5 Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29-33.

6 Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Человек в системе общенаучных отношений: материалы всесоюз. науч. конф. – М., 1991. – С. 149-159.

7 Одаренные дети / под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.А. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

8 Соколова Н.В. Развитие детской одарённости в условиях современной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 46-50.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ. ДЕТИ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ.

Подлабошникова С.Г. (г.Электросталь)

Современной ценностью становится высокий интеллект, поскольку от количества интеллектуальных, творческих личностей зависит благосостояние и успешное развитие современного общества, качество жизни в нем. Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – ранее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети – потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие постиндустриального общества. Поэтому выявление и развитие способностей учащихся, изучение условий и факторов, способствующих формированию интеллектуальных и творческих способностей детей, становятся одной из актуальных проблем образовательного процесса.

История развития исследовательской и педагогической практики для одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствующих социальным потребностям общества и уровню развития психологических наук. Проблема одаренности в отечественной психолого-педагогической науке изучалась как психология искусства. Так, Б.М. Теплов рассматривает одаренность в качестве сочетания способностей, которые определяют успешность в осуществлении какой-либо деятельности. [5]

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термин «одаренные дети» относится к особой группе детей, которые обгоняют своих сверстников по развитию. Талантливый ребенок – это ребенок, которого отличают явные, очевидные, иногда исключительные достижения (или условия для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Напротив, термин «детская одаренность» указывает на то, что у каждого человека есть некоторый интеллектуальный и творческий потенциал. [4]

В настоящее время большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качество оригинальности и характер развития талантов всегда является результатом сложного взаимодействия наследственности (естественных наклонностей) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игра, школа, работа). В то же время особое значение имеют деятельность ребенка и психологические механизмы саморазвития личности, которые лежат в основе формирования и реализации индивидуальных талантов. Практически каждый ребенок может быть успешным в довольно широком спектре видов деятельности, поскольку его умственные способности значительно пластичны на различных этапах возрастного развития, что, в итоге, создает условия для формирования разнообразных типов талантов. [3]

В появлении и развитии одаренности важную роль играют нейропсихические образования, которые определяют способность ребенка к особым, оригинальным восприятию мира, образованию и обучению, пониманию и творчеству, самовыражению и утверждению. Талант зависит от индивидуальных, личных, нравственных и эстетических характеристик человека. Личность, убежденность, честность, интеллектуальная и моральная слабость и свобода, настойчивость, упрямство, умение смотреть в лицо, внутренняя самодисциплина, гражданская сознательная дисциплина – все это, безусловно, внутренние условия развития способностей, дарования, таланта. Его реализация детьми должна охватываться консультированием взрослых, психологически благоприятной средой и необходимыми социальными и материальными условиями. Мастер, педагогическое лидерство также играет важную роль в успешном формировании таланта. [6]

Преподаватель является решающим фактором в системе образования одаренных детей. Поэтому к преподавателю, который занимается с одаренными детьми, предъявляются достаточно повышенные требования: позитивная самооценка; знание соответствующих концептуальных моделей, используемых в обучении для разных возрастных групп одаренных детей; умение правильно выбирать учебные материалы; умение правильно оценивать успехи детей.

Способности включают целостную личность человека, вместе с мотивационной сферой, интересами, волевыми проявлениями, чувствами, творчеством. [1]

В.С. Ротенберг в своих исследованиях показал, что основным поведенческим компонентом, который определяет устойчивость организма к различным вредным воздействиям, является исследовательская деятельность. Этот элемент является одной из личностных характеристик, влияющих на подход ребенка к учебной деятельности. Поисковая деятельность – это деятельность, направленная на изменение отношения к ней или поддержание благоприятной ситуации, несмотря на воздействие угрожающих факторов и обстоятельств, при отсутствии конкретного прогноза результатов такой деятельности, но с постоянным учетом промежуточных результатов в самом процессе. Исследовательская деятельность в образовательной деятельности – это движущая сила саморазвития и самосовершенствования каждого человека, что делает его активным партнером в этой деятельности.[7] Каждый человек рождается с условиями биологического поиска, необходимость поиска новорожденных еще не сформирована. Он может быть окончательно сформирован и реализован исключительно в ходе индивидуального развития и обучения. Развитие таланта требует организации особой, развивающей среды. [2]

В триедином процессе обучения, умственного развития и воспитания личности интерес – это связь. Наличие интереса является одним из основных условий успешного ведения образовательного процесса и доказательством его правильной организации. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает запоминать легче и дольше. Поэтому одним из важнейших условий эффективности образовательного процесса является воспитание познавательного интереса у учащихся. Когнитивный интерес – это глубоко укоренившийся внутренний мотив, основанный на присущей человеку когнитивной потребности. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил в развитии личности в целом. [8]

Поэтому развитие таланта является одним из важных направлений образовательного учреждения. Развитие талантов следует рассматривать с учетом внутренних и внешних факторов, прежде всего взаимодействия развивающейся личности с социальной средой. Определение параметров образовательной среды, важных для процессов развития творческих способностей, создание условий для развития познавательного интереса и расширение личного пространства человека как творческой индивидуальности, по нашему мнению, являются ключом к развитию талантов, способствующих решению проблем современного общества.

СПИСОК ИССПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Агалакова М.Ю., Лучинина А.О. Особенности детской одаренности // Вестник Вятского государственного университета. – 2018. – № 1. – С. 75-80.

2 Власова И.В. Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2010. – № 2 (4). – С. 99-103.

3 Калинина Л.Ю., Максименко Д.А. Особенности ранней детской одаренности в условиях современной образовательной среды // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). – СПб.: Свое издательство, 2018. – С. 1-4.

4 Козлова Е. А. К вопросу об одаренности детей // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 874-877.

5 Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29-33.

6 Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Человек в системе общенаучных отношений: материалы всесоюз. науч. конф. – М., 1991. – С. 149-159.

7 Одаренные дети / под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.А. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

8 Соколова Н.В. Развитие детской одарённости в условиях современной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 46-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для детей с признаками одаренности "Звездная тропинка" для детей от 4 до 7 лет

Программа разработана методическим советом Излучинского МБДОУ ДСКВ "Сказка" под руководством заместителя заведующей Ануфриевой Ириной Леонидовной. Программа проходит первый этап внедрения в 2012-2013 ...

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Мастер – класс для педагогов на тему «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком....

Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одаренности «Маленький талант»

Образовательный проект по комплексному выявлению и развитию детей с признаками одаренности«Маленький талант»...

Мастер-класс «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»

Необычные способы изображения считать бесполезно. Сколько бы раз ни подводить итоги, они всегда будут предварительными: новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются. К примеру,...

«Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей поcредством песочной терапии».

Песок - один из первых материалов, который ребёнок использует для самостоятельной деятельности: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Песок – это уникальная возможность исследовать свой ...