Статья: «Формирование нравственных ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста »
статья

Уколова Татьяна Николаевна

В общем виде можно представить следующие психологические особенности нравственного становления старших дошкольников, формирования их нравственных ценностных ориентаций:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня: Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если ребенка приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают его воспитанным ребенком

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области

«Формирование нравственных ценностных ориентаций старшего дошкольного возраста »

Воспитать: Т.Н. Уколова

2020год

      Старший дошкольный возраст – это особый период жизни ребёнка. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах А.К. Марковой, А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман и др.

Переход ребенка в старшую группу вносит важнейшие изменения в его жизнь. Система «ребёнок – взрослый» дифференцируется. Система «ребёнок – воспитатель» начинает определять отношение ребёнка к родителям и отношение ребенка к детям (Шарипов, 2012).В старшем школьном возрасте появляются важные психологические новообразования в познавательной сфере ребёнка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Кроме того, в этот период идёт интенсивное формирование приёмов запоминания. В более старшем возрасте ребёнок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей учебного материала.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребёнка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. Дети уже могут не только рассматривать объект, но и управлять своим восприятием. Для этого должно возникнуть предварительное представление, предварительный поисковый образ того, что нужно увидеть. В этом возрасте формируется произвольность внимания, т.е. способность сосредоточиться на мало интересных вещах. Эмоциональные переживания приобретают более обобщённый характер. Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщённый характер.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием детьми чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает, что каждый, даже самый маленький успех это хоть и самое маленькое, но все же продвижение вперёд. Старшие дошкольники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Данный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности (Белинская, 2001).

В данном возрасте  закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Этот возраст отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

У детей отмечается наибольшее увеличение мозга от 90 % веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95 % в 7 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка и доказывают тезис, что воспитательное воздействие на младшего школьника со стороны семьи именно в младшем школьном возрасте оказывает большое влияние на процесс формирования у ребёнка личностных качеств, личностных особенностей, востребованных обществом.

В этом возрасте также происходят значительные качественные и количественные изменения в костной и мышечной системе старшего школьника. Так что, именно в этом  возрасте как никогда важно стремиться к физическому развитию и совершенствованию организма ребенка. И в этом процессе роль влияния семьи на старшего дошкольника также велика.

В общем виде можно представить следующие психологические особенности нравственного становления старших дошкольников, формирования их нравственных ценностных ориентаций:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня: Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если ребенка приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают его воспитанным ребенком. К 7-8-ти годам необходимо, чтобы ребенок умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.

Человека в достаточной степени характеризует то, что для него на данном этапе жизни и деятельности является главным, наиболее значимым. Этому соответствует центральное базовое основание личности, которое мы обозначаем термином ценность. Ценность характеризуется единством определенной внешней направленности личности и её представлением о себе (представление собственного «Я»). Когда оба эти содержания связаны друг с другом так, что каждое из них реализуется через другое, то есть когда они оказываются двумя сторонами одного и того же, мы говорим о личностной ценности.

Ценность  это те отраженные субъектом области его существования, через которые происходит выделение им самого себя, своей личности, собственного «Я». Ценность можно охарактеризовать одновременно и как объективное «видение» личности (личность выделяет и осознает себя через отношение определенной стороне действительности, определенным объектам), и как личностное «видение» объектов (те или иные стороны действительности приобретают для субъекта личностный смысл; становятся личностно значимыми). Учет сложной природы ценности (единства в ней объективно-содержательной и субъективно-личностной сторон) позволяет рассматривать ее как «ядро» личности, как определяющую (генетически и функционально) целостность, ибо ценность и создает основу для связывания, единства разнообразных отношений, в которых реально функционирует человек, и определяет направленность данной личности (Гурова, 2000).

Ценностные ориентации рассматриваются как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование.

Система нравственных ценностных ориентаций представляет собой интегративное личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через категории достоинство, ответственность, доброта, уважение, сочувствие, содействие, и характеризующееся переходом от эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность человека по ее присвоению.

Ценностные ориентации это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

В работах отечественных психологов в качестве ведущей, системообразующей характеристики личности выделяется ее направленность, квинтэссенцией которой являются ценностные образования. С данной позиции ценность есть значимость явлений действительности, их соответствие основным потребностям общества и индивида, отдельных социальных групп. Ценности – это результат чувственного восприятия влияния чего-либо или кого-либо на жизнь субъекта, а ценностные ориентации в свою очередь  дифференцирование (шкалирование) объектов по их значимости для данного индивида, выявление личностного смысла различных объектов, содержательная сторона направленности личности, внутренняя основа ее внешнего взаимодействия с различными объектами.

Многочисленные исследования ценностных ориентаций привели к выводу о том, что ценность как устойчивое и определяющее личностное основание складывается в 6-7 лет и сохраняется в дальнейшем, вплоть до взрослого возраста. До этого ребенок, конечно, выделяет те или иные конкретные формы внешнего содержания, наиболее предпочтительные для него. Но это именно конкретные формы, которые не достигают уровня обобщенности. С другой стороны, ребенок выделяет свое «Я» (например, «Я сам» трехлеток), но такое «Я» не отражает целостности личности, оно относится к отдельным конкретным действиям. В 6-7 лет реализуется двойной процесс (обе стороны которого взаимосвязаны). С одной стороны происходит обобщение разных конкретных значимых содержаний в трех формах (планах): деятельности, личностных отношений, сознания и познания. С другой стороны, именно по отношению к этим обобщённым формам внешнего содержания выделяется осознание своего «Я», «Я-образа», как относящегося теперь к целостной личности. Структура ценности может быть представлена следующим образом: соотнесение обобщенного содержания с «Я».

Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, формирование ценности происходит в 6-7 лет, так как в этот период ребенок направлен как на предметный мир, так и на мир человека, сферу взаимоотношений. Происходит обобщение разных конкретных содержаний (чему, в частности, способствует и система воспитания, при которой ребенку в данный период предъявляются обобщенные требования). При этом личность ребенка оценивается относительно достижениям в указанных обобщенных формах внешнего содержания, что, со своей стороны, позволяет придать наибольшую значимость данному содержанию (Эльконин, 2007).

Важно и то, что тип ценности, формирующийся в период 6-7 (6-8) лет, оказывается устойчивым индивидуальным образованием, которое на фоне возрастных особенностей (а иногда вопреки им), во-первых, сохраняется в дальнейшем, даже и во взрослом состоянии и, во-вторых (как и другие базовые основания личности), является универсальным–действует в разных сферах функционирования субъекта.

Таким образом, система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Основываясь на исследованиях Л.С. Выготского, Л.И. Божович, мы полагаем, что сензитивность данного возраста к присвоению ценностей обусловлена такими возрастными особенностями младших школьников, как произвольность психических явлений, конкретный характер познавательных процессов, внутренний план действий, сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения; способность к обобщению переживаний, рефлексия, интенсивное формирование моральных чувств, безграничное доверие взрослым, самооценка, чувство компетентности, доминирование познавательной потребности, развивающееся самосознание, способность к разграничению игры и труда, выделение труда (в том числе и учебного) в самостоятельную, ответственную деятельность. От раскрытия особенностей процесса развития и специфики воздействия ценностных ориентаций, составляющих содержательную часть характеристики личности, зависит определение путей ее формирования, в том числе утверждения активной социальной позиции. Поэтому в последние годы изучаются условия и закономерности развития ценностных ориентации детей разных возрастов. Вместе с тем выявление характера динамичных изменений ценностных ориентаций невозможно без специального рассмотрения многопланового и многоуровневого процесса их становления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию по формированию нравственных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Представленные конспекты занятий разработаны с целью формирования нравственных взаимоотношений воспитанников старшего дошкольного возраста. Предлагаемый методический материал рекомендован для педагого...

статья "Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В дошкольном детстве ребёнок преобретает основы личной культуры её базис....

Статья на тему: «Рассказы Н. Носова как средство формирования нравственно- этических представлений детей старшего дошкольного возраста».

В статье рассматривается проблема формирования нравственно - этических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством рассказов Николая Николаевича Носова.В настоящее время по...

Статья "Формирование нравственности воспитанников у детей младшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка, именно здесь он приобщается к миру общественных ценностей. В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольном...

СТАТЬЯ "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Формирование нравственных ценностей и идеалов в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмеча...

Статья "Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"

Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, передаваемым из поколения к поколению и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей ...