Статья "Формирование нравственности воспитанников у детей младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа)

Григорьева Надежда Валерьевна

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка, именно здесь он приобщается к миру общественных ценностей. В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, но и семье, так как она зарождается именно там.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Формирование нравственности воспитанников у детей младшего дошкольного возраста

Если человека учат добру – учат умело, умно,                                                                                                          настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу – в результате будет зло.
(В.А.Сухомлинский)

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяется духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранения национального достояния всех народов России.

В общих положениях ФГОС отмечено одним из основных принципов дошкольного образования является – приобщение детей к социо-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка, именно здесь он приобщается к миру общественных ценностей. В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, но и семье, так как она зарождается именно там.


Каждая семья мечтает, чтобы рос их малыш здоровым и жизнерадостным. Молодые родители должны уяснить для себя, что семья – важная часть патриотического воспитания. Атмосфера каждой семьи с её жизненным укладом, традициями, интересами и потребностями сразу начинает воздействовать на маленькое чудо. Очень важно, какая это семья: веселая, дружная; со строгим укладом.

Лишнего родительского тепла не бывает, а ребенок с недостатком любви и тепла растет замкнутым, неуверенным, испуганным и безынициативным.

Большинство семей с первых дней жизни малыша проявляют очень нежные и чуткие чувства любви и заботы. Ребенок это чувствует и растёт счастливым и равноправным членом семьи.
Родители не должны в этом случае занимать роль “главного”, не давить на него собственным авторитетом и опытом, а помочь удерживать позицию равенства между взрослым и малышом. Взрослый должен в этом случае чутко улавливать и понимать каждое движение его души.
Любовь, ласка, чуткое отношение взрослого к малышу органически впитывается и делает их частью собственного “Я”, а это формирует основу нравственности.

В этом случае очень важна сила примера, но в этом возрасте это даётся очень трудно и не уж и просто.

Если в семье царит атмосфера радости, тепла и уюта, малыш настроен на положительную волну в отношении взрослых. Опираясь на это, следует учесть его, нести радость окружающим не только фактом собственного существования, но и собственными поступками, действиями.

Воспитательская тактика взрослых заключается в том, что они позволяют малышу быть щедрым с окружающими в выражении чувств, предлагая: “Обними своего зайчика!” ”Поцелуй бабушку!” Не следует оставлять без внимания и такие чувства как сопереживание, сострадание. Упал зайка – ему больно, пожалей его, успокой!

Дети младшего возраста очень импульсивны и непосредственны. Взрослым нужно умело исправлять вспыхнувшие чувства и малыш старается быть послушным, т.к. видит, что своими действиями вызывает у родных радость. Ему очень нравятся похвалы взрослых. Малыш учится любить окружающих, быть отзывчивым, чутким, уметь сопереживать и уважать переживания других. Эти гуманные чувства помогают ему расти нравственно. В связи с этим следует остерегаться чрезмерного внимания, ничем не мотивированного восхищения и изобилия игрушек.

Воспитательное значение поощрений и порицаний ещё более усиливается, когда ребёнок начинает понимать смысл обращённых к нему слов.
Взрослым необходимо запастись терпением, в своих педагогических воздействиях, умело направлять поведение ребёнка по нужному руслу и неустанно повторяя слова “можно”, ”нельзя”.

У детей младшего возраста отсутствует жизненный опыт, и они бесстрашны, им не понятен горячий чайник или утюг. Во избежание конфликта ребёнка нужно отвлечь игрушкой или убрать с глаз. В этом случае строгое взрослое “нельзя” должно быть неизменным и категоричным, к кому бы не обратился ребёнок за помощью. Так ребёнок усваивает, что жить в человеческом обществе следует, соизмеряя свои человеческие желания с общепринятыми нормами поведения.

Освоению норм поведения способствует и развивающееся умение действовать с предметами, игрушками. Способность активно занять себя, без опеки взрослого играть с предметами, у ребёнка начинает проявляться вместе с инициативой, настойчивостью.

Ребёнок с удовольствием обучается правилам поведения, принятым в человеческом обществе, здороваться, благодарить, общаться. Поощрение взрослых наполняет его гордостью.

С возрастом ребёнок становится самостоятельным, а это одно из главных нравственных приобретений ребёнка. От воспитательного процесса в этом возрасте не надо устранятся, напротив необходимо умно и тактично руководить, закреплять. Только в младшем дошкольном возрасте ребёнку интересны действия, связанные с самообслуживанием и он активно стремится овладеть ими. В более старшем возрасте интерес к самообслуживанию угасает и взрослым приходится прикладывать много усилий, чтобы заставить ребёнка самостоятельно одеться, поесть. Пока активные самостоятельные действия сопровождаются постоянно только положительными эмоциями малыша: это радость переживаний от самого процесса действий, от результативности; с другой – поощрения, восхищения взрослых членов семьи. Всё это приводит к более тесным эмоциональным контактам, способствует формированию общительности, приветливости малыша.

Уроки добра не проходят бесследно. Ребёнок учится жить в коллективе. С одной стороны этому его учат взрослые, а с другой – он учится сам.

Малыш пытается самостоятельно разобраться в сложном мире взаимоотношений с окружающими, испытывая всех членов семьи на разные модели поведения, проверяя собственные представления о том, что хорошо, что плохо. В такие моменты ярко раскрываются индивидуальные особенности ребёнка. Взрослые, понимая и правильно оценивая происходящее, всегда будут снисходительно великодушны демонстрирую малышу образцы истинной доброты.

Таким образом, нравственное развитие предполагает простое начальное становление личности, основывается на потребности ребёнка упрочить положительный образ собственного “Я”. Без постоянной помощи, поддержки и доверия взрослых, малышу самому не справится с этой очень сложно         задачей. Взрослый всегда рядом, всегда готов правильно оценить настоящее и показать перспективы будущего, превращая мелочи будней в уровни жизни. Только при этих условиях ростки подлинной нравственности пустит глубокие корни, помогут растущему человеку достойно жить среди людей.

                                                                      ЛИТЕРАТУРА
1. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Составитель: Акинина Т.М., Степанова Г.В. М: УЦ “Перспектива”, 2012 - 248с
2. Петрова В.И., Стульчик ТД. “Нравственное воспитание в детском саду”. Программа и методические рекомендации М: Мозаика – Синтез 2006 - 72с
3.Ковалёва Г.А., Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольно-образовательных учреждений, второе издание исп. и доп. М: АРКТН, 2004 – 80с
4.ФГОС – МУЦ Перспектива, 2014 – 32с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки открытых мероприятий по проектной деятельности на тему "Психологические условия формирования представлений о нравственных ценностях у детей младшего дошкольного возраста".

С целью повышения качества образовательного процесса в МАДОУ, совершенствования педагогического мастерства я, воспитатель Елена Леонтьевна Медянцева, работаю по теме: "Психологические условия формиров...

Аппликация - как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Аппликация-один из важных видов деятельности у детей раннего возраста. Здесь содержится перспективное планирование по аппликации на учебный год ( обозначена тематика и задачи). Также расписаны конспек...

Нравственно- патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Презентация еа тему :Задачи нравственно -патриотического воспитания в младшем дошкольном возрасте....

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»

Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья  - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность:  В младшем дошкольном возрасте у детей н...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна больша...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...